Скачать 2.96 Mb.
|
«Утверждаю» директор МБОУ «Соснинская ООШ» ________ Котдусов Г.Х. Приказ № 163 от 31 августа 2013 года Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ «Соснинская ООШ» Протокол №1 от 31.08.2013 Содержание
1. Пояснительная записка к Образовательной программе основного общего образования МБОУ «Соснинская ООШ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ является общеобразовательной средней школой. В соответствии с Федеральным законодательством (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции) (разработка и утверждение образовательных программ) отнесена к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы сформирована исходя из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. 1.1. Нормативно – правовая база Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; 2. Закон Республики Татарстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); 3. Закон РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»; 4. Концепция развития образования на 2011-2015 г.г., утвержденная распоряжением правительства РФ от 7 февраля 2011 года; 5. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»-«Будущее»; 6. Конвенция о правах ребенка; 7. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993; 8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312; 9. Приказ МО и Н РФ от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312»; 10. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 11. Письмо МО и Н РФ от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»; 12. Примерные программы по предметам; 13. Приказ МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»; 14. Приказ МО и Н РТ от 10.07.2012 г. № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего общего образования»; 15. Письма МО и Н РТ №9127/ от 09.07. 2013 «Об учебных планах в 2013 – 2014 учебном году». 16. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 / 2014 учебный год; 17. Нормативные документы МО и Н РФ, МО и Н РТ, МКУ «Управление образования»; 18. Устав школы и локальные акты ОУ; 19. Лицензия образовательного учреждения. 1.2. Назначение образовательной программы: цели, задачи, принципы Сегодня руководство страны, республики, района ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся. Образовательная программа школы – это целостная система мер по выполнению миссии – обеспечить каждому ребенку возможность реализовать свое право на получение образования, соответствующее индивидуальным потребностям, интересам, способностям и склонностям. Образовательная программа школы направлена: - на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; - на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования. Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности: ученика - в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров; родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»; учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий; школы, так как образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»; общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации; Образовательная программа школы как нормативный документ определяет: - цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий; - научно-методическую базу реализации учебных программ. Образовательная программа школы как нормативный документ регламентирует: - условия освоения образовательной программы; - организацию образовательного процесса; - конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся; - организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования. Главная цель образовательной программы школы – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, обладающего набором ключевых компетенций, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию. Ведущая цель образовательной программы: - выполнение государственного образовательного стандарта на всех ступенях образования. Учебные цели: - выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами; - сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности; - постоянно повышать качество и уровень образования учащихся. Социально-ориентированные цели: - формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей; - создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта. Координирующие цели: - обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования; - установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования; - обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье. Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных образовательных областях. Задачи программы: - полное удовлетворение потребностей жителей социума в бесплатном образовании; - повышение доступности общего образования; - создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований; - создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма; - расширение спектра предоставляемых оздоровительных и развивающих услуг; - привлечение дополнительных ресурсов за счёт участия в программах развития образования регионального и федерального уровня; - повышение мобильности системы образования, её способности адекватно реагировать на изменения рынка труда и образовательных услуг; -оптимизация ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.). Принципы реализации программы: 1. Программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы. 2. Преемственность программы развития школы и образовательной программы. 3. Информационная компетентность (психолого-педагогическая, инновационная, информационная) участников образовательного процесса в школе. 4. Вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы. 1.3. Приоритетные направления. Прогнозируемый результат. Приоритетные направления: - ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность; - формирование ученического мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников; - совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий; - сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся; - развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала. Прогнозируемый результат: - повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования; - проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; - обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, чувства собственного достоинства, конструктивности поведения; - творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике; - удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса. Модель выпускника школы Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования: - высокий уровень образованности; - культура мышления; - готовность к самостоятельной образовательной деятельности; - готовность к творческой исследовательской деятельности; - умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков; - система нравственно-этических качеств; - готовность к самоопределению, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания; - потребность ведения здорового образа жизни; - конкурентоспособность. Учащиеся, получившие основное общее образование должны: - освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана; - овладеть системой мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного); - овладеть навыками рациональной учебной деятельности, сложными дидактическими умениями; - знать свои гражданские права и уметь их реализовать; - быть готовым к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего общего образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования. 2. Содержание базового образования в школе 2.1. Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы Информационная справка о школе 1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан 2. Юридический адрес: 422240, Россия, Республика Татарстан, Балтасинский район, с. Нижняя Сосна, ул. Героя Сарвара, дом 6 3. Телефон: 8 (84368) 3 – 27 - 28 4. E-mail: sosna_sh@rambler.ru 5. Сайт ОУ: https://edu.tatar.ru/ n.sosna/sch 6. Год основания: 1988 г. 7. Учредитель: Исполнительный комитет Балтасинского муниципального района РТ 8. Государственная аккредитация: серия 16 ОП 000083, рег. № 1527 от 02 марта 2012 года. 9. Лицензия: серия РТ № 001563, рег. № 3056, дата выдачи 19 декабря 2011 года. 10. Директор школы: Котдусов Гамиль Ханнанович Здание школы – типовое, построено в 1988 году. В школе действуют 16 учебных кабинетов, 1 спортивный зал, столовая, библиотека. На территории школы есть баскетбольная, футбольная, хоккейная площадки, учебно-опытный пришкольный участок площадью в 2 га, цветник.
Режим работы школы: продолжительность рабочей недели, продолжительность урока и перемен – определяется в соответствии с требованиями СанПиН. Педагогические кадры: Всего в штате 22 педагогических работников. учителей высшей квалификационной категории – 7 учителей первой квалификационной категории – 14 без категории – 1 Образовательный уровень педагогических работников: - высшее образование – 20 - среднее специальное – 2 Имеют высокие профессиональные отличия: - Нагрудный знак Министерства образования и науки РТ «За заслуги в образовании» - 2 чел. - Почётная грамота Министерства образования и науки РФ – 3 чел. - Почётная грамота Министерства образования и науки РТ – 7 чел. Обладатели грантов: «Наш лучший учитель» - 2 педагога, 2011 год; «Наш лучший учитель» - 2 педагога 2012 год; «Наш лучший учитель» - 1 педагог, 2013 год; Грант «Алгарыш» - 1 педагог, 2013 год.
Все образовательные программы должны обеспечить: - освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей; - освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения; - практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности. Для реализации Образовательной программы школы используются: - Примерные учебные программы Министерства образования и науки РФ для отдельных предметов базового уровня подготовки. Организация учебно-воспитательного процесса. На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив школы стремится: - заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; - создать условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе. На это нацелен учебный план основного общего образования. В 9 классе ведется предпрофильная подготовка. 2.2. Цели основного общего образования Основное общее образования должно обеспечить личностное самоопределение обучающихся. Целевое назначение: — обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом МО РФ; — обеспечение условий для достижения образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях, формирование готовности к получению дальнейшего образования, в том числе и профильного на основе осознания школьниками своих познавательных интересов проявления способности к изучению предметных областей знаний; — формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор; — формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ, адаптация ребенка к жизни в обществе, формирование основы для осознанного выбора дальнейшего жизненного пути; — формирование творческой личности, усвоившей духовные ценности и традиции народной культуры, имеющей сознательную нравственную позицию, способной к межкультурному общению; — формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Характеристика обучающихся, которым адресована программа 1. Возраст 10-15 лет. 2. Продолжительность обучения – 5 лет. 3.Уровень готовности к освоению программы: успешное освоение образовательной программы начального общего образования. Выбор образовательного маршрута ученика Основаниями для выбора индивидуального образовательного маршрута является: — успешность в учебной деятельности; — познавательные интересы; — желания родителей и обучающегося; — состояние здоровья ученика. Процедура выбора индивидуального образовательного маршрута предполагает: — доведение до сведения родителей информации об индивидуальных маршрутах на данном этапе обучения и основаниях для их выбора; - сбор информации и проведение на его основе анализа успешности учебной деятельности, сформированности познавательных интересов и мотивации учения (проводится в течение учебного года классным руководителем); — анализ динамики состояния здоровья обучающихся (проводится медицинскими работником); — коррекционная работа с обучающимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований выбора (осуществляется классным руководителем); — индивидуальные беседы с родителями и обучающимися о целесообразности дальнейшего образования в школе или о возможностях выбора иного образовательного маршрута (в течение года); — анализ жизненных планов обучающихся 9-х классов (в течение учебного года по результатам анкетирования). — уровень готовности к освоению программы: успешное освоение базовой образовательной программой 5 - 9 классов и удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы. Выбор образовательного маршрута ученика — жизненные планы обучающихся и их родителей; — профессиональная ориентация обучающегося. Процедура выбора образовательного маршрута предполагает: — сбор информации и проведение на его основе анализа успешности учебной деятельности, сформированности познавательных интересов и мотивации учения (проводится в течение учебного года классным руководителем); — анализ динамики состояния здоровья обучающихся (проводится медицинскими работником); 2.3. Формы и методы образовательной деятельности 1) урочная Достижение обязательного минимума: повышение уровня обученности (по общеобразовательным предметам); общего уровня образования (по общеобразовательным предметам); Виды учебных занятий: урок, лекция, зачет, учебная экскурсия, диспуты, и т. д. 2) внеурочная расширение знаний по разным предметам и курсам; повышение уровня интеллектуальной деятельности. Виды внеурочной деятельности: олимпиады, научно-практические конференции, элективные курсы, индивидуальные консультации. 3) внутришкольная направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширение кругозора; проведение традиционных праздников и мероприятий, концерты, праздники, вечера, тематический выпуск стенгазет, викторины, конкурсы и т.п. 4) внешкольная участие в межшкольных программах, посещение выставок, музеев и спектаклей и т.п. Промежуточная аттестация во 2 – 8 классах проводится с 10 по 24 мая 2014 года без прекращения общеобразовательного процесса. Промежуточная аттестация проводится в виде итоговых контрольных работ согласно локально-нормативным актам ОУ. Проведение государственной (итоговой) аттестации в 9 классе Итоговая аттестация в 9 классе проводится соответственно срокам и формам, установленным Министерством образования и науки РФ на данный учебный год. Срок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников устанавливает: - в 9 классе - МО и Н РФ, МО и Н РТ. 2.4. Содержание учебных программ по отдельным предметам основного общего образования с учетом национально-регионального компонента. Содержание учебного предмета Русский язык Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; - развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. содержание, обеспечивающее формирование КОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Культура речи. Критерии культуры речи. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления. содержание, обеспечивающее формирование языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания. Национально-региональный компонент: использование словосочетаний, предложений, текстов, тематически ориентированных на природу, материальную и духовную культуру края, науку Казани и Татарстана, на современные проблемы города и Республики; литературоведческого материала, состоящего из произведений национальных писателей. содержание, обеспечивающее формирование КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКой КОМПЕТЕНЦИи Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения. |
Приказ №177 от 3 октября 2013 года образовательная программа начального... Рассмотрена и принята на педагогическом совете мбоу «Среднекорсинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального... | Приказ №65 от 3 октября 2013 года образовательная программа начального... Рассмотрена и принята на педагогическом совете мбоу «Разъезд-Корсинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального... | ||
Приказ №70 от 5 октября 2013 года Основная образовательная программа... Директор мбоу «Среднепшалымская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района рт | Приказ №357/од от 02. 12. 2013 г. Основная образовательная программа... Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения | ||
Приказ №213 от 6 сентября 2013 года образовательная программа основного... ... | Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Рабочая программа По технологии Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»... | Приказ №68 от 31 августа 2013 г. Образовательная программа основного... Образовательная программа мбоу «Чуру- барышевская оош» Апастовского муниципального района рт | ||
Основная образовательная программа Среднего (полного) общего образования... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большековалинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная... | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Образовательная программа мбоу «Новокишитская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан... | Образовательная программа основного общего образования Муниципального... «Тахталинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района | ||
Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... | Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного... |