Скачать 241.57 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины Литературная традиция изучаемого региона (Япония) для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Автор программы: Штейнер Е.С., доктор искусствоведения, evenbach@gmail.com, esteiner@hse.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»__________2012 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС отделения востоковедения ученого совета факультета философии «___»____________ 2012 г Председатель А.А.Маслов Утверждена УС факультета философии «___»_____________2012 г. Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Краткое описание Этот курс разработан с тем, чтобы служить практическим введением в область японских классических словесных искусств (поэзия, проза, драма), далее обобщенно и достаточно условно называемых литература. В процессе изучения анализу подвергаются как основные теоретические вопросы (место литературы в контексте культуры, идеологические и религиозные особенности общества, базисные эстетические категории и т.п.), так и наиболее значимые практические аспекты (формы и жанры, роль в обществе, репертуар сюжетов и мотивов, исторический обзор стилистических инноваций и ведущих творческих тенденций). В ходе изложения курса сочетаются структурный подход к жанрам и формам литературы с детальным анализом отдельных памятников искусства. Принцип построения курса основан на сочетании типологического (например, поэзия и ее особенности в рамках школ и направлений) и хронологического изложения материала. В начале рассматриваются архаические формы народного японского творческого сознания, основанного на верованиях Синто и первые ритулаьные песни, далее анализируется древняя и средневековая поэзия и большие повествовательные формы моногатари, гунки и сэцува; в позднесредневековый период и раннее новое время основное внимание уделяется поэзии хайку и народным сказаниям отоги-дзоси. Последнее делается в сопоставлении с гравюрой на дереве и прочими формами культуры «бренного мира» (укиё-э), такими, как театр Кабуки. 2. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этнология и этнопсихология стран Востока». Программа разработана в соответствии с: ; образовательной программой направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра; рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г.
Целями освоения дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона (Япония)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания: - развивать способность использования знания и понимания этнических и этнопсихологических проблем человека в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры; сформировать представление об этнических и этнопсихологических особенностях межкультурного диалога; - сформировать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем филологии и культурологии изучаемого региона: этнолингвистические и этнопсихологические особенности населения Японии и их влияние на формирование ментальности, деловой культуры и этикета поведения; - сформировать представления об основных особенностях письменной и духовной культуры Японии; понимание роли литературных, религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов; развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей японской традиционной культуры; - развить у студентов навыки использования знаний литературных, лингвистических и этнопсихологических особенностей Японии и их влияния на формирование духовной культуры и этикета поведения; - сформировать и развить способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития культурных процессов в странах афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации; - выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению литературных, культурных и этнопсихологических закономерностей и особенностей Японии; развивать умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных культурных явлений, осуществлять их качественный анализ; - способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития и современного влияния литературных практик и институтов, а также зарубежных азиатских диаспор на основе глубокого знания их литератрных особенностей.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные сведения об литературных, этнопсихологических и конфессиональных особенностях Японии; об основных чертах литературных традиций и духовной культуры; об основных положениях теоретических концепций современного литературоведения в области изучения Японии; Уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях литературного и культурного развития Японии; использовать теоретические знания по культуре Японии на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по литературоведению и культурологии Японии в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии культуры Японии; составлять развернутую характеристику отдельных литературных явлений, стилей и течений; анализировать влияние традиционного письменного наследия на процессы и явления, происходящие в обществе; Иметь навыки (приобрести опыт) использования знания литературных ценностей Японии в практике культурной коммуникации; распознавания проявлений духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик; квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по литературе и филологии Японии; корректного применения понятийного аппарата литературоведческих исследований в сфере изучения культурных и религиозных традиций Японии на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в востоковедение Всеобщая история Социально-культурные традиции изучаемого региона История изучаемого региона Культурное развитие изучаемого региона История религий Религиозно-философские традиции Востока Сравнительная история цивилизаций Азии и Африки Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: способностью научно анализировать социально-значимые проблемы процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2); способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5). владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1); умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2); готовностью к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (СЛК-4); способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5); умением использовать в профессиональной деятельности знание культурно-социального развития Востока на примере литературы (ПК-4); умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем литературных, культурных и духовных традиций Японии: религиозно-философская мысль Востока; выражение всего этого в формах поэзии (танка, рэнга и хайку) и прозы (повествовательной и дневниково-лирической); связь с современным обществом Японии (ПК-5); умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ литературных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; взаимодействие восточных и западных культур в жанрах словесного творчества (ПК-11). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Культурные аспекты деятельности в изучаемой стране. Региональные особенности религиозно-философской культуры изучаемой страны. Культурный синкретизм и своеобычность Японии и в странах Восточной Азии. |
Программа дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа учебной дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03 «Востоковедение,... | Программа дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03 «Востоковедение,... | Программа дисциплины «Экономика изучаемого региона (Япония)» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Экономика изучаемого региона» для направления/специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины «Источниковедение и историография изучаемого... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение»... | ||
Программа дисциплины Визуальное искусство изучаемого региона (Япония)... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины История изучаемого региона (Арабский Восток)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | ||
Программа дисциплины История изучаемого региона (Арабский Восток)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | Программа дисциплины История изучаемого региона (Китая) для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03 "Востоковедение... | ||
Программа дисциплины «Глобализация на Востоке и многополярный мир»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины «Визуальное искусство изучаемого региона» для... Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,... | ||
Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/специальности... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Источниковедение... |