Скачать 260.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал ТюмГУ в г. Тобольске «УТВЕРЖДАЮ»: Директор филиала _______________________ /Е.А. Короткова/ __________ _____________ 2014 г. методы и методология обучения татарской литературе Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Литература народов Российской Федерации (татарская литература)) очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы__________________ / Г.М. Талипова/ Рассмотрено на заседании кафедры теоретической и практической психологии филиала «ТюмГУ» в г. Тобольске «___» ___________2014 г. протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ____ стр. Зав. кафедрой ____________________/ Т.Ю. Никитина/ «______»___________ 2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________/ Н.В. Вертянкина / «______»_____________2015 г. «СОГЛАСОВАНО»: Заведующий библиотекой филиала «ТюмГУ» в г. Тобольске____________________/ Л.Н. Осипова / «______»_____________2015 г. «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ___________________/ Е.В. Клименко / «______»_____________2015 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал ТюмГУ в г. Тобольске Кафедра теоретической и практической психологии ТАЛИПОВАГ.М. методы и методология обучения татарской литературе Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Литература народов Российской Федерации (татарская литература)) очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет Филиал в г. Тобольске 2014 Талипова Г.М. Методы и методология обучения татарской литературе. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение (Литература народов Российской Федерации (татарская литература)), очной и заочной формы обучения. Тобольск: Филиал «ТюмГУ» в г. Тобольске, 2014. - 11 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОПОП ВО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология высшей школы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru ., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой теоретической и практической психологии. Утверждено директором филиала «Тюменского государственного университета» в г. Тобольске. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Никитина Т.Ю., канд. филол. наук, зав. кафедрой филологического образования образования © Тюменский государственный университет, 2014. © Талипова Г.М., 2014. 1. Пояснительная записка, которая содержит: 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о методах и методологии обучения татарской литературе. Задачи дисциплины:
Учебная дисциплина включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу аспиранта. Аспирант, изучивший данную дисциплину готов к решению профессиональных задач в сфере высшего образования и саморазвитию, реализации компетентностного подхода, формированию способности применять знания и умения для успешной педагогической деятельности, а также научно-исследовательской работы. Изучение дисциплины учитывает индивидуальные образовательные потребности аспирантов и ориентирует их на значимость развития культуры личности в педагогической деятельности и необходимость развития специфических качеств личности, обеспечивающих успешную профессиональную адаптацию, собственное профессиональное и личностное развитие. 1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Методы и методология обучения татарской литературе» относится к Б1.В.ОД.6 – Дисциплины по выбору, вариативной части учебного плана. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки и способы деятельности и установки, сформированные в процессе получения высшего профильного образования по соответствующей специальности (направлению подготовки). Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы. В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю): Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет, реферат. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 76 часов выделены на самостоятельную работу. 3. Тематический план Таблица 2
4. Содержание дисциплины Тема 1: История формирования и развития методов и методологии обучения татарской литературы как науки Особенности преподавания татарской литературы в школах и медресе. Религиозное и светское образование. Требования, предъявляемые к литературным произведениям, образовательное и воспитательное значение литературных произведений. Требования к чтению: выразительность, эмоциональность, умение объяснить прочитанное, организовать беседу по содержанию произведения и др. Тема 2: Методы и методология обучения татарской литературы в ХIХ веке. Развитие методики в 19 веке, влияние на преподавание литературы движения просвещения. Школьные реформы, проводимые в конце 19 века. Образование в Сибири. История формирования татарских мэктэбов и медресе в Сибири. Особенности преподавания татарской литературы. Сведения о первых татарских просветителях Сибири. Тема 3: Методы и методология обучения татарской литературы в н. ХХ века. Развитие методики в ХХ веке, деятельность татарских методистов в данной области. Тема 4: Влияние татарского книгопечатания на обучение татарской литературы История татарского книгопечатания, первые школьные учебники и хрестоматии по тататарской литературе. Тема 5: Татарские женские школы История формирования татарских женских школ в начале 20 века. Особенности татарского национального “женского” образования. Школа Лэбибы Хусаинии и Фатихи Аитовой. Первые выпускники – преподаватели из женщин, их роль в воспитании и образовании подрастающего поколения Тема 6: Урок как основная форма преподавания татарской литературы Требования к современному уроку. Типы уроков. Этапы урока, методы и способы преподавания на уроках родного языка. Методика подготовки к уроку: тематическое и поурочное планирование. Особенности тематического планирования на четверть, полугодие, год. Значение поурочного планирования в подготовке к уроку. Методика составления поурочного развернутого конспекта урока. Определение цели и задач урока. Определение хода урока исходя из цели урока, выбор соответствующих методов и способов достижения цели. Тема 7: Особенности устной и письменной речи Методика работы по развитию устной речи учащихся, цель, задачи. Работа со словарем, обогощение словарного запаса учащихся. Развитие речи учащихся на уроках татарской литературы, уроки развития речи. Методы, используемые на уроках по развитию речи. Методика подготовки к написанию сочинения, сбор материала, написание плана письменной работы. Оценка, значение организации работы над ошибками. Методика написания изложения. Тема 8: Методология учета жанровых особенностей литературных произведений. Методика изучения на уроках произведений эпического жанра: рассказов, повестей, романов. Методы и способы, использованные при изучении и анализе эпического жанра: чтение, перессказ содержания, характеристика героев, определение темы, проблемы и идеи художественного произведения. Составление конспекта урока. Тема 9: Методы изучения на уроках татарской литературы произведений лирического и драматического жанров. Методика изучения на уроках произведений лирического и лиро-эпического жанра (стихи, баллады, поэмы). Методы и способы, использованные при изучении и анализе лирического жанра. Требования к выразительному чтению, чтение произведений наизусть. Методика изучения на уроках произведений драматического жанра: драмы, комедии, трагедии. Методы и способы, использованные при изучении и анализе эпического жанра: чтение по ролям, характеристика героев, определение темы, проблемы и идеи художественного произведения. Составление конспекта урока. 5. Практические занятия Тема 1: История формирования и развития методов и методологии обучения татарской литературы как науки Тема 2: Методы и методология обучения татарской литературы в ХIХ веке. Тема 3: Методы и методология обучения татарской литературы в н. ХХ века. Тема 4: Влияние татарского книгопечатания на обучение татарской литературы Тема 5: Татарские женские школы Тема 6: Урок как основная форма преподавания татарской литературы Тема 7: Особенности устной и письменной речи Тема 8: Методология учета жанровых особенностей литературных произведений. Тема 9: Методы изучения на уроках татарской литературы произведений лирического и драматического жанров. 6. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум) – не предусмотрен. 7. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы аспирантов. Таблица 2
8. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Зачет проводится в форме теста 1. Татар әдэбиятын укытуга орлык салынган дэвер: а) Казан ханлыгы чоры; б) Алтын Урда чоры; в) Болгар дэүлэте чоры; г) мэгърифэтчелек чоры 2. Фэннилек принцибы – ул: а) эдэбият предметын укытуда эдэбият белеме һэм тарихы фэннэренэ таяну дигэн сүз; б) балага уку материалын билгеле бер төгэл тэртиптэ аңлату, бирү дигэн сүз; в) уку-укыту барышында Кешене, Шэхесне иң бөек кыйммэт итеп тануга нигезлэнү дигэн сүз 3. Мэктэп – ул: а) һэр мэчет каршында эшлэүче башлангыч уку йорты; б) югары белем бирэ торган уку йорты; в) урта белем бирэ торган уку йорты 4. Мэдрэсэ – ул: а) югары 1эм урта белем бирэ торган уку йорты; б) һэр мэчет каршында эшлэүче башлангыч уку йорты; в) урта белем бирэ торган уку йорты 5. Катехизис ысулы укучыларга белемнэрне: а) эзер килеш бирүгэ корыла; б) укучыларның мөстэкыйль рэвештэ алуларына нигезлэнэ 6. Мэдрэсэлэрдэ ”белл-ланкастер” дип исем алган эшлэү рэвеше нэрсэдэн гыйбарэт: а) шэкертлэр үзлэреннэн түбэн булган сыйныф укучыларын укыталар; б) укучылар яшь аермасына карап төркемнэргэ булеп укытыла; в) укучылар материалны үзлэштерү сэлэтенэ карап укытыла 7. Мэктэплэрнең төп максаты: а) мөселман балаларын укырга-язырга өйрэтү, ислам дине нигезлэре белэн таныштыру, эхлак тэрбиясе бирү, үрнэк мөселман тэрбиялэүдэн гыйбарэт; б) мөселман балаларын укырга-язырга өйрэтү, ислам дине нигезлэре белэн таныштыру, казыйлар эзерлэүдэн, үрнэк мөселман тэрбиялэүдэн гыйбарэт; в) мөселман балаларын укырга-язырга өйрэтү, ислам дине нигезлэре белэн таныштыру дин тарихы белгечлэрен эзерлэүдэн гыйбарэт; д) мөселман балаларын укырга-язырга өйрэтү, имамнар, казыйлар, мөфтилэр эзерлэүдэн, үрнэк мөселман тэрбиялэүдэн гыйбарэт 8. Мэдрэсэлэрнең төп максаты: а) эхлак тэрбиясе бирү, мөселман балаларын укырга-язырга өйрэтү, фэкыйхлар, мөгаллимнэр, мөдэррислэр, имамнар эзерлэүдэн гыйбарэт; б) мөэзиннэр, имамнар, хатыйплар, казыйлар, дин тарихы белгечлэре, дини җэмгыятьлэрнең җитэкчелэрен, педагоглар эзерлэүдэн гыйбарэт; в) мөселман балаларын укырга-язырга өйрэтү, ислам дине нигезлэре белэн таныштыру, эхлак тэрбиясе бирү, үрнэк мөселман тэрбиялэүдэн гыйбарэт 9. ХIХ нчы гасырның икенче яртысында мэктэп методикасын, эдэбият укытуны үстерүгэ иң зур өлеш керткэн шэхеслэрнең берсе: а) Г. Тукай; б) Н. Исэнбэт; в) Г. Камал; г) К. Насыйри 10. “Гыйлемлек вэ наданлык”, “Ата-ана хакы”, “Көнчелек”, “Хэйлэкэрлек”, “Тугрылык”, “Эдэп” хикэтлэренең авторы: а) Ш. Мэрҗани; б) Кол Гали; в) К. Насыйри; г) Җ. Вэлиди 11. “Фикер” газетасының 1906 нчы ел 17 нче санында басылган: “...Безнең миллэт тэ, башка миллэтлэрдэге кеби, хамисез (яклаучысыз), мэлҗаэсез (сыеныр урыны булмаган), фэкыйрь вэ эшче халыкның файдаларына тырышучы, биш фэкыйрь кешене бер бай этенэ алыштырыр вакытлар үткэнлеген аңлаучы вэ аңлатучы егетлэргэ мохтаҗ. Безнең миллэт тэ Пушкиннарга, граф Лев Толстойларга, Лермонтовларга мохтаҗ” юлларының авторы: а) Ш. Бабич; б) Г. Тукай; в) Н. Думави; г) И. Нуруллин 12. Эдэбият укыту методикасының төп ысуллары: а) иҗади уку, репродуктив, эвристик, тикшеренү; б) репродуктив, күчермэ, эңгэмэ, лекция; в) иҗади уку, тикшеренү, репродуктив, анализ; г) эңгэмэ, сорау кую, бэялэү, сочинение язу 13. Әдэбият укыту алымнары: а) анализ, иҗади эш, мэгълүмат бирү; б) тикшеренү, изложение язу, анализ; в) мэгълүмат бирү, аңлатма бирү, сөйлэү 14. Күргэзмэ эсбапларга нэрсэлэр керэ? а) таблицалар, иллюстрациялэр, портретлар, фотоматериаллар һ.б. б) диафильмнар, слайдлар, диапозитивлар, киноматериаалар һ.б. в) диафильмнар, слайдлар, портретлар, фотоматериаллар һ.б. 15. Күрсэтмэ материалларга нэрсэлэр керэ? а) таблицалар, иллюстрациялэр, портретлар, фотоматериаллар һ.б. б) диафильмнар, слайдлар, диапозитивлар, киноматериаалар һ.б. в) диафильмнар, слайдлар, портретлар, фотоматериаллар һ.б. 16. Гадэттэ, дэреснең яңа материалны аңлату өлешенэ бирелгэн вакыт: а) 35-40 мин. б) 10-12 мин. в) 15-20 мин 17. Йөгерек уку – ул: а) эдэби эсэрне эчтэн уку; б) эдэби эсэрне бүленмичэ, рэттэн уку; в) эдэби эсэрне комментарийлап уку 18. Язма сөйлэм үстерүнең ярдэмче төрлэре: а) инша язу, сочинение язу, эпиграф сайлау һ.б.; б) эпиграф сайлау, цитаталар язып алу, план төзү һ.б.; в) сочинение язу, докладлар язу, конспект язу һ.б. 19. Эдэбияттан языла торган иншаларның төрлэре: а) катлаулы һэм иҗади; б) гади һэм иҗади; в) мөнэсэбэтле һэм катлаулы; г) логик һэм гади 20. Бүгенге мэктэптэ укытыла торган факультативларның төрлэре: а) катлаулы, махсус, гадәти; б) ярдэмче, логик, гадэти; в) гадэти, махсус, ярдэмче Примерные темы рефератов
9. Образовательные технологии. При обучении дисциплине используются следующие образовательные технологии: - Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – направлена на организацию учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей аспиранта. - Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – направлены на расширение рамок образовательного процесса, повышая его практическую направленность, интенсификацию самостоятельной работы аспирантов и повышению познавательной активности. - Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 10.1. Основная литература:
10.2. Дополнительная литература:
10.3 Периодические издания «Огни Казани» «Магариф» «Мирас» 10.4. Интернет-ресурсы
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости). На занятиях преподаватель пользуется электронными изданиями, проводит практические занятия с использованием слайд-презентаций, аудио- материалов (через Интернет), информационных (справочных) систем, организует взаимодействие с обучающимися посредством электронной почты, компьютерное тестирование. 12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Для обеспечения данной дисциплины используется материально-техническая база, соответствующая действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающая проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта: -аудитории для лекционных и практических занятий, -мультимедийные лекционные аудитории, -компьютерные классы, пригодные для тестирования аспирантов в режиме on-line и off-line. -компьютерные классы с выходом в Интернет и в локальную сеть университета. 13. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Методические указания к выполнению заданий самостоятельной работы Задания для самостоятельной работы аспиранта носят как содержательно-аналитический, так и практико ориентированный характер, что требует умений осуществлять отбор материала, выделение главного, логического построения и переноса теоретических знаний на решение практических задач различного характера. Самостоятельная работа аспиранта включает:
Проверка и оценивание заданий для самостоятельной работы осуществляется преподавателем на практических занятиях и на индивидуальных консультациях. Методические указания по выполнению рефератов Реферат представляет собой доклад на определенную тему, краткое изложение (обзор) содержания научной работы или книги. Это одна из начальных форм представления результатов научного исследования в письменном виде. Рекомендации по его оформлению:
Примеры библиографических описаний
Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________ «__» _______________201 г. Заведующий кафедрой___________________/___________________/ Роспись Ф.И.О. |
![]() | Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | ![]() | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... |
![]() | Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | ![]() | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... |
![]() | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | ![]() | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... |
![]() | Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | ![]() | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... |
![]() | Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | ![]() | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... |
![]() | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ![]() | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... |
![]() | Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | ![]() | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... |
![]() | Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | ![]() | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |