Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»





Скачать 184.41 Kb.
НазваниеРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Дата публикации15.04.2015
Размер184.41 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Твери

Реферат по литературе на тему

«Мария в произведениях А.С.Пушкина»

Выполнила: ученица 11 «В» класса

Тыдень Мария Владимировна

Руководитель: учитель русского языка и

литературы

Неклюдова Ирина Викторовна


г. Тверь,

2014 год


Мария в произведениях А.С.Пушкина.

Содержание.
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Образ Маши Троекуровой в повести «Дубровский» .. . . . . . . . . . . . .4

Глава 2. Образ Марьи Гавриловны в повести «Метель». . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 3 Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка». . . . . . . . . 11

Глава 4. Образ Марии в поэме «Бахчисарайский фонтан». . . . . . . . . . . . . . . .13

Глава 5. Образ Марии Кочубей в поэме «Полтава». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21


Вступление.

Многие писатели рассматривали в своих произведениях женские образы, пытались выявить сущность женщин и их истинный характер. Однако, на мой взгляд, А.С.Пушкин добился в этом самого большого успеха.

Прочитав некоторые произведения Пушкина, я обратила внимание, что многие его героини носят имя Мария. Ведь как очаровательны, пушкинские Маши: Маша Троекурова («Дубровский»), Марья Гавриловна («Метель»), Маша Миронова («Капитанская дочка»). Они разные, но объединяет их высокое чувство долга. Необыкновенно хороши Марии в поэмах «Бахчисарайский фонтан», «Полтава».

Почему поэт так часто использует это имя? Что объединяет героинь, которых так назвал А.С.Пушкин? Чем они отличаются друг от друга? В своей работе я попытаюсь найти ответы на эти вопросы.

Цель работы:

выяснить, какие образы скрывает имя Мария в произведениях А.С.Пушкина.

Задачи:

1) проанализировать повести «Дубровский», «Метель», «Капитанская дочка» и поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Полтава»,

2) выявить и описать общие черты образов главных героинь.

Структура работы.

Реферат состоит из пяти глав, в которых описаны образы Марий в пяти произведениях А.С.Пушкина: «Дубровский», «Метель», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава»,

Во вступлении показаны цели и задачи работы, ее структура.

В заключении подведены итоги работы, показано значение имени Мария в произведениях А.С.Пушкина, черты их сходства и различия.


Глава 1. Образ Маши Троекуровой в повести «Дубровский»


Мария Кириловна Троекурова — нежная дочь грозного провинциального самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен двадцатитрехлетний Владимир Дубровский, наследник помещика, разоренного ее отцом. Возраст, белое платье уездной барышни, воспитательница-француженка (мамзель Мими) огромная библиотека, составленная в основном из французских писателей XVIII в. и находящаяся в полном распоряжении пылкой читательницы романов, — все эти составляющие образа Марии, в разных сочетаниях, присущи разным героиням Пушкина. На устойчивом фоне заметнее индивидуальные черты: скрытность, внутреннее одиночество, твердость. Характер воспитан обстоятельствами: отец то ублажает любимую дочь, то пугает неукротимостью гнева; соседи страшатся Троекурова — искренность исключена, увеселения Кирилы Петровича не допускают женского общества, сводный брат слишком мал, мать умерла.

Автор ставит Марию, в большинстве своём узнаваемые, традиционные сюжетные положения. Война отцов уподоблена войне Алой и Белой розы — недаром покойная мать Дубровского изображена на портрете именно с алой розой, а Мария, в свою очередь, показана вышивающей розу на пяльцах.

Приходит время другой литературной параллели; как героиня поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», Мария становится возлюбленной благородного разбойника. Привычен и прием с кольцом, которое дарит героине герой, чтобы та в случае опасности опустила это кольцо в дупло дуба. Это будет означать, что Мария, несмотря ни на что, просит Дубровского увезти ее из дома.

И точно так же, как литературно-узнаваемые черты резко оттеняют индивидуальность характера Марии, так типовой набор сюжетных положений любовно-авантюрного романа шаг за шагом ведет ее к финальной трагедии самоотвержения. Сосватанная за пятидесятилетнего аристократа Верейского, Мария в отчаянии подает знак Дубровскому; жених-разбойник опаздывает и останавливает свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви; обвенчанная Мария отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данную Верейскому.

Маша Троекурова, как и другие героини Пушкина, росла в деревенской тиши, на лоне природы. Мать ей заменила няня, добрая, скромная крестьянская женщина, знавшая бесчисленное количество народных сказок и песен и с удовольствием передававшая их своей воспитаннице. Девочка росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной. Что до Кирилы Петровича, то дочь свою он любил «до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Такое непостоянство отца привело к тому, что Марья Кириловна хоть и почитала его, но не нашла в отце друга.
Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви. Среди гостей отца, развязных и распутных, как и он сам, не было того, к кому могло устремиться Машино сердце: всех занимала только охота, пирушки да разговоры о наживе. И потому, когда в дом к Троекуровым, к сводному брату Маши, приехал молодой учитель-француз, и именно после того, как он смело и отважно защищался от медведя, Маша поняла — это Он, герой «ее романа». Случай с медведем произвел сильное впечатление на девушку, «воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию».
Когда на свидании, назначенном ей Дефоржем, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании с Дубровским убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе — побег не состоялся.
Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и неподвижна, «голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны.
Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом наставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она, как позже и Татьяна Ларина, не способна была нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся ее душа, научила ее отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой.

На страницах повести А. С. Пушкина “Дубровский” мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского — Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность к разным сословиям не мешают этим женщинам казаться нам одинаково привлекательными. Что касается главной героини повести, Марьи Кирилловны Троекуровой, то, на мой взгляд, образ ее перекликается с образом главной героини другого произведения А. С. Пушкина — Татьяной Лариной. В “Дубровском” это просто, если можно так выразиться, наброски, очертания того излюбленного образа, каким станет впоследствии для автора Татьяна. В моем представлении Маша Троекурова и Татьяна Ларина — это портрет одной и той же женщины, но в первом случае выполненный только черно-белыми красками, а во втором — яркий, красочный, со всевозможными оттенками.

Какой же была Маша Троекурова, если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса Владимира Дубровского? Сказать красавица — недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В Марье Кирилловне, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми Маша, повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной.
Отца своего Марья Кирилловна почитала, но друга и советчика в нем, как это часто бывает между родителями и детьми, не нашла. Кирила Петрович хоть и “любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверительности”.
     Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши и время от времени стал давать уроки музыки и ей, то вскоре девушка нашла в нем героя своего романа. Машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и особенно — его храбрость: “Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не принадлежат исключительно одному сословию...” С детства привыкшая видеть в своем доме мужчин, похожих поведением на своего отца: властных, разгульных, думающих только о деньгах и наживе, в учителе Маша нашла полную противоположность. Никогда не мечтавшая о богатстве, привыкшая довольствоваться малым, и, наоборот, высоко ценившая духовное богатство человека, Маша почувствовала в молодом человеке родственную натуру, и сердце ее безропотно поддалось его зовущему сердцу.
Маша не боится признаться, что любит Дубровского. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.
Глава 2. Образ Марьи Гавриловны в повести «Метель»


Марья Гавриловна — героиня повести, сюжет которой (равно как «Барышни-крестьянки») рассказан Белкину девицей К.И.Т. Марья Гавриловна — «стройная, бледная и семнадцатилетняя» дочь добрейшего помещика Гаврилы Гавриловича Р*** из села Ненарадова; имеет романическое воображение (подобно рассказчику и герою «Выстрела», героям «Барышни-крестьянки», самому Белкину). То есть она мыслит литературными формулами, воспринимает жизнь как романную фабулу. Мир провинциальной читательницы французских романов и только что (к началу действия повести) появившихся русских баллад раскрывается перед читателем. Естественно поэтому, что когда, в конце 1811 г. («в эпоху, нам достопамятную» — накануне Отечественной войны) в Марью Гавриловну влюбляется бедный армейский (т. е. не принадлежащий к гвардейской элите) прапорщик, а родители смотрят на него косо, она замышляет нечто романное. Планируется тайное венчание, после которого, как полагается, последует сначала кульминация — родительский гнев, а затем развязка — прощение и призыв: «дети! придите в наши объятия!» Все обставлено соответственным образом — написаны письма подруге и родителям, запечатаны тульской печаткой («два пылающие сердца с приличною надписью»); накануне ночью героиню преследуют во сне балладные видения, — и вдруг наутро после побега читатель обнаруживает Марью Гавриловну дома, в ее собственной постели, только несколько бледную. На следующий день она занемогает.

Инсценировка «романа» в жизни не удалась. Вполне балладная метель, сбившая с пути жениха, Владимира, как некая стихия Провидения, вторглась в задуманный ими «сюжет». «Живая жизнь» предложила развязку настолько литературную, настолько прихотливую, что в «настоящем» романе она показалась бы надуманной, неправдоподобной. (До поры до времени подробности не раскрываются.) Пережив известие о смерти Владимира от ранения на поле Бородина, а затем и смерть отца, Марья Гавриловна переезжает в другое наследственное имение, становится богатой невестой, но отвергает всех женихов, — как Пенелопа, ждущая своего Одиссея. Намеки на странность ее положения содержатся в сравнениях рассказчика; если до сих пор Владимир сравнивал ее с девственной Лаурой из сонетов Петрарки, то теперь рассказчик сравнивает ее с древнегреческой героиней — «девственной Артемидой». Делается это в надежде, что грамотный читатель обратит внимание на некоторую несообразность (Артемида была одновременно и девственницей, и вдовой не успевшего «познать» ее галикарнасского царя Мавзола, которому хранила верность) и уловит намек на непростые обстоятельства. Но — по законам новеллы — все разъясняется только в финале.

Пушкин сгущает иронические краски при описании романтических мечтаний Марьи Гавриловны, но итог ее душевных страданий самый обыкновенный: Марья Гавриловна так доистязала себя, что романтическая бледность стала подлинной и головная боль, которую выдумали влюбленные,— «непритворной». А перед уходом из дому она «залилась слезами».

Тут впервые проблескивает серьезность в пушкинском изображении, потому что поведение Марьи Гавриловны отнюдь не фальшивое. Но романтические краски не исчезают: «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием», «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу». Родители и природа оказываются словно в заговоре против обручения Марьи Гавриловны с Владимиром.

Глава 3 Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка».



Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это застенчи­вая, скромная, с непримечательной внешностью де­вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус­ских народных песен, пословиц: «Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь». Использование подобных эпиграфов, по содержа­нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу­жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро­новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли­зость к народу.

Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его.

Дочь коменданта воспитана в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине­ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми­ряется с решением родителей любимого. В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения.

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой, потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров­ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению.

События, происходящие в повести, на прямую связаны с образом Маши. Пушкин стремился показать, как в тяжёлых испытаниях проявляются человеческие качества героини. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Глава 4. Образ княжны Марии в поэме «Бахчисарайский фонтан».



Княжна Мария — центральный персонаж поэмы. Центральный не по формальным характеристикам, а по психологическому контрасту всем остальным персонажам — от Заремы до Гирея и евнуха. Такое смещение сюжетного центра байронической поэмы с героя на героиню было не случайным; по неписаным правилам жанра, герой отождествлялся с автором, был его литературным «alter ego», — а Пушкин, как он убедился в процессе работы над «Кавказским пленником», не годился в герои «романтического стихотворения». В «Бахчисарайском фонтане» как бы оформлена де-юре ситуация, которая была явлена в «Кавказском пленнике» де-факто: женским образом затмевается мужской.

Образ Марии Пушкин возводит к полулегендарной княжне Марии Потоцкой, которую, по преданию, пленил и поместил в свой гарем в XVIII»Шв. Кезим-Гирей-хан. В пушкинской выписке из книги И. М. Муравьева-Апостол а «Путешествие по Тавриде», сопровождавшей публикацию поэмы, истинность легенды отвергалась; для поэта это не имело никакого значения. Ему важно было создать «байронический» тип христианки, европейки, плененной Востоком. Его юная полька воспитана седым и нежным отцом, которого убил Гирей, и не хочет признавать никаких иных отношений между мужчиной и женщиной, кроме отеческих. Мария — северянка и по внешности (темно-голубые очи), и по темпераменту («движенья стройные, живые»), и по жизнеощущению (разлука с земным отечеством лишь приближает ее встречу с отечеством небесным). В ней все готово к смерти: «Что делать ей в пустыне мира?..»

Долго ждать развязки не приходится: сама того не желая, Мария оттесняет от Гирея другую наложницу, Зарему; та, явившись ночью в «келью» Марии, полуисповедуется - полугрозит «сопернице», сохраняющей смущенное молчание. Но красота Марии настолько неземного свойства, черты ее настолько идеальны, что автор отказывается договаривать все до конца. Он лишь намекает на то, что страшная угроза приведена в исполнение, — рассказывая о жестокой казни Заремы. В струях Фонтана слез, возведенного Гиреем, как бы символически сливаются слезы, пролитые Марией перед иконой Пресвятой Девы, пучины, в которые была погружена несчастная Зарема, скорбный плач Гирея по ним обеим.

Сама оппозиция «холодно-прекрасной» и «чувственно-прекрасной» героинь надолго сохранится в русской прозе — вплоть до позднего И. А. Бунина (рассказы «Натали», «Чистый понедельник»).

«Бахчисарайскому фонтану» на пути углубления эстетического и нравственного идеала поэта, без сомнения, принадлежит этапное положение, причем в полном диапазоне пушкинских устремлений. Многое значит в творческой эволюции Пушкина образ Марии. Он был обещан элегическим циклом поэта-лицеиста и ранними стихами петербургских лет , но оказался «затерт», отодвинут «изменницами младыми», лишь изредка обозначалось смутное влечение к нему. И вот — неизбежное и необходимое: в поэзию Пушкина вошел гармонический женский образ. Мария — красавица, но пленяет она прежде всего своей духовностью. Содержание внутренней жизни героини практически не раскрывается, но наличие таковой провозглашается твердо.

Мария равна Зареме красотою, но резко контрастна натурой. Образ Марии погружен в туманную дымку. Это — не погрешность от недостатка опыта, это осознанный подход. Бытует мнение: короля играет его окружение. Нечто подобное наблюдаем в поэме. Незаурядность Марии преимущественно явлена через отношение к ней Гирея и Заремы: фигура умолчания в непосредственном изображении не ослабляет образ. Отношение Гирея показано через немые знаки страданий, вначале загадочные, затем объясненные, и через его поступки: не ведающий неповиновения хан смягчает для Марии «гарема строгие законы». Зарема среди невольниц гарема выделяет только Марию.

И все-таки в приеме умолчания, приеме вполне эффективном, который позволил показать Марию через отношение к ней Гирея и Заремы, можно отметить и другую его сторону: величие героини постигается рационально, ей недостает собственной теплоты. Приоритет Марии в системе образов, который утвержден сюжетом и всем пафосом поэмы, декларируется, но умозрительно.

На страницы пушкинской поэзии выходит, без сомнения, самый пленительный образ. И принципиально, что образ вводится в повествование на демонстративном противопоставлении его литературной традиции (в том числе собственной), он с самого начала не заемный, а глубоко оригинальный.

В контексте пушкинских духовных исканий роль образа Марии велика. Пушкин — Протей, ему органичен поиск разных путей в решении единой творческой задачи. Значение образа Марии в том, что в поле зрения поэта оказывается вновь надолго забытый образ смиренницы.

Глава 5. Образ Марии Кочубей в поэме «Полтава».



Кочубей Мария — героиня поэмы «Полтава», возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое пространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной Марии, до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной Марией движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что Мария — крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, Мария тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет - Корона царская!..» Под конец разговора, замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность Марии «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что Мария ни о чем не знает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери, упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная Мария бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ Марии в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, Мария утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, то есть в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» Марию в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Заключение

Мне кажется, что А.С.Пушкин мастерски изобразил женские образы в своих произведениях. Читая их, просто невозможно не заметить, с какой любовью писатель относился к своим героинями и как ярко показывал главные черты настоящей русской женщины – честность, нравственность, смирение и в то же время твёрдость духа и силу воли.

Маша Троекурова выросла в морали, в чувстве долга и ответственности, которые прочно впитала в себя. Честь и долг для неё дороже любви. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся ее душа, научила ее отвечать за свои слова и поступки. В этом и достоинство главной героини повести «Дубровский», и жизненная драма.

Мария Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти романтических настроений, заимствованных из француз­ских романов, на которых она воспитана. Именно ее «ро­мантическое воображение» и соблазнило ее согласиться на бегство из родительского дома и тайный брак с «бедным армейским прапорщиком» Владимиром, которого отверга­ют ее богатые родители. После всего, что пришлось пережить Марье Гаврилов­не (венчание с чужим человеком, смерть отца и гибель Владимира), она продолжает играть роль романтической героини.

Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой, главной героини повести «Капитанская дочка» — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Княжна Мария — центральный персонаж поэмы «Бахчисарайский фонтан»: центральный не по формальным характеристикам, а по психологическому контрасту всем остальным персонажам. Мария — красавица, но пленяет она прежде всего своей духовностью. Содержание внутренней жизни героини практически не раскрывается, но наличие таковой провозглашается твердо.

Мария (Матрёна) Кочубей в поэме «Полтава», является типичной байронической героиней: скромной, разумной, пылкой. Беспредельно наивной Марией движет одно чувство — любовь. Внезапно увидев, как страшна реальность и коварна любовь, Мария утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Образ Матрёны Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца - все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму.

Героини Пушкина, во многом разные, но одинаковые тем, что не нарушат законов чести, тем, что морально чисты и умеют жертвовать многим ради любви.

Использованная литература

  1. Иезуитова Р.В. «Утаённая любовь А.С.Пушкина».

  2. Иофьев М. Профили искусства. Литература, театр, живопись, эстрада, кино. М., «Искусство», 1965, 324 стр. Стр. 165-169: «Мария- Нинель Петрова» [Бахчисарайский фонтан]

  3. Лавренев Б.А. Собрание сочинений в 6 томах, т.6.М., «Художественная литература», 1965, стр.189-191.

  4. Левин В.Д. Краткий очерк истории русского литературного языка. Изд.2 испр. И доп. М, «Просвещение», 1964, 274 стр. Стр. 213-234: «Пушкин и русский литературный язык»

  5. http://coolreferat.com

  6. http://lit-helper.ru/

  7. http://www.litrusia.ru/

  8. http://slovo.ws

  9. http://www.proza.ru

10)http://claw.ru/

11)http://stavcur.ru/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова»
Увидеть, постичь, понять, что является внутренним двигателем поступков героев Василя Быкова в кризисной ситуации
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы XIX века
...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Бал в жизни русского общества и его...
А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной:...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconТема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина
Вступление: Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по русской литературе на тему: “ Биография Пушкина А. С.”
Родители очень любили сына и делали все, что б он получил хорошее образование. Сначала естественно было домашнее образование, благодаря...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Слово о полку Игореве»
А. И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы "Слова о полку Игореве". Протёкшие столетия не приглушили...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconЗадачи электива : расширить кругозор учащихся, развить интерес, любовь...
В. Жуковского и А. Пушкина. Юлий Бунин (1860-1921), член партии “Земля и воля”, журналист журнала “Вестник воспитания”. Евгений Бунин,...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе роль сновидения в произведениях Ф. М. Достоевского
Изучение богатейшего материала литературных снов с точки зрения философии, эстетики, культурологи, психоанализа – это проблемы до...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconШкольный реферат и основные требования к его написанию
«Наполеон Бонапарт» или «Николай ii», по литературе – «Творчество А. С. Пушкина», по биологии – «Обитатели Океана», по географии...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» iconТема: «История пугачевского бунта в произведениях А. С. Пушкина»
Республика Татарстан, г. Тетюши, моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск