Скачать 364.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.14. Детская литература с практикумом по выразительному чтению Трудоемкость (в зачетных единицах)__5__ Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профили: Начальное образование и Дополнительное образование Степень (квалификация) выпускника бакалавр Томск – 2013 1. Цели изучения дисциплины Детская литература играет важную роль в подготовке будущих учителей начальной школы. Курс «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а также изучение развития детской и юношеской литературы, различных форм взаимодействия русской и зарубежной детской литературы. Цели: сформировать целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли. Задачи: – изучить творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и принадлежащих мировой культуре, но «обретших вторую культурную родину» в России; – выработать навыки аналитического похода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка; – обеспечить межпредметные связи курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» с дисциплинами психолого-педагогического цикла, рассмотрев художественное произведение детской литературы как источник сведений о возрастных психологических особенностях детей. 2. Место учебной дисциплины в структуре областной образовательной программы Курс «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП, логически и содержательно-методически взаимосвязан с другими дисциплинами, практиками ООП. Прежде всего – с русским языком и культурой речи, затем – с фольклором и художественной литературой, фольклористикой и литературоведением (знания приобретаются в процессе изучения данной дисциплины). Далее - с историей Отечества, так как литература – отражение действительности, в том числе – исторической (многие художественные тексты имеют исторические источники, отражают ту или иную историческую эпоху). В программе данного курса большое место занимает историческая тематика: история для детей. Кроме того, детская литература тесно связана с психолого-педагогическими дисциплинами (особенно при изучении автобиографической прозы: психологическая мотивировка тех или иных поступков детей разных возрастов, проблема воспитания и наказания детей, содержательные аспекты образования и т.д.). Безусловно, литература связана с целым рядом мировоззренческих дисциплин, таких как философия. Конечно же, при изучении детской литературы невозможно обойтись без элементарной культурологической подготовки. Знания, умения и навыки, приобретенные вследствие изучения русского языка, способствуют грамотному прочтению литературы, увеличивают словарный запас учителя. Из истории Отечества студенты должны знать периодизацию событий истории, роль той или иной личности в истории, видеть воспитательное (в частности, патриотическое) значение исторического события и исторической личности. Формирование психолого-педагогической компетентности в процессе овладения дисциплинами психолого-педагогического цикла – фундамент при изучении автобиографической прозы, психологического поведения литературных героев. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Изучение курса детской литературы должно помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, когда во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову. Данная дисциплина формирует как общекультурные компетенции: ОК-1- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-3- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; ОК-6- способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь; ОК-16- способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, так и профессиональные: ПК-2 — способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; ПК-11- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования; ПК-12 -способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; ПК-13-способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования. Студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки: – освоить специфику детской литературы: художественные и педагогические компоненты; – овладеть методикой анализа произведений детской литературы, использовать выразительное чтение как одно из средств анализа художественного текста; – знать литературоведческие термины, необходимые для анализа художественных текстов; – овладеть ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания; – знать жанровую систему фольклора и ориентироваться в литературных жанрах; – владеть приемами логической и образно-эмоциональной выразительности, усовершенствовать технику речи; – выучить наизусть ряд стихотворных и (частью) прозаических текстов, обязательных при работе с детьми и подростками; – знать и понимать специфику анализа художественных произведений разных жанров; – научиться понимать возрастные и психологические особенности детей через анализ произведений детской литературы, а также разрабатывать и реализовывать программу формирования УУД младших школьников во внеурочной и внешкольной деятельности с учетом специфики сферы направления дополнительного образования (СКд – 6), разрабатывать и реализовывать инновационные образовательные программы и технологии в сфере внеурочной и внешкольной деятельности (СКд –7), реализовывать комплексный подход к оценке учебных и образовательных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования (СКд – 10);
4. Общая трудоемкость дисциплины _5_ зачетных единиц и виды учебной работы
5. Содержание программы учебной дисциплины 5.1. Содержание учебной дисциплины
5.2. Содержание разделов дисциплины |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения |