Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №7»
Кировского района г. Казани
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор МБОУ «ОСОШ №7» Заместитель директора на МО учителей
____________Л.Р. Юсупова по учебной работе гуманитарного
Приказ № _______ _________Л.Н. Галеева цикла
от «____» ________20______г Протокол № ___
Руководитель МО
_______Р.М. Салахова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС 72 часа в год (2 часа в неделю)
Составлена на основе примерных программ под редакцией И.Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.: Академия, 2008 г., в соответствии с Учебным планом МБОУ «ОСОШ №7» Кировского района г. Казани на 2014/2015учебный год
Программу составила _______Галеева Людмила Николаевна_________
Казань – 2014 г. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССАХ
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование.
Виды контроля (перечень контрольных, практических и других видов работ).
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
Зачеты и сроки их проведения.
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе в 11 классе
(трехгодичное обучение)
Настоящая рабочая программа литературного образования для 11 классов разработана на основе примерной программы под редакцией профессора И.Н. Сухих в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Программа рассчитана на использование учебного комплекта «Литература. 10-11 классы (базовый уровень)» (Автор Сухих И. Н., издательство «Академия», 2009 г.)
Дополнительная методическая литература, используемая при составлении планирования: Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс. - М.: Дрофа, 2008; Торкунова К.В. Как писать сочинение. - М.: Айрис- пресс, 2006; Фогельсон И.А. Литература учит. - М.: Просвещение, 2003; материалы журнала «Литература в школе», № 1-6, 2009.
Настоящий календарно-тематический план учитывает индивидуальные особенности учащихся школ открытого типа, уровень подготовленности по предмету.
Согласно учебному плану предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю.
На основании примерных программ МОиН РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературе, реализуется программа базисного уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), отражены учебно-познавательная и межпредметные компетенции.
В 11 классе представления учащихся о художественном мире литературного произведения (писателя) обогащаются сведениями об основных тенденциях развития литературы, вводится понятие литературного процесса. Литературные произведения рассматриваются в контексте творчества писателя, социально-историческом и историко-культурном контексте, с учетом идейных и художественных исканий эпохи, литературной полемики. Повторение и обобщение сведений о романтизме и реализме в русской литературе первой половины XIX века дает возможность подготовить учащихся к постижению особенностей индивидуального стиля крупнейших представителей русской литературы второй половины XIX века: Ф. М. Достоевского,Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.
Основные виды деятельности — сочинения на литературоведческие темы (целостный анализ эпического, лирического и драматического произведения, анализ произведения в заданном аспекте) и публицистического характера, подготовка рефератов, а в классах гуманитарного профиля — создание исследовательских проектов, разрабатываемых под углом зрения интереса старшеклассников к одной из гуманитарных сфер (философии, истории, социологии, психологии, педагогике, политологии, филологии, журналистике и т. д.).
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование проектов по литературе.
Дидактико-технологическое оснащение включает:
выставочный материал по творчеству писателей,
видеоподдержку,
список тем для творческих (письменных и устных) работ,
мультимедийные проекты,
тестовые задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Цели: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельно чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В результате изучения литературы ученик должен знать / понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений; -изученные теоретико-литературные понятия; уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного, давать характеристику
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
составлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
писать отзывы о прочитанных произведениях, сочинения.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
(2 часа в неделю)
Первое полугодие - 34 часа
№ п/п
| Кол- во
часов
| Тема урока
| Основное содержание (теория, круг чтения)
| Дата
| 1.
| 1.
| Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова- Щедрина.
| Этапы биографии. Традиции русской
литературы в творчестве. Использование
приемов гиперболы и гротеска в творчестве писателя. «Эзопов язык» в
произведениях писателя.
|
| 2.
| 1.
| Обзор романа
«История одного города». Своеобразие художественной формы, особенности фантастики и психологизма.
| Композиция, сюжет, главные герои романа, смысл названия, художественные особенности.
|
| 3.
| 1.
| Проблема народа в романе «История одного города». Широкое обобщающее значение щедринских образов.
| М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик.
Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя.
|
| 4.
| 1.
| Этапы биографии и
творчества
Ф.М. Достоевского.
| Творческие искания Достоевского. Мировоззрение писателя, взаимосвязь с русской
действительностью.
|
| 5
| 1.
| Очерк «Пушкин».
| Идейное содержание произведения, особенности построения композиции.
|
| 6
| 1.
| Роман
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Первичное восприятие романа.
| Русская действительность в художественном мире романа.
Философия и идейно-нравственная проблематика романа.
|
| 7
| 1.
| Петербург Достоевского на страницах романа.
| Изображение города в художественном произведении русских классиков.
|
| 8
| 1.
| «Потрясенный, выбитый из колеи герой» Родион Раскольников.
| Характеристика литературного героя.
|
| 9
| 1.
| Преступление героя.
| Теория Родиона Раскольникова о праве на «кровь по совести». Проблема самоценности человека и счастья всего человечества.
|
| 10
| 1.
| Теория Раскольникова о праве сильной личности.
| Социальные и философские корни теории Раскольникова.
|
| 11
| 1.
| Образ Сони Мармеладовой
| «Правда» Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Характеристика женского образа.
|
| 12
| 1.
| Униженные и оскорбленные в романе.
| «Двойники» Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.
|
| 13
| 1.
| Воскрешение
главного героя. Критическая полемика вокруг романа (Н.Н. Страхов о романе)
| Христианская концепция Ф.М. Достоевского. Критика о романе.
|
| 14-15.
| 2.
| Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
| Подведение итогов, учет и контроль знаний.
|
| 16.
| 1.
| Художественный мир Н.С. Лескова. Образ русского человека в повести «Очарованный странник».
| Биографическая справка. Сюжет, композиция повести. Образ Ивана Северьяныча Флягина. Особенности русской души на примере главного героя.
|
| 17.
| 1.
| Особенности сюжетосложения Н.С. Лескова.
| Смысл названия произведения. Особенности повествования.
|
| 18-19.
| 2.
| По страницам великой жизни. Биография Л.Н. Толстого.
| Детство Л.Н. Толстого. Казанский период. Дневниковые записи. Становление личности. Военная служба. Общественный деятель, педагог. «Я отрекся от жизни нашего круга...». Исход.
|
| 20.
| 1.
| Роман
Л.Н. Толстого
«Война и мир»: проблематика, образы, жанр.
| История создания романа, историческая основа, проблематика, смысл названия, композиция, герои, жанр.
|
| 21.
| 1.
| Вечер в салоне
Анны Шерер.
Петербург.
Июль 1 805 года.
| Великосветское общество в салоне (Курагины, Анна Шерер. Друбецкая), конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова, жизнь московского высшего бщества, борьба за наследство графа Безухова.
|
| 22.
| 1.
| Именины у Ростовых.
| Жизнь иных слоев дворянского общества. Семейные ценности Ростовых.
|
| 23.
| 1.
| Лысые горы.
| Семейные ценности и уклад Болконских. Сравнительная характеристика семей.
|
| 24-25.
| 2.
| Изображение войны 1805-1807 гг.
| Идейно-
художественные особенности изображения войны. Князь Андрей на войне.
Смысл войны. Причины поражения. Шенграбенское сражение. Аустерлиц.
|
| 26.
| 1.
| Поиск
плодотворной общественной деятельности А. Болконского.
| Жизнь А. Болконского и П. Безухова в связи с историческими процессами в стране. Принципы
изображения Толстым
положительных
героев.
|
| 27
| 1.
| Нравственные искания Пьера Безухова.
| Жизнь А. Болконского и П. Безухова в связи с историческими процессами в стране. Принципы
изображения Толстым
положительных
героев.
|
| 28.
| 1.
| «Жизнь сердца» героев романа.
| Образ Наташи Ростовой, любовь в ее жизни.
|
| 29.
| 1.
| Отечественная война 1812 года.
Исторические лица на страницах романа.
| Участие героев романа в войне 1812 года. Изображение исторических лиц на страницах романа (Кутузов и Наполеон). Пьер Безухов, плен. Образ Платона Каратаева.
|
| 30.
| 1.
| Образ Платона Каратаева. Пьер Безухов в плену у французов. Бородинское сражение.
| Характеристика литературных героев. Особенности изображения батальных сцен.
|
| 31.
| 1.
| «Мысль народная» в романе «Война и мир».
| Роль народа в истории, отношение автора к нему. Партизанская война на страницах романа.
|
| 32.
| 1.
| Эпилог романа.
| Главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.
|
| 33-34.
| 2
| Сочинение но роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
| Подведение итогов, учет и контроль знаний. Темы:
Наташа Ростова - любимая героиня Л. Толстого. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение войны 1812 года на страницах романа.
|
|
*
Второе полугодие - 38 часов
1
| 1
| Этапы биографии и
творчества
А.П. Чехова.
| Россия в 80-90 годы Х1Хвека.
Этапы биографии.
Становление писателя.
|
| 2-3
| 2
| Маленькая трилогия Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
| Идейно- художественное
своеобразие рассказов. Тема маленького человека в творчестве А. Чехова.
|
| 4
| 1
| Проблема истинных и ложных ценностей в произведении «Ионыч».
| Анализ повести «Ионыч».
|
| 5-7
| 3
| «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в рассказах «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Палата №6».
| Анализ рассказов, характеристика главных героев.
|
| 8
| 1
| Конфликт в пьесе А. Чехова «Вишневый сад». Причины человеческой недееспособности – основная проблема пьесы.
| Чеховское восприятие жизни в пьесе. История создания. Жанровое своеобразие. Сюжет. Действующие лица и авторское отношение к ним.
|
| 9
| 1
| «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога.
| Художественные особенности пьесы.
|
| 10
| 1
| Обзор пьесы «Чайка».
| Сюжет, особенности композиции, художественное своеобразие.
|
| 11
| 1
| Итоговый урок по творчеству А.II. Чехова. Тестирование.
| Подведение итогов, учет и контроль знаний.
|
| 12
| 1
| Очерк жизни и творчества И.А. Бунина(1870- 1953).
И.А. Бунин – поэт.
Стихотворения: «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Листопад», «В открытом море», «Сквозь ветви», «Ковыль»)
| Происхождение писателя. Знаменитые предки писателя - В. Жуковский, А. Бунина. Влияние брата К). Бунина. Взрослая жизнь. Вхождение в литературу как поэта. Становление писателя. Революция в жизни И.А. Бунина. Эмиграция во Францию. Нобелевская премия.
Особенности лирики И.А. Бунина, роль средств выразительности в ней.
|
| 13
| 1
| Поэтика
«остывающих»
усадеб в рассказе
И.А. Бунина
«Антоновские
яблоки».
| Особенности сюжета. Традиции русской литературы XIX века в рассказе, признаки импрессионизма в нем. Особенности повествования (воспоминание). Художественные особенности.
|
| 14
| 1
| Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан- Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.
| История создания.
Сюжет.
Особенности
композиции. Образ
заглавного героя. Роль
второстепенных
героев.
|
| 15-17
| 3
| Рассказы И.А. Бунина о любви. Сборник «Темные аллеи» («Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Горбун»)
| Особенности рассказов о любви. Анализ рассказа «Легкое дыхание»,
символический смысл названия.
Тема жизни и смерти в творчестве писателя.
|
| 18
| 1
| Самостоятельная работа по творчеству И.А. Бунина.
| Подведение итогов, учет и контроль знаний.
|
| 19
| 1
| Мир человеческих чувств в новелле А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
| История создания. Сюжет. Роль деталей в рассказе. Прототипы героев рассказа. Образ княгини Веры Шеиной. Портрет Желткова, его характеристика.
|
| 20
| 1
| Рассказ Л.Н. Андреева «В тумане» (1902)
| Анализ рассказа.
|
| 21
| 1
| М. Горький. Очерк жизни и творчества.
| Биография
М. Горького.
Связь Горького с
Казанью.
|
| 22
| 1
| Романтизм Горького. Образы «босяков» в романтических новеллах писателя. Своеобразие и авторская позиция в новелле «Челкаш».
| Особенности
романтизма. Анализ новеллы.
|
| 23
| 1
| Особенности повествования в новелле «Старуха Изергиль».
| Образы Ларры, Изергиль, Данко.
|
| 24
| 1
| Пьеса М. Горького «На дне». Составляющие жанра и конфликта в пьесе.
| Новаторство Горького как драматурга.
|
| 25
| 1
| Внешний и внутренний планы пьесы.
| Образы главных героев – участников конфликта.
|
| 26
| 1
| Роль Луки. Вопрос о правде в драме.
| Две философские «правды».
|
| 27
| 1
| Театральная жизнь пьесы.
| История постановки пьесы «На дне» М. Горького.
|
| 28-29
| 2
| Сочинение по пьесе М. Горького «На дне».
| Темы:
1 .Спор о человеке в драме М. Горького «На дне».
2.Что лучше: истина или сострадание?
3. Правда и ложь М. Горького в «На дне»
|
| 30
| 1
| Литература народов России.
Творчество К. Хетагурова.
| Анализ лирических произведений.
|
| 31-32
| 2
| Зарубежная литература.
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
| Анализ сюжета, особенности отображения "мещанской драмы". Психологическая характеристика главной героини.
|
| 33-34
| 2
| Б. Шоу «Мамаша Кураж».
| Анализ пьесы.
|
| 35-36
| 2
| Сочинение по зарубежной литературе. Тему формулируют учащиеся.
| Подведение итогов, учет и контроль знаний.
|
| 37-38
| 2
| Обобщение пройденного в 11 классе.
Резервные уроки.
|
|
|
Виды контроля
Виды контроля
| Первое полугодие
| Второе полугодие
| Всего
| Творческая
| 2
| 2
| 4
| контрольная
работа (сочинение)
|
|
|
| Тестовая
| 1
| 1
| 2
| контрольная работа
|
|
|
| Научно-
| 1
| 1
| 2
| (реферат)
|
|
|
| Итого
| 4
| 4
| 8
|
НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ Часть I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
полноту и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Балл
| Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
| «5»
| ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
| «4»
| ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
| «3»
| ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
|
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
|