«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»





Название«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»
страница1/3
Дата публикации28.06.2015
Размер1.02 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г.р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Семилейская СОШ» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия. В 1993 году окончила Мордовский Государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева по специальности «Учитель русского языка и литературы»
Общий стаж работы 21год , в должности учителя русского языка и литературы - 21 год.

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»


Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться.

А.С. Макаренко

1 Актуальность и перспективность опыта


На протяжении многих лет работы в должности учителя русского языка и литературы меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Одна из основных причин этого, на мой взгляд, в том, что мы, учителя-словесники, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Проблема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» в наше время звучит по-особому. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. 

Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Мною разработаны презентации, развивающие творческое мышление учащихся, дающие им наглядно представить тот или иной материал, комплекс уроков, элементов уроков с использованием информационных технологий для каждого класса. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. 

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы.

2 Наличие теоретической базы опыта

Как учитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:



  1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". 

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа

  3. "Концепция модернизации российского образования»


В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:



  • Предметно-содержательные журналы «Современный урок» 

  • Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа.

    Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина. 

  • Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. 

  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.

  • Методика проведения уроков с использованием информационных технологий (Практический материал) – г. Саранск

И другие источники. 

3 Ведущая педагогическая идея

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я изучаю опыт учителей по данной теме. 

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.

4 Оптимальность и эффективность средств

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною. 

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения: 



  • повысить темп урока; 

  • увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

  • проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся; 

  • использовать большое количество иллюстративного материала

  • углубить степень отработки практических умений и навыков; 

  • вести дифференцированную работу с каждым учеником; 

  • выявить пробелы в его грамотности. 



Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно: 




  • Использование готовых программных продуктов


  • Работа с программами MS Office (Word, PowerPoint)


  • Работа с ресурсами Интернета


  • ЭОР


  • Текстовые материалы


  • Тесты 


  • Презентации учебного материала, разработанные мной для уроков


  • Электронные энциклопедии


  • Самостоятельная работа учащихся (закрепление)



Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Электронные словари и энциклопедии, видеоматериалы позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.

Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: ««Имя существительное. Творческая лаборатория».



Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.
Задачи урока:

Выяснить, какова роль имени существительного в текстах различных стилей.

Повторить тропы, в основе которых лежит имя существительное (сравнение, олицетворение, метафора);

Познакомиться с экспрессивной функцией имени существительного в назывном предложении.
Оформление урока:

Презентация «Имя существительное. Творческая лаборатория».

Раздаточный материал на каждого ученика с текстами стихотворений и текстами для речеведческого анализа.

Иллюстрации учащихся к стихотворениям, содержащим назывные предложения.

Таблица для внесения опорных слов по ходу урока.
Записи на доске:

Творческая лаборатория.

Таблица для вписывания опорных слов – результатов «опытов».

Таблица, составленная по результатам проверки домашнего задания.
Домашнее задание к текущему уроку

Краткий текстоведческий анализ текста (тип и стиль речи, тема и идея текста, подсчет количества слов некоторых частей речи: существительных, прилагательных, глаголов)

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (дается заранее, за несколько дней до урока).
Ход урока
1. Оргмомент.
Настрой на работу, постановка цели, выдвижение гипотезы, проблемного вопроса.
- Урок сегодня и обычный, и необычный. Обычный, потому что от вас, как всегда, потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Как вы оцениваете свое настроение на момент начала нашей работы? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение на данный момент)
Необычной будет форма урока – она записана на доске.
2. Мотивационный этап.
- Что такое лаборатория?
(Ученики дают свои определения и сверяют ответы с толковым словарем: Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, учреждение, где занимаются такими опытами).
- А что является результатом опыта? (подтверждение или опровержение гипотезы и даже открытия!)
Работа со словом гипотеза по словарю иностранных слов, запись значения слова.
- Но у нашей лаборатории нет названия. Есть у вас предположения, что написано на закрытой части доски?
- Подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы поможет небольшое стихотворение Льва Васильевича Успенского:
Земля, вода, пшеница, класс –

Все сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даем:

Береза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи не проживешь.
- Так с чем же будут связаны наши лингвистические опыты? (Презентация, слайды 2, 3)
- Первая ваша гипотеза подтвердилась, значит, результат можно занести в таблицу 1 (приложение 1).
На предыдущих уроках мы с вами плодотворно работали над грамматическими свойствами имени существительного. Сегодня познакомимся с его выразительными возможностями. Итак, главный вопрос нашего урока: каковы изобразительно-выразительные возможности имени существительного? Ваши гипотезы.
Задача нашего урока – подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, основываясь на результатах наших лингвистических опытов.
- Л.В. Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка» (слайд 4). Как вы понимаете эти слова? (Имена существительные составляют основу языка, называя все существующие предметы и отвлеченные понятия).
3. Проверка домашнего задания (ч.1)
- Самое время теперь обратиться к результатам ваших домашних опытов. Каждый из вас дома работал с текстом: вы выполнили краткий текстоведческий анализ и подсчитали количество слов каждой самостоятельной части речи. Результатом вашего труда стала таблица 2. Посмотрим, что получилось, но сначала – ваши гипотезы (ученики высказывают свои предположения относительно количества существительных в текстах различных стилей).
- Выразительное чтение учениками текстов (на доске по мере ответов заполняется таблица 2).
- Итак, подтвердилась ли наша гипотеза о преобладании существительных над другими частями речи в текстах разных стилей? (слайд 5)
4. Актуализация знаний о стиле художественной литературы, выяснение роли имен существительных в текстах этого стиля.
- Давайте вспомним высказывание К.Г. Паустовского о русском языке (слайд 6).Конечно, слова писателя прежде всего относятся к именам существительным, потому что именно эта часть речи выполняет номинативную (назывную) функцию (запись в таблицу 1)
- Текста какого стиля не было в домашнем задании?
- Какие признаки стиля художественной литературы мы знаем?
- Отличительной чертой стиля художественной литературы является употребление изобразительно-выразительных средств языка, то есть тропов (запись в таблицу 1). Имя существительное лежит в основе многих тропов.
- Какие произведения художественной литературы наиболее насыщены тропами? Ваша гипотеза? (Поэтические произведения, стихи – запись в таблицу 1.)
- Прочитайте выразительно есенинские строки (слайд 7).
- Какие тропы употребил Сергей Есенин в этой строфе? (Сравнение, метафора, олицетворение.)
- Почему поэт сравнил вечер с сажей?
- Что поэт имеет в виду под белой пряжей?
- Почему это выражение нельзя назвать сравнением? (Нет союзов как, будто, словно, точно)
- Как называют такие сравнения? (Скрытое сравнение, метафора).
- Какой троп употреблен в последней строчке? (Олицетворение).
- Что же показал наш опыт наблюдения? (В поэтических художественных текстах используются различные тропы на основе имен существительных.)
В таблицу 1 записываются слова олицетворение, метафора, сравнение (слайд 8)
- Доказательств в науке много не бывает, поэтому ваше следующее задание – поиск тропов в следующем тексте (слайд 9).
Ученики работают с текстом 5 , затем называют тропы и проверяют себя (слайд 10).
Итак, мы в очередной раз убедились, что имя существительное – очень выразительная часть речи.
5. Проверка 2 части домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала.
Обратимся к 2 части вашего домашнего задания, которое вы выполнял заранее. Его результат – на доске (рисунки).
- На основе чего вы их рисовали? (Поэтические тексты).
Я прошу вас представить свои рисунки (Дети показывают рисунки и читают стихи.)
- Трудно ли вам было иллюстрировать эти произведения?
- Определите тип речи в этих текстах (слайды 11 – 15).
- Вспомните, пожалуйста, отличительные признаки типа речи описание.
- Чем необычны эти описания?
- Какая синтаксическая особенность объединяет эти стихи? (Односоставные назывные предложения.)
Лев Толстой об одном из таких стихотворений сказал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» (слайд 16). Эти строки относятся к стихотворению Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (слайд 17 ) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какую роль играют в стихах односоставные назывные предложения? (слайд 18)
(Запись в таблицу 1 слов односоставные, назывные, описание.)
- Итак, мы заполнили таблицу с результатами наших опытов и наблюдений. Кто подведет промежуточный итог нашей работе? Нашла ли подтверждение наша главная гипотеза?(ответ ученика с опорой на таблицу 1)
6. Подготовка и написание сочинения – миниатюры.
- А в таблице спрятан секрет: слово, которое будет ключом к следующему заданию. Составьте его из выделенных букв (творчество).
- Так что же будет финальным опытом нашего урока? (Сочинение-миниатюра.)
- Я предлагаю вам создать зимний пейзаж, используя те выразительные возможности имени существительного, о которых мы говорили на уроке. Вам поможет наша таблица и опорные слова (слайд 19).
7. Чтение сочинений-миниатюр.
- Что из знаний, полученных на уроке, вам удалось применить в своих работах?
- Спасибо за такие интересные работы. Сегодняшний урок – наше совместное творчество.
8. Рефлексия. Обоснование выставленных за урок отметок.
- Интересно ли вам было на уроке?
- Чем увлекло вас имя существительное? (слайд 20)
- Как вы теперь оцените свое настроение? Изменилось ли оно по сравнению с началом урока? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение в конце урока)
9. Домашнее задание.
1. Сочинение-миниатюра и иллюстрация к нему – для тех, кто хочет продлить радость творчества.
2. Поиск стихотворений, содержащих назывные предложения; указание тропов, использованных в этих произведениях. Выразительное чтение этих стихов.

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины .
Тема урока : Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

На доске плакат:
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом!
Ход урока
Организационный момент.- 2 минуты

Урок проводится в форме игры-викторины. Класс делится на 2 команды, выбирается капитан. Ответы оценивает жюри, ставит баллы в оценочный лист. Правильный ответ – 1 бал,
Кроссворд.- 5 минут

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. (Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой).
.Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)
2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).
3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).
4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).
5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).
6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).
7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).
9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
В итоге сложилось слово - СИНТАКСИС
- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся на рисунке .(Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее составит слово).
В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис и пунктуация.
3. Сообщение темы и целей урока. Запишите тему урока в тетрадь.- 2 минуты.

Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация».
Сегодня мы с вами должны вспомнить все о синтаксисе.
Ученик читает стихотворение.
Синтаксис- что это такое?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложенье.
Его строенье я постиг. И форму словосочетанья.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без вниманья.
^ 4. Вопросы командам ( между ними сценка о знаках препинания)-8 минут.
. Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.
1 - Что такое синтаксис?

=Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.…
2.

- Назовите единицы синтаксиса.

= Единицы синтаксиса – это… словосочетания и предложения.
3.

- Что такое пунктуация?

=Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

4

- Назовите знаки препинания
( Точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак…).
Давайте посмотрим небольшую инсценировку о знаках препинания и заодно отдохнём. Стихотворение С. Маршака « Знаки препинания». На груди участников изображения знаков.
Чтец: У последней точки, на последней строчке собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак- Восклицательный знак.
Воскл. Знак : УРА! ДОЛОЙ! КАРАУЛ! РАЗБОЙ!
Чтец: Притащился кривоносый вопросительный знак.
Вопр.: КТО? КОГО? ОТКУДА? КАК?
Чтец: Явились запятые. Девицы завитые. Живут они в диктовке на каждой остановке.
Зап.: Мы особые запятые. Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой: Если нет над вами точки, запятая- знак пустой.
Чтец: Прискакало двоеточие, прикатило многоточие.
Двоет.: Нет! Постой. Я важней, чем запятая или точка с запятой.
Потому что я в два раза больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Многот.: Если вам угодно знать , я важней чем прочие. Там, где нечего сказать , ставят многоточие...
Чтец: Вопросительный знак удивился.
Вопр.: То есть как?
Чтец: Восклицательный знак возмутился
Воскл. То есть как!
Чтец. И сказала точка. Точка одиночка.
Точка: Мной кончается рассказ. Значит я важнее вас.
Молодцы.
А теперь вспомним, что вы знаете о предложении.
Какими бывают предложения по цели высказывания?
(повествовательные, вопросительные, побудительные.)
Какими бывают предложения по интонации?
( восклицательные и невосклицательные)
Что вы знаете о главных членах предложения?
( подлежащее и сказуемое…..)
На какие две группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?
( распространённые и нераспространённые).
5. Расскажите, что вы знаете о второстепенных членах.
6. Что такое дополнение?
( Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет)
7. Что такое определение?
( определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? и обозначает признак предмета).
8. Что такое обстоятельство?
( обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И как? Обстоятельства обозначают место, время и способ действия.)
9. Чем может быть осложнено предложение? ( однородными членами, обращениями).
10 Что такое однородные члены?
( однородные члены отвечают на один и тот же вопрос , относятся к одному и тому же члену предложения, не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.
11. Знаки препинания при однородных членах.
(между однородными членами ставится запятая , если нет союзов или союзы а, но. Запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения).
12. Что такое обращение и как оно выделяется на письме?
( Обращение называет того, к кому обращаются с речью и выделяется запятыми.)
13. Какие предложения называют простыми, а какие сложными?
( Предложение с одной грамматической основой- простое. Если две и более грамматических основ- предложение сложное.)

^ 5.Работа по карточкам. Синтаксический разбор предложений. -7 минут.
Каждой команде по 4 предложения . ( жюри и комиссии тоже)
На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал первый снег.
Поредел над сопками туман.
Реки и озёра засверкали.
Утро начинается в Москве.
Мухи, осы и шмели укрываются в сухие убежища.
Ещё вчера на земле лежал белый, пушистый снег.
Ветер разогнал тёмные тучи.
Осенью птицы улетают в тёплые края.


6.Физминутка. – 1 минута.
Мы писали, мы устали. Все мы тихо, дружно встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Встали, сели. Встали, сели. И друг друга не задели. Руки выше , шире плечи. Раз. Два. Три. Дыши ровней. От зарядки станешь крепче. Станешь крепче и сильней.

7 Юмористическая викторина. -2 минуты
В каких словах по сто согласных? ( стог, стол, стон, стоп)
Чем кончается день и ночь ( мягким знаком)
Может ли страус назвать себя птицей? ( он не умеет говорить)
Что находится между рекой и берегом? ( союз и).


^ 8. Определите простыми или сложными являются предложения( работа на доске, остальные в тетради). Выделить грамм. Основу.- 4 минуты.
1.Книга – лучший товарищ.
2.Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
3. Пчёлы летают и жужжат над цветами.
4. Прошло жаркое лето, и наступила осень.
^ 9. Работа с учебником. Выполнение упражнения 207.- 6 минут.

10.Разобрать предложения и начертить схемы. ( предложения на доске без знаков препинания).-2 минуты.
Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.
Наступила осень, птицы собираются на юг.
Какая из команд справится правильнее с заданием.

^ 11. Задание на смекалку. Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее.-4 минуты
Составьте предложение:
Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок .взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде., единственном числе.
Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее
Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
Из предложения. Над городом пролетел быстрокрылый самолёт. Взять обстоятельство( с другим предлогом)


Итогом становится предложение – Тихая ночь опустилась на город.
^ 12.Подведение итогов игры . Выставление оценок.- 2 минуты
Домашнее задание. Стр.105 вопросы.

Урок русского языка в 5 классе
Тема урока : «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока: 1. учебная: проверить знания и умения,
полученные учащимися в разделе «Синтаксис и
пунктуация»;
2. развивающая: выработать умение делать выводы,
развивать логическое мышление;
3. воспитательная: способствовать развитию
любознательности, любви к родному языку, учить
школьников культуре речи и поведения.
Форма урока: урок – игра
Оборудование: ватман с контуром волшебной страны, карточки с названиями терминов, звёзды для участников, раздаточный материал,
«посадочные билеты» с изображением самолёта, автобуса,
поезда и «ромашка для гадания».
Ход урока.
Организационный момент, объявление темы урока и его целей.
Знакомство учащихся с правилами.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности… Кто хочет отправиться в волшебную страну СИНТАКСИСА и ПУНКТУАЦИИ ? Эта страна расположилась между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. Страна напоминает своими очертаниями две буквы: Р Я.
Догадались?
Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отстал.
Командиры, готовы? Можно в путь!

Ребята! А может вы передумаете, может не стоит рисковать?
Ведь вас ждут непреодолимые опасности в стране Пунктуации,
во время перелёта через океан Знаний, могут подвести нетвёрдые знания, в городе Грамотеев можете заразиться опасной болезнью Ошиберией.. Вы столкнётесь с коварством ПОДЛЕЖАЩЕГО и СКАЗУЕМОГО. Вы должны будете сберечь силы для прохождения необитаемого Острова ВТОРОСТЕПЕНСКА , где вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.

В целом путешествие благоприятно подействует на ваши знания,
необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.
За каждый правильный ответ команда получает звезду, у какой команды будет больше звёзд, та и победила.

2.Значит вы уверены, что опасности преодолеете? Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же РОМАШКА.
Чтобы отправиться в путешествие, мы должны приобрести билеты на самолёт, а чтобы их получить , надо ответить на вопросы.

( на лепестках ромашки написаны вопросы, которые предлагаются капитанам команд, а они определяют отвечающих на эти вопросы.

1.Какие две единицы языка изучаются в синтаксисе? /с.с и пр-е/
2 А что изучает пунктуация? /знаки препинания/
3. Из каких двух частей состоит словосочетание? /гл. и завис./
4. Как связывается зависимое слово с главным? / по смыслу (с помощью вопроса )и грамматически ( с помощью окончания и предлога)

На других лепестках дано практическое задание:
Составить словосочетание , разобрать и определить вид с/с,
Т.е. именное или глагольное.
3. УЧИТЕЛЬ: с заданием справились ( получили звёзды те команды, которые верно ответили) можем отправляться в путешествие.
Самолёт произвел посадку в столице СИНТАКСИСА городе ГРАМОТЕЕВ.
Теперь нам нужно сесть в автобус.
А для этого выполним следующие задания, чтобы получить билет:
Раз мы приземлились в городе ГРАМОТЕЕВ, попробуем определить, кто же у нас самый грамотный?

( на листках даны слова с пропущенными орфограммами , вставьте нужную орфограмму :
Синт..ксис, грам..атика, подл..жащее, ск..зуемое, предл..жение, словосоч..тание, благ..дарю, разг..дать.

Подводятся итоги: Итак, ещё одно испытание выдержали и опасной болезнью ОШИБЕРИЕЙ не заразились

А сейчас ещё одно препятствие необходимо преодолеть на пути к ^ ОСТРОВУ ВТОРОСТЕПЕНСКУ.

4. Физкультминутка
УЧИТЕЛЬ:
Вы, конечно, же, ребята , устали? Сейчас мы с вами проведём
физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из СИНТАКСИСА и ПУНКТУАЦИИ, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе.
Учитель называет различные термины. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка- влево:

Грамматическая основа, приставка, словосочетание, обстоятельство, части речи,однородные члены предложения,
глагол, предлог, распространённые предложения.
5. УЧИТЕЛЬ: продолжаем путешествие
Впереди вокзал, идём покупать билеты на поезд.. Нас ждет новое испытание.
Вспомните, когда ставится ТИРЕ между подлежащим и сказуемым?
Совершенно верно. Приступаем к заданию
(на листках предложения, в которых нужно поставить тире)

А) ЗНАНИЕ—ВЫСШЕЕ БОГАТСТВО.
Б) ЛУЧШЕЕ ДАРОВАНИЕ - УМ…

В) СКАЗКА- ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА.

6.УЧИТЕЛЬ: Задание выполнили, билеты у нас на руках , садимся в поезд
и путешествие продолжается. А из окна вагона мы видим. :
ГОРЫ. ОСЕНЬ. БЛЁКНУТ ТРАВЫ. ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ

Ребята, чем интересны для нас эти предложения? Объясните.
(ЭТО нераспространенные предложения)

7. Наконец- то вдали показался ^ ОСТРОВ ВТОРОСТЕПЕНСК.

Вас встречает экскурсовод и с великим удовольствием предлагает вам посмотреть главную достопримечательность острова : МУЗЕЙ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Здесь вам предложили поучаствовать в конкурсе «Кто лучше и правильнее разберёт предложение»

А) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Б) Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
В) Красна речь поговорками.
Г) В пурпурный и жёлтый цвет окрашена листва цветным ковром.

В чём особенность последнего предложения?
(Это предложение с однородными членами .)
Дайте определение предложениям с однородными членами.

УЧИТЕЛЬ: И вот наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам.
Подводятся итоги. Какая команда набрала наибольшее количество звёзд?
Победители получают призы. Благодарю всех за участие в уроке.

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»


Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.
Цели:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».
Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!
Маша: Ты чего это, Вася кричишь?
Вася: Я не кричу, я слово подбираю.
Маша: Какое слово?
Вася: Какое, какое… Нужное!
Маша: А зачем оно тебе?
Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!
Маша: А почему?
Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?
Маша: Ничего ты мне не говорил.
Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!
Достаёт письмо, читает:
«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,
В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.
Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,
Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!
В памяти поройся – может быть, припомнится,
Только скажешь ты его, и сундук откроется! »
Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?
Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.
Маша: И не открывается?
Вася: ни в какую!
Маша: А ты попробуй ещё раз!
Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!
Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.
Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!
Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.
Вася: Что же ты молчишь! Говори!
Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)
Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.
Маша: А этого не говорил. Попробуй!
Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!
Маша: Вот видишь, как всё просто!
Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!
Маша: Спасибо.
Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.
(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»
Русь. Короткое – в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).
«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.
Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
- На русь? – ахнул я.
- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место! Русь – страна света.
Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!
Автор: С. Романовский
Ведущий:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински – «ареопаг» ). Объявление условий игры.
Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:
- ЛЕКСИКА
Фразеология Пословицы Словари
- ЭТИМОЛОГИЯ
- МОРФЕМИКА
- МОРФОЛОГИЯ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconТема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством икт» и разработка урока...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconПедагогического опыта (рпо)
...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация познавательной деятельности на уроках чтения (русского языка) в условиях реализации новых фгос
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconАнализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год
Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...
Выступление на заседании мо учителей биологии Вязниковского района от 11. 2012 года
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» icon«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск