Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф





Скачать 364.01 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер364.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.14. Детская литература с практикумом

по выразительному чтению
Трудоемкость (в зачетных единицах)__5__


Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профили: Начальное образование и Дополнительное образование
Степень (квалификация) выпускника бакалавр


Томск – 2013

1. Цели изучения дисциплины

Детская литература играет важную роль в подготовке будущих учителей начальной школы. Курс «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а также изучение развития детской и юношеской литературы, различных форм взаимодействия русской и зарубежной детской литературы.

Цели: сформировать целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли.

Задачи:

– изучить творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и принадлежащих мировой культуре, но «обретших вторую культурную родину» в России;

– выработать навыки аналитического похода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка;

– обеспечить межпредметные связи курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» с дисциплинами психолого-педагогического цикла, рассмотрев художественное произведение детской литературы как источник сведений о возрастных психологических особенностях детей.
2. Место учебной дисциплины в структуре областной образовательной программы

Курс «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП, логически и содержательно-методически взаимосвязан с другими дисциплинами, практиками ООП. Прежде всего – с русским языком и культурой речи, затем – с фольклором и художественной литературой, фольклористикой и литературоведением (знания приобретаются в процессе изучения данной дисциплины). Далее - с историей Отечества, так как литература – отражение действительности, в том числе – исторической (многие художественные тексты имеют исторические источники, отражают ту или иную историческую эпоху). В программе данного курса большое место занимает историческая тематика: история для детей. Кроме того, детская литература тесно связана с психолого-педагогическими дисциплинами (особенно при изучении автобиографической прозы: психологическая мотивировка тех или иных поступков детей разных возрастов, проблема воспитания и наказания детей, содержательные аспекты образования и т.д.). Безусловно, литература связана с целым рядом мировоззренческих дисциплин, таких как философия. Конечно же, при изучении детской литературы невозможно обойтись без элементарной культурологической подготовки.

Знания, умения и навыки, приобретенные вследствие изучения русского языка, способствуют грамотному прочтению литературы, увеличивают словарный запас учителя. Из истории Отечества студенты должны знать периодизацию событий истории, роль той или иной личности в истории, видеть воспитательное (в частности, патриотическое) значение исторического события и исторической личности. Формирование психолого-педагогической компетентности в процессе овладения дисциплинами психолого-педагогического цикла – фундамент при изучении автобиографической прозы, психологического поведения литературных героев.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучение курса детской литературы должно помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, когда во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову.

Данная дисциплина формирует как общекультурные компетенции:

ОК-1- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-3- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК-6- способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь;

ОК-16- способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики,

так и профессиональные:

ПК-2 — способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

ПК-11- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

ПК-12 -способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

ПК-13-способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки:

– освоить специфику детской литературы: художественные и педагогические компоненты;

– овладеть методикой анализа произведений детской литературы, использовать выразительное чтение как одно из средств анализа художественного текста;

– знать литературоведческие термины, необходимые для анализа художественных текстов;

– овладеть ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания;

– знать жанровую систему фольклора и ориентироваться в литературных жанрах;

– владеть приемами логической и образно-эмоциональной выразительности, усовершенствовать технику речи;

– выучить наизусть ряд стихотворных и (частью) прозаических текстов, обязательных при работе с детьми и подростками;

– знать и понимать специфику анализа художественных произведений разных жанров;

– научиться понимать возрастные и психологические особенности детей через анализ произведений детской литературы, а также разрабатывать и реализовывать программу формирования УУД младших школьников во внеурочной и внешкольной деятельности с учетом специфики сферы направления дополнительного образования (СКд – 6), разрабатывать и реализовывать инновационные образовательные программы и технологии в сфере внеурочной и внешкольной деятельности (СКд –7), реализовывать комплексный подход к оценке учебных и образовательных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования (СКд – 10);

  • научиться учитывать интересы юного читателя при составлении списков литературы для внеклассного чтения, а также проектировать и реализовывать разные формы организации урочной и внеурочной образовательной деятельности в начальной школе – групповая работа, дискуссия, проекты и др. (СКн – 3), разрабатывать и реализовывать программу духовно-нравственного воспитания обучающихся в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности (СКн – 7).



4. Общая трудоемкость дисциплины _5_ зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) в час.

Распределение по

семестрам (в соответствии с учебным планом)

Всего

180

3

4

Аудиторные занятия

74

38

36

Лекции

19

19

-

Практические занятия

55

19

36

Семинары

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

Другие виды аудиторных работ (занятия в интерактивной форме)

16

8

8

Другие виды работ

-

-

-

Самостоятельная работа

52

26

26

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Реферат

+

+

-

Расчётно-графические работы

-

-

-

Формы текущего контроля

рефераты, доклады, электронные презентации, мини-сочинения, письменные ответы на предложенные вопросы, чтение наизусть, написание аннотаций

рефераты, доклады, электронные презентации, мини-сочинения, письменные ответы на предложенные вопросы, чтение наизусть, написание аннотаций

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен — 3 сем. (27 час.), 4 сем. (27 часов)

Экзамен

(27 ч.)

Экзамен

(27 ч.)


5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п



Наименование раздела дисциплины

Аудиторные часы


Сам. раб.

ВСЕГО

лекции

Практ. (семи-нары)

Лаб. раб.

В т.ч. интерактивные формы обучения

1.

Детская литература как учебная дисциплина. Специфика детской литературы. Круг детского чтения.

2

2

-

-

-

-

2.

Основные этапы истории отечественной и зарубежной детской литературы. Основные литературоведческие понятия и элементарный анализ произведений детской литературы. Научно-познавательная и справочная литература для детей.

2

2

-

-

-

-

3.

Место устного народного творчества в формировании личности ребенка. Жанровая система фольклора. Малые жанры фольклора. Народная сказка. Фольклор и детская литература. Литературная (авторская) сказка: прозаическая и стихотворная. Зарубежная литературная сказка. Детский фольклор.

16

6

6

-

4

4

4.

Христианский миф в литературных жанрах. Отражение календарного евангельского круга в детской литературе. Рождественский рассказ. Пасхальный рассказ. Рождественские, пасхальные и богороднические мотивы русской и зарубежной поэзии.

24

6

6

-

2

12

5.

Историография души. Ребенок и его мир в автобиографических произведениях от С.Аксакова до И. Шмелева.

27

8

9

-

4

10

6

Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.

6

2

2

-

-

2

7

Жанры приключенческой литературы для детей. Приключенческая литература и фантастика. Фэнтези.

6

2

2

-

-

2

8

Природоведческая тема в литературе для детей. Научное и художественное знание.

4

-

2

-

-

2

9

Юмористика. Детская литература русского зарубежья.

5

1

2

-

-

2

10

Зарубежная детская литература. Детская литература русского зарубежья

4

-

2

-

-

-

11

Роль выразительного чтения в развитии художественно-речевой деятельности школьника. Выразительное чтение как средство анализа произведений. Методика анализа художественных произведений разных жанров. Инсценировка текстов.

28

-

12

-

6

16

12

Поэзия в детском и юношеском чтении.

2




2

-

-

-




Итого:

180


29

45

-

16

52


5.2. Содержание разделов дисциплины
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск