ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Изучение литературы на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе на основе освоения текстов художественных произведений; создание общего представления об историко-литературном процессе; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей – классиков, а также с отдельными произведениями литературы народов России, литературной критики и зарубежной литературы;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности; умений написания сочинений и литературно-творческих работ различных типов и жанров; навыков владения устной и письменной речью, интеллектуальной деятельности, способствующих достижению высокой культуры учащегося;
воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;
развитие познавательных интересов и литературно-твор-ческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном творческом чтении, художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений; создание представления о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации;
формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет и др.
Реализуя общие цели, учебный предмет «Литература» решает также специфические задачи в школах с родным (нерусским) языком обучения:
расширение эстетического кругозора при параллельном изучении родной и русской литератур;
развитие речевой активности на русском языке; углубление навыков владения русской устной и письменной речью;
формирование поликультурной личности, способной воспринимать инонациональную литературу (культуру), более широко и многомерно осмысливать родную литературу (культуру).
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей:
Общекультурная литературная компетентность – эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
Ценностно-мировоззренческая компетентность – сформированность гуманистического видения мира, духовно-нрав-ственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологиче6скими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.
Читательская компетентность – способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.
Речевая компетентность – свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:
Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.
Вторая – основные теоретико-литературные понятия.
Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.
Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОБРАЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Художественная литература и ее место в общественной жизни и национальной культуре России. Специфика образного отражения в литературе истории человечества и отдельных судеб. Мировой литературный процесс и преемственность его основных этапов. Диалог читателя и писателя. Духовно-нравственное и эстетическое развитие личности читателя под воздействием художественной литературы.
Важнейшие категории человеческого бытия, к которым обращена русская и зарубежная литература, литература народов России.
Универсальные философские категории бытия: человек и его место в мире (различные представления о мире, философская лирика и проза); добро и зло как два полюса человеческого существования (народные представления о добре и зле в мифах и фольклорных произведениях, осмысление темы добра и зла в произведениях русской и зарубежной литературы, в литературе народов России; прекрасное и безобразное в человеческой жизни (отражение их противостояния в произведениях писателей).
Непреходящие нравственные ценности: справедливость, долг, честь, совесть как главные опоры человеческого существования (нравственная проблематика литературных произведений); дружба и любовь как проявление духовной высоты человеческого «я» (постижение внутреннего мира человека, изображение его эмоций и чувств в художественном творчестве); дом и семья как основа полноценного человеческого существования («мысль семейная» в литературе разных эпох). Свобода как важнейшее условие формирования человеческой личности (свободолюбивый пафос литературы разных эпох); творчество как средство выражения духовного потенциала личности (тема творчества и творца в литературе).
Социально-нравственные категории, формирующие «общественного человека»: гражданственность и патриотизм как ведущие идеи творчества многих художников; обостренное чувство Родины, гуманизм и сострадание к «униженным» и «оскорбленным» в творчестве русских и зарубежных писателей, писателей народов России, любовь к народу и уважение к его традициям; активность общественной позиции писателей, нетерпимость к социальным порокам.
Культурно-исторические ценности: национальные ценности и традиции, их отражение в культуре; православные традиции, воплощенные в литературных произведениях; «диалог культур» как условие гармоничного развития личности.
Русская литература первой половины ХIХ века
Время расцвета русской литературы. Общественно-литератур-ная борьба. Журналистика 30–40-х гг. ХIХ века и ее роль в развитии русского самосознания. Завершение процесса становления литературного языка. Проблема художественной формы. Жанровый универсализм русских писателей первой половины ХIХ века. Решение задач национального самоопределения.
Зарождение романтизма, его историко-культурные и художественные предпосылки. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и Вселенной, героя и общества в романтических произведениях.
Формирование реализма как новой ступени познания мира и человека. Проблема героя времени. Осмысление диалектического взаимодействия характера и обстоятельств. Внимание к социальным «низам».
Емкость и универсальность художественных образов в литературе первой половины ХIХ века.
Русская литература второй половины ХIХ века
Журналистика 50–70-х гг. ХIХ века. Роль литературной критики в общественно-культурном развитии России.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Пафос нравственного самосовершенствования. Выявление опасности своеволия и прагматизма; понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Размышления о путях улучшения мира через духовное возрождение человека. Проблема веры и сомнения. Место православных ценностей в философской проблематике произведений.
Мир поэзии: традиции и новаторство. Тема Родины и родной природы. Развитие традиций русской философской поэзии. Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины, размышления о ее судьбе. Тема любви в ее возвышенном и трагическом звучании.
Формирование национального театра. Отражение картин народной жизни, традиций, быта. Речевая индивидуализация персонажей. Понятие трагического характера.
Размышления о народе и ответственности перед ним. «Всемирная отзывчивость» русского национального характера и ее осмысление в литературе.
Русская литература первой половины ХХ века
Литературные течения и школы. Поиски и эксперименты. Отношение к традициям. Смена художественных ориентиров, взаимодействие различных эстетических систем. Влияние революционных событий, гражданской и Великой Отечественной войн на развитие русской литературы.
Усложнение картины мира, трагический характер конфликта человека и эпохи. Модернизм. Связь литературы с тенденциями в других видах искусства.
Темы и герои реалистической литературы. Проблема социального заказа и творческой свободы в литературной деятельности. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Новое осмысление русской истории. Сатирическое разоблачение негативных явлений советской действительности.
Литература Русского Зарубежья. Тема утраченной Родины в произведениях писателей-эмигрантов.
Русская литература второй половины ХХ века
«Оттепель» 60-х годов в общественной и культурной жизни страны. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. Новое открытие русской литературы 20–40-х гг. ХХ века.
Художественное осмысление событий Великой Отечественной войны. Развитие жанра художественной документалистики. «Деревенская» проза.
Поэтическое многоголосье. Развитие традиционной тематики русской лирики (тема любви, гражданского служения, единства человека с природой и т.д.).
Взаимодействие текста и подтекста в поэзии и прозе; диалог с традицией и новаторские искания.
Проблема «художник и власть». Гражданское и личное. Свобода слова.
Современная литературная ситуация. Обилие течений и школ. Взаимодействие литературы реализма и постмодернизма в осмыслении проблем современной жизни.
Литература народов России
Взаимодействие культур народов России, их взаимное обогащение. Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей народов России как источники познания культуры, нравов и обычаев разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Русская литературная критика
Критические течения и школы. Общественная позиция и литературные пристрастия. «Реальная», «эстетическая», «органическая» критика.
Влияние русской критики на общественное сознание, восприятие творчества писателей современниками и потомками, развитие теоретико-литературных понятий.
Единство художественного, общественно-исторического и нравственного пафоса в произведениях русских критиков.
Зарубежная литература
Динамика мирового литературного процесса, взаимосвязь основных его этапов. Роль литературы Востока и Запада в развитии мировой цивилизации. Личность и Вселенная, проблема самопознания в произведениях классиков литературы Европы, Северной и Южной Америки, Японии.
Осмысление таинственных законов мироздания; проблема героя и толпы в произведениях писателей-романтиков.
Проблема истинных и ложных ценностей человеческого бытия в реалистической литературе. Изображение Второй мировой войны в зарубежной литературе.
Взаимовлияние русской и зарубежной литературы в контексте современного мирового литературного процесса.
СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература как вид искусства. Образная основа художественного произведения. Содержание и форма.
Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской литературы, ее патриотизм, духовный и нравственный потенциал. Социально-историческая, нравственная, философская проблематика русской литературы. Вечные образы, «сквозные» темы и мотивы в русской литературе.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы. Жизненная правда и художественный вымысел.
Этапы развития литературы. Основные черты литературных направлений. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Роды и жанры литературы. Основные способы выражения авторской позиции. Тема. Идея. Сюжет. Композиция. Конфликт. Персонаж – герой – характер – тип.
Психологизм в литературе. Трагическое и комическое. Сатира и юмор. Гротеск. Деталь и символ.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения. Стиль.
В школе с родным (нерусским) языком обучения указанные сведения по истории и теории литературы изучаются с опорой на знания, полученные на уроках родной литературы. Дополнительными понятиями для школ с родным (нерусским) языком обучения являются:
Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; контактные связи русских писателей с писателями – представителями других национальных литератур народов России.
Художественный перевод.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
Творческое чтение художественных текстов.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических текстов.
Выразительное чтение.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений.
Создание произведений различных жанров (сказка, рассказ, стихотворение и т.п.).
В школе с родным (нерусским) языком обучения специфическими видами деятельности являются:
самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск эквивалентных средств художественной выразительности в родном языке;
выявление и анализ контактных связей русских писателей с писателями родной литературы.
ПЕРЕЧЕНЬ обязательных для изучения литературных произведений
Перечень художественных произведений представлен в виде таблицы. В ней дана общая графа, в которую включены произведения, изучаемые в школах с русским и родным (нерусским) языками обучения. Произведения, которые изучаются вариативно, разделены по графам1.
Перечень художественных произведений для изучения в школах с родным (нерусским) языком обучения несколько сокращен по сравнению со школами с русским языком обучения, что не наносит ущерба восприятию учащимися творчества писателей в целом. В ряде случаев перечень произведений для школ двух указанных типов не совпадает. Отличия обусловлены либо языковыми сложностями предлагаемых для изучения в русской школе литературных произведений, либо желанием представить учащимся школ с родным (нерусским) языком обучения те произведения, в которых нашли отражение национальное своеобразие русской литературы, духовные основы русской культуры, а также этническое многообразие России, быт, обычаи, культура народов, населяющих ее.
Школа с русским (родным) языком обучения
| Школа с родным (нерусским) языком обучения
|
Русская литература XIX века
Русская литература первой половины ХIХ века
| А.С. Пушкин*
Стихотворения: «Вольность», «Погасло дневное светило...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
| Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Я пережил свои желанья...», «Наполеон», «Свободы сеятель пустынный…», «Поэту», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Безумных лет угасшее веселье...», «Если жизнь тебя обманет…», «...Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «Отцы-пустынники и жены непорочны...». Поэма «Медный всадник»
| Стихотворения: «Друзьям».
Поэма «Медный всадник» (фрагменты).
Роман «Евгений Онегин».
Обзорное изучение с анализом отдельных глав
| М.Ю. Лермонтов*
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»
| Стихотворения: «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пестрою толпою окружен...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
| Стихотворения: «Дума», «Три пальмы». Роман «Герой нашего времени». Обзорное изучение с анализом повести «Княжна Мери»
| Н.В. Гоголь
| Повесть «Невский проспект»
| Поэма «Мертвые души» (I том)
Обзорное изучение с анализом отдельных глав
|
Русская литература второй половины ХIХ века
| А.Н. Островский
| Пьесы: «Гроза», «Бесприданница»
| Пьеса «Гроза»
Обзорное изучение с анализом отдельных сцен
| И.А. Гончаров
| Роман «Обломов»
| Роман «Обломов». Обзорное изучение с анализом отдельных фрагментов
| И.С. Тургенев
«Стихотворения в прозе» (по выбору)
| «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч», «Два помещика», «Живые мощи». Романы «Отцы и дети», «Рудин». Обзорное изучение с анализом отдельных глав
| Роман «Отцы и дети». Обзорное изучение с анализом отдельных глав
|
Ф.И. Тютчев*
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья…»
| Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Silentium!», «Полдень», «Тени сизые смесились...», «О, как убийственно мы любим...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
|
| А.А. Фет*
Стихотворения: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Шепот, робкое дыханье…»
| Стихотворения: «Облаком волнистым...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую», «Еще одно забывчивое слово...»
|
| А.К. Толстой*
Стихотворение «Коль любить, так без рассудку…»
| Стихотворения: «Меня, во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя...»
|
| Н.А. Некрасов*
Стихотворение «Поэт и гражданин»
| Стихотворения: «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Плач де-тей», «Элегия. А.Н. Еракову», «О Муза! я у двери гроба». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» («Пролог», «Пьяная ночь», «Счастливые», «Помещик», «Крестьянка»,«Пир - на весь мир»)
| Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Обзорное изучение с анализом отдельных фрагментов
| Н.С. Лесков
Рассказ «Однодум»
| М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» («Подтверждение покаяния. Заключение»)
| «История одного города» («Опись градоначальников», «Органчик»)
|
| Ф.М. Достоевский
| Роман «Преступление и наказание»
| Роман «Преступление и наказание». Обзорное изучение с анализом отдельных фрагментов
| Л.Н. Толстой
| Роман-эпопея «Война и мир»
| Роман-эпопея «Война и мир». Обзорное изучение с анализом отдельных фрагментов. Повесть «Хаджи Мурат»
| А.П. Чехов*
Рассказы: «Студент», «Ионыч»
| Рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник». Пьеса «Вишневый сад»
| Пьеса «Вишневый сад». Обзорное изучение с анализом отдельных сцен
|
Русская литература рубежа XIX–ХХ веков
Русская литература первой половины ХХ века
| И.А. Бунин*
| Рассказы: «Легкое дыхание», «Темные аллеи». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..».
Роман «Жизнь Арсеньева»
| Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
| А.И. Куприн
| Повесть «Гранатовый браслет»
|
| Л.Н. Андреев
| Повесть «Иуда Искариот»
|
| Произведения поэтов Серебряного века
| К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев (2–3 стихотворений каждого из поэтов).
| Обзорное изучение поэзии Серебряного века с анализом 2–3 стихотворений следующих поэтов: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев
| М. Горький
Пьеса «На дне»
| А.А. Блок*
Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Она пришла с мороза…», «В ресторане».
Поэма «Двенадцать»
| Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Когда вы стоите на моем пути...»
| Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (цикл «На поле Куликовом»)
| В.В. Маяковский*
Стихотворения: «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Поэма «Во весь голос»
| Стихотворения: «А вы могли бы?», «Юбилейное».
|
| С.А. Есенин*
Стихотворения: «Шагане ты моя, Шагане…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь Советская»
| Стихотворения: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Русь», «Мы теперь уходим понемногу...»
|
| О.Э. Мандельштам*
Стихотворения: «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Ленинград»
| Стихотворение «Я ненавижу свет однообразных звезд...»
|
| А.А. Ахматова*
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Нам свежесть слов и чувства простоту…». Поэма «Реквием»
| М.И. Цветаева*
Стихотворения: «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»)
| Стихотворения: из цикла «Ученик» («Быть мальчиком твоим светлоголовым…»), «Тоска по родине! Давно...»
|
| Б.Л. Пастернак*
Стихотворения: «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»
| Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Гефсиманский сад»
|
| М.А. Булгаков
| Романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»
| Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (фрагменты)
| А.П. Платонов
| Повесть «Котлован»
| Рассказ «Песчаная учительница»
| М.А. Шолохов
| Роман «Тихий Дон»
| Роман «Тихий Дон».
Обзорное изучение с анализом отдельных фрагментов
|
Русская литература второй половины ХХ века
| А.Т. Твардовский*
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…»
| Стихотворение «Памяти матери».
|
| В.М. Шукшин
Рассказы «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Ванька Тепляшин»
| А.И. Солженицын
| Повесть «Один день Ивана Денисовича». Роман «В круге первом»
| Рассказ «Матренин двор».
| Н.М. Рубцов*
Стихотворения: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Русский огонек», «Тихая моя родина», «Видения на холме»
| И.А. Бродский*
Стихотворения: «Сын! Если я не мертв, то потому…», «Меня упрекали во всем, окромя погоды…», «Я входил вместо дикого зверя в клетку»
| Произведения прозаиков второй половины XX века, получившие общественное признание:
| Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, А.В. Вампилов, В.Л. Кондратьев, К.Г. Паустовский, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.П. Трифонов. (4–5 произведений по выбору)
| Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, А.В. Вампилов, В.Л. Кондратьев, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.П. Трифонов. Обзорное изучение с анализом одного-двух произведений
| Произведения поэтов второй половины XX века, получившие общественное признание
| Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Ю. Друнина, Е. Евтушенко, Ю. Кузнецов, Б. Окуджава, Р. Рождественский (творчество 3–4 поэтов по выбору)
| Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Ю. Кузнецов, Б. Окуджава, Р. Рождественский. Обзор поэзии 50–90-х гг. с анализом отдельных стихотворений
|
Литература народов России (обзорное изучение с анализом 1–2 произведений следующих писателей)1
Габдулла Тукай. Поэма «Шурале». Коста Хетагуров. Поэма «Фатима». Юрий Рытхэу. Повесть «Когда киты уходят». Расул Гамзатов. Стихотворения: «Покуда вертится земля», «Родной язык», «Журавли», «Берегите друзей». Давид Кугультинов. Стихотворения: «О, Пушкин!», «Я помню прошлое…», «Везде в любые времена…». Мусса Джалиль. Стихотворения: «Слеза», «Мои песни». Геннадий Айги. Стихотворения: «Снег», «Дом за городом»
|
Русская литературная критика
| Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?»
| Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты)
| А.А. Григорьев. «После “Грозы” Островского. Письма к И.С. Тургеневу».
|
| Д.И. Писарев. «Базаров»
| Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты)
| Д.С. Мережковский. «Лермонтов. Поэт свехчеловечества»
|
| Д.С. Лихачев. «О русском»
|
| 2–3 статьи критиков ХХ века (по выбору учителя)
|
Зарубежная литература
| В. Шекспир. «Гамлет»
| В. Шекспир. «Гамлет» (фрагменты)
| И.-В. Гете. «Фауст» (I часть)
| И.В. Гете. «Фауст» (фрагменты)
| О. Бальзак. «Гобсек»
|
| Б. Шоу. «Пигмалион»
| Б. Шоу. «Пигмалион» (сцены)
| Г. Уэллс. «Война миров»
|
| Э. Хемингуэй. «Прощай, оружие!»
|
|
| Ф. Купер. «Зверобой» (фрагменты)
| В. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
|
| Ч. Диккенс. «Рождественские рассказы» (2–3 по выбору)
| Ч. Диккенс. «Рождественские рассказы» (по выбору)
| Э.М. Ремарк. «Триумфальная арка»
|
| Кобо Абэ. Роман «Человек-ящик»
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
содержание художественных произведений русской литературы XIX–XX веков, обязательных для изучения, а также отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков;
основные закономерности историко-литературного процесса; основные черты литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
связывать литературную классику со временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы», ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом);
использовать сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения; его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
определять род и жанр произведения;
определять авторское отношение к изображенному, давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
творчески использовать аналитический пересказ;
давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации; в устных и письменных высказываниях аргументировано формулировать свою позицию; отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии;
составлять конспекты, планы и тезисы статей на литературные, общекультурные, научные и публицистические темы, писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы; совершенствовать навыки владения устной и письменной речью, умения и навыки интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующие достижению высокой информационной культуры учащихся.
Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:
соотносить жанры произведений родной и русской литературы;
сопоставлять предлагаемые для изучения произведения русской литературы с тематически близкими произведениями родной литературы, факты родной и русской культур, отмечая общность их нравственного идеала и национально обусловленное своеобразие его художественного воплощения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;
сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая действительность с позиций нравственно-эстетического идеала;
высказывать и обосновывать свое суждение о самостоятельно прочитанных произведениях, просмотренных спектаклях, фильмах; давать им оценку, понимая их место в историко-культурном процессе и значимость поставленных в них проблем для сегодняшнего дня;
использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
|