Скачать 0.53 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под ред. М.Г.Ахметзянова (2009), 3-е издание.переработанное и допоплненное. Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы, в двух частях. Под редакцией доктора педагогических наук М.Г.Ахметзянова .Рекомендовано Министерством образования и науки Респубдики Татарстан,3-е издание ,дополненное.Казань. Издательство «Магариф» 2009. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008г.№03 -1905.Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына (1918-2008) в общеобразовательных учреждениях. Изучение творчества А. И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (Приказ МО Р Ф «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089) . ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 105 ЧАСОВ (3 часа в неделю). Основу курса 10 класса составляет чтение и изучение русской литературы XIX века. В программу включены произведения классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К, Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Из зарубежной литературы в программу включены произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, И.-В. Гете, О. де Бальзака. Завершается курс списком произведений, предлагаемых для бесед на уроках внеклассного чтения. Такой объем произведений, включенных в программу, предполагает разные подходы к их изучению. Крупные эпические и драматические произведения рекомендуется изучать в сокращении или избранные главы. Кроме того, учитель по своему усмотрению при планировании занятий может определять глубину и характер изучения произведений, включенных в программу. Поскольку литература XIX века изучается в течение одного года, в историко-литературный курс не включены древнерусская литература и литература XVIII века, с которыми учащиеся знакомятся в 9 классе. Роман «Евгений Онегин» Пушкина, роман «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия Грибоедова «Горе от ума», поэма Гоголя «Мертвые души» перенесены в соответствии со «Стандартом...» в программу 9 класса. Оканчивая курс средней школы, учащиеся должны овладеть следующими знаниями: а) историко-литературными: о наиболее существенных особенностях литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма; о жизни и творчестве писателей; б) теоретико-литературными: о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы; о родах и жанрах литературы; о целостности литературного произведения и его компонентах. Учащиеся должны знать содержание изученных произведений, их оценку критикой и уметь определять свое отношение к авторской позиции; характеризовать главных героев произведения; читать выразительно наизусть и уметь составлять план, тезисы, конспекты критических статей; писать сочинения различных жанров по изученным произведениям. Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся; В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности. Цель литературного образования определяет его задачи: а) чтение • Чтение литературных произведений, включенных в программу. • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений. • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления. • Чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы. б) анализ • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя в связи с литературным направлением. • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи. • Выявление аллюзий в литературном произведении и объяснение их художественных функций. • Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в произведении. • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя. • Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в литературном произведении. • Целостный анализ эпического, драматического, лирического произведения. • Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией. • Определение жанровой разновидности произведения (по характеру тематики, проблематики и по структуре). • Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения. в) развитие устной и письменной речи • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведения, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи. • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике индивидуального творческого метода и стиля писателя. • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики. • Сочинение о проблематике (исторической, философской, социальной, нравственной) литературного произведения. • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием. • Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении. • Реферат об особенностях индивидуального стиля писателя с использованием научной, справочной литературы и ресурсов Интернета. • Сочинение-эссе об актуальности содержания литературного произведения. • Письменный анализ небольшого по объему эпического, лирического, драматического произведения. • Сочинение на литературоведческую тему (анализ произведения в разных аспектах). • Конспектирование литературно-критической статьи. • Рецензия на театральную постановку (инсценировку) или кинематографическую версию драматического (эпического) произведения. Требования к уровню подготовки учащихся Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Учебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Образовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального... Минобразования России, и программы 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы по русской литературе под редакцией М.... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по русскому для 8 класса... Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного... | Рабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса... Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы для... | Тематическое планирование по литературе 7 класс Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |