Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №7»
Кировского района г. Казани
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор МБОУ «ОСОШ №7» Заместитель директора на МО учителей
____________Л.Р. Юсупова по учебной работе гуманитарного
Приказ № _______ _________Л.Н. Галеева цикла
от «____» ________20______г Протокол № ___
Руководитель МО
_______Р.М. Салахова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС 72 часа в год (2 часа в неделю)
Составлена на основе примерных программ под редакцией И.Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.: Академия, 2008 г., в соответствии с Учебным планом МБОУ «ОСОШ №7» Кировского района г. Казани на 2013/2014учебный год
Программу составила _______Магомедкеримова Лилия Ринасовна_________
Казань – 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССАХ
Пояснительная записка.
Содержание курса русского языка в 11 классе (перечень изучаемых разделов).
Содержание учебного материала (календарно-тематическое планирование).
Виды контроля (перечень контрольных, практических и других видов работ).
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
Список литературы для учащихся 11 класса.
Зачеты и сроки их проведения.
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе в 11 классе
(трехгодичное обучение)
Настоящая рабочая программа литературного образования для 11 классов разработана на основе примерной программы под редакцией профессора И.Н. Сухих в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Программа рассчитана на использование учебного комплекта «Литература. 10-11 классы (базовый уровень)» (Автор Сухих И. Н., издательство «Академия», 2009 г.)
Дополнительная методическая литература, используемая при составлении планирования: Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс. - М.: Дрофа, 2008; Торкунова К.В. Как писать сочинение. - М.: Айрис- пресс, 2006; Фогельсон И.А. Литература учит. - М.: Просвещение, 2003.
Также использованы материалы журнала «Литература в школе», № 1-6, 2009.
Настоящий календарно-тематический план учитывает индивидуальные особенности учащихся школ открытого типа, уровень подготовленности по предмету.
Согласно учебному плану предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературе, реализуется программа базисного уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), отражены учебно-познавательная и межпредметные компетенции.
В 11 классе представления учащихся о художественном мире литературного произведения (писателя) обогащаются сведениями об основных тенденциях развития литературы, вводится понятие литературного процесса. Литературные произведения рассматриваются в контексте творчества писателя, социально-историческом и историко-культурном контексте, с учетом идейных и художественных исканий эпохи, литературной полемики. Повторение и обобщение сведений о романтизме и реализме в русской литературе первой половины XIX века дает возможность подготовить учащихся к постижению особенностей индивидуального стиля крупнейших представителей русской литературы второй половины XIX века: Ф. М. Достоевского,Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.
Основные виды деятельности — сочинения на литературоведческие темы (целостный анализ эпического, лирического и драматического произведения, анализ произведения в заданном аспекте) и публицистического характера, подготовка рефератов, а в классах гуманитарного профиля — создание исследовательских проектов, разрабатываемых под углом зрения интереса старшеклассников к одной из гуманитарных сфер (философии, истории, социологии, психологии, педагогике, политологии, филологии, журналистике и т. д.).
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование проектов по литературе.
Дидактико-технологическое оснащение включает:
выставочный материал по творчеству писателей,
видеоподдержку,
список тем для творческих (письменных и устных) работ,
мультимедийные проекты,
тестовые задания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Общий очерк творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (повторение). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь». Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок М.Е. Щедрина от народных сказок. Иносказательная образность в сказках, гротеск, аллегория, символика. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика сказок, их сатирический пафос. Язык сказок. Художественное мастерство писателя-сатирика.
Роман «История одного города». Своеобразие художественной формы, особенности фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов. Проблема народа в романе. Писатель о народе историческом и народе как носителе идеи демократизма.
М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя. Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать приёмы сатирического изображения действительности в художественном произведении». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Общая характеристика творчества Ф.М. Достоевского. Жанровое своеобразие его произведений. Особенности творческой манеры Ф.М. Достоевского. Стилевые средства воплощений философской и идейно-нравственной проблематики: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.
Восприятие писателем русской действительности и ее осмысление в художественном творчестве. Философская и духовная проблематика романов Ф.М. Достоевского. «Найти человека в человеке» — основная проблема творчества писателя. Своеобразие христианского гуманизма Ф.М. Достоевского, его протест против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей. Своеобразие идейных позиций писателя, отразившееся в его творчестве. Литературная полемика вокруг творчества писателя.
Роман «Преступление и наказание». Русская действительность в художественном мире романа. Философия и идейно-нравственная проблематика романа. Теория Родиона Раскольникова о праве на «кровь по совести» и ее последовательное опровержение в романе. Проблема самоценности отдельного человека и счастья всего человечества. Социальные и философские корни теории Раскольникова. Вопрос о целях и средствах. Характер Раскольникова. Трагические противоречия в характере Раскольникова. «Правда» Раскольникова и «правда» Сонечки, их столкновение. Место и значение образа Свидригайлова. «Двойники» Раскольникова (Лужин и др.). «Двойники» Сонечки (Лизавета, Миколка и др.). Идея страдания и очищения в романе. Христианская концепция Ф.М. Достоевского. Значение деталей в романе (символы крови, креста, воскресения). Своеобразие художественного воплощения авторской позиции. Гуманизм Ф.М. Достоевского. Критическая полемика вокруг романа. Н.Н. Страхов о романе («Преступление и наказание»).
Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на основе характеристики проблематики художественного произведения». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Н.С. ЛЕСКОВА
Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя. Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н.С. Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя.
«Очарованный странник», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (повторение). Образ русского человека в творчестве писателя. Русский национальный характер. Н.С. Лесков как бытописатель. Своеобразие комизма Н.С. Лескова: формы и приемы комического.
Н.С. Лесков и православие.
Роль Н.С. Лескова в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике.
В мастерской художника слова. Н.С. Лесков о языке художественного произведения.
Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать особенности сказовой формы повествования». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Л.Н. ТОЛСТОГО
Общая характеристика Л.Н. Толстого. Связь творчества Л.Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Художественные особенности романа- эпопеи Л.Н. Толстого. Своеобразие композиции, обусловленное многоплановостью тематики и проблематики, большим объемом произведения. Особенности психологизма Л.Н. Толстого, «диалектика души». Психологизм Л.Н. Толстого как форма изображения идейно- нравственных исканий.
Жанровая природа «Войны и мира». Соединение в романе идеи личного с идеей целого, всеобщего, с идеей «роевой» жизни. Разобщенность людей, индивидуализм как самый страшный порок времени в представлении Л.Н. Толстого. Последовательное развенчание в романе индивидуализма и утверждение жизни «миром». Образ Наполеона. Многозначность категории «мир» в романе Л.Н. Толстого (мир как вселенная, мироздание; мир как состояние взаимной любви, противоположное войне; мир как единение людей).
Искания героев Л.Н. Толстого. Поиски «мира» и своего места в мире. Различия путей нравственно-философского поиска у Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Николая Ростова. Идея нравственной ответственности человека за судьбы мира.
Проблема истинного и ложного в «Войне и мире». Отрицание Л.Н. Толстым всего неестественного, искусственного, несовместимого с нормами вечной общечеловеческой морали. Критика с этих позиций высшего дворянского «света». «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» — одна из главных идей Л.Н. Толстого.
Изображение крестьянства в романе. Крестьянский «мир» как образ «роевой» жизни, противостоящий всякому взаимному отчуждению людей, идее индивидуализма. Значение образа Платона Каратаева. Изображение внутренних противоречий в крестьянстве: образы Тихона Щербатого, старосты Дрона, лакея Лаврушки и др. Изображение Л.Н. Толстым войны 1812 г. как войны справедливой, освободительной.
Патриотическое звучание романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Образы солдат и офицеров, их героизм. Осуждение Л.Н. Толстым национальной розни, несправедливых войн за пределами Отечества. Воззрение Л.Н. Толстого на роль личности и народных масс в истории.
Тема любви в романе. Значение женских образов.
Литературная критика о романе.
Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на основе характеристики тематики произведения».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.П. ЧЕХОВА
Общая характеристика творчества А.П. Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. Рассказы А.П. Чехова. Жанровое своеобразие малой формы у А.П. Чехова. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова; воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них («Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином»). Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Проблема нравственной ответственности в прозе А.П. Чехова.
Русская критика о прозе писателя.
Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать эволюцию героя в литературном произведении».
Драматургия А.П. Чехова. Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного действия в пьесах А.П. Чехова. Споры о жанровой природе драматургии писателя, своеобразие его комедий.
Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы. «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы. Проблема соотношения в пьесе старых и нового владельцев сада. Эмоциональный смысл финала пьесы. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой.
Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр. Современные трактовки чеховских пьес.
Роль и мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре XX в.
Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на основе характеристики жанровой природы произведения». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И.А. БУНИНА
Основные этапы жизни и творчества И.А. Бунина. Значение его творчества для развития русской и мировой литературы XX века.
Основная тематика и проблематика художественной прозы И.А. Бунина.
«Антоновские яблоки» как образец лирической прозы писателя. Особенности художественной формы новеллы. Способы создания лирического настроения в произведении. Образ Родины в новелле.
«Господин из Сан-Франциско». Особенности системы персонажей новеллы. Смысл названия и основная проблематика произведения. Роль христианской и языческой символики в художественном мире новеллы. Философская концепция мира и человека в произведении.
Читательская лаборатория: «Как написать сочинение- рассуждение по произведению».
Тема любви в прозе И.А. Бунина («Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»). Особенности восприятия любви персонажами бунинских новелл. Мастерство Бунина-психолога.
«Чистый понедельник». Смысл названия новеллы. Роль литературных, культурологических и исторических реминисценций в художественном мире произведения. Смысл финала новеллы. Мастерство И.А. Бунина в изображении диалектики чувств.
Читательская лаборатория: «Как написать сочинение-рецензию по прочитанному произведению».
Читательская конференция: «Традиционное и новаторское в художественной прозе И.А. Бунина». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.И.КУПРИНА
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Смысл названия произведения и значение эпиграфа в понимании авторской позиции. Особенности сюжета и композиции новеллы, роль образов-символов в художественном мире произведения. Тема искусства и мир человеческих чувств в новелле. Мастерство Куприна-реалиста.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М. ГОРЬКОГО
Основные этапы жизни и творчества М. Горького, его место в литературном контексте эпохи.
Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького. Образы «босяков» в романтических новеллах писателя. Своеобразие характеров и авторская позиция в новелле «Челкаш».
«Старуха Изергиль»(повторение). Особенности поэтической формы произведения. Романтическая мотивировка характеров в новелле. Особенности повествования в произведении. Образы Ларры, Изергиль, Данко и особенности авторской позиции. Традиционное и новаторское в новелле.
«Песня о Буревестнике» как поэтическое отражение эпохи перемен. Особенности художественной формы произведения.
Драма «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Своеобразие конфликта и композиции пьесы. Образ Луки в пьесе. Гуманистический пафос произведения. Роль образа Сатина в драме. Диалектика характеров и суть споров о правде в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. История театральных постановок пьесы. Критическая полемика вокруг этого произведения. «На дне» в современном театре. Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на основе анализа эпизода драматического произведения». В мастерской художника слова. Создание лиц персонажей.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г. Флобер «Госпожа Бовари». Анализ сюжета романа французского писателя Флобера "Госпожа Бовари", особенности отображения "мещанской драмы". Психологическая характеристика главной героини – Эммы, оценка ее чувств, отношения к нравственным и материальным ценностям.
|