Обоснование актуальности проблемы: Противоречия





Скачать 355.69 Kb.
НазваниеОбоснование актуальности проблемы: Противоречия
страница1/3
Дата публикации18.09.2013
Размер355.69 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
  1   2   3
Обоснование актуальности проблемы:

Противоречия:

  • рассказы о детях в творчестве А.П.Чехова практически не освещаются

в школьной программе;

  • сам писатель очень парадоксально отзывался о детской литературе;

  • не может быть, чтобы человек, с горечью вспоминавший о своем детстве,

не оставил духовного завещания по этому поводу.
Проблема:

Кому адресовал А.П.Чехов рассказы о детях: взрослому или ребёнку?

Цели проекта:

Исследование и анализ рассказов Чехова о детях и выявление позиции писателя по заявленной проблеме.

Задачи:

  • Познакомиться с биографией А.П.Чехова, особенно детально с его детством

  • Найти и изучить критическую литературу по теме проекта

  • Проанализировать рассказы писателя о детях с точки зрения стилистики

  • Найти иллюстрации к «детским» рассказам Чехова, чтобы лучше почувствовать эпоху Чехова

Содержание проекта:

  1. В родительском доме с. 5-6

  2. Как формировался художественный мир писателя? с. 7-8

  3. Особенности стилистики Чехова с. 9

  4. Тема детства в творчестве с. 10-12

  5. Анализ-эссе «детских» рассказов художника слова с. 13-27

а) «Гриша» с. 13-14

б) «Детвора» с. 14-15

в) «Мальчики» с. 16-17

г) «Репетитор» с. 18

д) «Событие» с.19

е) «Дома» с. 20-21

ж) «Злой мальчик» с. 22

6. Лишённые детства с. 23-27

а) «Ванька» с.23-25

б) «Устрицы» с. 25

в) «Спать хочется» с. 26-27

7. Духовное завещание А.П.Чехова… с. 28-29

8. Библиография с. 30

Этапы работы над проектом.

I. Планирование работы.

  • анализ проблемы;

  • совместная разработка плана выполнения проекта;

  • формирование проектной группы, выбор методов;

  • определение источников информации;

  • распределение обязанностей в группе.

II. Выполнение исследовательской работы.

  • сбор и уточнение информации;

  • изучение литературоведческой литературы;

  • анализ «детских» рассказов А.П.Чехова с точки зрения стиля, собственных впечатлений, ассоциаций, раздумий;

  • поиск иллюстраций к исследуемым рассказам и самостоятельные рисунки проектов.

  • Обработка и анализ полученных результатов.

III. Рефлексия.

  • анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины);

  • анализ достижения цели и задач;

  • оценка работы каждого в группе;

  • самооценка проекта.

IV. Оформление материалов проекта.

  • работа с компьютером;

  • создание компьютерной презентации.

V. Защита проекта. Презентация.

  • подготовка доклада к защите;

  • публичная презентация проекта на школьной научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее»

  • анкетирование (после презентации проекта)

Участники проекта

l группа

Исследователи

  1. Симонова Анастасия – «Злой мальчик», «Мальчики».

  2. Комаринская Кристина – «Ванька», «Спать хочется», «Устрицы».

  3. Ульянова Елизавета – «Детвора».

  4. Кононов Станислав – «Дома», «События».

  5. Сальников Сергей – «Репетитор».

  6. Кочнев Владислав – «Гриша».

ll группа

Художники

  1. Ульянова Елизавета – «Репетитор».

  2. Бражникова Анастасия – «Ванька».

  3. Комаринская Кристина – «Спать хочется».

  4. Мостовая Наталья – «Дома», «Репетитор».

  5. Сигодина Екатерина – «Дома».

  6. Симонова Анастасия – «Злой мальчик».

lll группа

Компьютерное оформление и дизайн

  1. Кононов Станислав

  2. Мостовая Наталья

  3. Сигодина Екатерина

  4. Ульянова Елизавета

  5. Симонова Анастасия

В родительском доме

«В детстве у меня не было детства.»

А.П.Чехов

(из письма старшему брату от 4 апреля 1893г.)

А.П.Чехов родился 17 января 1860г. в городе Таганроге на берегу Азовского моря, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом №47)

Предки Чехова и со стороны отца, и со стороны матери были крепостными, позже выкупившиеся на волю. Отец Павел Егорович купцом 3-й гильдии и держал в Таганроге бакалейную лавку. Человеком он деспотичным и суровым.

Антону и его старшим братьям приходилось подолгу просиживать в отцовской лавке, «приучаясь к торговле». Уроки тоже приходилось готовить в лавке. Зимой там так было так холодно, что в чернильнице замерзали чернила, а пальцы синели и не слушались. В гимназии за плохо выполненный урок ставили единицу, а отец за единицу порол.

Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды – в 3-м и 5-м – оставался на второй год. Справедливо заметил первый биограф писателя, Ф.Мускатблит: «Когда Павел Егорович … перебрался с семьей в Москву, сын, перешедший к тому времени в VI класс, … вздохнул свободно и «вдруг» обнаружил такое прилежание, что помимо обычных успехов по любимым предметам … стал получать пятерки даже по бесконечно ненавистному ему греческому языку». (Библиография, 7,с.12)

В лавке приходилось сидеть и летом – вместо купанья и ловли бычков на пристани. На море ходили, но каждый такой поход отвоевывался. Запретов вообще было много: не бегать, не шуметь, не водиться с товарищами. Почему? Потому, что в свое время это запрещалось самому Павлу Егоровичу, - и не повредило, не помешало выйти в люди … Он не был злым человеком, но был человеком твердым. Усвоенное однажды не пересматривал. Лавка должна открываться в пять утра. Нет покупателей – не беда. Детям тяжело так рано вставать – ничего, встанут. В лавке нужен хозяйский глаз: на «мальчиков», Андрюшку и Гаврюшку, полагаться нельзя. Когда в лавке нет дела, «мальчики» должны не сидеть, а стоять в дверях лавки. Неважно, что теперь не принято зазывать покупателей – место «мальчика» в это время там. Так было, когда Павел Егорович служил у купца Кобылина, так было, когда сам Кобылин служил в «мальчиках», так будет и впредь.

В лавке отца служили два мальчика – Андрюшка и Гаврюшка. Им жилось еще труднее, чем хозяйским детям: били их чаще и злее, кормили хуже, на них лежала вся тяжелая домашняя работа. И, главное, они не могли учиться, не могли даже мечтать поступить в гимназию, в университет.

Об этих самых Андрюшке и Гаврюшке, конечно, вспоминал Чехов, когда писал рассказы «Ванька» и «Спать хочется».

А.П.Чехов писал: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа и ругал мать дурой» (2 января 1889г.) (Б.7, с.15)

Чеховы жили в жестокой узде, по древнему уставу покорности и благочестия: истово молились, истово почитали авторитет и власть главы семейства, жили в том состоянии, о котором говорилось: «… нужно иметь в душе страх божий».

Под рукой отца, Павла Егоровича, дети росли покорными и тихими, домашние богослужения и хор, в котором они пели, лавка, в которой нужно было трудиться от зари до зари, уроки – все это отнимало силы, отбивало охоту к шалостям.

Детям все это было тяжело. «Когда, бывало, - писал Чехов в 1893 году, - я и два мои брата среди церкви пели трио «Да исправится» или же «Архангельский глас», на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками». (Б.7, с.14)

Но рассказ о несчастливом чеховском детстве прозвучит, пожалуй, слишком сентиментально жалостливо, если упустить из виду важное обстоятельство: речь идет о Чехове, большом человеке и большом писателе. Лучше всего сказать всего так: ранние его годы были суровыми, и они не прошли бесследно.

В семье Чеховых считали, что талант у них со стороны отца, а душа со стороны матери. И в самом деле, Евгения Яковлевна, всегда занятая детьми и домашними делами, вносила в семейную обстановку ту ноту сердечности и мягкости, которой явно не хватало ее супругу. Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталом, о котором так мечтал глава семейства. Однако они наделили их подлинным богатством – щедро одарили талантом. Чехов родился, чтобы стать писателем, и это осветило его семью и его род необычным, загадочным светом. Очевидно, что в детстве самого писателя и следует искать истоки темы детства в творчестве Чехова.

Как формировался художественный мир Чехова?

В лавке у отца будущий писатель видел целую вереницу проходящих мимо него сословий, общественных групп и профессий. Таганрог был разноязык. И сама речь в нём была пестра, многодиалектна: в ней причудливо сочетались черты южновеликорусских говоров, украинизмы, варваризмы, имеющие истоком самые неожиданные языки.

Чехов не слышал той образцовой русской речи, которую с младенчества впитывали Тургенев, Толстой Лесков, Бунин.… От многих местных речевых влияний он потом должен был освобождаться. Но необработанная красочная речевая лавина была неистощимым кладезем выражений, речевых ситуаций, профессионализмов.

Столь же насильственно мальчик Чехов был окунаем и в стихию церковнославянского языка – обязательным посещением вечерни и заутрени, слушанием акафистов дома, ежедневным чтением евангелия и псалтыри, пением в церковном хоре. Но – странное дело! – в гимназии на уроках «закона божьего» он стал любимым учеником преподавателя этого предмета Ф.П.Покровского, обессмертившего себя придуманным своему ученику прозвищем «Чехонте».

С 16 до 18 лет Чехов прожил в Таганроге один. Эти годы – ключевые для понимания его личности: в Москву он приехал уже другим человеком.

Знакомство с мировой культурой Антон Чехов начал с Библии и с провинциальных газет.

Антон Павлович был усердным посетителем библиотек и читал газетно-журнальную прессу.

Есть неумолимая историческая и литературная логика в том, что «замыкающим в цепи русских классиков «золотого века» стал именно рассказчик, Антон Павлович Чехов.

Действительность, на почве которой развивалось художественное творчество писателя, внешне была как будто мирной и получила репутацию «бессобытийного» времени.

На самом деле это были годы мрачнейшей в России реакции, для которых характерны скрытость и негласные формы государственного террора: беспрерывный поток запретов, выговоров, циркуляров, душивших живую мысль, убивавших привычку человека к правдивому свободному слову, бесчинства и свирепость полицейских и чиновников, полная безнаказанность вышестоящих …

Чехов как-то сразу отрешился от природной стороны жизни и понял ее в общественных категориях и оценках, создав в дальнейшем грандиозную по широте охвата и глубине проникновения картину быта и нравов русского общества своего времени.

… В 1890 – е годы отечественная литература ситуация внезапно меняется.

У многих читателей возникло тогда ощущение, что литературное вещество, помимо волей самих писателей, начало сжиматься, концентрироваться. И на смену грандиозным романам пришли короткие, незаметные рассказы: «малая» форма в одночасье восторжествовала над «большой».

Жанр рассказа как нельзя лучше подходил для литературы в этой ситуации.

Незадолго до смерти Чехов писал И.А.Бунину: «Вам хорошо теперь писать рассказы, все к этому привыкли, а это я пробил дорогу к маленькому рассказу, меня еще как за это ругали.… Требовали, чтобы я писал роман, иначе и писателем нельзя называться…»

До Чехова литература не знала метода, который бы позволял анализировать мимолетные черты текущего бытия и в то же давал бы полную, эпическую картину жизни. Начинал молодой Чехов – юморист с жанра сценки. Это короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, выполненная в драматургическом ключе, ибо ее комизм достигается передачей разговора персонажей. Чехов, печатаясь в петербургском журнале «Осколки», виртуозно овладел техникой «осколочной сценки и поднял ее до уровня большой литературы, наполнив искрометным юмором». (Б. И.-р. 2)

Когда речь идет о сатире и юморе чеховского типа, то суть дела надо видеть в самой действительности, которая может быть адекватно описана лишь в сатирически – юмористической форме. Так, сатира и юмор Чехова не обязательно смешны (они даже горьки), они поражают точностью, краткостью, выразительностью и глубиной понимания социальных проблем.

Заслуживает внимания авторская позиция Чехова – рассказчика. Он ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в капле воды, все противоречия действительности отражают сразу, одновременно.

Автор здесь – объективный свидетель, хроникер: герои саморазоблачаются без всякой помощи с его стороны. Авторскую позицию определяет содержательная основа рассказа, этого вполне достаточно.

Трудность восприятия текстов Чехова реалиста в том, что он не впускает туда на капельки «возвышающего нас обмана» и иллюзий. Он выступает как бытописатель своего времени, своей эпохи. Все эти гротескные – смешные и горькие – историйки, как ни грустно – правда, т.е. квинтэссенция реальной жизни, удивительный слепок с действительности. «Переворотом в литературе» называет рассказы Чехова Д.В. Григорович.

Поражает своей численностью и населенностью материк чеховских рассказов. На нём с эпической полнотой представлены все без исключения слои общества в Росси на пограничье XlX и XX веков.

Один из современников Чехова заметил, что если бы Россия каким – то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским рассказам ее можно было бы восстановить до мельчайших подробностей заново.

Особенности чеховской стилистики.

«Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в

в людях отвращение к этой самой полумёртвой жизни.»

А.М.Горький

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Его рассказы надо читать и перечитывать. И каждый раз обязательно открываешь что-то новое. Это как тайна за семью печатями. Прочитаешь один раз – и недоумеваешь: А что же хотел сказать автор? У Чехова нет ни послесловий, ни предисловий, ни склонности к проповедничеству и нравоучениям. Он был самым ненавязчивым и молчаливым среди русских писателей.

Прочитаешь другой и – изумляешься, как хорошо он знает жизнь, как глубоко проникает в человеческую душу. Чеховский мир не столь уж богат внешними событиями, но содержателен и глубок.

А если не поленишься и откроешь его произведения в третий раз, то тебе приоткрывается своеобразие художественного воплощения тем и идей: ёмкость художественной детали, ироническая игра слов, говорящие фамилии, логика сюжетов, неожиданность развязки и вместе с тем неизбежность и закономерность свершившегося, достигнутое писателем путём контрастов, повторов, сравнений, пейзажей.

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он, собственно, и движет действие. Портреты героев даются обыкновенно только несколькими словами и основными штрихами.

Таким образом, анализировать «детские» рассказы писателя мы будем с точки зрения его стилистики.

Тема детства в творчестве Чехова.

А.П.Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, решительно осудив реакционные дидактические книжонки для детей, и утверждал, что детям и юношеству нужна подлинно художественная литература, а не суррогаты искусства.

В январе 1900 года А.П.Чехов пишет серьёзное, даже, пожалуй, назидательное письмо Г.И,Россолимо – литератору и издателю, просившему переслать ему для сборника детские рассказы:

«То, что у меня, по-видимому, подходит для детей, - две сказки из собачьей жизни, посылаю вам заказной бандеролью. А больше у меня, кажется, нет ничего в этом роде. Писать для детей вообще не умею, пишу для них раз в 10 лет и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать то, что годится и для взрослых. Андерсен, «Фрегат Паллада», Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых и дозировать его – это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребёнок». (Б.И.-р.5)

Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер».

Становление характера, приобщение ребёнка к сложному противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих рассказах.

У Чехова мы «наблюдаем не только ребёнка таким, как он кажется нам, но и самих себя как мы кажемся ребёнку».

Строгая и объективная позиция писателя, ярость и выразительность повествования о явлениях действительности придавали неотразимую убедительность его произведениям.

В его рассказах за фасадом благополучного существования – детская драма. О положении детей Чехов говорит, не очень-то стесняясь в выражениях в корреспонденции о «мальчиках» (фельетон «Осколки московской жизни», 8 октября 1883): «Они будут по праздникам, пока лавка заперта, чистить тазы и самовары, выносить помои, нянчить хозяйских детёнышей и за всё это получать трескучие подзатыльники.… Бить ребят можно, сколько угодно и чем угодно. Не хочешь бить рукой, бей веником, а то и кочергой или мокрой мочалкой, как это делают хозяйки и кухарки… День в холодной лавке, ночь в кухне или в холодных сенях, около холодного, как лёд, рукомойника. И этаких… не десять, не сто, а тысячи!» (Б. 1, с. 341)

Душевная чёрствость и эгоизм мешают взрослым вглядеться в своего ребёнка, понять, что происходит в его душе. Леность ума, забвение насущных истин препятствует ответственным, нравственно активным поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе образования («Репетитор», «Случай с классиком»).

Детских образов у Чехова много; можно было бы составить особую хрестоматию из его страниц, на которых появляются дети. Он исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребёнка – от младенца до подростка.

Вот Гриша – трёхлетний малыш из одноименного рассказа, жадно впитывает в себя впечатления от первой прогулки по улице, а Чехов искусно отражает это в художественных деталях. Не случайно Л.Н.Толстой скажет о прозе писателя: «Никогда у него нет лишних подробностей, всякая и ли нужна или прекрасна».

Меж тем «миниатюрные люди» лелеют грандиозные замыслы . Володя Королёв и его друг Чечевицын («Мальчики», 1887), начитавшись романов Майн Рида, собираются бежать в Америку. Какая прекрасная романтическая идея! Но даже она меркнет в нежелании принести боль маме.

В кругу детей нет и принятого среди взрослых разделения на социальные группы. Кухаркин сын Андрей («Детвора»,1886), ещё не ведающий горя из-за своего низкого происхождения, засыпает вместе с барскими детьми на большой маминой кровати.

Много стараний надо приложить взрослым, чтобы ребёнок усвоил взгляды и привычки мещанского царства и научился жить по его законам. С ранним замутнением чистой детской души мы встречаемся в рассказе «Злой мальчик».

В некоторых рассказах великого стилиста трагическая нота звучит так сильно, что превращает эпизоды из жизни детей в страстный призыв к человеческой совести, в горестное напоминание о том, что где-то рядом страдает ребёнок. Ванька Жуков (Ванька», 1886), девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, стал хрестоматийным образом детского страдания.

Незащищенность ребёнка от произвола взрослых может толкнуть его на ужасный поступок. Убийство души Варьки («Спать хочется», 1888), тринадцатилетней служанки, началось с того, что к ней отнеслись как к вещи.

Ребёнок, лишённый детства, - что может быть трагичнее! Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве, насколько сильна её физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию призывал Чехов, выступив адвокатом ребёнка-убийцы. Будучи по профессии врачом, Чехов сознательно показал в рассказе, как опасно обременять ребёнка непосильным трудом. Детская психика – явление тонкое и сложное, требующее к себе самого бережного отношения.

В рассказе «Дома» (1887) писатель ещё раз показал, что с душой ребёнка нужно обращаться бережно; лишь знание особенностей этой души и разумная любовь к маленькому человеку могут воспитать в нем добрые начала.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconНазвание проекта
Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование актуальности и перспективы опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconПроекта
Введение, которое дает анализ, разъяснение актуальности и новизны, указание сферы применения, функционального назначения, выявление...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия icon«Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка». Обоснование...
Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком....
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconРешение любой проблемы делится на этапы. Очень важен третий этап...
Современная методика преподавания географии позволяет использовать разнообразные модели уроков. И чем они разнообразнее, тем ярче...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconТеоретическое обоснование проблемы индивидуализации обучения на уроке английского языка

Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconПроект утверждаю
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Глобализация, модернизация, сжатие социального пространства и времени, а также многие другие трудности приводят к тому, что старые...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconГурьева Валентина Валентиновна 2005 год Основная проблема и обоснование...
Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconМаксим Музафаров елц святой Екатерины г. Казани
Конфликты и противоречия сопровождают нас всю жизнь: напр., внутренние противоречия, т е конфликт с самим собой; конфликты с окружающими...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconПроект на тему: Изготовление мягкой игрушки «Собачка»
Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconИсследования определяется учащимся самостоятельно, исходя из критерия...
Комитет по народному образованию Солнечногорского района и Компьютерный центр информационных технологий проводят конкурс лучших проектов...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconТеоретическое обоснование проекта Постановка проблемы
...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconДиалектические основания в обществе дикарей и их философское обоснование...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск