№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Примерное дом.задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
| Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи учебника.
Репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о заинтересовавшем писателе.
Продуктивная, творческая: выразительное чтение
| Сам.работа по составлению плана вступ.статьи учебника
| Знать цели, задачи обучения лит-ре в 7 кл., роль статей о писателях, вопросов и зада-ний к текстам в понимании и осмыслении тв-ва писа-телей, образную природу словесного искусства.
Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о пи-сателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку, пользоваться доп.инфор-мацией, определять жанры изуч.худ.пр-ий
| Пересказать по плану вв.статью учебника, решить ребусы. Прочитать предания (по вариантам), подготовить пересказ
|
|
|
| Предания как поэтическая автобиография народа.
РК. Предания народов РТ.
| 1
| Урок изучения новой темы
| Рецептивная: чтение статьи учебника.
Репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы учебника
| Сформулировать сам-но вопросы по текстам преданий
| Знать определение понятия «предания».
Понимать своеобразие преданий как поэтич.
автобиографии народа.
Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания
| Пересказать статью учебника и одно из преданий (ГРУП), прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»
|
|
|
| Понятие о былине «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
| 1
| Урок изучения новой темы
| Рецептивная: чтение статей учебника.
Репродуктивная: ответы на вопросы.
Творческая: выразит.чтение былин, уст.слов.рисование.
Поисковая: коммент-ие худ.-текста, установ-ление ассоциат.связей с иллюстрациями художников.
Исследовательская: сравнение со сказкой
| Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия былин»? составить словарик» Так говорили былинные герои»
| Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героич.песен эпич.характера.
Уметь составлять характеристику героя, определять худ.особ-ти жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов, выраз.читать, сохраняя напевность, торжественность повествования.
| Дать характеристику Вольге/ Микуле (по вариантам). Приготовить чтение былины по ролям
|
|
|
| Новгородский цикл былин.
Былина «Садко».
| 1
| Урок изучения новой темы
| Продуктивная, творческая: работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Садко, выраз.чтение, ролевое чтение.
Поисковая: характеристика былинного героя
| Лит.викторина по изученным былинам. Сочинение собств.былины
| Знать, какие приемы способствуют раскрытию образа былинного героя.
Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям, подтверждать текстом (сцены, язык.ср-ва, описание портрета, снаряжения и др.)
| Подготовить сообщение «Былинные богатыри как выражение нац.представления о героях». Прочитать финскую песню «Калевала»
|
|
|
| ВЧ Киевский цикл былин. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос
| 1
| Урок изучения новой темы
| Рецептивная: чтение поэмы/
Репродуктивная: ответы на вопросы, выборочный пересказ.
Продуктивная, творческая: устное словесное рисование.
Поисковая: комментирование худ.текста
| Характеристика героев: Вяйнемейнена и его двойника, кузнеца Ильмаринена, рунопевца и хозяйки Похъёлы
| Знать сведения о собирателе народных песен-рун для фольклорной публикации «Калевалы» - Элиасе Ленротте.
Понимать эстетическое совершенство былин и песен.
Уметь характеризовать героев, оценивать отраженные в песнях народные вкусы и пристрастия, подлинные историч.события и идеалы
| Найти в «Калевале» черты жанра: воинской повести, мифологического эпоса, заговоров, заклятий, свадебных обрядовых песен, загадок
|
|
|
| Пословицы и поговорки.
РК. Татарские пословицы и поговорки.
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи учебника, пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла.
Продуктивная, творческая: объединение пословиц в тематич.группы, сочинение по пословице
| Конкурс «Кто больше знает пословиц и поговорок?»
| Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговор-ки народов мира.
Понимать жанровые особенности пословиц и поговорок.
Уметь объяснять пря-мой и переносный смысл, видеть богат-ство, точность, вырази-тельность языка посло-виц и поговорок, вос-принимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в повсед-невную разговорную речь
| Пересказать статьи учебника, написать сочинение-мини-атюру по одной из пословиц.
ИНД: рассмотреть рис.Н.Семченкова «Физика в картин-ках» по книге «Чи-таем, думаем, спо-рим…». Объяснить смысл пословиц.
|
|
|
| Русские летописи. «Повесть временных лет».
| 1
| Урок изучения новой темы
| Рецептивная: чтение текста.
Поисковая: комментирование худ.текста
| Ответить на вопрос: каковы идеалы наших предков?
| Знать о жанре древнерусской лит-ры.
Уметь воспринимать и анализировать поэтику «Повести», выразительно читать , сохраняя напевность
| Рассказать о жанре повести. Выразит.чтение «Повести»
|
|
|
| «Поучения» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи текста «Поучения». Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту.
Продуктивная, творческая: выразит.чтение.
Исследовательская: анализ текста
| Ответить на вопрос: какие наставления В.Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения»
| Знать особенности «По-учения» как жанра лит-ры.
Понимать смысл поучения В.Мономаха.
Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской лит-ре.
| Написать небольшое поучение (мл.сестре или брату, другу,…), используя лексику «Поучения». Прочитать самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
|
|
|
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.
| 1
| Урок изучения новой темы
| Репродуктивная: ответ вы на вопросы.
Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, чтение по ролям.
Поисковая: коммент-ие худ.текста.
Исследовательская: анализ текста.
| Составить план пересказа повести
| Знать содержание повести, нрав.законы, которым следуют ее гл.герои.
Уметь воспринимать и аннализировать древнерус.
текст, учитывая особую стилистику произв-й , отмечая красоту и силу гл.героев, видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольк.и жизн.традиций
| ГРУП: подготовить выбор.пересказ «История Февро-нии»; пересказ от лица одного из героев повести.
Подготовиться к сочинению по фольклору и древнерус.лит-ре (выбрать тему, подобрать цитаты)
|
|
|
| РР Письменная работа по разделам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»
| 1
| Практикум
| Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение по одной из тем:
1.Какое воплощение нашла народная мудрость в произведенияз УНТ?
2.Что воспевает народ в героич.эпосе?
3.Приемлемы ли для современного читателя нр.идеалы и заветы Др.Руси?
4.В чем значение древнерус.лит-ры для современного
читателя?
| Сочинение (тема – на выбор)
| Знать особенности композиции сочинения-рассуждения.
Уметь выбирать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме, четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.
| Закончить работу над сочинением. Прочитать статью учебника о М.Ломоносове
|
|
|
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Понятие о жанре оды.
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение оды.
Продуктивная, творческая: выразит.чтение с учетом особенностей жанра оды.
Исследовательская: анализ текста оды
| Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования
| Знать факты биографии и творч.пути Ломоносова, его роль в развитии рус.лит-ры, «теорию трех штилей», определение понятия оды.
Понимать особ-ти поэт.языка Ломоносова, его роль в развитии рус.лит-ры.
Уметь выраз.читать и ана-лизировать поэт.текст, оп-ределять особ-ти жанра оды (высокий слог, эмоцион-ть, торжественность, ораторские приемы)
| Подготовить рас-сказ о поэте. Выучить отрывок из «Оды на день восшествия».
ИНД: подготовить сообщение о Державине.
|
|
|
| Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Стихотворения Державина
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихов.
Репродуктивная: рассказ о поэте на основе доп.источников, ответы на вопросы.
Поисковая: комментирование худ.текста.
Исследовательская: анализ худ.текста.
| Ответить: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов – Ломоносова и Державина?
| Знать факты жизни и лит.деятельности поэта, содержание стихотворений.
Понимать философский и иносказательный смыл стихотворений.
Уметь определять идею стих-й, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Державина и Ломоносова (смешение лексики, отказ от строго деления на три «штиля»)
| Выразит.чтение стих-й Державина.
ИНД: сообщение о Пушкине
|
|
|
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Медный всадник». Прославление деяний Петра I.
| 1
| Лекция с индивидуальными выступлениями
| Рецептивная: чтение отрывка из «Медного всадника».
Репродуктивная: рассказ о поэте на основе доп.источников, ответы на вопросы.
Поисковая: комментирование худ.текста.
Исследовательская: анализ худ.текста.
| Ответить: каким показан автором Петр?
| Знать факты жизни и лит.деятельности поэта, содержание поэмы.
Понимать философский и иносказательный смыл стихотворения.
Уметь определять идею стих-й, объяснять отношение автора к герою
| Выразительное чтение «Медного всадника»? отрывок выучить наизусть
|
|
|
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Развитие понятия о балладе.
| 1
| Урок изучения новой темы
| Рецептивная: чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «песни…»
Репродуктивная: пересказ летопис-ного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте.
Продуктивная, творческая: выраз.
чтение, инсцениро-вание «Песни…»,
установление ас-соц.связей с произ-ведениями живописи.
| Ответить: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова гл.мысль произ-я? Почему Пушкин обращается к далекой старине?
| Знать ист.основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка.
Уметь воспринимать и анализировать поэт.текст, давать сравн.характеристику героев, определять особ-ти жанра баллады, находить ср-ва худ.выраз-ти (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устар.слова), определять их рольв худ.тексте для описа-ния хар-ра Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.
| Выучить отрывок наизусть
|
|
|