Скачать 90.39 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 5 классе Учитель: Кирова В.П., учитель русского языка Тема урока: «Деловое общение» (Раздел «Культура речи») Цели урока:
Ход урока: Учитель: - Однажды английский епископ, проповедник, блестящий оратор Мейджен сказал: «Есть ораторы, которых можно слушать. Есть ораторы, которых нельзя слушать. Есть ораторы, которых нельзя не слушать». Что определяет успех выступления? Ответы учеников: – Культура речи. Учитель: - Что такое – культура речи? Культура речи – это следование нормам литературного языка, точность, доходчивость, ясность, оригинальность, уместность речи. Учитель: - Прослушайте стихотворение С.В.Михалкова «Сашина каша» . Слайд 1 Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши – Слова простые наши На русском языке. Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, Чисто, Ясно,- Как люди говорят,- Наш Саша так корежит, Что сам понять не может: Произнесет словечко – И сам тому не рад! Он скажет: «До свидания!» А слышится: «До здания!» Он спросит: «Где галоши?» А слышно: «Это лошадь?» Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать... Он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик Его переводить. Учитель: - Почему стихотворение С.Михалкова названо «Сашина каша»? О какой каше идёт речь? Почему Сашу никто не понимает? Ответы учеников: - Неправильное произношение слов. Учитель: - Как называется раздел лингвистики, в котором содержатся правила произношения? Ответы учеников: -Орфоэпия. Учитель: Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, Зависит от того, Чем наделил их ты - Что еще определяет успех выступления? Ответы учеников: - Выбор темы. Учитель: - О чем будет интересно слушать? Ответы учеников: - О том, что интересно самому. Учитель: - «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая», - писал Д.С. Лихачев, ученый с мировым именем Сообщение темы Учитель: – Сегодня на уроке начинаем новую тему «Деловое общение». Вопрос на размышление – Нужно ли вам сейчас, в 5 классе, знакомиться с деловым общением. Может быть, надо подождать, закончить школу. Поступите в высшее учебное заведение – там и научитесь правильно общаться в разнообразных ситуациях. Ответы учеников: -Невозможно обойтись без навыков делового общения уже сейчас, потому что мы ходим в библиотеку, на прием к врачу, в аптеку, договариваемся о чем-то с одноклассниками – это все деловое общение. Учитель: Значит, основа делового общения – это умение договориться и получить желаемое. Как лучше это сделать, мы узнаем на уроке. Учитель: Прочитайте стихотворение С.Маршака как диалог, по ролям. Поставьте возможные вопросы к тексту соседу по парте, а он должен не только ответить на них, но постараться и вам поставить вопросы. Слайд 2 Книжка про книжки У Скворцова Гришки Жили-были книжки- Грязные, лохматые, рваные, горбатые. Без конца и без начала. Переплёты как мочала, На листах - каракули, Книжки горько плакали. Дрался Гришка с Мишкой - Замахнулся книжкой, Дал разок по голове - Вместо книжки стало две. Горько жаловался Гоголь: Был он в молодости щёголь, А теперь на склоне лет, Он растрёпан и раздет. У бедняги Робинзона Кожа содрана с картона, У Крылова вырван лист, А в грамматике измятой На странице тридцать пятой Нарисован трубочист… -Как нам быть? -спросили книжки – Как избавиться от Гришки?- И сказали братья Гримм: - Вот что, книжки, убежим! Растрёпанный задачник, Ворчун и неудачник, Прошамкал им в ответ: - Девчонки и мальчишки Везде калечат книжки. Куда бежать от Гришки? Нигде спасенья нет! - Умолкни, старый минус,- Сказали братья Гримм,- И больше не серди нас Брюзжанием своим! Бежим в библиотеку, Свободный наш приют,- Там книжки человеку В обиду не дают… Учитель: В чём у вас возникли затруднения? Оказалось сложно задать вопрос. А как вы относитесь к своим учебникам? Какие ситуации возникали у вас? Учитель: Что? Где? Когда? Вам конечно же знакомы эти вопросы. Отвечают на них участники популярной телеигры. Как называется такой текст, который мы читаем в газете, в журнале, на доске объявлений, слышим по радио, по телевидению? Для чего он создаётся? Ответы учеников: -Чтобы многим людям передать в краткой и чёткой форме важную информацию. Этот текст – объявление. Учитель: - Перед вами два объявления , написанные на дверях дома Совы. С какой целью они были написаны? Что можно сказать о Кристофере Робине, который написал оба объявления? Слайд 3 Сова жила в великолепном замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и замок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление: Прошу нажать эсли не аткрывают А под колокольчиком другое объявление: Прашу падёргать эсли не аткрывают Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём лесу умел писать<--> Вини–Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом – на тот случай, если он что-нибудь пропустил, - справа налево. Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и постучал по двери, а потом подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом: «Сова! Открывай, пришёл Медведь» Учитель: Какие недочёты совершил Кристофер Робин? Что такое объявление? Над какими орфограммами нужно поработать? Ответы учеников: Объявление- это устный или письменный текст, в котором чётко сообщается: ЧТО, ГДЕ, КОГДА происходит. В объявлении содержится точная, конкретная информация. Учитель: Представьте, что учитель попросил вас написать объявление о том, что в школу приезжают артисты кукольного театра и те, кто хочет попасть на спектакль, должны принести деньги на билет. Творческая работа учащихся. Рецензирование объявлений. Учитель: Перед вами стихотворение А.Хайта «Песенка про лишние слова». Что бы вы сказали, оказавшись в ситуации «Звоню по телефону «01», «Объясняю, как проехать на вокзал», «Прогоняю нахального кота»? Слайд 3 Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит по «01», Срочно сообщает: - Я не знаю, как начать… Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать Чтобы поделиться… В общем, значит, стало быть, Тут такое дело… Можно трубку положить: Всё уже сгорело! -Как проехать на вокзал? – Я спросил в трамвае. Пассажир один сказал, Что прекрасно знает: - В общем, где-то , так сказать, Это близко очень, Просто тут рукой подать. Говоря короче… Я, вам, значит, заодно Объясню по дружбе: Вы проехали давно. Возвращаться нужно. Кот нахально влез на стол, Тянется к котлете. Тут хозяин подошёл И коту заметил: - Вы, Василий не того, Знаете ли, бросьте! Не для вас для одного… Будут, значит, гости. В общем, я хотел сказать, Что терпеть не стану… Кот давно котлету съел, Взялся за сметану. - Отредактируйте текст. Чтение учащимися отредактированных отрывков Учитель: Перед вами стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый индюк», прочитайте его. Слайд4 Объявился В доме Вдруг Очень вежливый индюк. Раз по тридцать в день, Не реже. Он кричал: - Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости- Научиться Вежливости. - Не стесняйся ты, осёл! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»- Как ни бился он, Однако К индюку никто не шёл- Ни корова, Ни собака, Ни хавронья, Ни осёл. Учитель: Представьте себе, что индюк в самом деле стал вежливым. Как он будет приглашать к себе в гости ? Что скажет? Какие слова можно использовать как обращения? Назовите особенности диалога. Как записывается диалог? Отредактируйте текст. Ответы учеников: (сударь, сударыня, дорогие друзья, уважаемая Хавронья Ивановна) Чтение учащимися текстов. Учитель:- Визитная карточка. Кто знает, что это? Познакомьтесь с визитными карточками героев Э.Успенского и И.Агрона. Какую информацию несёт текст? Чем отличается текст визитной карточки от других? Значение каких слов вам непонятно?
Учитель: Составьте свою визитную карточку сначала всерьёз. Схема: Фамилия, имя, отчество. Кто вы по профессии, занятиям. Адрес. Телефон. Учитель: - Представьте себя … кем хотите. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем вы занимаетесь и т. д. Тест «Деловое общение». Прочитай вопрос, выбери нужный ответ. 1. Деловое общение – это… - способ развлечься; - умение договориться и получить желаемое; - кропотливая напряженная работа. 2. В деловом общении уместно - … - постоянно улыбаться; - хлопать собеседника по плечу; - смотреть в сторону; - улыбнуться при приветствии и прощании. 3. Продуктивные отношения возникнут при общении в роли -… - у меня все - хорошо, у тебя все - хорошо; - у меня все - хорошо, у тебя все - плохо; - у меня все - плохо, у вас все - хорошо; - у меня все - плохо, у тебя все - плохо. 4. Прочитай отрывок из произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц». Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста... приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо сделать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпением, - ответил Лис. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Подведение итогов теста. Домашнее задание: Составьте и запишите в тетрадь диалог по одной из предложенных тем: « В библиотеке», «На приёме у врача», « В аптеке». Итоги урока. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи и деловое... Культура речи и деловое общение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 30 с | Памятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение» Модуль Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности | ||
Рефератов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж. Н. Лича и Г. П. Грайса | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | ||
Задачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь... Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального... | Методические указания по выполнению контрольной работы Направление подготовки 080100 «Экономика» Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
М. В. Колтунова язык и деловое общение Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых,... | Рейтинговая система оценки успеваемости по пфсс (легкая атлетика)... Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету |