Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
от 29 августа 2014 года
| Согласовано
на НМС
от 30 августа 2014 года
| Утверждено
директором
приказ № 507
от 30 августа 2014 года
|
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 3»
Рабочая учебная программа по литературе 11 класс а
(базовый уровень)
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.5-11 класс" под ред. Г.И.Беленького. Реализуется в учебнике "Литература.11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений(базовый и профильный уровень): в 3-х частях. Русская литература/под ред. Г.Н.Ионина, Г.И.Беленького.-Мнемозина,2011."
Год разработки: 2014 г.
Срок реализации программы: 2014 − 2015 учебный год
Программу составила Емельянова Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 класс» под ред. Г.И. Беленького. Реализуется в учебнике «Литература.11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений(базовый и профильный уровни): в 3-х частях. Русская литература/ под ред. Г.Н.Ионина, Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2011."
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются: • в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
Уроки внеклассного чтения.
Формы контроля.
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; анализ лирического произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- анализ лирического стихотворения
Содержание курса Историко-культурная ситуация в России конца ХIХ – начала ХХ веков. Историческая обстановка. Наука. Философия. Театр. Музыка. Архитектура. Скульптура. Изобразительное искусство. Журналистика.
Русская литература рубежа веков. Реализм. Натурализм. Модернизм. Декадентство. Серебряный век.
Символизм. Истоки и философия символизма. Д.С. Мережковский. В.С. Соловьев. "Старшие символисты". "Младосимволисты".
Валерий Яковлевич Брюсов. Основоположник символизма в русской поэзии. «Творчество». Отточенность образов и стиля. Мотивы лирики В.Я. Брюсова.
Андрей Белый. Путешествие за «золотым руном» русского символизма. Своеобразие лирики. Роман «Петербург». Тема опустошенности личности во «вселенной» марионеток и масок.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Идеи и образы творчества. Образы Солнца, России, женщины, сказки в творчестве К.Д. Бальмонта. Сборник «Будем как Солнце».
Акмеизм. Статья М.А. Кузмина «О прекрасной ясности». Цех поэтов. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Статья-манифест О. Мандельштама «Утро акмеизма». С. Городецкий. «Адам».
Николай Степанович Гумилев. Жизнь и творчество. Трагедия русского поэта. Эстетическое совершенство его поэзии.
Футуризм. Эстетическая программа. Сборник «Садок судей». Велимир Хлебников. Словотворчество. Игорь Северянин. Эгофутуризм
Анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века. А.А. Блок . Жизненный и творческий путь. Лирический герой поэзии. Эволюция творчества. Традиции и новаторство. Поиски сверхличного идеала. Романтический романтизм Блока.
Символизм в творчестве А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Поэзия рыцарственной влюбленности в мир. Чистая вера в высшее единство и целостность мира. Книги стихов А.А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка».
Тема родины в творчестве А.А. Блока. Стихотворения «Осенняя доля», «Русь», «Россия», «Рожденные в года глухие…». Цикл «На поле Куликовом». Драматический характер чувства.
Творчество А.А. Блока после революции. Стихотворения «Скифы», «Пушкинскому Дому», статья «Интеллигенция и революция».
Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Своеобразие композиции, ритма, интонации, строфики, символики. Философская проблематика поэмы.
Анализ стихотворения А.Блока.
И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Поэзия и проза И.А. Бунина.
Философичность прозы И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Трагедийная концепция любви в рассказах И.А. Бунина. «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Митина любовь», «Чистый понедельник», «Ворон», «Холодная осень» и др.
А.И. Куприн. Жизненный и творческий путь А.И. Куприна.
Повесть А.И. Куприна «Поединок». Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни. Переосмысление традиции русской литературы в изображении жертвенности.
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в новелле. Любовь как самопожертвование.
Повесть А.И. Куприна «Олеся». Поэтическое изображение природы. Богатство духовного мира героини. Трагическая судьба Олеси.
Легенда о любви в рассказе А.И.Куприна "Суламифь".
Сочинение по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна. Л.Н. Андреев. Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева. Рассказы «Бергамот и Гараська», «Петька на даче».
«Психология предательства» в повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Образ Иуды как система парадоксов: не «показать», а «узнать». А.М. Горький. Романтические рассказы Максима Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Девушка и Смерть», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
Пьеса Максима Горького «На дне». Новый тип социальной драмы. Спор о правде и смысле жизни в пьесе.
Сочинение по творчеству М.Горького. В.В. Маяковский. Жизненный и творческий путь. Раннее творчество поэта. «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Лиличка!» и др.
Тема революции в творчестве В.В. Маяковского. «Левый марш», «Стихи о советском паспорте», поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!».
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Поэма «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о поэзии». Маяковский-сатирик. «О дряни», «Прозаседавшиеся», пьесы «Клоп» и «Баня».
Тема любви в творчестве В.В. Маяковского. Поэма «Про это», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». С.А. Есенин. Жизненный и творческий путь. Эволюция творчества поэта. Тема природы как отражение темы родины в лирике С.А. Есенина. Особенности пейзажа.
Мотив преображения России. Сборник «Радуница», стихи «Береза», «Поет зима – аукает», «Сыплет черемуха снегом», «Гой ты, Русь моя родная!» «Край любимый…», «Русь», «Неуютная жидкая лунность…», «Несказанное синее, нежное».
Война и революция в творчестве С.А. Есенина. Стихотворения «Товарищ», «Иония», «Возвращение на родину», «Русь уходящая», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», поэмы «Сорокоуст», «Пугачев», «Страна негодяев», статья «Ключи Марии».
Тема любви в творчестве С.А. Есенина. Циклы «Москва кабацкая», «Любовь хулигана», «Персидские мотивы», «Письмо женщине». Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.
Философская тема в творчестве С.А. Есенина. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», « Песня соловушке», «Клен ты мой опавший…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…», поэма «Черный человек».
Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» - поэма о судьбах человека и родины. Лирическое и эпическое в поэме. Тема революции в поэме. Лирический герой в поэме.
Анализ поэтического текста.
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. Сборники стихов «Камень», «Tristia».
М.И. Цветаева . Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой. Тема детства, московская тема в ее поэзии. Мотивы лирики. Тема смерти, тема любви, тема творчества
Литература 30-х годов 20 века.
А.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Роман «Петр Первый».
М.М.Пришвин. Обзор творчества.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество до революции. Сборники стихов «Вечер», «Четки». «Я научила женщин говорить…».
Жизнь и творчество А. А. Ахматовой после революции. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием».
М.А. Булгаков . Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова.
Повесть «Собачье сердце». Фантастика и реальность в повести.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История создания. Композиция произведения – «роман в романе». «Московский» и «ершалаимский» сюжеты в романе. Образ Воланда и его свиты. Роль Маргариты в романе. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: спор об истине. Философские размышления автора о судьбе человека и роли выбора.
Сочинение по роману" Мастер и Маргарита".
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. Герои прозы А.П. Платонова. Повесть А.П. Платонова «Котлован».
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». Роман «Тихий Дон». Поиск своего места в жизни на примере судеб главных героев романа. Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова. История одного человека в истории всей страны. Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.
Литература 40-50-х годов.
Военная поэзия. К .Симонов. О.Берггольц.
Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда». Борис Львович Васильев. «А зори здесь тихие», «В списках не значился». Василь Быков. «Сотников».
Сочинение по произведениям о войне.
Литература второй половины 20 века
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака. Мотивы лирики. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Тема революции, Гражданской войны и проблема выбора в романе. Анализ стихотворений из романа "Доктор Живаго".
А.Т.Твардовский. Тема родства в лирике А.Т.Твардовского. Лирический цикл
"Памяти матери".
Николай Алексеевич Заболоцкий. Жизнь и творчество. Философская лирика.
В.Шаламов. Д. Андреев. Ю. Домбровский
Трагические конфликты эпохи. В.Шаламов, Д.Андреев, Ю.Домбровский.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».
Из литературы 60-90-х годов
Поэзия А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко и др. "Тихая лирика " Н.Рубцова. Авторская песня. Булат Окуджава, В. Высоцкий. Поэзия И. Бродского.
Проза. В Шукшин. "Обида".В.Астафьев "Царь-рыба", В.Распутин "Прощание с Матёрой".Ю. Трифонов "Старик". Драматургия. А.Вампилов. "Старший сын".
Из литературы ближнего зарубежья
Ч.Айтматов. "Плаха", В. Быков."Карьер".
Литература русского зарубежья.
И.С. Шмелев. «Солнце мертвых». Автобиографическая книга о Гражданской войне. Роман «Лето Господне». Проблематика романа. Жанр и композиция. Стиль И. Шмелева. В.В. Набоков. Роман «Машенька». Тема русской эмиграции в романе. В.Ходасевич. Г.И. Иванов.
Литература на современном этапе
Проза Т.Толстой. Творчество В.Пелевина. Новейшая русская поэзия. Основные черты современного литературного процесса.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
Образную природу словесного искусства.
Содержание изученных литературных произведений.
Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-тематический план
Содержание
| Всего
часов
| Из
них
развитие
речи
| Из
них
иные
формы
| Введение
|
|
|
| Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.
| 1
|
|
| Литература первой половины ХХ века
|
|
|
| Русская литература на рубеже веков. Серебряный век в русской литературе.
| 1
|
|
| Символизм
| 5
|
|
| Акмеизм
| 2
|
|
| Футуризм
| 1
|
|
| Театральный урок
| 2
|
| 2
| Анализ стихотворения
| 1
| 1
|
| А.А.Блок
| 5
| 1
|
| И.А.Бунин
| 3
|
| 1
| А.И.Куприн
| 6
| 1
| 1
| Л.Андреев
| 2
|
| 1
| М.Горький
| 6
| 2
|
| В.Маяковский
| 6
|
|
| С.А.Есенин
| 8
| 2
|
| О.Э.Мандельштам
| 1
|
|
| Литература 30-х годов 20 века
|
|
|
| М.И. Цветаева
| 3
|
|
| А.Толстой
| 1
|
|
| М.М.Пришвин
| 1
|
|
| А.Ахматова
| 3
|
|
| М.А. Булгаков
| 9
| 2
|
| А.Платонов
| 1
|
|
| М.А. Шолохов
| 7
| 2
|
| Литература 40-х - 50-х годов
|
|
|
| Военная поэзия.
| 1
| 1
|
| В.Некрасов
| 1
|
|
| А.Кондратьев. В.Быков
| 1
|
|
| Б.Васильев
| 2
| 1
|
| Литература второй половины 20 века
|
|
|
| Б.Л.Пастернак
| 4
| 1
|
| А.Т.Твардовский
| 1
|
|
| Н.Заболоцкий
| 1
| 1
|
| Трагические конфликты эпохи.
| 1
|
|
| А.И. Солженицын
| 3
|
|
| Из литературы 60-90 -х годов 20 века
|
|
|
| Поэзия. Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е. Евтушенко
| 1
|
|
| «Тихая лирика» Николая Рубцова.
| 1
| 1
|
| Авторская песня. Б.Окуджав, В.Высоцкий.
| 1
|
|
| Поэзия И.Бродского.
| 1
|
|
| В.М.Шукшин
| 1
|
|
| В.Астафьев
| 1
|
|
| В.Распутин
| 2
|
|
| Ю.Трифонов
| 1
|
|
| А.Вампилов
| 1
|
|
| Из литературы ближнего зарубежья
| 1
|
|
| Литература на современном этапе
| 3
|
|
| ИТОГО:
| 105
| 16
| 5
| |