Утверждено





НазваниеУтверждено
страница1/6
Дата публикации24.11.2017
Размер1.06 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
МОУ «Бырминская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО







.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(РАБОЧАЯ)ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9КЛАСС



Учитель

ХалиловаГ.Р.
2013-2014 учебный год


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы под редакцией А. Г. Кутузова и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • В мире литературы. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл.

/А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под редакцией А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2009 год.

  • В мире литературы. 9 кл.: учебник -хрестоматия для общеобразовательных .учреждений /Авт.- сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С. Романичева, А.К.Киселев. М.: Дрофа, 2007 г.

  • Как войти в мир литературы: методическое пособие для 9 класса /А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева. - М: Дрофа, 2007 г.

  • Поурочные разработки по литературе. Курс «В мире литературы». 9 класс. / Автор: И. Е. Витвинова. – М: Вако, 2007 г.

В связи с этим основными целями в организации учебного процесса а 9 классе будут:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Затруднения и пути их решения

Затруднения:

– учебная информация часто превышает требования программ, много внимания в старших классах уделяется обзорам литературы с включением многочисленных имён и произведений;
– иногда основное внимание в учебнике уделяется формальной стороне художественных произведений, теоретико-литературным понятиям (метафорам, эпитетам и так далее) в ущерб идейно-нравственной проблематике;

– в учебнике преобладает наукообразный стиль изложения, мало иллюстраций;
– не всегда учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик должен использовать его для индивидуальной работы, поэтому практически отсутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний;

– вопросы и задания носят в основном репродуктивный характер;
– практически не используется приём повторения (в разных формах) основных понятий, доказательств для лучшего усвоения материала.

Пути решения этих проблем;

- уменьшение обзорных тем путем использования ИКТ презентаций:

- использовать проблемные вопросы на каждом уроке, раскрывающие идейно – нравственный принцип произведения;

- на каждом уроке использовать материал для повторения для самоконтроля знаний;

- заменять вопросы и задания репродуктивного характера – проблемными;

- использовать прием повторения через тесты разных уровней трудности.
Технологии


1. Проблемное обучение

Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы.

2. Технология исследовательского обучения и проектные методы  обучения

Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности. Исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта.

3. Игровые технологии

Позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся. Лучше всего использовать на этапе проверки знаний по предмету.

4. Кейс-технологии

Позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя

5. Современные технологии контроля и оценки

Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Тестирование с применением ИКТ.

6. Технология развития критического мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя и т.д.). Это, прежде всего синтезирующее мышление, которое позволяет приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, в том числе непредвиденными, использовать знания на практике, применяя к решению теоретических проблем.

7. Здоровьесберегающая технология

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.



Критерии оценивания
Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;

  • «4» - 70 – 89 %;

  • «3» - 50 – 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;







- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;







- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;







- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;







- ссылки – все ссылки работают







Средняя оценка по дизайну




Содержание

- раскрыты все аспекты темы;







- материал изложен в доступной форме;







- систематизированный набор оригинальных рисунков;







- слайды расположены в логической последовательности;







- заключительный слайд с выводами;







- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;







- ученик владеет материалом своей темы;







Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка




        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)




5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный  иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

        Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
Формы и средства контроля
Система творческих работ на уроках литературы в 9 классе




Предшествующий материал, тема

Творческие практикумы

Отработка ЗУН

1.

Повторение. Семинар «Человек и литература»

Образ человека в новой литературе.

На примере любимого произведения

показать, как происходит обогащение

характера:

1) через внутреннюю речь

2) детализацию портрета

3) характеристику других персонажей

4) пейзаж

5) нравственный выбор

1. Повторение ранее
изученного материала
(образ, герой, характер).

2. Отработка умений
сопоставлять,
анализировать

2.

Повторение. Семинар «Литературные традиции»

Выразите своё мнение по поводу утверждения, что вся мировая литература - «про любовь» и «про войну». Докажите на примере изученных произведений, используя мнение критиков, литературоведов.

Отработка умения выражать своё мнение, доказать.

3.

Повторение. Тема - мотив - жанр. Традиции. Интерпретация. Шекспир «Гамлет»

Интерпретация темы, мотивов в разных произведениях мировой литературы. «Гамлет» Шекспир «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкин

Умение сопоставления. Формирование понятия о литературе как едином целом.

4.

М. Сервантес «Дон Кихот Ламанчский» Дискуссия: «Чудак? Безумец? Герой?»

Используя жанр эссе, составить галерею образов эпохи Возрождения, являющейся основой мировой духовной культуры

Понятие о жанре эссе, формирование умения писать сочинения в этой форме.

5.

Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Мольер Комедии.

Рассмотреть комедию «Тартюф» Мольера с точки зрения соответствия или несоответствия правилам классицизма.

Формирование понятия умения о направлениях и

эпохе.

6.

С. Грибоедов «Горе от ума»

Сочинение на одну из предложенных или самостоятельно выбранных тем




7.

Золотой век русской

литературы.

А.С. Пушкин

«Евгений Онегин»

Сочинение на
одну из предложенных или
самостоятельно выбранных тем по
роману Пушкина А.С.
(конкурс)

Умение отбирать из текста

нужные эпизоды; факты,

доказательства.

Умение писать сочинения

на литературную тему.

8.

М.Ю.Лермонтов Лирика. Роман «Герой нашего времени»

Задание для желающих: Самостоятельный анализ стихотворения Лермонтова М.Ю.

Сочинение на
одну из предложенных или
самостоятельно выбранных тем

Закрепление понятия «эссе», умение самостоятельно подойти к интерпретации произведения.

9.

Н.В.Гоголь

«Ревизор». «Мертвые души»


Сообщение на одну из предложенных тем:

1. Положительное лицо комедии.

2. Что такое «хлестаковщина»?

3. Зачем в драматическом
произведении нужен эпиграф?

Сочинение на
одну из предложенных или
самостоятельно выбранных тем

Умение устного выступления, сообщения.

10.

«Женская поэзия

Как поэты оценивают творчество других поэтов.

«Пушкин ...» - имя фамилия в нем одном (Браун) (Цветаев, Ахматова и другие)

Умение сказать своё об уже давно известном ...

11.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Интерпретация критиками повести «Собачье сердце», высказать своё мнение в эссе «Уроки эксперимента».

Умение чтения критической литературы и отстаивания своей точки зрения.

12.

М. Шолохов «Судьба человека»

Разговор с подготовкой «Жизнь и судьба - это синонимы или самостоятельные понятия?» (использование ранее изученного произведения).

Умение высказать своё мнение.


Контрольные работы

  1. Классное контрольное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:

    • Каким я вижу Александра Андреевича Чацкого?

    • В чем смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

    • Чацкий: победитель или побежденный?

    • Анализ сцены бала в доме Фамусова. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

    • Чем опасны Молчалины? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

    • В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

  2. Классное контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

    • Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом?

    • Мой взгляд на Евгения Онегина.

    • Анализ эпизода «Сон Татьяны». (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

    • «Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в себе». Герцен.

    • Какова роль лирических отступлений в романе? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

  3. Классное контрольное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

    • В чем трагизм судьбы Григория Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

    • Анализ главы «Тамань». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

    • В чем особенности изображения внутреннего мира Григория Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

  4. Классное контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя:

    • Чичиков – это беда или надежда России? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

    • «…Русь, куда же несешься ты?» (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

    • Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

    • Над чем смеется Н.В.Гоголь в своей комедии «Ревизор»?

  5. Классное контрольное сочинение по теме «Поэтическая революция»:

    • Поэт или поэтесса?

    • Мое любимое стихотворение «эпохи войн и революций»: анализ, истолкование, оценка.

  6. Домашнее контрольное сочинение по произведению М.А.Шолохова «Судьба человека»:

    • «Русское достоинство и гордость» в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

    • В чем смысл и правда человеческого существования? (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

    • Рецензия на рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».


Список произведений для заучивания наизусть

      1. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (отрывок).

      2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок),

      3. А.С.Пушкин «К***», «Я вас любил», «К Чаадаеву»

      4. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Родина», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя я пылко так люблю» ( стихотворения по выбору)

      5. Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (отрывок)

      6. А.А. Блок «Гамаюн», «Рожденные в года глухие…»

      7. В.В.Маяковский «Нате!»

      8. Б.Л.Пастернак «Метель»

      9. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Сероглазый король»

      10. М.И.Цветаева «Идешь на меня похожий…»


Содержание тем учебного курса (102 ч.)

Введение - 1 час

Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

Повторение изученного – 4 часа.

Литературные роды и жанры. Семинар. Литературные традиции

Человек в литературе - 5 часов

Семинар. Человек в литературе. Фольклор и литература Средневековья.

Творческий практикум. Человек в литературе (на примере новеллы П. Мериме «Матео Фальконе»).

Творческий практикум. Человек в литературе. Способы раскрытия характера героя. (на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»). Творческий практикум. Понятие интерпретации художественного произведения (интерпретация рассказа В. В. Набокова «Гроза»).

Литература Средневековья – 2 часа

Литература и культура Средневековья (V – начало XVII в.) Средние века: эпоха рыцарей или поэтов?

Литература эпохи Возрождения – 10 часов

Возрождение как общее культурное явление Европы (XIV – XVII вв.).

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Нет повести печальнее на свете…».

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Лирические традиции и образы трагедии.

М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (часть первая, глава I). «…Искоренять всякого рода неправду…»

Дон Кихот и донкихотство

«Заступник обиженных и утесняемых власть имущими» (глава XVI)

«Что выражает собой Дон Кихот»?

Жанр сонета в литературе эпохи Возрождения.

Литература эпохи Просвещения – 7 часов

Характерные черты литературы эпохи Просвещения (конец XVII – XVII в.)

Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» Действие первое и второе: спор о Тартюфе действующих лиц комедии.

Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» Действие третье и четвёртое: «…Сорвать личину лицемера».

Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик». «Есть правда и закон».

Творческий практикум.

Сюжеты и образы русской и зарубежной литературы XVIII в.

Урок – практикум. В. А. Жуковский. «Его стихов пленительная сладость…».

Литература XIX века – 35 часов

Золотой век русской литературы. Мой Пушкин.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». К истории создания романа.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина как роман становления личности (глава 1 – 5).

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Нравственные испытания героев.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина как исторический роман.

Р./р. Контрольное сочинение по роману. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Семинар. Петербургская повести А.С. Пушкина «Медный всадник». Размышление А. С. Пушкина о России.

Творческий практикум. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и поэмы «Медный всадник» Пушкина

Своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова.

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова.

Такой разный Н. В. Гоголь.

Н. В. Гоголь «Ревизор». Сюжетно – композиционный анализ комедии.

Семинар. Образы комедии и новаторство Н. В. Гоголя.

Н. В. Гоголь «Шинель». «…В одном департаменте служил один чиновник…»

Семинар. Н. В. Гоголь «Шинель». Петербург и «маленький человек».

«Ася» И. С. Тургенева как лирическая повесть

Семинар. Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в контексте эпохи.

Диалектика любви в повести И. С. Тургенева «Первая любовь».

Художественный мир поэзии Н. А. Некрасова. «Тройка»

Творческий практикум. Две притчи (по Н. А. Некрасову и Л. Н. Толстому)

Петербург Н. А. Некрасова.

«Маленькие люди» и Петербург.

Ф. М. Достоевский «Белые ночи». «Что есть человек?»

Европейская литература XIX века.

В творческой лаборатории. О. Уайльд. «Кентервильское привидение»

А. П. Чехов «Студент». «Соединение муки о Боге с мукой о человеке…».

Литература XX века - 16 часов

Русский Ренессанс. Литература XX века.

Три поэта Серебряного века.

Поэтический семинар. Лирика поэтов Серебряного века.

И. А. Бунин «Тёмные аллеи». «Как о воде протекшей будешь вспоминать…»

«Лирика женского сердца» А. А. Ахматова и М. И. Цветаева

М. А. Булгаков «Собачье сердце». Мироощущение Мастера.

М. А. Булгаков «Собачье сердце. «Новый мир» и «новый человек» в повести

Собачье или человеческое сердце? Обобщение по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

«Непонятная поэзия» Б. Л. Пастернака и О. Э. Мандельштама.

М. А. Шолохов «Судьба человека». Человек на войне.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…». Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». «…Знать, зачем живёшь!»

Прошлое. Настоящее. Будущее. – 22 часа.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». «Даль свободного романа и его герой».

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». «Но был ли счастлив мой Евгений?» (глава 1)

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин в деревне. Новые встречи и впечатления. (2 глава). Онегин и Ленский. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» «И в необдуманном письме любовь невинной девы дышит» (глава 3).

«Скепсис или иллюзия? Поэзия или проза?» (глава 4)

Татьяна, русская душою…» (главы 5 - 6)

«Москва!..». Столичное дворянство. Высший свет. (глава 7)

«А счастье было так возможно…»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». О герое 30 – х гг. XIX в. История создания. Особенности композиции.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Странный человек» (повесть «Бэла»)

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимович»).

«Радость и бедствия человеческие («Тамань»).

«За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)

«Для какой цели я родился?» («Фаталист»)

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». «Озирать всю громадно несущуюся жизнь…»

Чичиков у Манилова. Роль эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков в гостях у Коробочки. Роль предметно – бытовой детали.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Кто вы, господин Ноздрев? Собирательная характеристика персонажа.

Семинар. Чичиков у Собакевича

«Здесь погиб человек…» Гоголь о Плюшкине.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». «Горький упрёк современной Руси».

Читательская конференция по теме «Художественное произведение Автор, читатель».

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск