Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"





НазваниеУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Дата публикации18.08.2013
Размер67.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология»

в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"


Тип урока: обобщающий урок-путешествие.

Форма: нетрадиционная.

Класс: 7

Цель урока:

Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме.

Задачи:

  • Образовательные:
    формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
    совершенствовать умение работы со словарями разных типов.

  • Развивающие:
    развивать творческое мышление, активность учащихся;
    совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

  • Воспитательные:
    привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
    воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование:

  • выставка “В мире словарей”

  • карта островов в океане Лексики

  • проектор, компьютер, экран, колонки

  • компьютерная презентация.

Ход урока

1. Орг. момент (приветствие).

Здравствуйте, садитесь! Сегодня урок русского языка проведу у вас я! Зовут меня Светлана Вячеславовна.

2. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану.

А вот по какому мы узнаем, если вы правильно составите слово из букв. Слайд 1 Правильно, это лексика. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме “Лексика и фразеология ». Науки эти – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье, а компасом будут служить ваши знания.

Давайте сделаем первую запись в нашем “судовом журнале” – тетради: запишем число, классная работа.

– Для начала вспомним: Что такое Лексика?

– Что такое лексикон?

Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Мне хотелось бы разыграть небольшую сценку

( Имя ученика), выходите сюда, поможете мне. У меня два листочка: один я отдаю своему помощнику, а другой оставляю себе. Вы задаете вопрос, а я отвечаю.

- Как живёшь?

- Нормально.

- А с учёбой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел. Теперь все в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну, я же говорю – нормально.

- Странно ты говоришь.

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

- Да – а. Странно. А ведь когда – то был вполне нормальный человек.

Спасибо, садитесь. - Что не понравилось вам в моих ответах? Интересно было слушать?

Мы ничего не поняли. Вывод: ( спросить детей) У этого человека бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Поэтому, каждый человек должен работать над обогащением своего словарного запаса.

Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики!

Слайд 2 (карта). Познакомимся с картой путешествия.

Первый остров – Остров однозначных и многозначных слов.

– Расскажите о жителях этого острова! Какие слова называются однозначными? Многозначными? Приведите примеры. Слайд 3.

Давайте докажем жителям острова, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Проведем с вами мини – исследование, действительно, так ли это? Прочитайте предложения и запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Записывают, проверяем. Слайд 4

1.Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

2.Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

3.Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

Вывод: слово имеет несколько значений, значит оно многозначное.

– Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари.

И мы прибываем с вами в бухту Словарей.

- В каком из словарей мы узнаем лексическое значение слова? Слайд 5

- О чём узнаем мы в орфографических словарях? Слайд 6 (о правильном написании слов)

- Какие сведения мы можем узнать из словообразовательного словаря? Слайд 7. (в нем мы узнаем от чего и с помощью чего образуются слова в русском языке)

- В чём нам поможет этимологический словарь? Слайд 8.

(В том, чтобы узнать происхождение слов)

- Следующий вид словарей – орфоэпический. О чём мы узнаем в нем?

Слайд 9. (узнаем о правильном произношении слова, т.е. о постановке ударения)

- Какие еще словари вам известны?

- Вашему вниманию представляю словарь фразеологизмов. Слайд 10.

( В этом словаре мы узнаем о значении фразеологизмов).

- Я хочу, чтобы словари стали вашими верными помощниками!

Как сказал А.Франс, “Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке”.

А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения. . Слайд 11

– Что такое прямое и переносное значение? (Ответы с примерами) Слайд 12

Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения.

Слайд 13 - Из какого произведения данный отрывок? Кто автор этих строк?

Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено: ( у доски)

– скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая).

Продолжаем наше путешествие. Слайд 14

Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Ребята, мы поможем спастись жителям?

– выполним первое требование пиратов. Давайте вспомним, а что такое синонимы? Антонимы? Омонимы? Приведите примеры. Подберите синонимы и антонимы к словам. Оформив запись в виде 3 – х столбиков. Слайд 15

(заполняют самостоятельно. Пройти по рядам)

- А теперь вместе со мной прочитаем стихотворный диалог:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот»

Скажу я слово :«высоко»,

А ты ответишь: «низко».

Скажу я слово: «далеко»,

А ты ответишь: «близко».

Скажу я слово: «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово: «потерял»,

И скажешь ты: «нашел».

Теперь: « начало» я скажу,

Ты отвечай: «конец».

- Давайте найдем омонимы в тексте, укажем их значение. Слайд 16.

Таким образом, существуют несколько групп слов по употреблению

- Ребята, а вы знаете, что такое паронимы? Вам известно (знакомо) это понятие? Слайд 17,18.

Итак, мы спасли остров. Жители благодарят вас за помощь и приглашают на минутку отдыха. ( физминутка) Слайд 19 ( шарик, посмотреть вдаль, закрыть глаза, потянуться вверх, точечный массаж)

Продолжаем путешествие. Слайд 20

На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.

–Вспомним, что называется фразеологизмами? А как называется наука, изучающая эти сочетания слов? Приведите примеры

Жители острова приглашают вас на выставку «В мире картин ». Ваша задача – отгадать по рисунку фразеологизмы. Слайды 21, 22, 23.

Вставьте во фразеологизмы нужные слова по смыслу (из мира животных). Слайд 24

Последний остров нашего путешествия – Исторический. Слайд 25

Самый большой, на котором живут разные племена. Здесь и диалектизмы, и профессионализмы, и жаргонизмы, архаизмы, историзмы. Заимствованные слова, исконно русские, эмоционально окрашенные, устаревшие, неологизмы. Слайд 26

Все эти слова вам знакомы, мы их лишь вспомнили. А сейчас решим небольшой тест.

ТЕСТ. Слайды 27, 28, 29

1. Найдите архаизм:

А) врач;
Б) доктор;
В) лекарь.

2. Найдите заимствованное слово:

А) территория;
Б) земля;
В) пространство.

3. Найдите лишнее слово, которое не является синонимом:

А) Бросать,

Б) кидать,

В) ловить.

4. Укажите профессиональное слово.

А) книга,
Б) зубило.

В) печать,

5. Укажите диалектное слово.

А) морковь,
Б) свекла,
В) бурак.

6. Укажите раздел, изучающий лексику.

А) лексикология,
Б) синтаксис,
В) фонетика.

Самопроверка по ключу. Слайд 30

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

Итог. Подведем итог урока.

- Какой раздел мы сегодня повторяли?

- Что из раздела лексики мы вспомнили, какие группы слов?

- Ребята, я предлагаю вам описать ваши впечатления по нашему уроку в форме синквейна. Предлагаю вам записать одно существительное – урок. Описывать будете свои впечатления вот по такой схеме.

( Листочки сдают мне на память) Слайд 31

- Ребята! Мне очень понравилось с вами работать и в память о нашем уроке я хочу подарить вам вот такие книжечки – памятки, в которых записаны замечательные слова. И я очень хочу, чтобы они послужили вам добрым советом: (читаю, затем раздаю)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Слайд 32

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути и всего доброго! Большое спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок – путешествие «welcome to london !»
...
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок в восьмом классе по теме «Охрана окружающей среды»
Отработка ранее изученной лексики по теме «Nature and Environment» в серии речевых упражнений
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок по теме «Лексика. Фразеология»
Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие...
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок по математике в 3 классе по теме Урок путешествие «Внетабличное...
...
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. И сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний...
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Путешествие по Мировому океану. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мировой океан»
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconВопросы для экзамена по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Лексикология как наука. Стилевая, стилистическая характеристика, лексика ограниченного употребления, полисемия, прямое и переносное...
Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconУрок английского языка в 5 классе по теме «Виртуальное путешествие в Лондон»

Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: \"Путешествие по океану Лексики\" iconЗнаем все на “5”?
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск