Скачать 358.9 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.2 Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика 1.1 Автор программы: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ. 1.3 Пояснительная записка: Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс «Практикум по русскому языку» предназначен для студентов 1 -2 курсов факультета педагогики и психологии. Этот курс является повторением и обобщением знаний по русскому языку, полученных в школе. Он предполагает коррекцию уже имеющихся орфографических и пунктуационных навыков. Данная программа составлена на основе государственных образовательных стандартов по специальностям 050708.00 – «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный язык», 050708 – «Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе». В системе подготовки учителя начальных классов этот курс имеет основной целью повторение и систематизацию знаний по русскому языку, полученных в школе. Задачи курса: - совершенствовать представление студентов о системе современного русского языка согласно школьной программе; - восстановить и закрепить знания и умения студентов; - дать представление о норме и способствовать овладению лексическими, орфоэпическими, словообразовательными, грамматическими и стилистическими нормами языка; - научить квалифицировать ошибки в письменных работах, применять приёмы проверки и анализа ошибок; - повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности студентов. Студенты должны знать: - что такое норма языка, виды норм; - правила орфографии и пунктуации; - основные типы словарей; - основные принципы русской пунктуации, функции пунктуационных знаков. Студенты должны уметь: - говорить и писать грамотно и правильно; - находить орфограммы и пунктограммы; - сознательно применять на практике правила орфографии и пунктуации; - самостоятельно работать с учебной литературой, словарями и справочниками. При разработке курса использовались программы и пособия Д.Э.Розенталя, Валгиной М.А., Кайдаловой А.И., Калининой И.К., Войловой К.А., Гольцовой Н.Г., Ивановой В.Ф., Л.Ф.Долговой и др. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Правила русской орфографии как система. История становления современной системы русской орфографии. Особенности структуры и содержания «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956. Общая характеристика проекта «Свода правил русского правописания…» 2000 г. Орфография. Разделы орфографии. Принципы русской орфографии, лежащие в основе каждого раздела. Понятие орфограммы. Виды орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Понятие пунктограммы. Виды пунктограмм и их опознавательные признаки. Функции пунктуации и состав знаков препинания. Орфографические словари и справочники. Орфографические словари как разновидность ортологических словарей. Виды орфографических словарей и справочников. Способы презентации информации о правописании слов в разных словарях и справочниках. Система упражнений по применению принципов орфографии. Правописание гласных, проверяемых ударением в корне, в приставке, в суффиксах. Правописание гласных непроверяемых ударением в корне слова. Чередование гласных. Правописание О и Е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях имен, наречий, глаголов, глагольных форм. Правописание гласных И, Ы, О и Е после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Правописание согласных. Правописание непроизносимых согласных. Двойные согласные в корне слова, на стыке морфем, в сложносокращенных словах, в иноязычных словах. Употребление прописных букв. Употребление Ъ и Ь. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Гласные Ы и Ы в корне слова после приставок. Принципы выделения частей речи. Правописание безударных окончаний имен существительных. Правильное употребление форм имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Нормативное употребление степеней сравнения прилагательных. Ударение в кратких формах прилагательных. Особенности склонения количественных и порядковых числительных, их правописание. Грамматические категории глагола: вид, залог, наклонение, время, лицо и число. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов и глаголов-исключений. Правописание гласных и согласных в суффиксах причастий. Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов. Правописание наречий Правописание Н и НН в различных частях речи. Частицы НЕ и НИ. Система упражнений по применению принципов пунктуации. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Тире в простом предложении. Знаки препинания в осложненном простом предложении. Обособление определений, обстоятельств, дополнений. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных оборотов. Пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Знаки препинания в сложном предложении. Случаи употребления тире, двоеточия, запятой и тире. Пунктуационное оформление прямой речи. Пунктуационное оформление цитат. Приемы совершенствования орфографических и пунктуационных навыков. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу: Практическое занятие (Лабораторная работа) № 1. Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова. План
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №2, 122, 45; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №36, 46, 54, 73. Литература.
Практическое занятие (Лабораторная работа) № 2. Тема: Правописание приставок. Гласные Ы, И после приставок. Употребление Ъ и Ь. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №87, 96, 100; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №103, 99, 111. 2. Составьте план применения написания приставок пре- и при-. 3. Составьте план применения правил употребления разделительного Ъ и Ь. Литература.
Практическое занятие (Лабораторная работа) № 3. Тема: Правописание имен существительных. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №127, 129, 145; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №131, 142. Литература.
Практическое занятие (Лабораторная работа) № 4. Тема: Правописание имен прилагательных. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №148, 151; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №178. Литература. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987. 2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996. 3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985. 4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд. 5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990. 6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. 7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999. 8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. Практическое занятие (Лабораторная работа) № 5. Тема: Правописание глаголов и глагольных форм. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987. 2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996. 3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985. 4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд. 5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990. 6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. 7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999. 8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. Практическое занятие № 6. Тема: Правописание Н и НН в различных частях речи. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература.
Практическое занятие № 7. Тема: Правописание НЕ с различными частями речи. План: 1. Обсуждение теоретических вопросов. 2. Исторический комментарий. 3. Алгоритмы. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Когда в прилагательных пишется –Н- и когда –НН-? 2. Приведите правила употребления –Н- и –НН- в причастиях. 3. В каких случаях в наречиях пишется –НН-? Задания для самостоятельной работы: Составьте алгоритмы написания –Н- и –НН- в различных частях речи. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №239; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №184, 224, 225. Литература. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987. 2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996. 3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985. 4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд. 5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990. 6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. 7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999. 8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. Практическое занятие № 8. Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи. План: 1. Обсуждение теоретических вопросов. 2. Исторический комментарий. 3. Алгоритмы. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда – через дефис или раздельно? 2. Назовите случаи слитного и дефисного написания сложных существительных. 3. В каких случаях в наречиях пишется –НН-? Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте алгоритмы слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. 2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №246; по справочнику-практикуму Войловой К.А. № 235, 241. Литература. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987. 2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996. 3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985. 4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд. 5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990. 6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. 7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999. 8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. Практическое занятие № 9. Тема: Знаки препинания как часть графической системы языка. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература.
Практическое занятие № 10-11. Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами, уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 19-21, 22-24 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001. 2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №210, 211, 213, 216, 217, 218. Литература.
Практическое занятие № 12. Тема: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 25-27 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001. 2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №299, 307, 317. Литература.
Практическое занятие № 13. Тема: Знаки препинания в сложных предложениях. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература.
Практическое занятие № 14. Тема: Знаки препинания при прямой речи, цитатах, в заголовках газет и журналов. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература.
Практическое занятие № 15. Тема: Контрольный диктант. Задания для самостоятельной работы:
Литература.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература: Основная литература
Дополнительная литература
1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Образец зачетного текста 1. Вставьте вместо точек нужные гласные: изг...ловье, спл...чение, г...потеза, пл...вцы, сл...жение, прокл...нать, заст...лить, прог...реть, п...триотизм, ябл...ко, силу...т, м...тель, откл...нение, ур...вень, просл...влять, сост...зание, ср...щение, р...внодушный, сн...мать фильм, ум...лять о помощи, непр...миримый враг, проз...рливый, к...нонада, меж...нститутский, без...нтересный, роз...ски, нож...м, молодож...ны, ч...порный, поч...тный, вооруж...н, кош...лка, бельч...нок, куниц...н, в погон..., в гаван..., на студи..., в тетрадк..., постро...шь, припряч...шь, пролож...шь, поддерж...шь, пр...-тронуться, пр...бывание за границей, пр...обретение, пр...любопытный, вода не пр...бывает. 2. Вставьте вместо точек нужные согласные или оставьте пропуск: беспреце...дентный, двухмес...ный, упраз...ненный, ненавис...ный, юрис..консульт, бе...хребетный, во...браняется, и...черпать, ра...жать, ...боку, про...ьба, коври...ка, ве...ти за руку, кристал...ический, криста...льный, рас...троиться, тер...итория, фин...ский, програм..а, белорус..., бар...икада, фур...ор. 3. Вставьте вместо точек Ь или Ъ, где необходимо: восем...сот, ноч...ной, под...езд, без...ядерный, прем...ер, помоч..., увелич...те, ад...ютант, отказат...ся, 25 тысяч... . 4. Раскройте скобки: (не) громкий смех, вовсе (не) громкий смех, (не) смотря на удачу, (не) должен гово-рить, совсем (не) близкий путь, (не) годовать, (ни) кем (не) исследованная область; (не) ин-тересный, скучный фильм; (не) заботясь. 5. Раскройте скобки: (пол) лимона, (светло) кожий, (ярко) красный, (выставка) продажа, (мало) грамот-ный, (из) под ели, будто (бы) видел, (в) следствие болезни, (как) нибудь, (тот) час, (давным) давно, иметь (в) виду, он (так) же удивился. 6. Вставьте Н или НН: соля....ая кислота, стекля....ый, разбавле....ый, соломе....ый, кваше....ый, жела....ый, предвое....ый, краше....ый пол. 7. Поставьте знаки препинания, где необходимо: Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала снегом. Весной я почувствовал никогда не испытанное мною волнение. Память этот бич несчастных оживляет даже камни прошлого. Двое людей мечтали покачиваясь в лодке. Посреди леса на расчищенной и разработанной поляне возвышалась одинокая усадьба. Поздно вечером на берегу реки и произошла наша встреча. Зеленый луг как чудесный сад пахуч и свеж в часы рассвета. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений. Благословляю вас леса, сады и рощи. Итак она звалась Татьяной. Эти птицы сидели отдельно и казалось наблюдали за общим порядком. Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. По периметру усадьбы росли не только деревья, но и кустарники. И утесы, и море, и горы, и берег всё это приняло серую окраску. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье, в часовне ветхой бури шум. Птицы кричали ссорились и под скалой слышался неумолкаемый шум. Дело не в том чтобы много знать а в том чтобы знать самое важное. Художник - зеркало своей среды в нем отражается его общество, нация и время. Искренность в отношениях, правда в общении вот дружба! Разумно жить минутой дорожить. Мой сын родной прильни к земле скорей! Утром на полях одуванчик похож на живое золото. Где-то близко за последним холмом слышатся гулкие всплески волн. Резкое охлаждение организма может быть губительным для здоровья. 8. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания: (Не) сколько лет назад _ в Тбилиси _ сост...ялся международный симпозиум ЮНЕСКО “Прогн...зирование и потребности человека _ тенденции_ методы _ рекоменда-ции”. На эту встречу собрались видные уче...ые и специалисты из разных стран _ для обсуждения проблем прогн...зирования (научно) технического развития. Учас...ники симпозиума подготовили проект _ в котором представлена будущая картина мира при услови.. сохр...нения совреме....ых _ (социально) экономических тенденций. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.13 Примерная тематика рефератов. 1. История русского алфавита в 10-20 вв. 2. Основные этапы становления русского правописания. 3. Вклад М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского и Я.К.Грота в становление норм русской орфографии. 4. Проекты изменения и реформы русской орфографии в 20 в. 5. Структура и особенности «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. 6. «Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация» 2000 г.: за и против. 7. Вопрос о ведущем принципе русской орфографии в 18-20 вв. 8. Современные орфографические словари и способы презентации в них словарного материала. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. |
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050708.... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»» | План-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Рабочая программа для студентов специальности 05070800. 65 «Педагогика... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» | ||
Виды аттестационных испытаний: итоговый междисциплинарный экзамен... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Методические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики» Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Методика обучения естествознанию Место дисциплины в структуре ооп: Принципы построения курса Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | ||
План-конспект открытого урока Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Разработка учебного занятия учебная Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика |