№
| Содержание
Изучаемый раздел
Тема урока
| К
о
л. ч
а
с.
| Тип
урока
| Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной
деятельности
| Планиру-емые
результа-ты освоения
материала
| Контрол
ь
но-
измери
тельный
материал,
виды
контроля
| НРК
Экологи
ческое
воспитание Валеология
| Домаш-нее задание
| Сроки
|
план
| факт
|
1.
| Литература как искусство слова. К читателям. С. Бэлза.
«Человек читающий». Книга – твой друг! Знакомство со структурой учебника.
| 1
| Объяснительно- иллюстративный
| Что такое литература и другие виды искусства
| Работать с учебником литературы
| Развитие умения работы с учебником и другими книгами
| Выразительное чтение
| Татарские писатели о книге
| Учебник, вступительная статья
| .09
| .09
|
2.
| Славянский миф. Рождение мира.
| 1
| репродуктивный
| Особенности восприятия мира славянами
| Работать с текстом произведения
| Выразительное чтение, пересказ
| пересказ
| Сравнение с татарскими мифами
| Выразительное чтение, пересказ
| .09
| .09
|
3.
| Вн. чтение. Я хочу рассказать вам о мифе.
| 1
| репродуктивный
| Поиск мифа, сообщение
| Художественно пересказать миф
| Чтение и различные виды пересказа
| Устный рассказ
| Легенды, предания родного края
| Выразительное чтение
| .09
| .09
|
4.
| Устное народное творчество. Русское устное народное творчество. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки.
| 1
| репродуктивный
| Обобщить знания об известных фольклорных жанрах
| Показать жанровые особенности малых жанров устного народного творчества
| Знать фольклорные жанры (колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички), пословицы, поговорки
| Знать отличительные особенности малых фольклорных жанров
| Устное народное творчество татарского народа
| Учебник, вспомнить малые формы фольклора
| .09
| .09
|
5.
| Сказки. Виды сказок.
Сказка «Царевна – лягушка».
Особенности сказки.
Тема добра и зла в сказке. Виды сказок.
| 1
| Объяснительно- иллюстративный, поисковый
| Определение сказки, содержание текста сказки
| Рассказать эпизоды сказки – о необыкновенных, вымышленных событиях
| находить в сказке средства художественной изобразительности, постоянные эпитеты
| Отвечать (полно и кратко) на вопросы
| Сказки татарского народа
| Знать текст сказки
| .09
| .09
|
6.
| «Царевна- лягушка». Главные герои сказки. Постоянные эпитеты.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| Способ построения сказки
| Охарактеризовать героев сказки
| Выразительно читать анализировать сказку
| Пересказ текста, ответы на вопросы
| Сказки народов мира
| Текст сказки пересказывать
| .09
| .09
|
7.
| Социально- бытовая сказка. «Жена- доказчица»
Виды сказок:
волшебные, бытовые, сказки о животных.
| 1
| Объяснительно - иллюстративный
| Содержание текста сказки
| Совершенствовать восприятие и понимание
Волшебной героической сказки
| Совершенствовать навыки пересказа и речи
| Пересказывать условные сцены и эпизоды
| Иллюстрации: И. Билибин
В.Васнецов, Т. Мавринов, И. Кузнецов, татарских художников
| Знать текст сказки, пересказывать
| .09
| .09
|
8.
| Р/Р По страницам любимых сказок. Сказки о животных. «Волк и журавль» («Журавль и цапля», «Солдатская шинель»). Народная мудрость сказок. Мы создаем сказку.
| 1
| исследовательский
| Расширить представление о мире сказок
| Самостоятельно планировать пересказ и анализ сказки
| Пересказывать условные сцены и эпизоды
| Познакомиться с творчеством художника В. Васнецова. Знать работы его кисти.
| Картины В. Васнецова: Алёнушка и Богатыри, Витязь на распутье, Иван- царевич на сером волке
| Читать народные сказки
| .09
| .09
|
9.
| Г.Х.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Снежная королева». История создания.
Реальная и фантастическая. Кай и Герда.
| 1
| Объяснительно - иллюстрированный
| Сведения о писателе, содержание сказки
| Выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки
| Проблематика сказки, соотношение в ней реального и фантастического
| Доказать, что ради любви герои сказок способны на подвиг
| Ответы на вопросы по произведению
| Объяснить смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки
| .10
| .10
|
10
| Г.Х.Андерсен. «Снежная королева», сюжетные линии. Герда в поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота Герды.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| Своеобразие Андерсена сказочника особенности литературной сказки
| Совершенствовать навыки создания характеристики героев
| Кай и Герда. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева
| Проблемы сказки, портретная и сравнительная характеристика
| Уметь составить цитатный план, рассказать о герое по плану.
| Письменный отзыв об эпизоде
| .10
| .10
|
11.
| Г.Х.Андерсен. «Снежная королева». Характеристика героев. Герда против Снежной Королевы. Добро и зло в сказке
| 1
| Интегрированный
| Отличие литературной сказки от фольклорной
| Уметь составить цитатный план и рассказ по нему
| Различные виды пересказа. Отзыв об эпизоде
| Характеристика героев
| Сказки народов мира
| Характеристика героев
| .10
| .10
|
12.
| Итоговый урок по произведению Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Мастерство писателя в построении сюжета и создании характера
| 1
| обобщающий
| Особенности литературной сказки
| Уметь составлять цитатный план
| Различные виды пересказа
| Письменный отзыв об эпизоде
| Сказки народов мира
| Ответы на вопросы
| .10
| .10
|
13.
| О литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и святости в повести
| 1
| Объяснительно- иллюстративный
| Жанры древнерусской литературы,
| Охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы
| Составить план текста, пересказ текста
| Работа с текстом, словарик трудных (устаревших) слов.
| связь с уроками истории, ИЗО, иллюстрации
А.Иванова
| Текст Летописи
| .10
| .10
|
14.
| О литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и святости в повести Тест по изученному.
| 1
| поисковый
| Начальное понятие о Древнерусской литературе смысл названий преданий, входящих в «Повесть временных лет»
| Составлять простой план, определять признаки жанра
| Различные виды пересказа
| Творческий пересказ
| Сказки народов мира
| Выразительно читать, отвечать на вопросы
| .10
| .10
|
15
| Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм героя. Сюжетные линии, характеристика жанра.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| Сведения о писателе и его творчеств. Роман Дефо- гимн неисчерпаемым возможностям человека
| Прочитать роман «Робинзон Крузо», пересказывать его содержание.
| Уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, силу человеческого духа
| Уметь определять душевные и нравственные качества героя, которые помогли ему выжить на острове
| Уметь выделять ключевые эпизоды рассказа, его композицию, проблемы, отличие героя от прототипа
| Рассказ эпизода из романа. Какие трудности были в моей жизни
| .10
| .10
|
16
| Даниэль Дефо. Роман «Приключения Робинзона Крузо». История освоения мира человеком.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| Определение «Робинзонада», герой и прототип
| Излагать текст, используя элементы рассуждения
| Уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, силу человеческого духа
| Изложение устное
| Беседа о здоровом образе жизни. Устный рассказ
| Анализ эпизода, устное изложение
| .11
| .11
|
17
| Даниэль Дефо. Роман «Приключения Робинзона Крузо». Природа и цивилизация. Как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.
| 1
| обобщающий
| Роль эпизода в создании образа, различные виды пересказа
| Излагать текст, используя элементы рассуждения
| Готовить устное выступление, пересказ эпизода
| Беседа о здоровом образе жизни
| изложение
| Анализ эпизода. Устное изложение
| .11
| .11
|
18.
| Р/Р Даниэль Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Интерпретация эпизода.
| 1
| поисковый
| Роль эпизода в создании образа героя. Различные виды пересказа, сюжетные линии
| Излагать текст, используя элементы рассуждения
| Готовить устное сообщение различные виды пересказа, изложение с элементами и сочинения
| изложение
| Беседа о здоровом образе жизни
| Анализ эпизода
| .11
| .11
|
19.
| И.А Крылов. Слово о баснописце. Басня «Свинья под дубом». Аллегория как основа художественного мира басни. Олицетворение.
| 1
| комбинированный
| Знать русских баснописцев
| Определять темы басен
| Выразительно читать, понимать мораль басни
| Характеристика героев басни
| Природа в басне. Басни татарских писателей
| Знать текст басни
| .11
| .11
|
20.
| И. А. Крылом. Басня «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне. Басня «Квартет». Мораль басни и способы её выражения.
| 1
| комбинированный
| Определение «басни», определение «морали»
| Читать басню по ролям, читать басню наизусть
| Определять в тексте мораль басни, находить аллегорию и олицетворение
| Характеристика героев басни, художественные приёмы
| Природа в басне, басни татарских писателей
| Анализ текста
| .11
| .11
|
21.
| Вн. чтение. Моя любимая басня
| 1
| обобщающий
| Выразительно читать, знать басенный сюжет
| Уметь инсценировать басню
| Анализ образов басни
| Читать басню наизусть инсценировать басню
| Мир реальный и мир аллегорический
| Знать содержание басни наизусть
| .11
| .11
|
22.
| В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Лесной царь». Герои баллады, её сюжет. Реальное и фантастическое в балладе.
| 1
| комбинированный
| Знакомство с творчество писателя, понятием «литературная сказка»
| Выразительно читать и анализировать содержание баллады
| Характеристика персонажей, средства художественной изобразительности
| Выразительно читать балладу
| Стихи татарских писателей
| Выразительное чтение баллады, ответы на вопросы
| .12
| .12
|
23.
| В.А.Жуковский. баллада «Лесной царь». Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А.Жуковского - переводчика
| 1
| комбинированный
| Определение баллады, сюжет баллады
| Выразительно читать
| Отличать балладу от басни и сказки
| Выразительно читать балладу
| Произведения татарских писателей
| Трагический сюжет баллады, например «Кубок», ответы на вопросы
| .12
| .12
|
24.
| Жанр баллады в зарубежной литературе. Ф.Шиллер. слово о поэте. Баллада «Перчатка». Идеи чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки
| 1
| комбинированный
| Сведения о поэте, жанр баллады
| Выразительно читать, комментировать
| Знать содержание, художественные средства
| Выразительно читать
| Произведения татарских писателей
| Выразительно читать, отвечать на вопросы
| .12
| .12
|
25.
| В мире пушкинского слова. Слово о поэте. Воспоминания о Пушкине. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья».
| 1
| поисковый
| Содержание сказки
| Работа с книгой, анализ текста
| Знать сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского, братьев Гримм.
| Знать содержания, ответы на вопросы
| Татарские литературные сказки
| Выучить наизусть отрывок
| .12
| .12
|
26.
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Рифма. Ритм.
| 1
| комбинированный
| Содержание сказки, особенности литературной сказки, её отличие от фольклорного.
| Выразительно читать и пересказывать сказку
| Находить отличия литературной сказки от народной
| Дать характеристику персонажам сказки, отвечать на вопросы
| Татарские писатели о Пушкине
| Выразительно читать, отвечать на вопросы
| .12
| .12
|
27.
| В мире пушкинского слова. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Тест по сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
| 1
| комбинированный
| Гуманистическая направленность пушкинской сказки
| Определять роль художественных средств в сказке.
| Рассказ о героях, словесное рисование
| Определять сходство и различие сказок Пушкина, Жуковского, братьев Гримм
| Пересказ содержания фрагмента
Ответы на вопросы
| Читать, пересказывать сказку
| .12
| .12
|
28.
| Р/Р В мире пушкинского слова. Стихотворная и прозаическая речь. Лирика как род литературы
| 1
| исследовательский
| Богатство выразительных средств
| Уметь выразительно читать
| Доказывать свою точку зрения
| Сравнивать стихотворную и прозаическую речь
| Прочесть стихи, которые понравились
| Читать произведения Пушкина, его сказки
| .12
| .12
|
29.
| т/л Литературные сказки
| 1
|
| Содержание сказки, литературная сказка и её отличие от фольклорной
| Работа с книгой, уметь различать литературные сказки
| Видеть художественное своеобразие сказки
| Выразительное чтение
| Татарские литературные сказки (например, сказки М.Н.Гоголева, писателя г.Набережные Челны.
| Пересказ сказки
| .12
| .12
|
30.
| В мире пушкинского слова. Р/Р Сочинение. «Почему я люблю читать сказки». Анализ стихотворения «Зимняя дорога», «Няне», И.И. Пущину
| 1
| исследовательская
| Уточнить и систематизировать знания по произведениям Пушкина
| Обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос
| Самостоятельное планирование и проведение исследования
| сочинение
| Татарские литературные сказки
| сочинение
| .12
| .12
|
31.
| Р/Р Темы дружбы в лирике Пушкина. Анализ стихотворений, «Зимняя дорога», «Няне». Сочинение «Почему я люблю читать сказки»
| 1
| исследовательский
| Уточнить и систематизировать знания о произведениях Пушкина
| Обобщить знания по разделу. Владеть навыками
| Самостоятельное планирование и проведение исследования
| сочинение
| Татарские литературные сказки
| сочинение
| .01
| .01
|
32.
| |