Урок чтения
Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства»
Цель: создать условия для подведения итогов работы по теме; способствовать развитию творческого воображения, памяти, речи учащихся; содействовать воспитанию коммуникабельности, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: зачётные листы, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, гитара, портреты писателей и поэтов, веера цифр, сосуды.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
-Звонок услышали, друзья.
Урок нам начинать пора.
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны).
У нас сегодня гости. Подарите им свою улыбку, им будет очень приятно.
2.Дыхательная, речевая разминка.
А чтобы снять наше волнение, тревогу, восстановить дыхание, проведём дыхательную гимнастику и выполним упражнение «Сосуды»:
Представьте, что вам необходимо наполнить сосуды разного размера воздухом. Сделайте вдох и наполните сначала совсем маленький сосуд, потом- сосуд побольше, а теперь наполните воздухом самый большой сосуд.
Нам стало легко и спокойно. Садитесь.
в) Речевая разминка «Интонирование»
Восстановив дыхание, мы выполним речевую разминку «Интонирование».
Прочитаем предложения так, как нам подсказывают выделенные слова и знаки в конце предложения.
Сегодня у нас необычный урок?( по цели высказывания вопросительное предложение)
Сегодня у нас необычный урок.(повествовательное)
Сегодня у нас необычный урок?!(вопросит., по интон. – воскл.)
Сегодня у нас необычный урок!( повест., воскл.)
Да, ребята, у нас сегодня действительно необычный урок!
Обратите внимание. На партах у вас лежат сосуды. А наполнять мы их будем ....знаниями!
Прочитайте девиз нашего урока
Сосуд знаний: сколько в него ни вливай – не переполнится.
Наш урок будет включать определённые задания, выполняя которые вы и будете пополнять свой сосуд
И я вам желаю, чтобы к концу урока в вашем сосуде оказалось как можно больше знаний.
3.Введение в тему.
А ключевое слово нашего урока вы узнаете, если разгадаете шифровку. Работать будете в парах.
Подчеркните только русские буквы, прочитайте слово
S G Д N Е W R Т U С F L Т V W В U О D ( детство)
Как слово детство связано с темой нашего урока?
4.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы заканчиваем путешествие по разделу «Все мы родом из детства». Из предложенных глаголов, выберите те, которые помогут нам определить цель и задачи урока.
Вспоминать , повторять, рассуждать, развивать, размышлять, бегать, читать, спать, играть.
Слайд с глаголами
Всё это нам поможет наполнить сосуд знаниями
5.Подготовка к зачётной работе
Мы знакомились с творчеством замечательных поэтов и писателей,
которые в своих произведениях с теплотой и грустью вспоминали своё детство.
И мы сегодня вспомним этих авторов, но прежде посмотрим миниатюру «Школьник на опознании».
Школьник заходит в кабинет. За столом милиционер.
Милиционер: Костя Игошин? Проходи. Сейчас мы проведем опознание. От этого очень многое зависит, понимаешь?
Школьник: Понимаю
Милиционер: Посмотри внимательно, узнаешь кого-нибудь?
Школьник внимательно смотрит. Показывается только он (не видно кого он опознает).
Школьник: (грустно мотает головой) Нет.
Милиционер: (возмущенно) Внимательней смотри! Может, все-таки кого-то узнаешь?
Оказывается школьник проходил вдоль стены с портретами великих русских писателей (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой ...)
Школьник: Неа
Милиционер: Даже Пушкина не знаешь! На второй год, Игошин!
Ребята, как вы думаете, почему так произошло? (читал невнимательно, читал произведение, но не смотрел , кто автор.)
Я надеюсь, что вы всегда внимательные читатели и слушатели.
Давайте вспомним этих авторов, расшифруем слова. В чём секрет этой шифровки?
1.Сргй снн ?
2. Крнй Чквскй
3. вн Бнн
4. лксндр Блк
5. Лв Кссль
6. нк Кпл
7. Лв Тлстй
(дети разгадывают авторов, на слайдах показываем портреты)
А теперь подготовьте веера цифр и посмотрите на слайд
Кто из них С.Есенин? А.Блок, К.Чуковский
6. Выполнение зачётной работы
Знакомясь с авторами, мы узнавали о них много интересного.
И сейчас вам предстоит выполнить первое зачётное задание.
Прочитайте название .
1 зачётное задание «Угадай автора» (выполняя это задание можно заработать 7 баллов)
Раздаю по очереди детям читать краткую биографию. Слушайте внимательно, выберите соответствующую цифру.
Бабушка, мать и две тёти этого поэта были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Первые стихи написал в пять лет. В 13 лет вместе с двоюродными братьями стал издавать рукописный журнал. (А.А. Блок)
Родился в обедневшей дворянской семье. Писать начал рано, семи – восьми лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Писал не только стихи, но и прозу. В 50 лет покинул Россию и жил во Франции. В 63 года стал лауреатом Нобелевской премии. На родину так и не вернулся. Умер в Париже и похоронен на русском кладбище.(И.Бунин)
Родился в бедной семье. Чтобы помочь родителям, мальчику рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Он поменял несколько профессий, но каждую свободную минуту бегал в библиотеку, много читал, самостоятельно изучил английский язык, и это ему очень пригодилось в жизни. Он перевел много произведений зарубежных писателей на русский язык. Отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей. Этот человек заслужил у ребят почетное звание "дедушка".(К.Чуковский)
Детство и юность будущего писателя прошли в небольшом городке на реке Волге. Его мама преподавала музыку, и мальчик рано научился игре на рояле. Знания давались легко и после школы поступил в Московский университет на математическое отделение. Но больше всего его увлекала студенческая газета. А ещё очень любил писать письма домой. Младший брат перечитывал эти письма и отдавал в газету, где они печатались под буквой «К».(Л.А.Кассиль)
Фамилия этого писателя оказалась трижды известной в истории русской литературы. Писатель любил произведения устного народного творчества, изучал загадки, пословицы, песни , сказки. Известен творческим пересказом книги итальянского писателя. (А.Н.Толстой)
Мальчик с детства мечтал о счастье. Родители жили очень бедно. Так как в семье среди семерых детей был старший, рано помогал родителям по хозяйству. Местный учитель научил мальчика грамоте. Потом просил у людей книги и зачитывался поздно, когда все домашние спали. А ещё очень любил музыку и даже научился играть на дудочке и скрипке. (Я.Купала)
Детство его прошло в деревне в доме деда, у которого было трое взрослых сыновей. Поэт вспоминал: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать.» В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам. Очень любил русскую природу. В своих стихах воспевал любовь к русскому полю, к осенней берёзке, рябине. (С.Есенин).
Итог – взаимопроверка (обменяйтесь сосудами, проверьте по слайду, запишите, сколько правильных ответов )
Поднимите свои сосуды те, кто набрал максимальное количество баллов
Ваши СОСУДЫ наполняются знаниями.
2 задание
Выполняя 2 задание «3 в 1» можно заработать 3 балла, а работать мы будем в группах. Определим правила по хлопку. Если согласны с правилом - хлопок .
Соблюдай тишину.
Слушаю, когда хочется.
Один говорит – все слушают.
Не согласен – предлагай.
Уважаю только своё мнение.
Один говорит – все перебивают.
Друг друга уважаем.
Каждая группа прочитает свою цепочку слов. Возьмите жёлтую карточку . Нужно узнать произведение, автора и объяснить значение выделенного слова.
Аромат, сосна, гигант, кора, зной. (И.Бунин «Детство»)
Шахматная доска, аптечка, кухарка, пирожное, трофей.( Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»)
Скамейка, учитель, письмо, каретник, пещера. (А.Толстой «Детство Никиты»).
Вечер, лампада, буря, мама, берёзы. (И.Бунин «Помню –долгий зимний вечер»)
Пожар, терпеливый слушатель, «каламашки», две тайны (К.Чуковский «Серебряный герб»)
Проверка по группам – зачитывают слова, называют произведение , автора , объясняют значение слова)
1.Зной – жара (синонимы)
2.Трофей – имущество, захваченное у противника
3.Каретник – сарай, куда ставят кареты
4.Лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом; зажигается перед иконами
5.«Каламашки» - ящики, похожие на глубокие корыта, в них вывозили накопившийся мусор и снег
Проверяем по группам, остальные показывают на веере знаков.
Проверка 1 балл произведение, 1 балл автор, толкование слов – 1 балл (словарь!)
Проверка -вопросы по произведениям
Я помню, как вас впечатлило произведение К.Чуковского «Серебряный герб». Чему научило нас это произведение?
Вывод: мы должны учиться у них дружбе, взаимопомощи, поддержке.
Откройте учебники и зачитайте самые яркие для вас моменты
7. Физкультминутка «Ты, да я, да мы с тобой»
8. Выполнение зачётной работы
Продолжаем наполнять сосуд
3 – е задание «Кто я?»( 6 баллов)
1. « - У м-м-меня сердце трепещет.» (Тимоше)
2. « - «Прилежен» я написал.» (Никите)
3. «-А у нас одна ученица умеет ушами двигать. Ей завидуют все.» ( Тая)
4. « -Никита! Куда ты провалился?» (Аркадий Иванович)
5. « - Если бы я знал, что у меня такой папа будет, ни за что бы в жизни не родился!» (Оське)
6. « - Не плачь…Когда-нибудь посадим сад, будут и у нас свои яблоки…» ( Ясю)
Проверка СОСУД наполнили
Обсуждение качеств героев.
Какие черты характера вас привлекли в Ясе?
Какой герой произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему? Выскажите своё мнение.
На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
Чем огорчила вас Тая?
С кем бы вы хотели подружиться?
С кем бы вы никогда не стали дружить?
Нас ждёт следующее 4 задание: «Выручи поэта» - работать будете в группах. ( 4 балла)
При написании слов не забывайте изученные правила на уроках русского языка(цветные карточки)
Чем жарче день, тем сладостней в …бору…………………
…дышать …………………… сухим смолистым ароматом,
И весело ……нам…….. было поутру
Бродить по этим ……солнечным……………………. палатам!
Повсюду блеск, повсюду ……яркий…………… свет,
Песок – как …шёлк………….. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только ………десять…..……….. лет,
А ствол - …гигант…………… , тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, …красна……..,
Но так тепла, так …..солнцем…….вся прогрета!
И кажется, что пахнет не …сосна…………,
А зной и сухость …солнечного……..света.
Проверяем 1 четверостишие (проверяем слова)
Проверка по слайду
Назовите слова, которые вставили (1 читает. баллы, 2,3)
Какому поэту мы помогли? (Ивану Бунину)
Как называется произведение? ( «Детство» )
9.Подведение итогов
А сейчас подсчитаем общее количество баллов. Если никто ни разу не ошибался – 20 баллов
А теперь посмотрите на слайд и вы определите каким оказался ваш сосуд. Подойдите к доске девочки и заполните магнитами нужный кувшин, а теперь мальчики…
Вы хорошо потрудились…
И как гласит арабская пословица:
Ни один сосуд не вмещает больше объёма, кроме сосуда знаний, он постепенно расширяется. Я хочу, чтобы ваш сосуд знаний постоянно расширялся.
Мы подвели итог большой работы по разделу «Все мы родом из детства»
10.Рефлексия
И я предлагаю написать вам стихотворение о детстве. Но оно необычное, без рифмы, называется синквейн и подчиняется определённым правилам. Правила вы знаете. Поэтому 1 группа запишет 2 прилагательных, 2 группа – 3 глагола, 3 и 4 - предложение из 4-5 слов, 5 – одно слово -синоним
Наши гости тоже могут принять участие в написании синквейна. (раздать листочки)
Синквейн «Детство»
Записать 2 прилагательных, характеризующих существительное детство
Записать 3 глагола,
Записать предложение ( 4 слова), выражающее главную мысль
Слово – синоним
Детство
Весёлое, доброе, мимолётное
Мечтать, фантазировать, играть
Наполнено улыбками и яркими событиями
Пора
Что же у нас получилось? (прикрепляю на ватман, зачитываю )
Вам понравилась наша картина? Она у нас необычная. И домашнее задание будет тоже необычным. Свои ощущения детства вы можете передать в своих собственных сочинениях, побыв поэтами, писателями или художниками.
И ваши творческие работы займут достойное место в вашем портфолио и останутся в вашей памяти. |