Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников





Скачать 246.71 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников
Дата публикации29.04.2015
Размер246.71 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. (ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ЛИТЕРАТУРА)

Составитель - профессор Г.В. Стадников.

Рецензент - доцент кандидат педагогических наук Ю.Ю. Поринец.

Санкт-Петербург

2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа над творческим сочинением начинается выбором темы, и знакомством с художественными текстами, подлежащими анализу, специальной литературой. Выбирая тему, следует руководствоваться как личным интересом к конкретному произведению, творчеству писателя, так и интересом к литературоведческой задаче, которую предстоит решить в процессе написания работы.

Выбор темы – это лишь первый этап. Важно определить основную проблему сочинения. Наметить пути её решения. Поэтому полезно составить предварительный план-гипотезу будущего сочинения. Это не означает, что этот план требует строгого исполнения. В процессе написания работы в план могут быть внесены отдельные коррективы, а в отдельных случаях( это подскажет анализ материала) первоначальные цели и задачи сочинения могут существенно измениться.

Преступая к работе, следует ознакомиться с историко-литературным материалом, в условиях которого возник текст, а если известен автор – то с его эстетическими и философскими взглядами и предпочтениями. Нужно представлять неповторимое своеобразие каждой из эпох – средневековья и Возрождения – так и глубокую преемственность между ними, а как же их связь с культурой античности. Работая над избранной темой следует опираться на знания таких учебных дисциплин, как «Зарубежная литература средних веков и Возрождения», «Древнерусская литература». «Введение в литературоведение».

В пособие даны методические рекомендации к каждой теме. Но это лишь один вариант её решения. Автор творческого сочинения вправе выбрать и свой ракурс исследования, при этом строго аргументируя свое право на именно такой подход к решению поставленной задаче.

К каждой отдельной теме рекомендуется несколько специальных работ. Это минимум. Студент и сам должен проделать поисковую библиографическую работу, дополнительно подобрав ряд научных источников, которые могут быть использованы в процессе написания сочинения.

Структура контрольной работы состоит из введения, основной части, заключения и в отдельных случаях – приложения.

В введении кратко формулируются цели и задачи работы. Объясняется, почему для решения поставленных задач, избрано данное произведение или ряд произведений. Указывается основной метод литературоведческого анализа, избранный автором сочинения, дается краткий аналитический обзор научной литературы по истории вопроса. Будет полезно, если автор укажет, где могут быть использованы материалы его работы. Это может быть урок литературы, внеклассное чтение, беседа по определенной теме.

Основная часть курсовой содержат анализ текста или текстов и положений теоретического характера.

В заключении кратко подводится итоги, со строгим учетом тех задач, которые были определены в введении.

Прилагаемая к сочинению библиография составляется в алфавитном порядке, с тем исключением, что название литературных произведений, избранных для анализа, указываются первыми.

Сочинение может содержать приложение. В нем приводятся тексты или отрывки из текстов, представляющих особый интерес. Это могут быть стихотворения или прозаические отрывки в оригиналах на иностранных языках, варианты их переводов, интересные суждения исследователей и т.д.

Что касается творческого сочинения типа эссе, то его структура может быть произвольной и определяться замыслом автора

Работу нужно аккуратно оформить. Сочинение должно отличаться орфографической, пунктуационной, стилистической грамотностью, строгой логикой изложения, продуманным употреблением специальных терминов. Следует соблюдать абзацы, вести нумерацию страниц. Недопустимо произвольное сокращение слов. Обязательно следует делать ссылки на источники. Текст работы должен быть напечатан 14 шрифтом через полтора интервала.

Дополнительные советы о том, как написать творческую работу, можно получить, обратившись к книге: Умберто Эко. Как написать дипломную работу. СПб.. 2004.

ТЕМА 1. ПРОБЛЕМАТИКА И СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВННЫХ СРЕДСТВ «ПЕСНИ О ХИЛЬДЕНБРАНТЕ»

«Песнь о Хильденбранте» - типичная средневековая героическая песнь. Внимательно ознакомившись с содержанием песни, определите её основные проблемы. Какие исторические коллизии средневековья отражаются в судьбах героев песни? В какой степени «Песнь о Хильденбранте» позволяет судить о жизненном укладе и нравственных принципах древних германцев? Интересно выяснить, как дополняют «Песнь о Хильденбранте» суждения древнеримского историка Тацита, изложенные в его книге «О происхождении германцев и местоположении Германии».

Героическое и трагическое в песне. Образные средства песни, особенность фабулы и конфликта, характер диалога. Что означает понятие «бродячий сюжет», применительно к «Песни о Хильденбранте»?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песнь о Хильденбранте // Хрестоматия по литературе средневековья. Сост. Г.В.Стадников. В 2-х т. Спб., 2003. Т.1. С.315 -318.

  2. Тацит К. Сочинения. В 2-х т. Л., 1969. Т.1». С.434 – 439.

  3. История немецкой литературы. В 5-ти т. М., 1962. Т.1. С. 25 -31.

ТЕМА 2. ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ «БЕОВУЛЬФ»

В центре англосаксонской поэмы «Беовульф» - исключительная, могущественная личность. Определите, в каких героических поступках наиболее ярко раскрывается герой. Какие черты характера героя подвергаются особой идеализации? В чем видит Беовульф свой высший долг? Каково его понимание чести? Героическое и трагическое в жизни Беовульфа.

Как характеризуют героя его взаимоотношения с другими персонажами? В какой мере в эпическом повествовании раскрывается мир чувств героя? Какие средства художественной характеристики образа используются в поэме?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беовульф \\ Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М. 1975.С.29 -180.

  2. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии.М.1984.

  3. Боура С.М. Героическая поэзия. М., 2002.


ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ В «ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ».

Французская героическая поэмы «Песнь о Роланде» отражает не только национальные, но и общеевропейские проблемы исторической жизни средневековья. Особую остроту в этот период приобретают борьба с маврами и феодальные распри. Изображая это, эпос не стремится к летописной правде. Эпическая поэтика творила свою модель истории.

Покажите, как в эпосе преображены реальные факты истории. Какие исторические события легли в основу поэмы? Был ли у Гвенелона исторический прототип, или это собирательный образ? Каковы причины гибели отряда французов в истории и поэме? Исход борьбы с маврами в тот исторический период и интерпретация этого обстоятельства в поэме. Искусство изображения батальных сцен в поэме.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песнь о Роланде (любое издание).

  2. История Франции. М., 1983. Т.1.

  3. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Поэтика и стилистика. М.,1985.

ТЕМА 4.СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ОБРАЗ ИГОРЯ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» И ОБРАЗ РОЛАНДА В «ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ»

Игорь и Роланд находятся в центре событий, описанных в русской и французской поэмах. Трагический смысл этих событии определен в основном объективными обстоятельствами исторической жизни. Но сказались на них и субъективные факторы. В чем они выразились?

Дайте краткую характеристику личных качеств Игоря и Роланда. Чем привлекателен тот и другой герой? В какой степени каждый из них наделен честолюбием, жаждой славы, безмерной горячностью, несдержанным нравом? Как сказались личные качества героев на трагических событиях, активными участниками которых они были. Основные образные средства характеристики героев: сходное и различное.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песень о Роланде (любое издание).

  2. Слово о полку Игореве (любое издание).

  3. Робинсон Л.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья. ХI – ХIII вв. М., 1980.

  4. История русской литературы \ Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.

ТЕМА 5. КАРЛ И СЯТОСЛАВ В «ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ» И «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Песня о Роланде» и «Слово о полку Игореве» многими своими чертами близки друг другу. Касается это и персонажей, олицетворяющих идею государственной власти и национального единства. В русской поэме таким героем является Святослав, во французской –Карл Великий.

Покажите, как изображается могущество того и другого героя. В чем общность и каков символический смысл вещих снов Карла и Святослава? Сопоставьте плач Карла над трупом Роланда и «золотое слово со слезами смешанное» Святослава. В чем Вы находите различие между Карлом и Святославом?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песень о Роланде (любое издание).

  2. Слово о полку Игореве (любое издание).

  3. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья. ХI –ХIII вв. М., 1980.

ТЕМА 6. СИСТЕМА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» И «ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ».

Приступая к выполнению этой работы, не следует стемиться к исчерпывающему охвату её темы. Целесообразно сразу же ограничится вполне обозримым кругом вопросов, определить которые следует самостоятельно. Поэтому те несколько вопросов, которые формулируются ниже, далеко не исчерпывают возможные варианты сочинений на данную тему.

Так, выбирая аспекты анализа, можно сосредоточится на выяснении метафорического смысла изображения природы в поэмах (солнечная символика, стихийные явления, предвещающие поражение, гибель героев, роль природы в развитии действия). Сочинение можно посвятить раскрытию специфики обрисовки картин сражений. Было бы интересно специально рассмотреть вопрос о роли гиперболы в том и другом памятнике или сосредоточить внимание на приемах идеализации главных героев.

Важно учесть, что работая над любым вариантом, нужно иметь в виду, что факт влияния одного памятника на другой полностью исключен, а общее между ними объясняется исключительно сходством условий исторической жизни, близостью миропредставлений, эстетических воззрений. Иными словами, анализ должен быть осуществлен строго по законам типологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песнь о Роланде (любое издание).

  2. Слово о полку Игореве (любое издание).

  3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» в культуре его времени. СПб., 1978.

  4. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья. ХI – ХIII вв.М.,1980.

ТЕМА 7. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В НЕМЕЦКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ

«Песень о Нибелунгах» и «Кудруна» -вершины немецкого героического эпоса. В числе главных действующих лиц той и другой поэмы не только могучие воины, но и женщины. Причем Кримхильде и Кудруне в данных поэмах принадлежит, бесспорно, центральная роль. Это есть отражение особого отношения древних германцах к женщине, её равную с мужчинами роль в обществе. Особо отмечал это римский историк Тацит, один из первых описавших жизнь германских племен.

Образы Кримхильды и Кудруны дают богатейший материал для рассмотрения того, как проявлялась у древних народов любовь и ревность, верность и коварство, мужество и трусость.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песнь о Нибелунгах. Л. 1969.

  2. Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах» - её истоки и её художественная структура. Там же. С.305-336.

  3. Кудруна.М.1984.

  4. Френкель М. Эпическая поэма «Кудруна», её истоки и место в средневековой немецкой литературе. Там же. С.292 -367.

  5. Тацит К. Сочинения. В 2-х т. Л., 1969.Т.1. С.353 -373.

ТЕМА 8. ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В «ПЕСНЕ О МОЁМ СИДЕ»

Героический эпос разных народов имеет много общего, типового. Вместе с тем, каждая из эпических поэм в той или иной степени отмечена чертами национального своеобразия. Неповторимое, национально- своеобразное особенно ярко проявляется в испанской поэме «Песнь о моем Сиде». Гегель называл «Песнь о моем Сиде» «цветом средневекового национального героизма», причислив её к эпическим произведениям, заключающих в себе «исключительные национальные интересы, деяния и характеристики веков» (Гегель. Эстетика. М., 1971. Т.3. С. 484).

Цель творческого сочинения – характеристика образа Сида. Следует показать, как в чертах характера героя, его поступках отражается общее, родовое и национально неповторимое. К примеру – чувство патриотизма – типовая черта эпического героя. Но характер этого чувства имеет у Сида неповторимую национальную окраску. Сид наделен целым рядом общечеловеческих черт. Он мужествен, справедлив, честен, горд. Но каждая из этих черт имеет и особый национальный характер. Покажите это на основе анализа текста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Песнь о моем Сиде (любое издание).

  2. Штейн А.Л.История испанской литературы. М., 1976.

  3. Плавскин З.И. Литература Испании.1Х –ХУ веков. М.,1986.

ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ ПОЭТА И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЕГО ПОЭЗИИ
(на примере рыцарской лирике).

Рыцарская лирика – ярчайшее художественное явление средних веков. К числу её создателей относятся такие талантливые поэты как Бернарт де Вентадорн и Бетран де Борн.

Познакомившись со стихами поэтов и статьями, посвященными их жизни и творчеству, составьте на основе этого краткую историю жизненной судьбы поэтов и дайте характеристику лирического героя их поэзии. Можно ли отожествлять поэта и его лирического героя? Каково отношение лирического героя к окружающим и самому себе? Каково мироощущение лирического героя, каков эмоциональный пафос его творчества? Что особенно затронуло вас в стихах поэтов?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернарт де Вентадорн. Песни. М.,1979.

  2. Песни трубадуров.. 1973.

  3. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975.

ТЕМА 10. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ РОМАНА КРЕТЬЕНА ДЕ ТРУА «ЙВЭЙН, ИЛИ РЫЦАРЬ СО ЛЬВОМ»

Французский средневековый поэт Кретьен де Труа - признанный создатель классического рыцарского романа. Лишь одно композиционное построение романов Кретьена - свидетельство высокого художественного мастерства их создателя. Романы Кретьена обычно делятся на три смысловые части. В первой части - молодой герой - верный член своего рыцарского сообщества; во второй - возникает конфликт между долгом и чувством, общим и индивидуальным; в третей – конфликт находит свое разрешение: герой, пройдя через ряд трудных испытаний, становится иным, поднимается на новый уровень нравственного совершенства.

На примере анализа текста покажите, как выстраивается повествование в романе «Йвэйн, или рыцарь со львом». Где границы каждой из частей романа? Как меняется герой на протяжение повествования? К каким нравственным обретениям приходит герой к концу романа?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кретьен де Труа. Йвэйн, или рыцарь со львом\\ Средневековый роман и повесть. М.,1976.

  2. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.

  3. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

ТЕМА 11. СТАРОФРАНЦУЗСКИЙ СТИХОТВОРНЫЙ «РОМАН О ЛИСЕ». САТИРА И ДИДАКТИКА В РОМАНЕ»

Интереснейшим памятником средневековой городской литературы является «Роман о Лисе». Он создавался в период расцвета рыцарского романа и не случайно имеет в своем заглавие слово «роман». Однако «Роман о Лисе» очень непохож на рыцарский роман по материалу, типу героев, идеям, основному тону. «Роман о Лисе» не развивает, а скорее пародирует поэтику рыцарского романа.

Аспекты рассмотрения этого литературного памятника могут быть разными. Сатира в романе, её антифеодальный и антиклерикальный характер. Роль юмора в романе, его народные основы. Феодальный быт и способы его изображения. Характеристика главного героя – лиса Ренара. Социально-нравственные основы конфликта Лиса с Изенгримом. Какие человеческие типы воплощены в персонажах-животных?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Роман о Лисе. М., 1987.

  2. Михайлов А.Д. Старофранцузский «Роман о Лисе» и проблема средневекового животного эпоса. Там же. С. 3 - 34.

  3. Средневековый бестиарий. М., 1984.

ТЕМА 12.ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДРАМЫ

Средневековая драма, зародившись в недрах религиозного культа(антифоны, тропы), постепенно перешла в руки городского сословия, приобретая все более светский характер. К Х11-Х1У векам определились все основные её жанровые формы. Видное место среди них занимали миракль и фарс.

Дайте краткую характеристику жанровых особенностей миракля и фарса. Какой материал лежит в основе того и другого типа драмы? В чем особенность их композиционного построения, финальных сцен? Какие типы героев характерны для миракля и фарса? При желании, с учетом поставленных вопросов, можно обратиться и к анализу других жанровых форм средневековой драмы (мистерии, моралите).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чудо о Теофиле. Адвокат Патлен.\\Хрестоматия по зарубежной литературе. В 2-х т. Составитель Г.В. Стадников. СПб., 2003. Т.2.С.411 – 540 с.

  2. История зарубежного театра. Под ред. Г.Н. Бояджиева и А.Г. Образцовой. 1981. Т.1.

  3. Андреев М. Средневековая европейская драма. М., 1989.

ТЕМА 13. «О ЧЕСТЬ И СВЕТОЧ ВСЕХ ПЕВЦОВ ЗЕМЛИ»
(Образ Вергилия в «Божественной комедии» Данте)


Наряду с образами лирического героя и Беатриче, образ Вергилия занимает в «Божественной комедии» одно из центральных мест.

Начиная работу над творческим сочинением, следует вернуться к творчеству Вергилия. Предметом особого внимания должна стать 1У эклога и У1 песнь «Энеиды», повествующая о посещении Энеем царства мертвых. С этими творениями Вергилия тесно связана поэма Данте. Постарайтесь выяснить эту творческую связь. Найдите ответы на такие вопросы: почему Вергилий выступает в поэме в качестве символа человеческого разума и символом идеальной Римской империи? Почему Данте называет Вергилия своим учителем? Чем близок Вергилий Данте как поэт и мыслитель? Какие качества Вергилия восхищают Данте?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данте Божественная комедия. Перевод М. Лозинского (любое издание).

  2. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

  3. Елина Н. Данте. М., 1965.

  4. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте и мировая литература. М., 1971. (Вергилий. С.51 -58).

ТЕМА 14.НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ТРЕХ ЭПИЗОДОВ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ (Франческо, Фарината, Улисс)

Данте создал «Божественную комедию» во имя нравственного возрождения человечества. Он утверждал, что цель его книги «вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию счастья». Поэма должна была помочь людям стать лучше, обрести душевную гармонию. В поэме множество героев с трагическими жизненными судьбами. И каждая из этих судеб поучительна. Показать это можно на основе анализа трех центральных эпизодов первой части поэмы: судьбы Франчески ( песнь 5), Фаринаты (песнь 10), Улисса (песнь 26).

На основе анализа текста покажите, в чем неповторимость судьбы каждого героя. Что вместе с тем у них общего? Кто из героев вызывает сочувствие у Данте, а кого он осуждает? Какой нравственный урок должен извлечь читатель из истории жизненных судеб этих героев?

Проблему творческого сочинения можно решить и на примере других эпизодов поэмы. Их выбор зависит от интересов автора сочинения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского. (любое издание).

  2. Елина Н. Данте. М.,1965.

  3. Сергеев К.В. Театр судьбы. Данте Алигьери. Введение в практическую анатомию гениальности. М., 2004.

ТЕМА 15. ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА –
РОДОНАЧАЛЬНИК ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ


Основная цель творческой работы - составление конспекта и подбор материала, который мог быть использован при проведении беседы о Петрарке на уроках литературы, факультативных занятиях.

Круг вопросов, которые могут быть затронуты в творческой работе, очень широк. Каковы исторические предпосылки и социальные корни эпохи Возрождения? Почему Италия, родина Петрарки, стала первой страной Возрождения? Основные вехи жизненного пути Петрарки. Творческое наследие Петрарки. Сборник стихотворений на итальянском языке «Канцоньере» и его значение для европейской лирике. Что понимают под термином петраркизм?

Автор творческого сочинения должен сам определить, какие из вопросов освятить более подробно, какой использовать иллюстративный материал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.,1989.

  2. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М., 1974.

  3. Баткин Л.М. Петрарка на острие пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995.



ТЕМА 16. НОВЕЛЛА О ГРИЗЕЛЬДЕ
В СИСТЕМЕ НОВЕЛЛ ДЕСЯТОГО ДНЯ «ДЕКАМЕРОНА»


В «Декамероне» каждые десять новелл отдельного дня объедены общей темой. В десятом дне, как пишет Боккаччо, вниманию читателя предлагаются «рассказы о людях, которые проявили щедрость и великодушие как в сердечных, так ровно и в иных делах». Десятая новелла десятого дня одна из наиболее знаменитых. Судьба Гризельды неизменно вызывает сочувствие у читателей, в то же время жизненная позиция героини получает неоднозначную оценку.

Анализируя текст новеллы, постарайтесь ответит на вопрос, как соотносится смирение и покорность Гризельды с идеей человеческого достоинства – одной из центральных в литературе эпохи Возрождения? В какой мере нравственные проблемы, поставленные в новелле о Гризельде, соотносятся с другими новеллами этого дня?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боккаччо. Декамерон (любое издание).

  2. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

ТЕМА 17. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО ТРЕХ ПЕРВЫХ НОВЕЛЛ ПЕРВОГО ДНЯ «ДЕКАМЕРОНА»

Три первые новеллы первого дня «Декамерона» связаны тесным единством. В них раскрывается одна из центральных проблем книги Боккаччо: жизнь земная и жизнь божественная имеют свой независимый порядок.

Дайте краткий анализ каждой из новелл, выявив в них неповторимое, своеобразное. Как трактовать историю авантюриста и безбожника Чеппарелло, признанного после смерти святым (новелла 1)? Как понимать принятие христианства евреем Абрамом, после того как он убедился в развращенности папского Рима (новелла 2)? В чем смысл притчи о трех перстнях (новелла 3)?

В качестве итогового вывода следует показать, что объединяет эти новеллы и объяснить, почему именно они открывают «Декамерон».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боккаччо. Декамерон (любое издание).

  2. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

  3. Шкловский В.О. О трех новеллах\\ Шкловский В.О. Художественная проза. Размышления и разборы. М.,1981. С.181 -187.

ТЕМА 18. САТИРА И ДИДАКТИКА В КНИГЕ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ»

Эразм Роттердамский (1469 -1536) – крупнейший ученый и писатель, оставивший огромное литературное наследие. Но среди других произведений Эразма – самое знаменитое – небольшая книга «Похвальное слово глупости». Решительно выступая против схоластического одностороннего взгляда на мир, Эразм каждое явление действительности рассматривает многосторонне. Сатира и дидактика существуют в книге в неразделимом единстве: Эразм осмеивает и критикует и вместе с этим намечает программу нового жизненного устройства.

Анализируя текст, покажите, какие явления действительности подвергает Эразм осмеянию. Каково отношение писателя к господствующим сословиям, государственным учреждениям, священнослужителям, представителям средневековой науки? Как отражается на нравственной атмосфере общества служение денежному интересу, богу богатства Плутосу? Как представляет себе Эразм картину полнокровного человеческого счастья? Что говорит Эразм о Природе и Разуме, и в какой мере с этими ценностями связывает свои надежды на будущее?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости (любое издание).

  2. Пинский Л. Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово глупости»\\ Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М.,1961. С. 56 – 87.

  3. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.



ТЕМА 19. ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ РОНСАРА

Пьер Ронсар (1524 -1585) - крупнейший поэт эпохи Возрождения. Его богатейшее поэтическое наследие включает в себя стихи, обращенные к самым различным темам личного и общественного характера. Но центральное место в творчестве поэта занимает любовная лирика.

К теме любви Ронсар обращался в течении всего своего творческого пути. И каждая новая книга его стихов была и новым открытием этой темы. Достаточно сослаться на книги, снискавшие наибольшую известность у читателя: «Первая книга любви»(1552), «Вторая книга любви» (1556), «Сонеты Елене» (1574 – 1578).

Творческую работу можно построить по принципу сравнительного анализа стихотворений трех циклов. Интересно выяснить, как в каждом отдельном случае рисует поэт портрет возлюбленной? Каким настроением овеяно любовное чувство? Как представляется поэту идеал человеческого счастья? Трагические ноты и их природа. Стихи какого лирического цикла оказались вам ближе и почему?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ронсар П. Лирике. М., 1963.

  2. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. М.,1976.

ТЕМА 20. ИДЕЙНО-ХУДОЖСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО ПЕРВОЙ
И ВТОРОЙ КНИГ «ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЯ» Ф. РАБЛЕ


Первая и вторая книга «Гаргантюа и Пантагрюэля» были созданы соответственно в 1532 и 1534 годах. Обе книги оптимистичны, отражая веру французских гуманистов на близкое счастливое будущее человечества. В той и другой книге безраздельно господствует амбивалентный смех. Силой смеха Рабле отрицает все старое, отжившее и слой смеха – утверждает новое.

В книгах Рабле затрагивает множество проблем. По усмотрению автора творческой работы достаточно сосредоточить внимания на тех, проблемах, которые представляются особенно важными. К примеру, можно проследить, что пишет Рабле о средневековой науке, феодальных войнах, о диктатуре католической церкви. Можно сосредоточить внимание на педагогической программе Рабле.

В каждом отдельном случае нужно показать, к каким средствам художественного обобщения прибегает писатель (гротеск, карикатура, шарж).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. (любое издание).

  2. Пинский Л. Смех Рабле. \\ Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М.1951. С. 87 - 224.

  3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

ТЕМА 21. ПАНУРГ – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ
«ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЯ» Ф. РАБЛЕ


Панург – один из самых многогранных образов «комического эпоса в прозе» Ф. Рабле. Панург – действующее лицо 4-х книг (1, 3,4,5) «Гаргантюа и Пантагрюэля». Но особенно велика его роль в третей книге «самой чудесной, самой богатой самой обильной комическими сценами» (А. Франс) Третья книга – искрящийся комизмом диспут, инициатором и активным участником которого является Панург.

Начинать творческое сочинение следует с общей характеристики всего произведения и выяснения места в нем третей книги. Покажите затем, какова роль Панурга в сюжетно-композиционной структуре третей книги. Какие проблемы интересуют Панурга и какое толкование они получают в комических комментариях героя? Как обрисован герой? В какой мере использует Рабле при характеристике Панурга гиперболу, гротеск?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое издание).

  2. Пинский Л. Смех Рабле \\Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961. С.87 - 224.

  3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

ТЕМА 22. СОНЕТЫ ШЕКСПИРА

В заглавии темы назван только литературный источник. Определить проблему творческого сочинения должен сам автор. Далее приводятся лишь возможные варианты решения темы. К примеру, особенности композиционного построения цикла; своеобразие трактовки тем дружбы и любви; средства характеристики друга и возлюбленной; философские проблемы: тема жизни и смерти. Какие сонеты особенно затронули вас и почему?

Интересной представляется тема, связанная с выяснением общности мотивов в сонетах и трагедиях Шекспира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шекспир. Сонеты\\ Переводы С.Маршака (любое издание).

  2. Шекспир. Сонеты. Антология современных переводов. СПб., 2007.

  3. Морозов М.М. Сонеты Шекспира в переводах С.Маршака \\ Морозов М. Избранные статьи и переводы. М., 1954.С. 269 -285.

ТЕМЫ 23. ОБРАЗ ФАЛЬСТАФА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНИКЕ
«ГЕНРИХ
IV» И В КОМЕДИИ «ВИНДЗОРСКИЕ НАСМЕШНИЦЫ»

Сэру Джону Фальстафу принадлежит одно из первых мест в галерее бессмертных образов, созданных Шекспиром. Но Фальстаф – персонаж исторической хроники и комедии значительно отличаются друг от друга

Внимательно познакомившись с пьесами Шекспира, покажите, в чем вы видите это отличие. Почему в исторической хронике Фальстаф с большей силой выражает жизнерадостный дух Возрождения? В чем проявляется свобода ума Фальстафа? В чем общность персонажа исторической хроники и комедии?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шекспир. Генрих IV. Виндзорские насмешницы. (любое издание).

  2. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. 1971. Раздел «Хроники» С.9 -101).

  3. Пинский Л. Комедии Шекспира. Образ Фальстафа.\\ Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 44 – 148.

ТЕМА 24.ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ – ГЕРОЙ ИСТОРИЧЕСКИХ ХРОНИК Шекспира.

Шекспиром создано десять исторических хроник. Восьем из них объединяются в две тетралогии, события в которых охватывают период от конца Х1У до конца ХУ века. Каждая отдельная хроника названа именем одного из английских королей. Но означает ли это, что данные короли являются главными героями исторических хроник? Не главное ли «лицо» хроник тот исторический период, когда на троне находился каждый из королей.

Опираясь на анализ одной из исторической хроники, смогли бы вы доказать эту мысль. Каково, по мнению Шекспира, роль личности в истории? Если вы пишите о исторической хронике «Ричард 111», то объясните, почему срок царствования этого короля оказался столь коротким. Если вы основываете свою работу на материале дилогии «Генрих 1У», то объясните, почему король стал победителем в борьбе с феодалами. Заслуга в этом отдельной личности, стоящей во главе победителей, или же в законах самой исторической жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шекспир. Ричард III. Генрих IV. Ч.1-2. (любое издание).

  2. Шведов Ю.Ю. Исторические хроники Шекспира.\\Шведов Ю.Ю. Шекспир. 1977. С.13 – 26.

  3. Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.,2013.



ТЕМА 25. ЧЕЛОВЕК В ТРАГЕДИИ ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

Образы, созданные Шекспиром, отличаются необычной жизненной силой. Драматург сумел воплотить в своем искусстве все богатство человеческих чувств и страстей. Каждая пьеса Шекспира – многоликий мир неповторимых характеров.

Дайте подробную характеристику тех персонажей пьесы, которые играют в ней особую роль. Характеризуя Ромео и Джульетту, объясните, почему Шекспир изображает их столь юными? Кто из них проявляет большую инициативу, решительность? В каких жизненных ситуациях особенно ярко проявляется сердечность, искренность, душевная теплота героев.

Очень интересен образ Меркуцио. А.С.Пушкин писал: «Меркутио есть замечательнейшее лицо всей трагедии». Какую роль играет этот герой в судьбе Ромео? Почему Шекспир устранят этого героя уже в середине пьесы?

Значительна роль в пьесе Лоренцо - естествоиспытателя и философа, одетого в монашескую рясу. Какую роль играет Лоренцо в судьбах молодых влюбленных. В чем ренессансная сущность образа Лоренцо?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шекспир. Ромео и Джульетта (любое издание).

  2. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.,1974.

  3. Берковский Н.Я. «Ромео и Джульетта» - трагедия Шекспира // Н.Я. Берковский Литература и театр. М., 1969. С.11 – 48.



ТЕМА 26. ОСОБЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ И ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА В ТРАГЕДИИ ШЕКСПИРА «ГАМЛЕТ»
(ИЛИ «ОТЕЛЛО», «КОРОЛЬ ЛИР», «МАКБЕТ»)


Четыре трагедии Шекспира, написанные в период с 1600 по 1606 год, называют великими. На этом этапе творческого пути Шекспира его мастерство как трагика достигло высот зрелости: окончательно определилась композиционная структура трагедии, во всей полноте раскрылась природа трагического конфликта.

Каждая из трагедий Шекспира неповторимо своеобразна. Но их сюжетно-композиционная структура подчиняется общим законам.

Выбрав в качестве предмета анализа одну из трагедий Шекспира, определите её завязку, кульминацию и развязку; как развивается действие до кульминации и после неё. Какие узловые жизненные проблемы питают конфликт трагедии. Сравните избранную вами пьесу с одной из других великих трагедией Шекспира. Установите в чем их общность, а в чем различие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шекспир. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет (любое издание)/

  2. Аникст А.Шекспир. Ремесло драматурга. М..1974.

  3. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1955.

ТЕМА 27. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА В ПЛУТОВСКОЙ ПОВЕСТИ
«ЖИЗНЬ ЛАСАРИЛЬО С ТОРМЕСА»


«Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1554) стоит у истоков испанских плутовских повествований. Типична основная коллизия этой повести. Герой-рассказчик в начале жизненного пути, всеми отверженный бедняк, с невероятной энергией стремиться утвердится в обществе: добиться материального благополучия, сделать карьеру. Но чем больше он преуспевает на этом пути, тем больше утрачивает свою индивидуальность, становится типичным представителем общества.

«Жизнь Ласарильо с Тормеса» содержит семь рассказов. Каково значения каждого эпизода в судьбе героя? Как начинал и как завершил свой жизненный путь Ласарильо? Удалось ли вам уловить в повести голос повествователя?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жизнь Ласарильо с Тормеса. М., 1967.

  2. Томашевский И. Рождение, жизнь и смерть жанра: плутовской роман\\Традиции и новизна М., 1981. С.256 -276.

  3. Штейн А.Л. История испанской литературы. 1976. С. 88 – 91.

ТЕМА 28. ПАРАДИЙНОЕ НАЧАЛО В РОМАНЕ СЕРВАНТЕСА
«ДОН КИХОТ» (по материалам 1-6 глав первого тома)


Сервантес задумал свой роман, как сам писал в прологе к книге, «чтобы разрушить шаткое сооружение рыцарских романов». Однако в процессе создания произведения первоначальный замысел был неизмеримо превзойден. Пародийное осмеяние рыцарской литературы доминирует лишь в шести первых главах первой части романа.

Дайте определение пародии. Покажите, какие устойчивые мотивы, ситуации рыцарской литературы пародируются Сервантесом. В какой степени пародия на рыцарскую литературу перерастает в пародию на институт феодального рыцарства в целом. На каких чертах типичного героя рыцарских романов акцентирует внимание Сервантес? Можно ли предугадать в образе книжного рыцаря будущего Дон Кихота – гуманиста, бесстрашного борца за добро и правду.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сервантес. Дон Кихот. Перевод Н. Любимова (любое издание).

  2. Державин К.Н. Сервантес. М.. 1958.

  3. Пинский Л. Дон Кихот и конец реализма Возрождения \\ Л. Пинский Реализм эпохи Возрождения М.,1961. С.297 - 349.

ТЕМА 29. НАРОДНАЯ ОСНОВА ХАРАКТЕРА САНЧО ПАНСО
(по материалам 43 -53 глав второй части романа «Дон Кихот»)


Хотя задание работы ориентирует на анализ одиннадцати глав, следует, прежде всего, внимательно прочесть весь роман. Покажите, опираясь на несколько примеров, сколь многообразны, а порой и взаимоисключающи черты характера Санчо Пансо.

Эпизод губернаторства Санчо Пансо - один из центральных в романе. Именно в истории губернаторства Санчо Пансо в наибольшей полноте раскрывается народная основа его характера. Покажите, в чем это проявляется.

История губернаторства Санчо Панса развивается параллельно с историей заступничества Дон Кихота за обесчещенную дочь дуэньи Родригес. В каждом отдельном случае герцогская чета и её окружение сделали все, чтобы унизить Дон Кихота и Санчо Пансо. Однако «благородная родовитость» жестоко просчиталась. Моральную победу одержали Дон Кихот и его верный оруженосец.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сервантес. Дон Кихот. Перевод Н. Любимова (любое издание).

  2. Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. Л., 1970.

ТЕМА 30. БАКАЛАВР САМСОН КАРРАСКО И ЕГО МЕСТО
В РОМАНЕ СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ»


Смысл великого романа Сервантеса обычно связывают с двумя центральными персонажами – Дон Кихотом и Санчо Пансо. Между тем немало героев, которым отведена в романе важная роль. В их числе Самсон Карраско, впервые появившийся на страницах романа в третьей главе второго тома.

Автор сочинения должен дать краткую характеристику тех эпизодов романа, в которых выведен Самсон Карраско. Каков его портрет? Его жизненные позиции. В каком отношении он противопоставлен Дон Кихоту? Роль Самсона Карраско в развитии повествования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сервантес. Дон Кихот. Перевод Н. Любимова (любое издание).

  2. Державин К.Н. Сервантес. М.,1958.

  3. Сервантес. PRO CONNRA. Антология. СПб., 2011.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ/ Сост. А. Г. Корнилов, Л. Н. Трикула...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconУчебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ
Смирнова И. В., Кашенцева Н. П. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ. 2-е...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных...
Методика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебно-методическое пособие / В. А. Конышев....
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconПрограмма дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации по подготовке письменных работ в вузе
Одготовки и защиты контрольных, реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ на основе действующих положений, образовательных...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconУчебно-методический комплекс философия права
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных...
В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных...
В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология»
Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения....
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки
Правила подготовки и оформления курсовых и выпускных работ. Методические рекомендации1
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconУрок английского языка во 2 классе
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconУрок путешествие «По знаменитым местам мира»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Учебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и эпохи возрождения. (Темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации. Литература) Составитель профессор Г. В. Стадников iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ
Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск