Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства»





Скачать 89.16 Kb.
НазваниеУрок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства»
Дата публикации24.09.2013
Размер89.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок чтения

Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства»

Цель: создать условия для подведения итогов работы по теме; способствовать развитию творческого воображения, памяти, речи учащихся; содействовать воспитанию коммуникабельности, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: зачётные листы, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, гитара, портреты писателей и поэтов, веера цифр, сосуды.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

-Звонок услышали, друзья.

Урок нам начинать пора.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны).

У нас сегодня гости. Подарите им свою улыбку, им будет очень приятно.

2.Дыхательная, речевая разминка.

А чтобы снять наше волнение, тревогу, восстановить дыхание, проведём дыхательную гимнастику и выполним упражнение «Сосуды»:

Представьте, что вам необходимо наполнить сосуды разного размера воздухом. Сделайте вдох и наполните сначала совсем маленький сосуд, потом- сосуд побольше, а теперь наполните воздухом самый большой сосуд.

Нам стало легко и спокойно. Садитесь.

в) Речевая разминка «Интонирование»

Восстановив дыхание, мы выполним речевую разминку «Интонирование».

Прочитаем предложения так, как нам подсказывают выделенные слова и знаки в конце предложения.

  • Сегодня у нас необычный урок?( по цели высказывания вопросительное предложение)

  • Сегодня у нас необычный урок.(повествовательное)

  • Сегодня у нас необычный урок?!(вопросит., по интон. – воскл.)

  • Сегодня у нас необычный урок!( повест., воскл.)

Да, ребята, у нас сегодня действительно необычный урок!

Обратите внимание. На партах у вас лежат сосуды. А наполнять мы их будем ....знаниями!

Прочитайте девиз нашего урока

Сосуд знаний: сколько в него ни вливай – не переполнится.

Наш урок будет включать определённые задания, выполняя которые вы и будете пополнять свой сосуд

И я вам желаю, чтобы к концу урока в вашем сосуде оказалось как можно больше знаний.

3.Введение в тему.

А ключевое слово нашего урока вы узнаете, если разгадаете шифровку. Работать будете в парах.

Подчеркните только русские буквы, прочитайте слово

S G Д N Е W R Т U С F L Т V W В U О D ( детство)

Как слово детство связано с темой нашего урока?

4.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы заканчиваем путешествие по разделу «Все мы родом из детства». Из предложенных глаголов, выберите те, которые помогут нам определить цель и задачи урока.

Вспоминать , повторять, рассуждать, развивать, размышлять, бегать, читать, спать, играть.

Слайд с глаголами

Всё это нам поможет наполнить сосуд знаниями

5.Подготовка к зачётной работе

Мы знакомились с творчеством замечательных поэтов и писателей,

которые в своих произведениях с теплотой и грустью вспоминали своё детство.

И мы сегодня вспомним этих авторов, но прежде посмотрим миниатюру «Школьник на опознании».

Школьник заходит в кабинет. За столом милиционер.

Милиционер: Костя Игошин? Проходи. Сейчас мы проведем опознание. От этого очень многое зависит, понимаешь?

Школьник: Понимаю

Милиционер: Посмотри внимательно, узнаешь кого-нибудь?

Школьник внимательно смотрит. Показывается только он (не видно кого он опознает).

Школьник(грустно мотает головой) Нет.

Милиционер(возмущенно) Внимательней смотри! Может, все-таки кого-то узнаешь?

Оказывается школьник проходил вдоль стены с портретами великих русских писателей (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой ...)

Школьник: Неа

Милиционер: Даже Пушкина не знаешь! На второй год, Игошин!

Ребята, как вы думаете, почему так произошло? (читал невнимательно, читал произведение, но не смотрел , кто автор.)

Я надеюсь, что вы всегда внимательные читатели и слушатели.

Давайте вспомним этих авторов, расшифруем слова. В чём секрет этой шифровки?

1.Сргй снн ?

2. Крнй Чквскй

3. вн Бнн

4. лксндр Блк

5. Лв Кссль

6. нк Кпл

7. Лв Тлстй

(дети разгадывают авторов, на слайдах показываем портреты)

А теперь подготовьте веера цифр и посмотрите на слайд

Кто из них С.Есенин? А.Блок, К.Чуковский

6. Выполнение зачётной работы

Знакомясь с авторами, мы узнавали о них много интересного.

И сейчас вам предстоит выполнить первое зачётное задание.

Прочитайте название .

1 зачётное задание «Угадай автора» (выполняя это задание можно заработать 7 баллов)

Раздаю по очереди детям читать краткую биографию. Слушайте внимательно, выберите соответствующую цифру.

Бабушка, мать и две тёти этого поэта были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Первые стихи написал в пять лет. В 13 лет вместе с двоюродными братьями стал издавать рукописный журнал. (А.А. Блок)

Родился в обедневшей дворянской семье. Писать начал рано, семи – восьми лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Писал не только стихи, но и прозу. В 50 лет покинул Россию и жил во Франции. В 63 года стал лауреатом Нобелевской премии. На родину так и не вернулся. Умер в Париже и похоронен на русском кладбище.(И.Бунин)

Родился в бедной семье. Чтобы помочь родителям, мальчику рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Он поменял несколько профессий, но каждую свободную минуту бегал в библиотеку, много читал, самостоятельно изучил английский язык, и это ему очень пригодилось в жизни. Он перевел много произведений зарубежных писателей на русский язык. Отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей. Этот человек заслужил у ребят почетное звание "дедушка".(К.Чуковский)

Детство и юность будущего писателя прошли в небольшом городке на реке Волге. Его мама преподавала музыку, и мальчик рано научился игре на рояле. Знания давались легко и после школы поступил в Московский университет на математическое отделение. Но больше всего его увлекала студенческая газета. А ещё очень любил писать письма домой. Младший брат перечитывал эти письма и отдавал в газету, где они печатались под буквой «К».(Л.А.Кассиль)

Фамилия этого писателя оказалась трижды известной в истории русской литературы. Писатель любил произведения устного народного творчества, изучал загадки, пословицы, песни , сказки. Известен творческим пересказом книги итальянского писателя. (А.Н.Толстой)

Мальчик с детства мечтал о счастье. Родители жили очень бедно. Так как в семье среди семерых детей был старший, рано помогал родителям по хозяйству. Местный учитель научил мальчика грамоте. Потом просил у людей книги и зачитывался поздно, когда все домашние спали. А ещё очень любил музыку и даже научился играть на дудочке и скрипке. (Я.Купала)

Детство его прошло в деревне в доме деда, у которого было трое взрослых сыновей. Поэт вспоминал: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать.» В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам. Очень любил русскую природу. В своих стихах воспевал любовь к русскому полю, к осенней берёзке, рябине. (С.Есенин).

Итог – взаимопроверка (обменяйтесь сосудами, проверьте по слайду, запишите, сколько правильных ответов )

Поднимите свои сосуды те, кто набрал максимальное количество баллов

Ваши СОСУДЫ наполняются знаниями.

2 задание

Выполняя 2 задание «3 в 1» можно заработать 3 балла, а работать мы будем в группах. Определим правила по хлопку. Если согласны с правилом - хлопок .

  1. Соблюдай тишину.

  2. Слушаю, когда хочется.

  3. Один говорит – все слушают.

  4. Не согласен – предлагай.

  5. Уважаю только своё мнение.

  6. Один говорит – все перебивают.

  7. Друг друга уважаем.


Каждая группа прочитает свою цепочку слов. Возьмите жёлтую карточку . Нужно узнать произведение, автора и объяснить значение выделенного слова.

  1. Аромат, сосна, гигант, кора, зной. (И.Бунин «Детство»)

  2. Шахматная доска, аптечка, кухарка, пирожное, трофей.( Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»)

  3. Скамейка, учитель, письмо, каретник, пещера. (А.Толстой «Детство Никиты»).

  4. Вечер, лампада, буря, мама, берёзы. (И.Бунин «Помню –долгий зимний вечер»)

  5. Пожар, терпеливый слушатель, «каламашки», две тайны (К.Чуковский «Серебряный герб»)

Проверка по группам – зачитывают слова, называют произведение , автора , объясняют значение слова)

1.Зной – жара (синонимы)

2.Трофей – имущество, захваченное у противника

3.Каретник – сарай, куда ставят кареты

4.Лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом; зажигается перед иконами

5.«Каламашки» - ящики, похожие на глубокие корыта, в них вывозили накопившийся мусор и снег

Проверяем по группам, остальные показывают на веере знаков.

Проверка 1 балл произведение, 1 балл автор, толкование слов – 1 балл (словарь!)

Проверка -вопросы по произведениям

Я помню, как вас впечатлило произведение К.Чуковского «Серебряный герб». Чему научило нас это произведение?

Вывод: мы должны учиться у них дружбе, взаимопомощи, поддержке.

Откройте учебники и зачитайте самые яркие для вас моменты

7. Физкультминутка «Ты, да я, да мы с тобой»

8. Выполнение зачётной работы

Продолжаем наполнять сосуд

3 – е задание «Кто я?»( 6 баллов)

1. « - У м-м-меня сердце трепещет.» (Тимоше)

2. « - «Прилежен» я написал.» (Никите)

3. «-А у нас одна ученица умеет ушами двигать. Ей завидуют все.» ( Тая)

4. « -Никита! Куда ты провалился?» (Аркадий Иванович)

5. « - Если бы я знал, что у меня такой папа будет, ни за что бы в жизни не родился!» (Оське)

6. « - Не плачь…Когда-нибудь посадим сад, будут и у нас свои яблоки…» ( Ясю)

Проверка СОСУД наполнили

Обсуждение качеств героев.

Какие черты характера вас привлекли в Ясе?

Какой герой произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему? Выскажите своё мнение.

На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

Чем огорчила вас Тая?

С кем бы вы хотели подружиться?

С кем бы вы никогда не стали дружить?

Нас ждёт следующее 4 задание: «Выручи поэта» - работать будете в группах. ( 4 балла)

При написании слов не забывайте изученные правила на уроках русского языка(цветные карточки)

  • Чем жарче день, тем сладостней в …бору…………………

…дышать …………………… сухим смолистым ароматом,

И весело ……нам…….. было поутру

Бродить по этим ……солнечным……………………. палатам!

  • Повсюду блеск, повсюду ……яркий…………… свет,

Песок – как …шёлк………….. Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только ………десять…..……….. лет,

А ствол - …гигант…………… , тяжёлый, величавый.

  • Кора груба, морщиниста, …красна……..,

Но так тепла, так …..солнцем…….вся прогрета!

И кажется, что пахнет не …сосна…………,

А зной и сухость …солнечного……..света.

Проверяем 1 четверостишие (проверяем слова)

Проверка по слайду

Назовите слова, которые вставили (1 читает. баллы, 2,3)

Какому поэту мы помогли? (Ивану Бунину)

Как называется произведение? ( «Детство» )

9.Подведение итогов

А сейчас подсчитаем общее количество баллов. Если никто ни разу не ошибался – 20 баллов

А теперь посмотрите на слайд и вы определите каким оказался ваш сосуд. Подойдите к доске девочки и заполните магнитами нужный кувшин, а теперь мальчики…

Вы хорошо потрудились…

И как гласит арабская пословица:

Ни один сосуд не вмещает больше объёма, кроме сосуда знаний, он постепенно расширяется. Я хочу, чтобы ваш сосуд знаний постоянно расширялся.

Мы подвели итог большой работы по разделу «Все мы родом из детства»

10.Рефлексия

И я предлагаю написать вам стихотворение о детстве. Но оно необычное, без рифмы, называется синквейн и подчиняется определённым правилам. Правила вы знаете. Поэтому 1 группа запишет 2 прилагательных, 2 группа – 3 глагола, 3 и 4 - предложение из 4-5 слов, 5 – одно слово -синоним

Наши гости тоже могут принять участие в написании синквейна. (раздать листочки)

Синквейн «Детство»

  1. Записать 2 прилагательных, характеризующих существительное детство

  2. Записать 3 глагола,

  3. Записать предложение ( 4 слова), выражающее главную мысль

  4. Слово – синоним

Детство

Весёлое, доброе, мимолётное

Мечтать, фантазировать, играть

Наполнено улыбками и яркими событиями

Пора

Что же у нас получилось? (прикрепляю на ватман, зачитываю )

Вам понравилась наша картина? Она у нас необычная. И домашнее задание будет тоже необычным. Свои ощущения детства вы можете передать в своих собственных сочинениях, побыв поэтами, писателями или художниками.

И ваши творческие работы займут достойное место в вашем портфолио и останутся в вашей памяти.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconСведения о методическом пособии
Хохотания», «Страна мудрых уроков», «Страна Поэзии», «Страна Почемучка» и соответствует программе. Кроме того, подобран материал...
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: развитие умения громкого чтения и декламирования стихотворения, чтения с извлечением нужной информации, формирование навыков...
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по...
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок по английскому языку в 5 классе (спецгруппа) Тема урока: “Johnny’s...
Тема урока: “Johnny’s Playing Football” (повторение и обобщение грамматического материала по теме “Present Continuous”)
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок английского языка в 6 «А» классе Тема : «Welcome to London»
Познавательный аспект – обобщение лингвострановедческого материала по указанной теме
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок по теме «Местоимение» Тема: я усвоил все местоимения Цель
Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено...
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок литературного чтения 2 класс Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрока: урок-обобщение Цели урока
Обобщение знаний по теме «Синтаксические единицы речи» (слово, словосочетание, предложение)
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconТема: «Итоговый урок по теме «Положительные и отрицательные числа»
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Положительные и отрицательные числа»
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
На уроках мы с вами разгадывали многие загадки этой удивительной страны. Сегодня нам предстоит еще раз вспомнить все, о чем мы говорили....
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок по учебнику «Spotlight»
Тип урока: Урок – взаимообучение, обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Responsibility», интегрированный урок (английский...
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении
Урок чтения Тема: «Повторяю и творю. Обобщение по теме «Все мы родом из детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-обобщение по теме «Местоимение». Тематический эпизод по теме недели «Ради жизни на Земле»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск