Учебно-исследовательская работа студентов
Выполнение самостоятельных учебно-исследовательских работ студентами имеет большое значение в учебном процессе. Работа над исследованием способствует углублению теоретических знаний, выработке практических навыков сбора, обработки и анализа материала.
В наши дни исследовательский поиск – неотъемлемая часть любой профессии. Если в науке цель исследования - производство новых знаний, то в образовательной среде - это приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Основными формами учебно-исследовательской деятельности являются реферат, курсовая работа (проект), выпускная квалификационная работа.
Формы учебно-исследовательских работ
Реферат
Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата (ГОСТ 7.9-95).
Одним из видов рефератов является учебный реферат.
Учебный реферат - это самостоятельная исследовательская работа обучающегося, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины / МДК. Представление реферата предусматривается учебными рабочими программами и является одной из форм самостоятельной работы студента.
Наиболее оптимальная структура оформления исследовательской работы в форме реферата:
- Титульный лист:
наименование организации-учредителя,
полное наименование учебного заведения,
вид работы (реферат),
дисциплина / профессиональный модуль, МДК
название темы (без кавычек),
сведения об исполнителе: Ф.И.О. студента, курс, специальность, вид,
очная / заочная форма обучения,
сведения о преподавателе (Ф.И.О. преподавателя),
а также город и год выполнения (без слова «год»).
В верхнем поле указывается учредитель и полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается вид работы (реферат) и дисциплина. Ниже по центру заголовка указывается название реферата. Это название пишется без кавычек. Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, специальность и т.д. Ещё ниже – ФИО преподавателя, проверившего работу. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы без слова «год».
- Оглавление реферата.
Содержание работы традиционно состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы или список использованных источников.
- Введение.
Введение является очень важной частью работы, так как в нём обучающийся обязан аргументировано обосновать выбор темы: степень её изученности, актуальность; дать краткий обзор использованной литературы. Кроме того, во введении формулируются цель работы и задачи, которые требуется решить для реализации цели. Одна задача ставится на один параграф реферата.
- Основная часть.
Содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы, распределённый по параграфам, а также сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведённые факты. Каждый параграф должен иметь название. Желательно, чтобы он начинался с формулировки задачи, на решение которой он направлен, и заканчивался формулировкой выводов по задаче. Объём – не менее 10 страниц.
- Заключение.
В заключении формулируются выводы по параграфам, вытекающим из основной части, обращается внимание на выполнение поставленных целей и задач. Выводы должны быть согласованы с целями и задачами, заявленными во введении.
- Список использованной литературы или список использованных источников.
Курсовая работа
Курсовая работа (проект) - один из видов учебной работы студента, предусмотренный учебным планом специальности.
Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
– закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине/профессиональному модулю;
– выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;
– приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;
– приобщение к работе со специальной и нормативной литературой;
– применение современных методов организационного, правового, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;
– развитие интереса к научно-исследовательской работе.
Основные композиционные элементы курсовой работы:
- Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.
Титульный лист содержит:
наименование организации-учредителя,
полное наименование учебного заведения,
вид работы (курсовая работа),
дисциплина / профессиональный модуль, МДК
название темы (без кавычек),
сведения об исполнителе: Ф.И.О. студента, курс, специальность, вид,
очная / заочная форма обучения,
сведения о руководителе (Ф.И.О. преподавателя),
а также город и год выполнения (без слова «год»).
Примечание: титульный лист не нумеруется, но считается первой страницей.
- Оглавление располагается сразу же после титульного листа. В оглавлении обозначаются Введение, названия глав и параграфов, заключение, список использованных источников, а также страницы, на которых указаны эти названия. Оглавление обычно располагается на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению по содержанию и форме. Названия глав и параграфов в тексте должны совпадать с названиями в оглавлении. Названия отдельных глав и параграфов не должны совпадать с общим названием работы (с темой).
Титульный лист и оглавление оформляются в последнюю очередь, после завершения работы в чистовом варианте.
- Введение должно быть максимально четким и сжатым (объем введения - составляет обычно десятую часть от общего объема работы), и включать ряд обязательных элементов:
1. Определение актуальности избранной темы;
2. Формулировка проблемы и круга вопросов, необходимых для ее решения;
3. Определение цели работы и задач, подлежащих решению для раскрытия темы;
4. Определение предмета и объекта исследования;
5. Выбор методов исследования. Основные из них - общие методы: наблюдения и описания, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, компонентного анализа, статистический анализ, аналитико-синтетическая переработка информации.
6. Характеристика источников, из которых извлекался фактический материал, а также оценка этого материала в количественном и качественном отношении;
7. Степень разработанности изучаемого вопроса в науке;
8. Важность темы для науки и практической деятельности.
Во введении можно описывать и другие вопросы, обусловленные спецификой темы. Во избежание перегрузки введения лишними сведениями часть материала может быть перенесена в теоретическую главу.
- Основная часть работы содержит данные, полученные в результате исследования, их систематизацию и объяснение. Основная часть делится на главы; обычно их 2, реже 3. Главы состоят из нескольких параграфов.
1-я глава носит теоретический характер. В ней на основе изученной литературы излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению. Дается их оценка. Излагается собственная позиция студента, в том числе в отношении используемых терминов. Уточняется предмет исследования. Рассматривается история вопроса, которому посвящена работа. Сопоставляются различные точки зрения ученых.
2-я глава носит аналитический или практический характер. В ней дается углубленный анализ изучаемой проблемы на конкретном практическом материале с использованием различных методов и приемов исследования. При этом необходима не просто констатация фактов, но выявление тенденций развития. Материал описывается, анализируется, факты и явления оцениваются с различных точек зрения, обобщаются. Выводы подкрепляются иллюстрациями и данными из научной литературы. От полноты и качества анализа прямо зависят глубина и обоснованность предлагаемых выводов и рекомендаций.
Расположение разделов и подразделов работы должно отражать логику исследования. Объем основной части определяется характером работы. Ни одна глава по объему не может быть меньше введения. Обязательными для научной работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Каждая глава включает в себя несколько параграфов. В конце каждой главы делается вывод.
- Заключение обязательно должно быть связано с содержанием работы и не должно быть длинным. В заключении формулируются общие выводы, высказываются предложения, связанные с решением проблемы, подводятся итоги работы, суммируются и обобщаются, сводятся воедино выводы отдельных глав и параграфов.
- Список использованной литературы или список использованных источников.
2.3 Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа (диплом) – это законченное исследование на заданную тему, позволяющее в комплексе оценить знания по специальности и соответствие квалификационным требованиям, проведенное лично автором под руководством научного руководителя.
ВКР свидетельствует о способности автора к систематизации и использованию полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и профессиональным модулям при постановке и решении разрабатываемых в ВКР вопросов и проблем, а также степени подготовленности студента к самостоятельной практической работе по специальности в соответствии с полученной квалификацией.
Выпускная квалификационная работа является одной из форм государственной итоговой аттестации по конкретной специальности, поэтому особенности содержания основной части, тематика ВКР, критерии оценки работы обговариваются в локальном нормативном акте «Программа государственной итоговой аттестации по специальности …».
В целом, наиболее оптимальная структура выпускной квалификационной работы:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть:
Глава I. (на усмотрение автора теоретическая часть работы может содержать не одну главу)
Глава II. (на усмотрение автора практическая часть работы может содержать не одну главу)
Заключение
Список использованных источников
Приложения:
Фотографии; Мультимедийные презентации на диске.
Правила оформления учебно-исследовательских работ
3.1 Общие требования к оформлению работы
Правила оформления научных работ, в том числе и учебно-исследовательских работ, являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами.
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Общие требования к описанию документов в списке использованных источников
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.82-2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов»
ГОСТ Р 7.0.12-2011. «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке»
3.2 Оформление учебно-исследовательской работы
Исследовательская работа (реферат, курсовая работа, ВКР) представляется в печатном и сброшюрованном виде.
Оптимальный объем работы:
Реферат – 10 - 20 страниц текста формата А4.
Курсовая работа – 20-25 страниц текста формата А4.
Выпускная квалификационная работа – 25-40 страниц текста формата
А4.
Список использованных источников, а также приложения не входят в данный объем.
В редакторе Microsoft Word задаются следующие параметры страницы:
верхнее поле – 2 см;
нижнее поле – 2 см;
левое поле – 3 см;
правое поле – 1,5 см.
Для компьютерного набора текста должны использоваться следующие параметры:
- размер шрифта – 14:
- гарнитура шрифта - Times New Roman;
- межстрочный интервал – полуторный;
- абзацный отступ – 1,25 см;
- выравнивание текста - по ширине страницы.
Сноски печатаются с одинарным межстрочным интервалом и 10 размером шрифта.
Нумерация страниц начинается с третьей страницы. Титульный лист (1-я страница) и оглавление (2-я страница) не нумеруется. Цифру, обозначающую номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.
Вставки на полях и между строк не допускаются.
Введение, заключение, каждая глава (раздел) курсовой работы и ВКР пишутся прописными буквами (в Оглавлении их пишут обычно – как в предложениях) и начинаются с новой страницы, а параграфы (подразделы) с абзацного отступа (по центру страницы). Это же правило относится к списку использованных источников и приложениям, т.е. эти структурные элементы работы начинаются с новой страницы и пишутся прописными буквами.
Названия глав (разделов), параграфов (подразделов) располагаются посередине строки и выделяются полужирным шрифтом, точка после названия не ставится. Подчеркивание заголовков и перенос в них слов не допускается.
Список источников Основные источники:
ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
ГОСТ Р 7.0.12-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке.
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.
Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е издание, стереотипное. – М. : Академия, 2008. – 127 с. – (Среднее профессиональное образование).
Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учебное пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 6-е издание, стереотипное. – М. : Академия, 2008. – 96 с.
Захарова, В.В. Как написать и защитить диплом : учебное пособие / В.В. Захарова, В.С. Соколов. – М. : Форум – Инфра – М, 2007. – 63 с. – (Высшее образование).
Савина, И.А. Библиографическое описание документа : семиотический подход : учебно-методическое пособие / И.А. Савина. – М.: Либерея, 2005. – 86 с. – (Библиотекарь и время.Вып. № 4).
Савина, И.А. Методика библиографического описания : практическое пособие / И.А. Савина. – М.: Либерея-Бибинформ. – М.: Дашков и К, 2001.
Интернет-ресурсы:
Воронов, В.И. Основы научных исследований: электронный учебник / В.И.Воронов, В.П. Сидоров, ред. М.А. Касаткина; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/.
Исследователь.ru: интернет-портал / Корпорация Intel; Межвузовский «Физтех - центр». – Режим доступа: http://www.researcher.ru.
Контрольные тесты по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» : для студентов всех специальности очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. И.Н. Бычкова]. – Воронеж : ВГПГК, 2010. – Режим доступа: http://www.vgpgk.vrn.ru/?q=node/365.
Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/.
Павлычева, Наталья Геннадьевна. Основы учебно-исследовательской работы студентов: электронное учебно-методическое пособие /Н.Г. Павлычева; Корпорация Intel. – Режим доступа: http://wiki.iteach.ru.
|