Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика





Скачать 358.9 Kb.
НазваниеПрактикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
страница1/2
Дата публикации25.09.2013
Размер358.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.2 Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
1.1 Автор программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ.

1.3 Пояснительная записка:

Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс «Практикум по русскому языку» предназначен для студентов 1 -2 курсов факультета педагогики и психологии. Этот курс является повторением и обобщением знаний по русскому языку, полученных в школе. Он предполагает коррекцию уже имеющихся орфографических и пунктуационных навыков. Данная программа составлена на основе государственных образовательных стандартов по специальностям 050708.00 – «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный язык», 050708 – «Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе».

В системе подготовки учителя начальных классов этот курс имеет основной целью повторение и систематизацию знаний по русскому языку, полученных в школе.

Задачи курса:

- совершенствовать представление студентов о системе современного русского языка согласно школьной программе;

- восстановить и закрепить знания и умения студентов;

- дать представление о норме и способствовать овладению лексическими, орфоэпическими, словообразовательными, грамматическими и стилистическими нормами языка;

- научить квалифицировать ошибки в письменных работах, применять приёмы проверки и анализа ошибок;

- повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности студентов.

Студенты должны знать:

- что такое норма языка, виды норм;

- правила орфографии и пунктуации;

- основные типы словарей;

- основные принципы русской пунктуации, функции пунктуационных знаков.

Студенты должны уметь:

- говорить и писать грамотно и правильно;

- находить орфограммы и пунктограммы;

- сознательно применять на практике правила орфографии и пунктуации;

- самостоятельно работать с учебной литературой, словарями и справочниками.

При разработке курса использовались программы и пособия Д.Э.Розенталя, Валгиной М.А., Кайдаловой А.И., Калининой И.К., Войловой К.А., Гольцовой Н.Г., Ивановой В.Ф., Л.Ф.Долговой и др.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.


050708 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»

3

5

72

36

6

30

-

36



зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Правила русской орфографии как система

2

2

-

-

2
















2.

Орфография. Разделы и принципы.

1

1

-

-

1
















3.

Пунктуация. Система знаков препинания. Принципы пунктуации.

1

1

-

-

1
















4.

Орфографические словари и справочники

2

2

-

-

2
















5.

Система упражнений по применению принципов орфографии

16

-

16

-

16
















6.

Система упражнений по применению принципов пунктуации

14

-

14

-

14



















Всего:

36

6

30

-

36

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Правила русской орфографии как система. История становления современной системы русской орфографии. Особенности структуры и содержания «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956. Общая характеристика проекта «Свода правил русского правописания…» 2000 г.

Орфография. Разделы орфографии. Принципы русской орфографии, лежащие в основе каждого раздела. Понятие орфограммы. Виды орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Понятие пунктограммы. Виды пунктограмм и их опознавательные признаки. Функции пунктуации и состав знаков препинания.

Орфографические словари и справочники. Орфографические словари как разновидность ортологических словарей. Виды орфографических словарей и справочников. Способы презентации информации о правописании слов в разных словарях и справочниках.

Система упражнений по применению принципов орфографии.

Правописание гласных, проверяемых ударением в корне, в приставке, в суффиксах. Правописание гласных непроверяемых ударением в корне слова. Чередование гласных. Правописание О и Е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях имен, наречий, глаголов, глагольных форм. Правописание гласных И, Ы, О и Е после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

Правописание согласных. Правописание непроизносимых согласных. Двойные согласные в корне слова, на стыке морфем, в сложносокращенных словах, в иноязычных словах.

Употребление прописных букв. Употребление Ъ и Ь.

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Гласные Ы и Ы в корне слова после приставок.

Принципы выделения частей речи.

Правописание безударных окончаний имен существительных. Правильное употребление форм имен существительных.

Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Нормативное употребление степеней сравнения прилагательных. Ударение в кратких формах прилагательных.

Особенности склонения количественных и порядковых числительных, их правописание.

Грамматические категории глагола: вид, залог, наклонение, время, лицо и число. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов и глаголов-исключений.

Правописание гласных и согласных в суффиксах причастий. Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов.

Правописание наречий

Правописание Н и НН в различных частях речи.

Частицы НЕ и НИ.

Система упражнений по применению принципов пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

Тире в простом предложении.

Знаки препинания в осложненном простом предложении.

Обособление определений, обстоятельств, дополнений. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных оборотов.

Пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Знаки препинания в сложном предложении. Случаи употребления тире, двоеточия, запятой и тире.

Пунктуационное оформление прямой речи.

Пунктуационное оформление цитат.

Приемы совершенствования орфографических и пунктуационных навыков.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Правила русской орфографии как система. История становления современной системы русской орфографии.

Изучение и выборочное конспектирование текста «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и «Свода правил русского правописания…» 2000 г.

4

Проверка и обсуждение конспекта на занятиях.

2.

Орфография. Разделы и принципы русской орфографии.

Конспектирование статьи В.Ф.Ивановой «Орфография» из Лингвистического энциклопедического словаря (М., 1990, с. 350-351).

2

Проверка и обсуждение конспекта на занятиях.

3.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции пунктуации и состав знаков препинания.

Конспектирование отрывка из пособия Федоренко Л.П., Лотаревой В.К. «Практикум по орфографии и пунктуации» (М., 1979, с.163-165).

2

Проверка и обсуждение конспекта на занятиях.

4.

Орфографические словари и справочники. Виды словарей и справочников.

Конспектирование отрывка из монографии Э.Г.Шимчук «Русская лексикография: Учебное пособие» (М., 2003, с. 100-103).

2

Проверка и обсуждение конспекта на занятиях.

5.

Система упражнений по применению принципов русской орфографии

Выполнение тренировочных упражнений из учебно-методического пособия «Практикум по орфографии и пунктуации» (Мурманск: МГПУ, 2008)

16

Проверка и обсуждение записей в рабочих тетрадях.

6.

Система упражнений по применению принципов русской пунктуации

Выполнение тренировочных упражнений из учебно-методического пособия «Практикум по орфографии и пунктуации» (Мурманск: МГПУ, 2008)

14

Проверка и обсуждение записей в рабочих тетрадях.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие (Лабораторная работа) № 1.

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

План

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Исторический комментарий.

  3. Морфемный анализ слова.

  4. Тематический словарь «Труднопроверяемые и непроверяемые гласные в корне», «Непроизносимые согласные и сочетания зн, сн, ств, сл, здн, лц, рц и др» и «Двойные согласные».

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое чередование звуков? Какие гласные называются беглыми?

  2. Приведите правила правописания корней с чередующимися гласными.

  3. Сформулируйте правила написания гласных после шипящих и Ц.

  4. Сформулируйте правило написания глухих-звонких согласных в середине и конце слова.

  5. Когда пишутся двойные согласные?

Задания для самостоятельной работы:

Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №2, 122, 45; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №36, 46, 54, 73.

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

  2. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

  3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

  4. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

  5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  6. Колесников Н.П. Словарь с двойными согласными. Словарь – справочник. М., 1986.

  7. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

  8. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

  9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие (Лабораторная работа) № 2.

Тема: Правописание приставок. Гласные Ы, И после приставок. Употребление Ъ и Ь.

План:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Исторический комментарий.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Приведите правило правописания приставок раз- (рас-), роз- (рос-). Сформулируйте правила написания конечных согласных (-з, -с) в приставках и составьте план применения этих правил.

  2. Когда пишется Ы после приставок.

  3. Когда пишутся разделительный Ъ и Ь?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №87, 96, 100; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №103, 99, 111.

2. Составьте план применения написания приставок пре- и при-.

3. Составьте план применения правил употребления разделительного Ъ и Ь.

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

  2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

  3. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  5. Колесников Н.П. Словарь с двойными согласными. Словарь – справочник. М., 1986.

  6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

  7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие (Лабораторная работа) № 3.

Тема: Правописание имен существительных.

План:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Исторический комментарий.

  3. Морфологический разбор имени существительного.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте определение имени существительного.

  2. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

  3. Какие окончания имеют сущ. в родительном, дательном и предложном падежах ед.числа?

  4. Какие существительные относятся к разносклоняемым и несклоняемым. Приведите примеры. Как определяется род, число и падеж у несклоняемых сущ.?

Задания для самостоятельной работы:

Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №127, 129, 145; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №131, 142.

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

  2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

  3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985.

  4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

  5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

  6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

  7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие (Лабораторная работа) № 4.

Тема: Правописание имен прилагательных.

План:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Исторический комментарий.

  3. Морфологический разбор имени прилагательного.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте определение имени прилагательного.

  2. Чем характеризуются прилагательные качественные, относительные и притяжательные?

  3. Сформулируйте правило написания прилагательных с суффиксами –ск и –к.

Задания для самостоятельной работы:

Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №148, 151; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №178.

Литература.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985.

4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.
Практическое занятие (Лабораторная работа) № 5.

Тема: Правописание глаголов и глагольных форм.

План:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Исторический комментарий.

  3. Морфологический разбор глагола.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какая часть речи называется глаголом?

  2. Что называется спряжением глагола? Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению?

  3. Приведите правила употребления глагольных суффиксов –ыва, -ива; -ова, -ева.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте алгоритм написания гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

  2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №213, 223; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №209.

Литература.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985.

4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.
Практическое занятие № 6.

Тема: Правописание Н и НН в различных частях речи.

План:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Исторический комментарий.

  3. Алгоритмы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Когда в прилагательных пишется –Н- и когда –НН-?

  2. Приведите правила употребления –Н- и –НН- в причастиях.

  3. В каких случаях в наречиях пишется –НН-?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте алгоритмы написания –Н- и –НН- в различных частях речи.

  2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №239; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №184, 224, 225.

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

  2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

  3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985.

  4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

  5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

  6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

  7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие № 7.

Тема: Правописание НЕ с различными частями речи.

План:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Исторический комментарий.

3. Алгоритмы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Когда в прилагательных пишется –Н- и когда –НН-?

2. Приведите правила употребления –Н- и –НН- в причастиях.

3. В каких случаях в наречиях пишется –НН-?

Задания для самостоятельной работы:

Составьте алгоритмы написания –Н- и –НН- в различных частях речи.

Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №239; по справочнику-практикуму Войловой К.А. №184, 224, 225.

Литература.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985.

4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.
Практическое занятие № 8.

Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи.

План:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Исторический комментарий.

3. Алгоритмы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда – через дефис или раздельно?

2. Назовите случаи слитного и дефисного написания сложных существительных.

3. В каких случаях в наречиях пишется –НН-?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте алгоритмы слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи.

2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №246; по справочнику-практикуму Войловой К.А. № 235, 241.

Литература.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.

2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

3. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1985.

4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

6. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983.

7. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.
Практическое занятие № 9.

Тема: Знаки препинания как часть графической системы языка.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

План:

  1. Основные функции пунктуационных знаков и их иерархия.

  2. Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные члены, соединенные одиночными союзами.

  3. Однородные члены, соединенные двойными или парными союзами.

  4. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания в таких предложениях.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. С какой целью ставятся знаки препинания? От чего зависит их постановка?

  2. Как разграничить однородные и неоднородные определения?

  3. Почему повторяющиеся слова нельзя считать однородными членами передложения?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 1-4 и 9-15 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001.

  2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №199, 200, 201.

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.3.М.,1987.

  2. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

  3. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие № 10-11.

Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами, уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.

План:

  1. Предложения с обособленными членами.

  2. Обособленные определения.

  3. Пунктуация при обособленных приложениях.

  4. Обособление обстоятельства и дополнения.

  5. Понятие об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем отличие согласованных определений от несогласованных? Каковы условия обособления несогласованных определений?

  2. Какие определения называются приложениями? От чего зависит обособление приложений?

  3. Каковы условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами? Каковы условия обособления обстоятельств, выраженных наречиями?

  4. От чего зависит обособление дополнений?

  5. Как отличить уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения от других членов?

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 19-21, 22-24 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001.

2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №210, 211, 213, 216, 217, 218.

Литература.

    1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.3.М.,1987.

    2. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

    3. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. М., 1999.

    4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие № 12.

Тема: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

План:

  1. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и словосочетаниями.

  2. Вводные предложения, выделяемые и запятыми и тире.

  3. Знаки препинания при вставных предложениях и словосочетаниях.

  4. Знаки препинания при обращениях.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как отличить вводные конструкции от других синтаксических конструкций.

  2. В чем отличие вводных и вставных конструкций?

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 25-27 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001.

2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №299, 307, 317.

Литература.

    1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.3.М.,1987.

    2. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

    3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие № 13.

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях.

План:

  1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  3. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В каких случаях перед союзом И в сложносочиненном предложении не ставится запятая?

  2. Когда в сложносочиненном предложении возможна постановка точки с запятой и тире?

  3. Какова пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

  4. Какова пунктуация между однородными придаточными предложениями?

  5. В каких случаях возможна альтернативная постановка знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 30-40, 43-46 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001.

  2. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №236, 238, 243, 244, 245, 253, 255.

Литература.

    1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.3.М.,1987.

    2. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1989.

    3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие № 14.

Тема: Знаки препинания при прямой речи, цитатах, в заголовках газет и журналов.

План:

  1. Знаки препинания при прямой речи.

  2. Знаки препинания при диалоге.

  3. Знаки препинания при цитатах.

  4. Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

  2. В каких случаях ставится многоточие при цитатах?

  3. В каких случаях в цитате употребляется прописная буква, а в каких – строчная?

  4. Какие знаки препинания ставятся в газетных и журнальных заголовках?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сделать рабочие записи или опорный конспект параграфов 48-54 из «Справочника по русскому языку. Пунктуация» Д.Э. Розенталя. – М., 2001.

  2. Подобрать 20 примеров на постановку тире, двоеточия, многоточия в газетных и журнальных заголовках. Объяснить постановку.

  3. Выполнить упражнения: Розенталь Д.Э… №262, 261, 351, 352.

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.3.М.,1987.

  2. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1989.

  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


Практическое занятие № 15.

Тема: Контрольный диктант.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовиться к контрольному диктанту, повторив основные орфографические и пунктуационные правила.

  2. Написать диктанты №19 и 20 из сборника «Контрольные тексты по русскому языку» Сост. Чупашева О.М., Богданова О.Н. Вып. 2. – Мурманск, 1992

Литература.

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.3.М.,1987.

  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1979.

  3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М., 1970.

  4. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1989.

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Правила русской орфографии и пунктуации - М. : РИОР, 2007. - 96 с.

  2. Правила русской орфографии и пунктуации : полный академ. справочник / РАН, Отд-ние ист.-филол. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова ; [отв. ред. В.В. Лопатин]. - М. : Эксмо, 2007. - 480 с.

  3. Практикум по орфографии и пунктуации : учеб.- метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. С.А. Антошина]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 88 с.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Розенталь Д.Э. ; [под ред. И.Б. Голуб]. - 9-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 368 с.

  5. Современный русский литературный язык : практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. / Алаторцева С.И., Белоусов В.Н., Буланин Л.Л., Голубева А.В. ; под ред. В.И. Максимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 513 c. : ил. - (Университеты России).


Дополнительная литература

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1979.

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Учебник 5-9 классов

  3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1989.

  4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М., 1970.

  5. Вахрушева Т.В., Попова Е.В., Тицкая Т.А. Диктанты по орфографии и пунктуации М., 1999.

  6. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983 и др. изд.

  7. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1964.

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация. М., 2001.

  9. Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ: В 3 ч. Ч.1.М.,1987.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Образец зачетного текста

1. Вставьте вместо точек нужные гласные:

изг...ловье, спл...чение, г...потеза, пл...вцы, сл...жение, прокл...нать, заст...лить, прог...реть, п...триотизм, ябл...ко, силу...т, м...тель, откл...нение, ур...вень, просл...влять, сост...зание, ср...щение, р...внодушный, сн...мать фильм, ум...лять о помощи, непр...миримый враг, проз...рливый, к...нонада, меж...нститутский, без...нтересный, роз...ски, нож...м, молодож...ны, ч...порный, поч...тный, вооруж...н, кош...лка, бельч...нок, куниц...н, в погон..., в гаван..., на студи..., в тетрадк..., постро...шь, припряч...шь, пролож...шь, поддерж...шь, пр...-тронуться, пр...бывание за границей, пр...обретение, пр...любопытный, вода не пр...бывает.

2. Вставьте вместо точек нужные согласные или оставьте пропуск:

беспреце...дентный, двухмес...ный, упраз...ненный, ненавис...ный, юрис..консульт, бе...хребетный, во...браняется, и...черпать, ра...жать, ...боку, про...ьба, коври...ка, ве...ти за руку, кристал...ический, криста...льный, рас...троиться, тер...итория, фин...ский, програм..а, белорус..., бар...икада, фур...ор.

3. Вставьте вместо точек Ь или Ъ, где необходимо:

восем...сот, ноч...ной, под...езд, без...ядерный, прем...ер, помоч..., увелич...те, ад...ютант, отказат...ся, 25 тысяч... .

4. Раскройте скобки:

(не) громкий смех, вовсе (не) громкий смех, (не) смотря на удачу, (не) должен гово-рить, совсем (не) близкий путь, (не) годовать, (ни) кем (не) исследованная область; (не) ин-тересный, скучный фильм; (не) заботясь.

5. Раскройте скобки:

(пол) лимона, (светло) кожий, (ярко) красный, (выставка) продажа, (мало) грамот-ный, (из) под ели, будто (бы) видел, (в) следствие болезни, (как) нибудь, (тот) час, (давным) давно, иметь (в) виду, он (так) же удивился.

6. Вставьте Н или НН:

соля....ая кислота, стекля....ый, разбавле....ый, соломе....ый, кваше....ый, жела....ый, предвое....ый, краше....ый пол.

7. Поставьте знаки препинания, где необходимо:

Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала снегом.

Весной я почувствовал никогда не испытанное мною волнение.

Память этот бич несчастных оживляет даже камни прошлого.

Двое людей мечтали покачиваясь в лодке.

Посреди леса на расчищенной и разработанной поляне возвышалась одинокая усадьба.

Поздно вечером на берегу реки и произошла наша встреча.

Зеленый луг как чудесный сад пахуч и свеж в часы рассвета.

Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений.

Благословляю вас леса, сады и рощи.

Итак она звалась Татьяной.

Эти птицы сидели отдельно и казалось наблюдали за общим порядком.

Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека.

По периметру усадьбы росли не только деревья, но и кустарники.

И утесы, и море, и горы, и берег всё это приняло серую окраску.

Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье, в часовне ветхой бури шум.

Птицы кричали ссорились и под скалой слышался неумолкаемый шум.

Дело не в том чтобы много знать а в том чтобы знать самое важное.

Художник - зеркало своей среды в нем отражается его общество, нация и время.

Искренность в отношениях, правда в общении вот дружба!

Разумно жить минутой дорожить.

Мой сын родной прильни к земле скорей!

Утром на полях одуванчик похож на живое золото.

Где-то близко за последним холмом слышатся гулкие всплески волн.

Резкое охлаждение организма может быть губительным для здоровья.

8. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания:

(Не) сколько лет назад _ в Тбилиси _ сост...ялся международный симпозиум ЮНЕСКО “Прогн...зирование и потребности человека _ тенденции_ методы _ рекоменда-ции”. На эту встречу собрались видные уче...ые и специалисты из разных стран _ для обсуждения проблем прогн...зирования (научно) технического развития. Учас...ники симпозиума подготовили проект _ в котором представлена будущая картина мира при услови.. сохр...нения совреме....ых _ (социально) экономических тенденций.

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Основные этапы становления норм русской орфографии.

  2. Русская орфографии: разделы и орфографические принципы.

  3. Типы орфограмм. Опознавательные знаки орфограмм.

  4. Принципы русской пунктуации; знаки препинания и их функции.

  5. Виды орфографических словарей и справочников.

  6. Правописание гласных и согласных в корне слова.

  7. Правописание приставок. Гласные Ы, И после приставок.

  8. Употребление Ъ и Ь

  9. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

  10. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

  11. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и глагольных форм.

  12. Правописание Н и НН в различных частях речи.

  13. Правописание НЕ с разными частями речи.

  14. Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи.

  15. Знаки препинания как часть графической системы языка. Знаки препинания в конце предложений.

  16. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

  17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами, уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.

  18. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

  19. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

  20. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

  21. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

  22. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточным предложением.

  23. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, в заголовках газет и журналов.


1.13 Примерная тематика рефератов.
1. История русского алфавита в 10-20 вв.

2. Основные этапы становления русского правописания.

3. Вклад М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского и Я.К.Грота в становление норм русской орфографии.

4. Проекты изменения и реформы русской орфографии в 20 в.

5. Структура и особенности «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г.

6. «Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация» 2000 г.: за и против.

7. Вопрос о ведущем принципе русской орфографии в 18-20 вв.

8. Современные орфографические словари и способы презентации в них словарного материала.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050708....
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»»
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconПлан-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconН. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconРабочая программа для студентов специальности 05070800. 65 «Педагогика...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»»
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconВиды аттестационных испытаний: итоговый междисциплинарный экзамен...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconМетодика обучения естествознанию Место дисциплины в структуре ооп: Принципы построения курса
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconПлан-конспект открытого урока
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика iconРазработка учебного занятия учебная
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск