Скачать 426.87 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс, совмещающий изучение русской и зарубежной литератур, предназначен для студентов нефилологических специальностей. Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века. Предлагаемый гуманитарный курс преследует несколько целей: 1) закрепить представление о непрерывности и преемственности развития мировых культурных (литературных, художественных) процессов; 2) продемонстрировать студентам различие сменяющих друг друга культурных эпох и специфику национальных русской и западноевропейской литератур; 3) познакомить первокурсников с шедеврами русской и зарубежной литературной классики от Гомера до Флобера и от Пушкина до Достоевского; 4) закрепить полученные в школе навыки историко-литературоведческого анализа: умение определить национальную и жанровую особенность художественного произведения; оправданность тех или иных художественных приемов; созвучность творческих, авторских идей исторической эпохе; стилевую специфику произведения; 5) расширить кругозор, привить вкус к высокохудожественным произведениям вечно актуальной классики. Цель и задачи курса Факультативный курс «Шедевры мировой литературы» включает в себя обширный и разносторонний материал, обусловленный как достаточно интенсивным развитием литературного процесса на протяжении нескольких столетий, так и сложностью культурно-исторической ситуации, и глобальностью социальных сдвигов. Цель преподавания дисциплины: Изучение истории развития зарубежной и русской литературы, а также ознакомление студентов с наиболее выдающимися шедеврами мировой литературы. Задачи изучения дисциплины: – выявление общих тенденций развития зарубежной (в национальных вариантах) и русской литератур; – характеристика художественных направлений, творческих методов, эстетических программ; – анализ наиболее важных этапов литературного развития и творчества крупнейших зарубежных и русских писателей; – выработка умения обсуждать прочитанное произведение с использованием современных теоретических знаний; – формирование навыков нахождения в прочитанных произведениях узнаваемых «культурных топосов»; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Греческий и римский периоды античной цивилизации. Теория мифа, различные классификации греческих мифов. Тема 2. Догомеровский и Гомеровский периоды (VIII VI в.в. до н.э.). Фольклор долитературного (архаического) периода. Греческий мифологический свод. Доолимпийские хтонические первосущества. Зоо- и фитоморфные существа мифологии периода матриархата. Героическая, олимпийская, анимистическая, антропоморфная мифология классического периода эпохи патриархата. Пантеон олимпийских богов. Боги и герои Древней Греции. Гомеровский эпос. «Гомеровский вопрос». История раскопок Трои Генрихом Шлиманом в 70-е годы 19 века. Датировка древних событий. Мифы о Троянской войне и их художественная интерпретация в поэмах «Илиада» и «Одиссея» у Гомера. Тема 3. Литература и театр периода высокой классики (V в. до н.э.). Сакральный характер древнегреческого театра; возникновение драматических представлений из культа земледельческих богов Деметры и Диониса. Греческий театр – школа этического и эстетического воспитания полисного общества, его гражданский и патриотический характер. Социальная направленность и мифологическая основа. Устройство театра, одежда актеров, театральные маски, реквизит. Необходимость и значение хора в древнегреческой трагедии. Организация представлений. Тема 4. Переход от политеизма греко-римской цивилизации к монотеизму в Средние века. Клерикальная литература и ее жанрово-тематический состав. «Библия» священное писание христиан. Историко-этнографическая ценность «Ветхого завета», нравственный пафос «Четвероевангелия». Тема 5. Героический эпос эпохи феодализма. Французская «Песнь о Роланде» и испанская «Песнь о Сиде» героические рыцарские сказания 12 века. Тема 6. Рыцарская поэзия 12-13 в.в. Светский характер лирики провансальских трубадуров. Жанры европейской лирики труверов, трубадуров, миннезингеров. Любовная тематика куртуазной поэзии. Рыцарский «кодекс благородства и чести», воспеваемый в песнях трубадуров. Куртуазный рыцарский (стихотворный и прозаический) роман. Современная классификация рыцарского романа. «Роман о Тристане и Изольде» вершина рыцарской романной эпической формы. |
Самостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых... Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся... | Пояснительная записка Настоящая программа соответствует требованиям... Зав кафедрой русской и зарубежной литературы, докт филол наук, профессор Джанумов С. А | ||
Программа дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)» Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы | Пояснительная записка Курс истории зарубежной литературы рассчитан... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Западноевропейских языков и переводоведения от... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности Изучение истории зарубежной журналистики – важная составляющая в подготовке будущего журналиста. Знание истории зарубежной журналистики... | Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы» предназначен... Цель умк сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до наших дней, представление о литературе... | ||
Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.) | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | ||
Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | Пояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... | Программа дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Курс «Детская литература» Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а... | ||
Вопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы» По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней) | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История... Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе» |