Скачать 168 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Для освоения вопросов, рассматриваемых при изучении дисциплины, студентам рекомендуется следующая основная и дополнительная литература для подготовки: Список основной литературы
Список дополнительной литературы
Журналы:
При проведении занятий по дисциплине студент должен самостоятельно изучить следующие вопросы к темам занятий: К теме №1. История семейной медицины: история земской медицины как прообраза общей врачебной практики/семейной медицины в России и основные принципы, роднящие земского врача и современного врача общей практики/семейного врача – / Кашин В.В. Организационные основы общей врачебной практики. Учебное пособие. – Петрозаводский государственный университет, 1999. – 166 с. (гл. 1, стр. 10-44) К теме №2. 1) Правовые вопросы охраны здоровья семьи – / Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача) / Под ред. А.В. Шаброва, В.Г. Маймулова. – СПб.: ГМА им. И.И. Мечникова, 1997. – 298 с. (гл. 12, стр. 281-294) 2) Потребность семьи в медико-социальной помощи, диагностика здоровья семьи – / Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача) / Под ред. А.В. Шаброва, В.Г. Маймулова. – СПб.: ГМА им. И.И. Мечникова, 1997. – 298 с. (гл.3, стр. 55-73) К теме №3. Написание реферат на тему: «Биологическая роль микроэлемента в организме человека» (требования к оформлению и содержанию, а также список литературы смотри ниже). К теме №4. 1) Психосоциальные детерминанты нездоровья – / Общепрактическая и семейная медицина. / Под ред. М. М. Михаэля. – Минск: «Беларусь», 1997. – 618 с. (часть А, стр. 48-60) 2) Взаимосвязь «врач – пациент» в общей врачебной практике – / Общепрактическая и семейная медицина. / Под ред. М. М. Михаэля. – Минск: «Беларусь», 1997. – 618 с. (часть А, стр. 60-77; часть В, стр. 340-342) 3) Процесс принятия решений в общей врачебной практике – / Общепрактическая и семейная медицина. / Под ред. М. М. Михаэля. – Минск: «Беларусь», 1997. – 618 с. (часть А, стр. 77-96) К теме №5. 1) Боль – организация болевых путей – Справочник Харрисона по внутренним болезням. / Под ред. К. Иссельбахера, Е. Браунвальда, Дж. Вилсон и др. – СПб.: Питер, 1999. – 976 с. (глава 1, стр. 26-30) 2) Основные принципы врачебного сопутствия умирающим и их родственникам – / Общепрактическая и семейная медицина. / Под ред. М. М. Михаэля. – Минск: «Беларусь», 1997. – 618 с. (часть В, стр. 342-351; часть В, стр. 365 - 277) 4) Эвтаназия: определение, виды, причины появления, этические аспекты - / Трактат об эвтаназии. /Зильбер А.П. – Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 1999. – 214 с.
Предлагаемая тематика рефератов:
Реферат выполняется в письменном виде (от руки либо в печатной форме) на листах белой бумаги формата А4. Основными разделами реферата являются:
- биологические процессы, в которых принимает участие микроэлемент; - суточная потребность в микроэлементе для различных контингентов населения (взрослые, подростки и дети мужского и женского пола); - продукты, в которых содержится микроэлемент с указанием его количества на 100 г продукта; - клинические проявления избытка и недостатка микроэлемента в организме человека; - лекарственные средства, содержащие микроэлемент и использующиеся для профилактики и коррекции его недостаточности в организме человека.
Пример оформления титульного листа: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ) кафедра семейной медицины (общей врачебной практики) зав. кафедрой: д.м.н., профессор, проректор ПетрГУ по НИР Доршакова Н.В. преподаватель: д.м.н., доцент Карапетян Т.А. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МИКРОЭЛЕМЕНТА …. В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА выполнил(а) студент(ка) 6.. группы ФИО Петрозаводск, 200. г. Пример оформления содержания: Содержание Биологические процессы, в которых принимает участие микроэлемент……………………..…… 3 Суточная потребность в микроэлементе для различных контингентов населения (взрослые, подростки и дети мужского и женского пола)………………………………………………..……… 5 Продукты, в которых содержится микроэлемент………………………………………….………….7 Клинические проявления избытка и недостатка микроэлемента в организме человека…..……….9 Лекарственные средства, содержащие микроэлемент………………………………………..………11 Пример оформления библиографии Библиография
Список литературы, предлагаемой для выполнения реферата:
К сдаче зачета допускается студент, не имеющий задолженностей и пропусков по дисциплине, удовлетворительно усвоивший основные положения дисциплины, вовремя и согласно установленным требованиям представивший реферат по полученной теме. Зачет представляет собой собеседование по основным вопросам, рассматриваемым в ходе изучения дисциплины, и проводится на последнем занятии. Перечень вопросов для подготовки к зачету:
Концептуальные вопросы общей врачебной практики (семейной медицины) 1. Определение специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». Определение «общая врачебная практика (семейная медицина)» Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей (WONCA) и ее ключевые признаки. 2. Определение «врач общей практики (семейный врач)». а) Определение Европейским отделением WONCA «врач общей практики (семейный врач) и его 6 основных профессиональных функций:
б) Определения «врач общей практики (семейный врач)» в законодательных актах и ведомственных нормативных документах Российской Федерации. 3. История семейной медицины. История земской медицины как прообраза общей врачебной практики/семейной медицины в России и основные принципы, роднящие земского врача и современного врача общей практики/семейного врача. Общая врачебная практика/семейная медицина в России и других странах (США, Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, Швеция, Германия). 4. Законодательные акты и ведомственные нормативные документы, регламентирующие порядок поэтапного перехода и организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) в Российской Федерации. 5. Основные функциональные обязанности врача общей практики (семейного врача). Права врача общей практики (семейного врача). Организация труда, оплата труда. 6. Квалификационные требования к врачу общей практики (семейному врачу), виды его профессиональной деятельности:
7. Модели ОВП/СМ. Основные стратегии и пути развития ОВП/СМ в России. 8. Структура и штат ОВП. Функции помощника врача, медицинской сестры ОВП, социального работника, медицинского регистратора, администратора ОВП. Взаимодействие персонала ОВП. Понятие «коллективная работа», распределение обязанностей между сотрудниками ОВП. Гражданская и профессионально-правовая ответственность 9. Экономическая и клиническая эффективность ОВП по сравнению с другими формами оказания ПМП. Многообразие болезней в ОВП, наиболее частые симптомы и синдромы, основные причины обращения, показания к лечению, наиболее частые причины консультаций в ОВП. Различия в содержании медицинских диагнозов в амбулаторной и госпитальной сферах. 10. Обучение врача общей практики/семейного врача в Российской Федерации. Клиническая ординатура и переподготовка стажированных врачей. Опыт обучения в Карелии. 11. Общая врачебная практика в Республике Карелия. Медицинская психология в общей врачебной практике Психические свойства личности. Психология здорового и больного человека, психология стареющего человека, психология человека, прекращающего профессиональную деятельность, психология одинокого человека. Особенности психики в детском и юношеском возрасте, проблема трудновоспитуемых детей. Личностные особенности и воздействие их на течение соматических заболеваний. Роль психических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний. Психология межличностных отношений, отношений между врачом и пациентом, между пациентом и его родственниками, родителями и детьми. Психологические особенности взаимоотношений врача общей практики с врачами других специальностей. Основы семейной психологии. Определение понятия "супружеский союз". Психология психологической совместимости и несовместимости, супружеское соглашение и ожидание. Жизненный цикл семьи. Типы взаимоотношений членов семьи. Закономерности процесса воспитания ребенка в семье. Функции эмоций в межличностных отношениях в семье. Медицинская деонтология. Элементы медицинской деонтологии. Требования медицинской деонтологии к организации работы врача общей практики (семейного врача). Применение требований медицинской деонтологии и психогигиены, методов психопрофилактики и психотерапии во взаимоотношениях врача общей практики (семейного врача) с членами семьи. Навыки общения Приемы вербальной коммуникации. Активное выслушивание. Визуальный контакт. Поведение врача и его помощников при общении с пациентом. Особенности коммуникации с детьми, подростками, пожилыми людьми. Беседа с пациентом и членами его семьи; конфиденциальность. Этические принципы коммуникации. Сообщение плохих трагических новостей и другие сложные ситуации, которые могут возникать в процессе длительного ведения пациента. Завершение общения. Консультирование, информирование и обучение больного. Трудный больной, умирающий больной, пожилой больной. Работа в команде. Модели принятия решения. Технология работы ОВП и ВОП.Влияние этапов развития индивида, семьи на формирование представлений о событии, болезни. Последовательность реакции индивида на сообщение плохой новости. Особенности реакции людей с внутренним, внешним и случайным локус-контролем. Приверженность пациента лечению. Воздействие пациентов с тяжелым хроническим заболеванием на членов семьи, социальное окружение. Аффективные эмоциональные расстройства пациента и членов семьи. Особенности информирования, консультирования пациента и его родственников о выявлении тяжелого хронического заболевания. Компромисс с людьми. Модуль 2.1.1 Помощь пациенту, личности, семьеРост, развитие и ключевые этапы формирования человека: обзор основных физических и эмоциональных изменений. Нормальная физиология человека и семьи. Личность и её структура. Социум и личность. Влияние личности и социума на течение болезни и болезни на личность. Часто встречающиеся эмоциональные конфликты в семье. Структура, функции, периоды жизни семьи и индивида, критические периоды. Шкала жизненных ценностей. Факторы, влияющие на появление психо-социальных проблем. Особенности сбора анамнеза в семейной медицине. Основные понятия и определения о семье. Внешние и внутренние контуры семьи. Индивидуальные качества членов семьи. Жизненный цикл семьи. Функции семьи. Типы семьи. Зоны риска семьи. Нарушение жизнедеятельности семьи. Источники возникновения семейных проблем: этапы жизненного цикла, неблагоприятные варианты жизненного цикла, ситуационные проблемы и нормативные воздействия. Основные типы реакций семьи при возникновении проблемы. Семейные нарушения: состояние вины, непосильное психическое напряжение, семейная тревога, глобальная семейная неудовлетворенность, латентное нарушение функционирования семьи. Внутренние факторы нарушения жизнедеятельности семьи: нарушение семейных качеств личности, необходимых для функционирования семьи, представлений членов семьи о семье и личности друг друга, межличностной коммуникации, механизмов интеграции, структурно-ролевых аспектов семейной жизни. Семья как источник ресурсов помощи. Долгосрочные отношения с пациентом и членами его семьи. |
Методические указания для студентов перечень основной и дополнительной... Гнездилов А. В., Губачев Ю. М. Терминальные состояния и паллиативная терапия. Сер. Библиотека семейного врача. – Спб., 2000. – 58... | Методические рекомендации для студентов перечень основной и дополнительной... Профессиональные болезни : учеб для студ учреждений высш проф образования / [Н. Ф. Измеров, В. Г. Артамонова, Р. Ф. Афанасьева и... | ||
Программа по курсу «Фабрики мысли и центры публичной политики» Программа включает в себя: содержание дисциплины, перечень основной и дополнительной литературы и нормативно-правовых актов, рекомендуемых... | Методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов,... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение» | ||
Методические указания для студентов введение Программа предназначена для студентов-юристов ОмГУ. В ней представлены программа дисциплины «Уголовный процесс», нормативные акты... | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения практикума по психодиагностике,... | ||
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» Ины, тематическое содержание курса, почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения,... | «Правоведение. Основы теории государства и права» Омплекс, охватывающий список основной и дополнительной литературы, базовых учебников и нормативно-правовых актов, рекомендуемых студентам... | ||
Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в направление подготовки» Ктических занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, перечень контрольных вопросов стартового рейтинга по... | Методические указания и задание для контрольной работы с. Список... Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения и предусматривают освоения курса знаний теоретического и... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении... Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении темы: «Экосистема, её виды, продуктивность... | Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень... | Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения |