Конспект урока по русскому языку
1 класс
Тема: урок-игра «Правописание собственных имен»
УМК: "Начальная школа XXI века"
Цель: закрепить понятия «заглавная буква» в именах, фамилиях, отчествах; понятие собственные имена.
Планируемые предметные результаты: закрепят понятия «заглавная буква» в именах, фамилиях, отчествах; понятие «собственные имена».
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учащиеся контролируют свои действия и действия учащихся;
- учащиеся оценивают собственные деятельность.
Познавательные:
- учащиеся анализируют, рефлексируют собственные действия.
Коммуникативные:
- учащиеся с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный этап
| Проверка готовности учащихся к уроку.
|
|
| Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы с вами должны совершить путешествие, в ходе которого мы узнаем, какие слова пишутся с заглавной буквы. Слайд 2
Ну что ж пришла пора узнать, куда мы направляемся.
За горами, за лесами За широкими морями, Не на небе на земле Есть одна страна В великом русском языке.
Прочитайте, пожалуйста, её название.
(БОЛЬШЕБУКОВКА)
Совершая путешествие, мы с вами постараемся узнать, почему эту страну назвали Большебуковка. В ходе путешествия, мы будем выполнять различные задания, и получать слова подсказки.
Да, дорога предстоит трудная. Нам необходимо будет пройти через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед”, перебраться через речку “Буковку”, пройти по улицам города “Буквинска” и заглянуть в замок королевы “Буквины”, которая поможет нам вернуться назад. В ходе нашего путешествия, мы будем вести дневник, в котором будем записывать всё самое интересное. А дневником будет служить ваша тетрадь.
Итак, сделаем первую запись.
Работа в тетради: записать слова в тетрадь в алфавитном порядке. Слайд 3
Ну что ж, пора в путь дорогу. И я хочу вам сказать, что в течение всего нашего путешествия нам будет помогать наш друг “Пишичитай”. Но для того, чтобы он появился необходимо правильно прочитать буквы русского алфавита. Слайд 4
Запишите слово алфавит в тетради – это словарное слово и его написание нужно запомнить.(граф. обозн. орфограмм)
Что такое алфавит?
Работа с толковым словарём. Слайд5
Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед” и чтобы мы спокойно прошли через лес, нам нужно правильно выполнить его задания, и не угодить в ловушки, которые он расставил.
Сложи имена из слогов. Слайд 6, 7
Что вы помните, о том, как пишутся имена людей?
Имена людей – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
Работа в тетради: записать слова в тетрадь в алфавитном порядке.
А впереди завал. Недавно по стране “Большебуковка” пронёсся ураган, и тропинку завалило камнями. Чтобы пройти дальше нужно его разобрать.
Нам необходимо расшифровать слово, и выполнить задание. Слайд 8
(зашифровано слово фамилия)
Запишите слово фамилия в тетради – это словарное слово и его написание нужно запомнить.(граф. обозн. орфограмм)
Как вы понимаете, что такое фамилия? Слайд 9
Ну а теперь предстоит разобрать завал. На каждом камешке написана фамилия. Нам нужно расположить их в алфавитном порядке. ( Иванов, Зайцев, Яблочкин, Сапожников, Москвин)
Покажите отношение.
Какая из фамилий возникла от названия:
животного;
имени;
растения;
профессии;
города.
С какой буквы вы записали фамилии?
Фамилии – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
Кроме имени и фамилии у человека есть ещё и отчество.
Как вы думаете, как оно образуется?
Запишите своё отчество.
Отчества – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы. Слайд10, 11
|
С доски списывают слова в алфавитном порядке.
Саша, Ирка, Коля, Соня.
С заглавной буквы.
Фамилия
Зайцев, Иванов, Москвин, Сапожников, Яблочкин.
Зайцев.
Иванов.
Яблочкин.
Сапожников.
Москвин.
С заглавной.
От имени отца.
| Физминутка
|
|
|
| Таким образом, мы миновали в лесу ловушки “Буквоеда” и благополучно добрались до реки.
И теперь нам предстоит переправиться на другой берег. Мы с вами будем строить плот.
Для этого нам необходимо собрать брёвна.
На одних половинках написаны животные, нам нужно отыскать вторые половинки брёвен. Для этого прочитаем стихотворение. Слайд 12
Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали коровенку. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачонка Мурка.
Что заставило вас улыбаться? Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок и построим плот. А пока мы плывём по речке “Буковке” подумаем почему клички животных мы тоже будем писать с большой буквы?
Клички животных – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
Наконец, мы добрались до города “Буквинска”. А вам интересно кто живёт в этом городе? Слайд 13
Тогда отгадайте загадки. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит.)
Толстяк живёт на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон.)
Она красива и мила, А имя её от слова “зола”. (Золушка.)
Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой (Буратино.).
Запишите в тетрадь.
Как вы записали имена сказочных героев?
Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
(Устно.)
Прочтите названия улиц города “Буквинска”.
С какой буквы написаны названия улиц? Почему?
Названия улиц, городов – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
Ну вот мы и добрались до замка , и вы теперь сможете ответить на вопрос
Почему страна называется “Большебуковка”?
Какие слова мы называем именами собственными? Слайд 14 Слайд 15
Ну а нам пора возвращаться домой. И королева “Буквина” любезно предоставила нам транспорт. Но, чтобы благополучно вернуться домой нужно выполнить последнее задание.
Домой на самолёте полетят……
Поедут на поезде ….
На машине ……..
На кораблике……..
|
С заглавной буквы.
С большой буквы.
| Рефлексия
| Что нового узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что было трудным?
|
| |