Скачать 113.72 Kb.
|
М. В. Отрадин ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (вторая половина, первая часть – 1840-1870-е годы) I. Организационно-методические сведения. Курс согласно учебному плану относится к федеральному компоненту блока общепрофессиональных дисциплин. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия. 1. Цель курса: представить литературу данного периода как важнейшую часть русской культуры, охарактеризовать литературный процесс как смену индивидуальных художественных систем. 2. Задачи курса: описать литературный процесс данного периода как взаимодействие различных типов реализма, как сосуществование взаимодополняющих друг друга художественных систем в контексте единой эпохи. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс строится на основе идеи преемственности в изучении литератур различных периодов. Опыт его освоения должен помочь формированию у студента способности критически воспринимать и сопоставлять различные точки зрения на творчество отдельных писателей и литературный процесс в целом. 4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен владеть историко-литературным материалом, необходимым для характеристики творчества отдельных авторов и литературного процесса в целом, научиться осмыслять динамику усвоения и «опровержения», развития и преодоления предшествующего опыта. II. Содержание курса 1. Разделы курса. 1.1. Общественно-литературное движение 1840-1870-х годов. 1.2. И. С. Тургенев. 1.3. И. А. Гончаров. 1.4. А. Н. Островский. 1.5.Н.А.Некрасов. 1.6. А. А. Фет. 1.7. Ф. М. Достоевский. 1.8. М. Е. Салтыков-Щедрин. 1.9. А. К. Толстой. 1.10. А. В. Сухово-Кобылин. 2. Краткое содержание разделов и тем. 2 1. Общественно-литературное движение1840-1870-х годов. 2.1.1. Историческая ситуация и особенности культурной жизни в России середины 19 века. 2.1.2. 1840-е годы. А.И. Герцен, П.В. Анненков, Н.Г. Чернышевский, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Р.В. Иванов-Разумник о типе людей «замечательного десятилетия». Н.В. Гоголь о «бесконечных спорах» в России 40-х годов («Авторская исповедь»). Философский идеализм, сочетание морального начала и гражданского, идеологичность как черты интеллектуальной жизни кружков 40-х годов. «Теургическое беспокойство» (В.В. Зеньковский) людей этой эпохи: чувство ответственности за историю и искание путей к активному вмешательству в ход истории. Особое отношение к искусству: «тропинка к некоторого рода общественному делу» (П.В. Анненков). Кружки в изображении И.С. Тургенева. Нравственно-психологический самоанализ в письмах людей той поры. Образ идеалиста 40-х годов в сознании «шестидесятников» 19 века. В.Г, Белинский как «первый разночинец и типичный интеллигент» (Н.А. Бердяев) в кругу современников. 2.1.3. Общественная реакция 1849-1855 гг. и ее влияние на литературную жизнь эпохи. Значение наследия В. Г. Белинского для русской литературы 1860-х годов. Идеи петрашевцев и литература этого периода. Особая роль журнала «Современник». Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Творчество славянофилов в контексте литературной жизни десятилетия. 2.1.4. Н.Г. Чернышевский в журнале «Современник». Основные положения эстетики Чернышевского. Его критическая деятельность. Роман «Что делать?». Проблема жанра. Модели социального и культурного поведения в романе Чернышевского на фоне евангельской традиции. 2.1.5. «Реальная» критика Н. А. Добролюбова. Добролюбов об А. Н. Островском, И. С. Тургеневе, И. А. Гончарове, Ф. М. Достоевском. 2.1.6. Основные принципы критического метода Д. И. Писарева. 2.1.7. Споры о герое из народа в русской критике 1860-х годов. Переоценка «лишнего» человека как героя современности. Проблема «новых» людей. 2.1.8. Общая характеристика народничества. Главные направления в журналистике 1870-х годов. Особая роль в литературной жизни журнала «Отечественные записки». Русская критика этого периода. Критические выступления Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2.2. И. С. Тургенев. 2.2.1. «Записки охотника» и крестьянская тема в русской литературе. «Записки охотника» в свете философии и поэтики «натуральной школы». Образ рассказчика. Книга Тургенева о «живой России» как шаг к созданию эпической картины национальной жизни. 2.2.2. Тема «лишнего человека» у Тургенева (от «Гамлета Щигровского уезда» к «Дневнику лишнего человека» и к «Рудину»), Жанровое своеобразие тургеневского романа. Основные компоненты фабулы, роль идеологических споров, искусство психологизма. 2.2.3. Философия любви в прозе Тургенева. Повесть «Ася». Коллизия счастья и долга в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне». 2.2.4. Нигилизм как явление русской общественной жизни. Идеологический характер конфликта в романе «Отцы и дети». Представители поколения «отцов» в романе. Речь Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Любовная тема в сюжете романа. Трагизм Базарова. Достоевский, Герцен, Писарев о романе. 2.2.5. Споры о пореформенной России в романе «Дым». Тургеневское понимание народничества, проявившееся в романе «Новь». 2.2.6. Жанровые особенности «Стихотворений в прозе» Тургенева. «Стихотворения в прозе» как концентрированное выражение главных тем и мотивов творчества писателя. 2.3. И. А. Гончаров. 2.3.1. Романы Гончарова как «трилогия». Типология жанра романа Гончарова. Диалогический конфликт в романе «Обыкновенная история». «Обыкновенная история» в контексте русской и западноевропейской литературы. В. Г. Белинский о первом романе Гончарова. 2.3.2. Роман «Обломов». Обломов как тип и индивидуальность. «Память» и «мечта» в мотивной структуре романа. Восток и Запад в творческом сознании Гончарова (от «Фрегата „Паллада"» к «Обломову»), «Обломовщина» как социально-нравственное понятие. Н. А. Добролюбов о романе «Обломов». 2.3.3. «Обрыв» как итоговый роман Гончарова. 2.4. А. Н. Островский. 2.4.1. А. Н. Островский в истории русского национального театра XIX в. Жанровая система драматургии Островского. Купеческий мир в произведениях писателя. Социально-бытовой и этико-психологический конфликт в пьесе «Гроза». 2.4.2. Социальные драмы и комедии Островского 1860-х – 1870-х гг. Пьесы Островского об актерах и театре. 2.4.3. Психологическая драма «Бесприданница». 2.4.4. Драматургия Островского и опыт русского психологического романа. 2.5. Н. А. Некрасов. 2.5.1. Некрасовская поэзия и опыт прозы. Крестьянин в творчестве Некрасова. Проблема народного самосознания. Мифологическая образность в поэме «Мороз, Красный нос». 2.5.2. Петербург в поэзии Некрасова: «петербургский текст» русской литературы, Петербург Некрасова и Достоевского, Брюсов о Некрасове как о «поэте города». Поэма «Кому на Руси жить хорошо?». 2.5.3. Любовная лирика Некрасова. Покаянные мотивы в поэзии Некрасова. 2.5.4. Некрасов как редактор и издатель. 2.6. А. А. Фет. 2.6.1. Основные вехи биографии Фета (Шеншина). Сборник «Лирический пантеон» и романтические традиции в лирике раннего Фета. Антологические стихи («Диана». «Вакханка», «С корзиной, полною цветов, на голове...»). Сборник 1856 г. Чернышевский об этом сборнике. Фет и Некрасов. Стремление Фета к пушкинской гармоничности. Фет и традиция цыганского романса (Фет и Григорьев, Полонский, Апухтин, Блок). Лирическое «я» Фета как взгляд на мир, отвлеченный от конкретной, «биографической» личности. Своеобразие психологизма Фета: «моментальность» выраженного чувства, «пейзаж души». Импрессионизм как органическое свойство метода Фета. Прорывы из «определенной области» слов в «неопределенную область» музыки. Сборники Фета «Вечерние огни». 2.7. Ф. М. Достоевский. 2.7.1. Роман «Бедные люди» и «натуральная школа». Социальная проблематика произведения. Традиции сентиментализма в первом романе Достоевского. Достоевский и Гоголь. Сфера самосознания «маленького» человека. 2.7.2. Идея «двойничества», тип «мечтателя» в творчестве Достоевского 1840-х годов. 2.7.3. Повесть «Записки из подполья» как пролог к будущим великим романам. «Подпольный» герой. 2.7.4. Типологическая характеристика романов Достоевского (роман-трагедия, идеологический, полифонический). М. М. Бахтин о Достоевском (идея и сюжет, слово в романе). 2.7.5. Раскольников («Преступление и наказание») как герой-идеолог. «Двойничество» в романе. Соня Мармеладова и Раскольников. Сны в романе. Функция эпилога в сюжете «Преступления и наказания». 2.7.6. Роман о «положительно прекрасном человеке» («Идиот»). Мышкин и идеальные герои мировой литературы. Тема «прощения» в сюжете. Мышкин и Настасья Филипповна. Мышкин и Рогожин. «Бунт» Ипполита Терентьева. Смысл катастрофического финала. 2.7.7.Философско-этические проблемы в романах «Бесы» и «Подросток». 2.7.8. Роман «Братья Карамазовы». Тема русской семьи. «Поэма о Великом инквизиторе» в сюжете романа. Иван Карамазов как герой-идеолог. Алеша и старец Зосима. 2.8. М. Е. Салтыков-Щедрин. 2.8.1. Особенности художественного метода М Е. Салтыкова-Щедрина. Провинциальная Россия в «Губернских очерках». «История одного города» как гротескный сатирический роман. Народ и власть в изображении Салтыкова-Щедрина. Проблема финала романа, библейские мотивы в сюжете. Поэтика и проблематика романа «Господа Головлевы». Семейная тема у Салтыкова-Щедрина и писателей 1870-х годов. Жанр и тематика сказок Салтыкова-Щедрина, их связь с фольклорной традицией. 2.9. А. К. Толстой. 2.9.1. Влияние романтической философии и эстетики на мировоззрение А.К. Толстого. Концепция искусства у А.К. Толстого. Идеал, обращенный в прошлое, - основа мировоззрения писателя. Идеи панславизма у А.К. Толстого («Колокольчики мои...», «Ой, стоги, стоги...»). Сатирические произведения А.К. Толстого («Сон Попова», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Историческая баллада в поэтическом наследии А.К. Толстого. Романсное начало в его лирике. А.К. Толстой как один из создателей образа Козьмы Пруткова. Проза А.К. Толстого. «Князь Серебряный» и вальтер-скоттовская традиция. 2.9.2. Драматическая трилогия А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») и проявившаяся в ней философия истории. 2.10. А. В. Сухово-Кобылин. 2.10.1. Сценическая история драматической трилогии Сухово-Кобылина. Идея прогресса в художественном осмыслении писателя. «Свадьба Кречинского» как социально-бытовая комедия и как комедия характеров. Тема судьбы в «Свадьбе Кречинского». Мотив игры в сюжете пьесы. Проблема национального характера в трилогии. Искусство комического в пьесах Сухово-Кобылина. Русское чиновничество в пьесе «Дело». Жанровое своеобразие «Смерти Тарелкина». «Открытие» драматургии Сухово-Кобылина в XX в. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ
IV. ФОРМЫ ТЕКУЩЕНОГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Итоговый: зачет (2-й семестр) V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Рекомендуемая литература Тексты
Учебники и учебные пособия:
Составитель: д. ф. н., профессор кафедры истории русской литературы М. В. Отрадин |
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) Н. В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования,... | Терминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.) Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено» | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Программа дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)» Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологическая (индивидуальная) карта дисциплины «История русской литературы XIХ века, первая половина» | ||
Методические указания к курсу История русской литературы XIX века... Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором... | Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | Планирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы... | ||
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ||
Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | Рабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
1. Общественные и литературные Технологическая (индивидуальная) карта дисциплины «История русской литературы XIХ века, вторая треть» | Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... |