Скачать 0.77 Mb.
|
![]() РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистикиКафедра русской литературыГорбачева Н.Н. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистратуры направления 032700.68 «Филология» («Русская литература») очной формы обучения Тюменский государственный университет 2013 Горбачева Наталья Николаевна. Творческая индивидуальность писателя. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистратуры направления 032700.68 «Филология» («Русская литература») очной формы обучения. Тюмень, 2013, 14 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Творческая индивидуальность писателя. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистратуры 032700.68 «Филология» очной формы обучения. Тюмень, 2013, 25 стр. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., доктор филологических наук,профессор, зав. кафедрой русской литературы© Тюменский государственный университет, 2013. © Горбачева Н.Н., 2013.
Цель – обучение принципам и приемам анализа творческой индивидуальности писателя с опорой на методологию культурологического, историко-типологического и структурного исследования отечественной словесности Задачи: 1) развитие навыков работы с художественным и критическим текстом; 2) формирование представлений об объекте и предмете исследуемого жанра и его жанровой поэтике; 3) научение контекстному исследованию произведения; 4) подготовка слушателей к самостоятельному анализу текста о прошлом на основе историко-типологического, структурного и культурологического методов. Творческое наследие выдающегося советского писателя Л.М. Леонова представляет собой весьма разнообразный по форме материал: романистика, повести, драматургия, публицистика… Первые его литературные произведения создавались в жанре новелл, свидетельствующих о том, что автор, обладавший врождённым чувством меры и совершенства, тонким юмором, ярким воображением и артистизмом, не знал периода ученичества, поразив современников своих умением уверенно строить повествование от лица представителей разных культур, языковых систем, национальных характеров. Горестные сожаления татарского воина, пышноцветье персидских касыд, аромат цветущей земли библейских эпох, голос русского Севера и мифы о происхождении средне-русских монастырей и деревень, амбициозные монологи малограмотных современных «летописцев» и нежные сказки, сочинённые любящими родителями для своих чад…- всё это заговорило в прозе Леонова, перебивая друг друга и требуя для себя в литературе места и времени. Известность приходит к Л. Леонову в 1922 году, и до 1994 г. писатель трудится, не теряя ни остроты восприятия мира, ни чувства ответственности перед великой русской словесностью, ни темперамента патриота и гражданина, свидетеля драматичнейшего периода отечественной истории. В самых ранних текстах Л. Леонова звучит осознание автором своего предназначения, своей главной миссии - сохранить и передать потомкам духовный опыт, нравственные сомнения, горестные раскаяния и в муках выношенную Веру в торжество света над тьмой. Творческий путь Л. Леонова представляется поразительно завершённым. За четыре с небольшим месяца до смерти (Леонов умер 8 августа 1994г.) он подписывает к публикации роман «Пирамида», который создавался им в течение нескольких десятков лет. Этот роман завершает и формально и по сути своей долгий спор художника со своим временем и с собой, со своим прошлым. Произведения Л. Леонова вписываются в контекст онтологической отечественной литературы, философской прозы, драматургии, они принадлежат к числу художественных шедевров советской литературы (литературы социалистического реализма) и вместе с тем в них найдут воплощение и развитие традиции русской классики, которая неизменно оставалась для художника камертоном художественного совершенства и правды. Изучение творческой индивидуальности художника такого уровня и масштаба позволит учащимся прикоснуться к наиболее трагическим и противоречивым событиям 20 века; углубить представления о феномене литературного произведения и творческой индивидуальности как системе, отражающей идеологию, философию и эстетику художника; сформировать устойчивые навыки историко-генетического анализа произведения (историко-генетический анализ особенно требуется в ситуации, когда автор, вступая в спор с собой, судя себя самым строгим судом, создаёт новые редакции прославивших его некогда произведений); углубить представления об основных этапах отечественной истории; изучить и проанализировать необходимый круг научной литературы, посвящённой теории и истории текста.
М2 профессиональный цикл. Дисциплины по выбору. Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные при обучении на гуманитарных направлениях бакалавриата, в особенности в курсах «Теория литературы», «Литературоведческий анализ текста», «История русской литературы XIX–XX вв.», навыки аналитического чтения художественного и нехудожественного текстов, умение самостоятельно интерпретировать художественный текст.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); научно-исследовательская деятельность: способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7); педагогическая деятельность: владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); проектная деятельность: способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-18). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: * Знать: основополагающие понятия и термины: литературный род и жанр; объект жанрового интереса; поэтика художественного текста и ее составляющие; жанровая поэтика; исторический, культурный, литературный контекст; автор; эстетическая позиция художника и критика; творческая индивидуальность писателя; литературная и культурная традиция. * Уметь: самостоятельно охарактеризовать родо-жанровую принадлежность конкретного текста, учитывая предмет художественного интереса в историческом романе и поэтические приемы его. * Владеть: навыками жанрового анализа текста, контекстного исследования, сравнительно-типологическими методами анализа литературного факта.
Семестр 3. Форма промежуточной аттестации зачет, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 14,8 часов практических занятий и иных видов контактной работы, 57,2 часов – самостоятельная работа.
Таблица 1. Тематический план
* Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы. Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Творческая индивидуальность в системе теоретико-литературных категорий Научные дефиниции категории «творческая индивидуальность писателя». «Творческая индивидуальность» в системе категорий поэтики. Биография писателя, образ автора, авторская маска как формы воплощения творческой индивидуальности писателя. Соотношение традиционного и индивидуального в авторском художественном творчестве. Дидактические единицы: творческая индивидуальность, поэтика, автобиографизм, традиция, образ автора, стиль, жанровая система. Тема 2. Типология женского образа в прозе Л. Леонова 20-30-х годов «Возраст души» в «игрушечных» рассказах и романах Л. Леонова. Имя как формула характера и художественной роли героини: Леночка в повести Л. Леонова «Конец мелкого человека», романе «Русский лес», рассказе «Бубновый валет». Роль женского персонажа в системе героев повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» Дидактические единицы: поэтика, автобиографизм, традиция, персонаж, образ автора, стиль. Тема 3. Типология художественного конфликта Потерянная родина в рассказах Л. Леонова начала 1920-х годов как основа композиции. Другая история в рассказе Л. Леонова «Записки Ковякина из города Гогулева», повестях «Конец мелкого человека», «Evgenya Ivanovna». Принцип поливерсионности событий в прозе Леонова (Закон «сопряжения». Л.Н. Толстой). Гоголевский «принцип: «пусть погибнет культура, но восторжествует справедливость»!» в произведениях Л. Леонова. Текстологические проблемы в творческом наследии Л. Леонова как отражение внутреннего противоречия в сознании нравственного максималиста Дидактические единицы: конфликт, творческая индивидуальность, поэтика, традиция, образ автора, текстология, творческая история. Тема 4. Поэтика «панпсихического» театра (Л.Н. Андреев) в драматургии Л. Леонова Театр Л.Н. Андреева и комментарии Л. Леонова к «Золотой карете». Библейский миф в «Провинциальной истории» и «Унтиловске» Л. Леонова как фактор пространственно-временной целостности мира. Начало и финал «Золотой кареты» как художественные акценты панпсихической природы театра. «Бегущий с листа» («Унтиловск») герой в пьесе Л. Леонова «Золотая карета» Дидактические единицы: творческая история, поэтика, традиция, образ автора, стиль, театральность. Тема 5. Испытание веры в прозе Л. Леонова 20-30-х годов Вера и любовь в рассказах Л. Леонова начала 20-х годов «Бурыга», «Гибель Егорушки». Миф о сотворении Петушихи в повести Л. Леонова «Петушихинский пролом». Образ «поводыря» «волчьего стада» в повести Л. Леонова «Петушихинский пролом». «Механизм» чуда в повести Л. Леонова «Петушихинский пролом» Дидактические единицы: творческая индивидуальность, поэтика, автобиографизм, литературная и религиозная традиция Тема 6. Образ художника и свидетеля истории в прозе Л. Леонова 20-30-х годов Повествовательная композиция в рассказах Л. Леонова «Туатамур» и «Уход Хама». Рассказчик как объект повествования в рассказе Л. Леонова «Туатамур». Библейский текст в рассказе Л. Леонова «Уход Хама». Мезозойская эра во временной композиции «Конца мелкого человека». Поэтика названия и финала в повести Л. Леонова «Конец мелкого человека». Художественная генеалогия профессора Пикеринга в повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» Дидактические единицы: творческая индивидуальность, автобиографизм, традиция, образ автора, повествователь, композиция. Тема 7. Сигнальные опоры в художественного пространства в произведениях Л. Леонова «Америка» и «Испания» в художественной прозе Л. Леонова. Пространство «цирка» в романе «Вор» Л. Леонова и рассказе «Бурыга». «Океан» и «космос» в прозе Л. Леонова первой половины 20 в. Пушкинский текст в «Деревянной королеве» Л. Леонова Дидактические единицы: творческая индивидуальность, поэтика, хронотоп, традиция, образ автора, жанр. Тема 8. Пирамида Л.М. Леонова – роман – духовное завещание автора Художественные особенности жанра «духовного завещания» художника. Герой альтер-эго автора. Библейский «антураж» модели мира. Генеалогия героини. Сигнальные опоры в художественном пространстве «Пирамиды» Л. Леонова (цирк и космос, церковь, столица, Зауралье…). Поэтика финала в романе Л. Леонова «Пирамида» (ярусная модель). Дидактические единицы: творческая индивидуальность, поэтика, автобиографизм, традиция, образ автора, стиль, жанровая система.
Тема 1. Творческая индивидуальность в системе теоретико-литературных категорий Вопросы для обсуждения
Практическое задание Сопоставить определения категории «творческая индивидуальность писателя» в трудах М.Б. Храпченко, К. Гордович, Л.П. Егоровой, Н.Л. Лейдермана. Литература Егорова Л.П. Творческая индивидуальность писателя. Проблема дефиниций // Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения. Сборник материалов Международной научной конференции. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2008. – 296 с. http://www.twirpx.com/file/735241/ Гордович К. Творческая индивидуальность писателя. М.: Петроний, 2009. 240 с. Лейдерман Н.Л. Творческая индивидуальность писателя как объект изучения // Филологический класс. 2005. № 14. С. 11-23. Тема 2. Типология женского образа в прозе Л. Леонова 20-30-х годов Вопросы для обсуждения:
Сообщение: Генеалогия женского образа в романе Л. Леонова «Вор» (Вьюга, Таня Векшина-Гела Вельтон, Ксения) Тема 3. Типология художественного конфликта Вопросы для обсуждения:
Сообщение. Творческая история романа Л. Леонова «Вор» Тема 4. Поэтика «панпсихического» театра (Л.Н. Андреев) в драматургии Л. Леонова Вопросы для обсуждения:
Сообщение. Творческая история пьесы Л. Леонова «Золотая карета» Тема 5. Испытание веры в прозе Л. Леонова 20-30-х годов Вопросы для обсуждения:
Сообщение. Языческое и христианское в романе Л. Леонова «Пирамида» Тема 6. Образ художника и свидетеля истории в прозе Л. Леонова 20-30-х годов Вопросы для обсуждения:
Сообщение. Авантекст повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» Тема 7. Сигнальные опоры в художественного пространства в произведениях Л. Леонова Вопросы для обсуждения:
Сообщение. Текст Достоевского (мотив «преступления и наказания») в романе Л. Леонова «Вор» и киноповести «Бегство мистера Мак Кинли».
5.1 Работа на семинарском занятии (см. задания в разделе 4. Планы семинарских занятий) 5.2 Внеаудиторная работа Проработка рекомендованной литературы (см. список в разделе 9) Реферирование источников (см. задания в разделе 4. Планы семинарских занятий) Сравнительный анализ теоретических концепций (см. темы № 1, 3, 4, 6, 7) Анализ текста с применением обязательной терминологии (метода) (см. задания в разделе 4. Планы семинарских занятий). Составление карточек и схем (см. задания к темам № 2, 6). 5.3 Аудиторная работа Участие в дискуссии по вопросам для обсуждения (см. вопросы в разделе 4. Планы семинарских занятий) Сообщения на заданную тему (темы № 1,5). Выполнение контрольных работ, решение ситуационных задач (тема № 4; см. материал в разделе 4. Планы семинарских занятий) Сопоставительный анализ художественных текстов (темы № 3, 6). Самоконтроль и взаимоконтроль на занятии: проверка письменных заданий и оценивание, оппонирование устных выступлений и письменных заданий, участие в дискуссии (темы № 1, 4). Коллоквиум. Тема 8. Коллоквиум. Пирамида Л.М. Леонова – роман – духовное завещание автора Вопросы для обсуждения:
5.4 Контрольные вопросы
Требования к зачету Для успешной сдачи зачёта учащийся обязан владеть основной информацией, представленной в курсе спецдисциплины: знать художественные тексты, обозначенные в планах практических занятий, основные работы по проблемам изучения творческой индивидуальности писателя и творческой индивидуальности Л. М. Леонова, персональной текстологии Л. Леонова, уметь обосновывать свою позицию в текстологических вопросах, связанных с самостоятельным исследованием. Необходимо научиться применять знания об истории и теории текста при обосновании исследовательских задач и интерпретации произведения. 5.6 Тематика сообщений (рефератов, докладов)
5.7 Содержание ситуационных заданий см. в планах семинарских занятий. |
![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки... | ![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки... |
![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... Лабунец Н. В., Ушакова А. П. История русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 45.... | ![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр» очной формы обучения |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» | ![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... В. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010500. 62 " Математическое обеспечение и... |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во... Харитонцев Борис Степанович. Биоценология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 06.... | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм» | ![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная... |
![]() | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Лагунова О. К. Литературное краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»... | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Экскурсионное дело: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 – Сервис. –... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «лыжная подготовка» Учебно-методический комплекс. Учебная программа для студентов направления 032100. 62 | ![]() | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... |
![]() | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65... |