Скачать 1.06 Mb.
|
МОУ «Бырминская основная общеобразовательная школа» УТВЕРЖДЕНО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(РАБОЧАЯ)ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9КЛАСС Учитель ХалиловаГ.Р. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы под редакцией А. Г. Кутузова и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
/А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под редакцией А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2009 год.
В связи с этим основными целями в организации учебного процесса а 9 классе будут: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Данные цели обуславливают решение следующих задач:
Затруднения и пути их решения Затруднения: – учебная информация часто превышает требования программ, много внимания в старших классах уделяется обзорам литературы с включением многочисленных имён и произведений; – иногда основное внимание в учебнике уделяется формальной стороне художественных произведений, теоретико-литературным понятиям (метафорам, эпитетам и так далее) в ущерб идейно-нравственной проблематике; – в учебнике преобладает наукообразный стиль изложения, мало иллюстраций; – не всегда учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик должен использовать его для индивидуальной работы, поэтому практически отсутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний; – вопросы и задания носят в основном репродуктивный характер; – практически не используется приём повторения (в разных формах) основных понятий, доказательств для лучшего усвоения материала. Пути решения этих проблем; - уменьшение обзорных тем путем использования ИКТ презентаций: - использовать проблемные вопросы на каждом уроке, раскрывающие идейно – нравственный принцип произведения; - на каждом уроке использовать материал для повторения для самоконтроля знаний; - заменять вопросы и задания репродуктивного характера – проблемными; - использовать прием повторения через тесты разных уровней трудности. Технологии
Критерии оценивания Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка “5” ставится за сочинение:
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта. Отметка “4” ставится за сочинение:
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов. Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка тестовых работ При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
Оценка творческих работ Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными. Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется:
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
При оценке речевого оформления учитываются:
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок. Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу. Критерии оценивания презентаций Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям. Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям. Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации. Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях. Критерии оценивания публикации (буклет)
Максимальная оценка – 10 баллов Критерии оценивания коллективной работы над проектом «5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов. «4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью. «3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта. «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения. Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития. Формы и средства контроля Система творческих работ на уроках литературы в 9 классе
Контрольные работы
Список произведений для заучивания наизусть
Содержание тем учебного курса (102 ч.) Введение - 1 час Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация. Повторение изученного – 4 часа. Литературные роды и жанры. Семинар. Литературные традиции Человек в литературе - 5 часов Семинар. Человек в литературе. Фольклор и литература Средневековья. Творческий практикум. Человек в литературе (на примере новеллы П. Мериме «Матео Фальконе»). Творческий практикум. Человек в литературе. Способы раскрытия характера героя. (на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»). Творческий практикум. Понятие интерпретации художественного произведения (интерпретация рассказа В. В. Набокова «Гроза»). Литература Средневековья – 2 часа Литература и культура Средневековья (V – начало XVII в.) Средние века: эпоха рыцарей или поэтов? Литература эпохи Возрождения – 10 часов Возрождение как общее культурное явление Европы (XIV – XVII вв.). У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Нет повести печальнее на свете…». У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Лирические традиции и образы трагедии. М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (часть первая, глава I). «…Искоренять всякого рода неправду…» Дон Кихот и донкихотство «Заступник обиженных и утесняемых власть имущими» (глава XVI) «Что выражает собой Дон Кихот»? Жанр сонета в литературе эпохи Возрождения. Литература эпохи Просвещения – 7 часов Характерные черты литературы эпохи Просвещения (конец XVII – XVII в.) Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» Действие первое и второе: спор о Тартюфе действующих лиц комедии. Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» Действие третье и четвёртое: «…Сорвать личину лицемера». Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик». «Есть правда и закон». Творческий практикум. Сюжеты и образы русской и зарубежной литературы XVIII в. Урок – практикум. В. А. Жуковский. «Его стихов пленительная сладость…». Литература XIX века – 35 часов Золотой век русской литературы. Мой Пушкин. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». К истории создания романа. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина как роман становления личности (глава 1 – 5). А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Нравственные испытания героев. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина как исторический роман. Р./р. Контрольное сочинение по роману. С. Пушкина «Капитанская дочка». Семинар. Петербургская повести А.С. Пушкина «Медный всадник». Размышление А. С. Пушкина о России. Творческий практикум. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и поэмы «Медный всадник» Пушкина Своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. Такой разный Н. В. Гоголь. Н. В. Гоголь «Ревизор». Сюжетно – композиционный анализ комедии. Семинар. Образы комедии и новаторство Н. В. Гоголя. Н. В. Гоголь «Шинель». «…В одном департаменте служил один чиновник…» Семинар. Н. В. Гоголь «Шинель». Петербург и «маленький человек». «Ася» И. С. Тургенева как лирическая повесть Семинар. Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в контексте эпохи. Диалектика любви в повести И. С. Тургенева «Первая любовь». Художественный мир поэзии Н. А. Некрасова. «Тройка» Творческий практикум. Две притчи (по Н. А. Некрасову и Л. Н. Толстому) Петербург Н. А. Некрасова. «Маленькие люди» и Петербург. Ф. М. Достоевский «Белые ночи». «Что есть человек?» Европейская литература XIX века. В творческой лаборатории. О. Уайльд. «Кентервильское привидение» А. П. Чехов «Студент». «Соединение муки о Боге с мукой о человеке…». Литература XX века - 16 часов Русский Ренессанс. Литература XX века. Три поэта Серебряного века. Поэтический семинар. Лирика поэтов Серебряного века. И. А. Бунин «Тёмные аллеи». «Как о воде протекшей будешь вспоминать…» «Лирика женского сердца» А. А. Ахматова и М. И. Цветаева М. А. Булгаков «Собачье сердце». Мироощущение Мастера. М. А. Булгаков «Собачье сердце. «Новый мир» и «новый человек» в повести Собачье или человеческое сердце? Обобщение по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» «Непонятная поэзия» Б. Л. Пастернака и О. Э. Мандельштама. М. А. Шолохов «Судьба человека». Человек на войне. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…». Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». «…Знать, зачем живёшь!» Прошлое. Настоящее. Будущее. – 22 часа. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». «Даль свободного романа и его герой». А. С. Пушкин «Евгений Онегин». «Но был ли счастлив мой Евгений?» (глава 1) А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин в деревне. Новые встречи и впечатления. (2 глава). Онегин и Ленский. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» «И в необдуманном письме любовь невинной девы дышит» (глава 3). «Скепсис или иллюзия? Поэзия или проза?» (глава 4) Татьяна, русская душою…» (главы 5 - 6) «Москва!..». Столичное дворянство. Высший свет. (глава 7) «А счастье было так возможно…» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». О герое 30 – х гг. XIX в. История создания. Особенности композиции. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Странный человек» (повесть «Бэла») М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимович»). «Радость и бедствия человеческие («Тамань»). «За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») «Для какой цели я родился?» («Фаталист») Н. В. Гоголь «Мёртвые души». «Озирать всю громадно несущуюся жизнь…» Чичиков у Манилова. Роль эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков в гостях у Коробочки. Роль предметно – бытовой детали. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Кто вы, господин Ноздрев? Собирательная характеристика персонажа. Семинар. Чичиков у Собакевича «Здесь погиб человек…» Гоголь о Плюшкине. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». «Горький упрёк современной Руси». Читательская конференция по теме «Художественное произведение Автор, читатель». |
Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Учебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии... Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.) | ||
Положение утверждено на заседании Ученого Совета Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»... | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | ||
Положение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании... Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рабочая программа Изобразительное искусство «Согласовано» «Утверждено» | ||
Миннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено | Утверждено Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 |