ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА для 10 класса составлена на основе примерной программы по данному предмету, которая обеспечивает выполнение стандарта образования 2004 года, а также Авторской программы среднего (полного) общего образования по литературе под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.
Изучение литературы в старшей школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты, уроки развития речи т.д.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
-составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
Программа базового уровня рассчитана на 210 учебных часа, по 3 часа в неделю в каждом классе (т. е. по 105 часа в год).
Из них на развитие речи (написание сочинений) в 10 классе выделяется 10 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Русская литература XIX века. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2007.
Русская литература XIX века. 10 класс: Учеб.-практикум для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.
Русская литература XIX века. 10 класс: Хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2007.
Пособие для учителя: К учебнику и хрестоматии «Русская литература XIX века». 10 кл./ Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2004.
Планирование уроков литературы в 10 кл.: Пособие для учителя / Авт.-сост. Ю.И.Лыссый. – М.: Мнемозина, 2004.
Пособие для учителя: К учебнику и хрестоматии «Русская литература XIX века». 10 кл./ Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2004.
Методические советы к учебнику-практикуму для 10 класса: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ под редакцией Г.И. Беленького.- М: Мнемозина, 2003 .
Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. В 2-х частях. – М.: «Вако», 2009.
Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2007.
Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»).
Список статей журнала «Литература в школе» и «Приложения к газете «Первое сентября» - «Литература»:
И. А. Гончаров
Смысл названия романа «Обломов». – ЛШ. – 2001. - № 8. – С. 22.
«Сон Обломова». Пространство идиллии в романе И. А. Гончарова «Обломов». – Л. – 2002. - № 8.
Странствователь и домосед. – Л. - 2002. - № 16.
Потерянный рай: «Обломов». – Л. – 2002. - № 16.
Мастерство портрета и его роль в создании характера на примере образа Обломова. – Л. – 2002. - № 16.
Русская классика накануне XXI века («Обломов»). – М. - № 77.
А. Н. Островский
После «Грозы», или несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой. – Л.–2001.- № 5.
А. Н. Островский. Художественный мир писателя. – Л. – 2001. – № 33.
Категория свободы в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Уроки. – Л. – 2002. - № 15.
К проблеме эволюции персонажей драмы «Гроза». – М. - № 55.
И. С. Тургенев
Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. – Л. – 2001. - № 16.
И. С. Тургенев. – Л. – 2001. - № 41.
Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
Катков. Роман Тургенева и его критики. – Л. – 2002. - № 22.
Из практики организации вводных уроков на примере изучения творчества И. С. Тургенева в 10 классе. – М. - № 43.
И. С. Тургенев. – М. - № 71.
Н. А. Некрасов
Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – ЛШ. – 2001г. - № 1 – С. 7-10.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» Опыт анализа (10 класс). – С. 26-29.
Народные заступники. «Кому на Руси жить хорошо». – Л. – 2001. - № 9.
Тема поэта и назначения поэзии. – Л. – 2001. - № 17.
Н. А. Некрасов. – Л. – 2001. - № 35.
«Мiръ» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». – Л. – 2001. - № 37.
«Наш любимый, страстный к страданию поэт». – М. - № 77.
Краткий анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». – М. - № 77.
Ф. И. Тютчев
Ф. И. Тютчев. – Л. – 2001. - № 19.
Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева. – Л. – 2001. - № 19.
Уроки В. В. Вейдле. Последняя любовь Тютчева. – Л. – 2002. - № 2.
О лирике Ф. И. Тютчева. – М. - № 60.
А. А. Фет
А. А. Фет. – Л. – 2001. - № 24.
Несколько замечаний о поэтике Фета. – М. - № 61.
Ф. М. Достоевский
К истории создания романа «Преступление и наказание». – С. 13-15.
Об одном из источников замысла романа «Преступление и наказание». – С. 16-18.
Слово героя в романе «Преступление и наказание». 10 класс. – С. 30-35.
Пейзаж в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». – ЛШ. – 2001. - № 7. – С. 16-18.
Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание». – С.37-39.
Страшный сон Родиона Раскольникова. Опыт анализа эпизода. – Л. – 2001. - № 19.
Топор Раскольникова. – Л. – 2001. - № 21.
Роль исповеди Мармеладова в романе «Преступление и наказание». – Л. – 2001. - № 23.
Символика цвета в романе «Преступление и наказание». – Л. – 2001. - № 32.
Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
Планы-«вопросники» к сочинению в 10 классе. Анализ эпизода «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV); Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича. – Л. – 2002. - № 8.
Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода. Анализ эпизода чтения Евангелия («Преступление и наказание»). – Л. – 2002. - № 12.
Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании». – Л. – 2002. - № 17.
Роман «Преступление и наказание» и фольклор. – М. - № 79.
Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы. – М. - № 80.
Изобразительный синтаксис Достоевского. - М. - № 69 (9).
М. Е. Салтыков-Щедрин
Животворные лучи сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. – ЛШ. – 2001. - № 6. – С. 9-15.
Конспект двух уроков. «Глупов и глуповцы под судом сатиры». – Л. – 2001. - № 27.
Л. Н. Толстой
Является ли праведницей Анна Каренина? – ЛШ. – 2001. - № 3. – С. 2-5.
В чем не сомневался Николай Ростов? – Л. – 2001. - № 17.
Роль эпизода «Тильзитский мир» в романе «Война и мир». – Л. – 2001. - № 28.
Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
Герои «Войны и мира». – Л. – 2002. - № 1.
Уроки П. М. Бицилли. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. – Л. – 2002. - № 7.
Мастерство писателя. «Война и мир». – Л. – 2002. - № 12.
Именины Наташи Ростовой. Анализ эпизода («Война и мир»). – Л. – 2002. - № 12.
Описание природы на страницах романа «Война и мир». – Л. – 2002. - № 12.
Языковые средства создания женских образов в романе «Война и мир». – М. - № 52.
Диалектика персонажа в творчестве Л. Толстого. – М. - № 74.
Работа над эпилогом романа «Война и мир». – М. - № 74.
Русская классика накануне XXI века («Война и мир»). – М. - № 76.
Световые прилагательные в художественном тексте (на материале романа «Война и мир»). - М. - № 69 (7).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Формы организации учебных занятий
| Знания
| Умения
|
|
| Общая характеристика литературной эпохи 19 века
| 1
| Лекция
| Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
|
Умение делать конспект параграфа учебника.
Составление таблицы.
|
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Жизнь и творчество А.С.Пушкина (4 часа+2р\р+1вн\чт)
|
|
| Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина
| 1
|
Доклады учащихся.
Анализ худ. текстов
| Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
| Выразительное чтение эпизодов, анализировать текст, умение комментированного чтения, умение сжато пересказывать, работать в группах, обобщать и систематизировать материал.
|
|
| А. С. Пушкин. Обобщение знаний о романе «Евгений Онегин»
| 1
|
|
| Общая характеристика лирики поэта
| 1
|
|
| РР Анализ лирических стихотворений
| 1
|
|
| Вн Чт Поэты пушкинской поры
| 1
|
|
| «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. Особенности композиции. Образ Б. Годунова. Роль народа в трагедии
| 1
|
|
| РР Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
| 1
|
| Составлять план, писать сочинение
|
| Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (4 часа+1р\р+1вн\чт)
|
|
| Личность поэта. Основные периоды творчества
| 1
|
Собеседование по вопросам.
Анализ худ. текстов
| Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
| Выразительное чтение эпизодов, анализировать текст, умение комментированного чтения, умение сжато пересказывать, работать в группах, обобщать и систематизировать материал.
|
|
| М. Ю. Лермонтов. Обобщение знаний о романе «Герой…»
| 1
|
|
| Поэтический мир Лермонтова. Анализ стихотворений. Общая характеристика лирики поэта
| 1
|
|
| «Валерик» — рассказ-исповедь (сочетание батальной и любовной тем)
| 1
|
|
| Вн Чт «Демон»
| 1
|
|
| РР Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
| 1
|
|
| Составлять план, писать сочинение
|
| Н.В.Гоголь (2 часа)
|
|
| Жизненный и творческий путь
(с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений)
| 1
|
Собеседование по вопросам.
Анализ худ. текстов
| Основные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
| Выразительное чтение эпизодов, анализировать текст, умение комментированного чтения, умение сжато пересказывать, работать в группах, обобщать и систематизировать материал
|
|
| «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
| 1
|
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
|
|
| Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века
| 1
| Собеседование по вопросам
| Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
| конспектировать лекцию
|
| А.Н.Островский «Гроза» (5 часов +1р\р+1вн\чт)
|
|
| «Драматург на все времена».
| 1
| Ком. чтение.
Проблемная беседа.
Семинар.
Просмотр и анализ фильма
| Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Драматургическое мастерство Островского.
|
Выразительное чтение эпизодов, анализировать текст, умение комментированного чтения, умение сжато пересказывать, работать в группах, обобщать и систематизировать материал
|
|
| Драма «Гроза». Жестокие нравы города Калинова, его хозяева и жертвы.
| 1
|
|
| Сила и слабость Катерины. Споры вокруг главной героини. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.
| 1
|
|
| Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
| 1
|
|
| Смысл названия и символика пьесы А.Н. Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.
| 1
|
|
| РР Сочинение по драме
А.Н. Островского «Гроза»
| 1
|
|
| Составлять план, писать сочинение
|
|
| Вн Чт «Бесприданница»
| 1
|
|
|
|
| И.А.Гончаров «Обломов» (5 часов + 1р\р)
|
|
| Жизнь и творчество И.А.Гончарова.
История создания и особенности композиции романа «Обломов»
| 1
|
Беседа.
Семинар
| Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
| Выразительное чтение эпизодов, анализировать текст, умение комментированного чтения, умение сжато пересказывать, работать в группах, обобщать и систематизировать материал
|
|
| Один день и вся предшествующая жизнь Обломова (по роману «Обломов»). Роль сна в романе. Типичность Обломова
| 1
|
|
| Обломов в системе художественных образов романа. Смысл сопоставления Обломова со Штольцем. Приём антитезы в романе
| 1
|
|
| Женские образы в романе. Любовь в жизни Обломова.
| 1
|
|
| Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание
| 1
|
|
| РР Подготовка к домашнему сочинению по роману Гончарова «Обломов»
| 1
|
|
| Составлять план, писать сочинение
|
| И.С.Тургенев «Отцы и дети» (7 часов + 1р\р+ 1вн\чт)
|
|
| И.С.Тургенев. Личность и судьба великого романиста.
| 1
|
Сообщения уч-ся.
Проблемная беседа.
Семинар
| Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм Смысл финала романа.
|
Выразительное чтение эпизодов, анализировать текст, умение комментированного чтения, умение сжато пересказывать, работать в группах, обобщать и систематизировать материал
|
| |