Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы. В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая тема называется « Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы».
Цель моей деятельности – развитие творчески мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.
Задачи:
Обосновать необходимость развития творческих способностей неслышащих учащихся в современных условиях.
Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Научить детей писать сочинения различных видов и жанров.
Провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей неслышащих учащихся.
Проблема развития творчества учащихся в педагогике уделялось внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина. Над развитием творчества для детей с нарушенным слухом занимались психологи, как Р.М. Боксис, В.А. Борисова, Т.А. Власова. Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали: «Мы учим детей стремиться к пониманию к слову, к пониманию себя и других, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».
Я изучила теорию по развитию творчества и в своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии. На практике я сталкивалась с тем, что у неслышащих детей речь не развита, словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными словами.
Неслышащие школьники из-за отсутствия слуха могут автоматически выучить и рассказать изучаемый материал, но потом могут всё это забыть. Именно поэтому так остро стоит проблема над развитием творческих способностей, связанная с сочинениями, изложениями и другими видами работ.
Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать его. Давать возможность выразиться свои чувства, эмоции, раскрыть свою личность. Для развития творческих способностей детей я использую игры на уроках русского языка и литературы.
Эффективный приём работы на уроке - разгадывание кроссвордов.
В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексты.
«Слова из слова». Например: перегородка – город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд и др.
Подобные задания я стараюсь использовать как можно чаще, так как они разнообразят урок, привлекают детей к предмету, снимают усталость.
Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.
Для активизации мыслительной деятельности провожу Лингвистические сказки. В них отражается грамматические правила, понятия. Лингвистические сказки можно использовать на разных этапах урока, в разных его формах и вариантах.
Развивают творчество ребят уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. Всегда интересно проходят в виде игры обобщающие уроки «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?».
Приобщаю детей к написанию сообщений, рефератов, что позволяет развивать творческое мышление и умения самостоятельно применять получаемые знания. В таких работах ребята стараются применять самые разнообразные умения и навыки, полученные на уроках.
Ещё один вид работы – синквейн.
Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней.
Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок.
Сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. В сочинениях отражаются мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений.
Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, я тщательно продумываю тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. Сочинение успешным является тогда, когда тема является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников.
Например, в 7 классе при изучении темы «Деепричастие», предлагаю такое задание о том, что ученик получил «двойку». Попробуем составить его вместе.
(Ученик идет домой (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями.)
- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?
При изучении темы «Описание помещения» играем: «Кто он, хозяин этой комнаты?» - написать сочинение-миниатюру.
В 7 классе, когда изучаем тему «Описание внешности человека» даю задание в интересной форме. «В отделение полиции прибежал мальчик с сообщением о пропаже младшего брата, которого описал так: «Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «Эскимо». Он плохо говорит и не слышит. Как вы думаете, удовлетворило ли милиционера такое описание? Почему? Перепишите заявление так, чтобы мальчика нашли.
Использую и такой вид работы как описание фотографии. Дети приносят из дома портреты близких людей, фотографии на сюжетную тему и описывают их. Эту работу ребята делают с большим удовольствием, более эмоционально и, главное, искренне.
Пишем сочинение вместо традиционного «Как я провел лето» - «Три ярких пятна на фоне каникул», «Лето – это маленькая жизнь» и т.д.
В 6 классе вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагаю написать сочинение "Моя комната в 2030 году".
Например, пошел крупными хлопьями снег. Все смотрят в окно, любуются… Думаю, нужно воспользоваться ситуацией и предложить написать небольшую зарисовку о первом снеге.
Хорошим поводом для написания творческих работ являются праздники. Перед Новым годом, когда настроение у всех возбужденное, я предлагаю своим ученикам темы, связанные с этим замечательным праздником. «Новогодние пожелания», «Письмо Деду Морозу», «Однажды в новогоднюю ночь» и т.д. Работы получаются удивительно трогательные.
При составлении заданий, стараюсь держать связь с жизнью, опираясь на личный опыт детей. Я знаю, что ребята любят смотреть телевизионные программы в свободное время и прошу записать названия передач на листочках. После этого, я предлагаю определить, какой частью речи являются эти слова. При просмотре в следующий раз телевизионной передачи, они будут запоминать названия кинофильмов и передач. Для меня это двойной результат, я лучше узнаю их интересы и способности.
Чтобы разнообразить работу с карточками, иногда можно использовать небольшие статьи из средств массовой информации, например газет, журналов. После краткого ознакомления с содержанием статьи, даю грамматическое задание, например, найти из текста предложения с обобщающим словом при однородных членах и выполнить синтаксический разбор данного предложения. Разбор сделан, и статья прочитана.
В творческий процесс включаю и обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая, которая помогает получить связный рассказ. Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и помогают успешно сдать государственные и вступительные экзамены выпускников по русскому языку.
На основе анализа и обобщения моего опыта по развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.
Результативность
Результатом системы работы является, прежде всего, высокий уровень речевой активности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Дети чувствуют себя при ответах более уверенно. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на уроки. Список литературы:
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение». 1991. С. 39
5. Горбушина Н.А. Роль сочинения – миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.
6. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.
8. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт –сост. А.А. Фишина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
12. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.
13. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка // Русский язык. 2005. № 19..
16. Щербатова Р.Д. Каким может быть урок русского языка? // Русский язык. 2004. №7 |