Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола





Скачать 147.95 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола
Дата публикации29.09.2013
Размер147.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока по русскому языку по теме « Виды глагола».
Дата урока: 16.04.12

Тема урока: Виды глагола.

Выполнила: учитель русского языка и литературы Владимирова Инна Викторовна


МБОУ «Школа 51» г. Прокопьевска; класс 5 «Г»

Цель урока: формирование знаний о глагольном виде, о способах определения вида глагола.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепить знания обучающихся о правописании –тся и –ться в глаголах

- научить определять вид глагола

- научить различать глаголы совершенного и несовершенного вида

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность и внимательность во время выполнения письменных упражнений и устных ответов;

- воспитывать любовь к русскому языку как к изучаемому предмету;

-воспитывать уважение к классному коллективу через организацию слушания устного ответа по теме и оценку работы одноклассника у доски;

Развивающие:

- способствовать углублению знаний по русскому языку;

- способствовать развитию связной речи путем устного ответа на задания;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать

- развивать произвольное внимание с помощью смены видов деятельности;

Оборудование: учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.), мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация, доска

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление нового материала

  5. Домашнее задание

  6. Итог урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

I.Орг.момент

II.Повторение изученного материала

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение Жанр речи: слово учителя, приветственное слово учителя.

Ребята, давайте проверим всё ли у вас готово к уроку? Учебник, дневник, тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка? Все готово. Хорошо. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Речевой жанр: педагогическое требование

Ребята, тетради с домашней работой положите на край стола, я их соберу сама. Откройте тетради с отметками. Запишем дату сегодняшнего урока – шестнадцатое апреля, вид работы – классная работа и тему урока – Виды глагола.

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Речевой жанр: беседа с классом

Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что мы изучили на прошлых двух уроках. Наташа, пожалуйста.

Да, верно. Давайте вспомним, когда в глаголе перед ся не пишется буква ь? Пожалуйста, Марина.

Хорошо, Марина, правильно. А когда в глаголе перед –ся пишется буква ь? Тимофей, пожалуйста, отвечай.

Хорошо, Тимофей, молодец.

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Жанр речи: слово учителя ведущее, сопроводительное, инструктирующее

Организация выполнения проверочной работы

Ребята, чтобы проверить как вы поняли тему предыдущих уроков, выполним небольшую проверочную работу. У вас на столах лежат листочки, подпишите их и поставьте номер вашего варианта, первый или второй. Посмотрите на экран. Перед вами задания для проверочной работы. Вам нужно списать словосочетания, вставить на месте пропусков где необходимо букву ь и обосновать свой выбор. Приступайте к выполнению.

Ребята, ваше время вышло, передайте листочки с проверочной работой по вариантам с задних парт. Хорошо, молодцы!


Вид речевой деятельности: слушание глобальное, неоценочное и письмо (запись в тетради)

Образец записи в тетради:

Шестнадцатое апреля

Классная работа

Виды глагола

Вид речевой деятельности: слушание, устный ответ

Ответ ученика:

На прошлых уроках мы изучали правописание –тся и –ться в глаголах.

Ответ ученика:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? или что делают? что сделают?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед –ся буква ь не пишется. Например: заря (что делает?)загорается (3 лицо, мягкий знак перед –ся не пишется)

Ответ ученика:

Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква ь пишется. Например: начинает (что делать?) загораться (неопр. форма, мягкий знак перед –ся пишется.)

Вид речевой деятельности: слушание и письмо (списывание)

глобальное слушание, письменное выполнение проверочной работы.

Образец выполнения:

1 вариант:

Снег (что делает?) кружится (3 лицо), пришел (что сделать?) проститься (неопр.ф.), река (что делает?) разливается (3 лицо), умеет (что делать?) трудиться (неопр.ф.), прошу (что сделать?) успокоиться (неопр.ф.).

2 вариант:

Вьюга (что делает?) злится (3 лицо), начинает (что делать?) смеркаться (неопр.ф.), бабушка (что делает?) улыбается (3 лицо), дети (что делают?) купаются (3 лицо),нужно (что делать?) стремиться (неопр.ф.).



Слайд 6

III. Изучение нового материала

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Жанр речи: слово учителя, беседа с классом

А сейчас приступаем к изучению новой темы. Ребята, давайте обратимся к учебнику. На с. 253 есть материал для наблюдения. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, под какой картинкой вы подпишите: «Дети решали задачу»? Артём, ответь, пожалуйста!

Хорошо, молодец. А под какой картинкой подпишем «Дети решили задачу»? Алина!

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Ребята, скажите, все так считают или есть другие мнения? Я согласна с вами, Артём и Алина дали верные ответы. Давайте подумаем, какова разница в значении выделенных глаголов? Женя, пожалуйста, как ты считаешь?

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Хорошо, Женя, молодец. Всё верно.

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: обобщающее слово

Глагол решали обозначает незаконченное действие, а глагол решили обозначает законченное действие. На какие вопросы отвечают эти глаголы? Захар, пожалуйста.

Все верно, хорошо, Захар. Так вот, ребята, первый глагол – решали – это глагол несовершенного вида, а второй глагол – решилисовершенного вида. А сейчас внимательно рассмотрите таблицу на с.254 и определите в каком столбике глаголы совершенного вида, а в каком несовершенного вида. Кристина, как ты считаешь, в каком столбике выделенные глаголы – совершенного вида, а в каком несовершенного?

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Верно, молодец, Кристина.

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Жанр речи: фронтальный опрос

Давайте ещё раз внимательно посмотрим на таблицу и скажем изменяются ли глаголы совершенного и несовершенного вида по временам? Света!

Совершенно верно, света! Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. Это нужно запомнить!

Исходя из всего сказанного давайте сделаем

вывод.

Какого вида бывают глаголы? Яна!

На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Степан!

На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида? Света!

Проверим, правильный ли вывод мы сделали. Внимание на доску! Прочитайте правило.

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Да, всё правильно. Молодцы! Мы очень хорошо поработали и во всём разобрались.


Ответ ученика:

«Дети решали задачу» мы подпишем под первой картинкой

Ответ ученика:

«Дети решили задачу» мы подпишем под второй картинкой.

Ответ ученика:

Глагол решали обозначает, что действие не закончено, задача ещё не решена. А глагол решили обозначает уже законченное действие, задача решена. Это видно и по картинкам.

Ответ ученика:

Глагол решали отвечает на вопрос что делали?, а глагол решили отвечает на вопрос что сделали?

Ответ ученика:

Во втором столбике выделенные глаголы – совершенного вида, а в первом – несовершенного вида.

Ответ ученика:

Глаголы несовершенного вида могут быть в форме настоящего, прошедшего и будущего времени, а глаголы совершенного вида в форме прошедшего и будущего времени.

Ответы учеников:

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Что сделать? Что сделал? Что сделаю?

Что делать? Что сделал? Что делаю? Что буду делать?

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

IV.

Закрепле

ние

нового

материала

Вид речевой деятельности: слово учителя инструктирующее

Установка на чтение

А сейчас закрепим полученные знания. Выполним упражнение 644. Я сейчас прочитаю вам текст к упражнению, а вы внимательно послушайте, следите за мной и постарайтесь ответить а вопрос: «К какому жанру вы бы отнесли этот текст и почему?» Итак, внимание!

Прослушали, кто готов ответить на поставленный вопрос? Пожалуйста, Кирилл!

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Молодец, Кирилл! Ты верно подметил, этот текст действительно поучительного содержания. Мы с вами уже сталкивались с притчей, когда писали изложение «Перо и чернильница». Помните? ... Конечно помните!

Марина, пожалуйста, прочитай нам громко задание к упражнению. Спасибо, Марина. Итак, нам необходимо выписать выделенные глаголы парами – несовершенного и совершенного вида, так как указано в образце.

Всем понятно задание? Приступаем к выполнению. Юля у доски выпишет первую и вторую пару глаголов, Саша третью и четвёртую пару, Рита пятую и шестую пару, а Данил седьмую и восьмую. Остальные работают в тетрадях.

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Давайте проверим, правильно ли выполнили задание ребята у доски. Пожалуйста, комментируем свои записи. … Хорошо, молодцы! У всех всё выполнено верно! В тетрадях у всех так выполнено? … Молодцы!

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: инструктирующее слово

Ребята, а сейчас давайте выполним устно упражнение 646. Нам нужно подобрать шесть глаголов с приставкой раз- (-рас), составить с ними словосочетания глагол плюс существительное, указать вид глаголов, склонение и падеж имён существительных. Пожалуйста, кто готов назвать глагол? Кристина!

(Ученики называют шесть глаголов, составляют с ними словосочетания)

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием!

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: инструктирующее слово

А сейчас, чтобы ещё лучше закрепить новую тему, напишем небольшой словарный диктант. Но вместо слов мы будем писать цифры. Я вам буду диктовать глаголы, а вы запишите цифру 1, если это глагол несовершенного вида, а если это глагол совершенного вида запишите цифру 2. Задание понятно? На доске есть подсказка для вас. Итак, внимание, приступаем!

Косит, сдержалась, украсились, чихнул, писала, чихал, мелькать, проснулись, кричать, стучит, стукнет, скатываются, слышатся, послышался, тикают.

Закончили! А сейчас проверим. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу у своего соседа. Внимание на слайд! Нет ошибок – 5, 1-3 ошибки – 4, 4-6 ошибок – 3, более 6 – 2.

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр речи: оценочное слово

Поднимите руки те, кто получил отметку 5! Молодцы!

Кто получил 4! Очень хорошо!

Кто получил 3! Не постарались?

Есть ребята, которые получили 2? Нет. Замечательно!

Молодцы! Вы отлично поработали. Вижу, что вы хорошо усвоили тему урока.

Вид речевой деятельности: слушание

Ответ ученика:

Я думаю, что этот текст можно отнести к жанру притчи, потому что он небольшого объёма и поучительного содержания. Ведь речь может идти не только о руках – правой и левой, но и о чем-нибудь другом. Например, что без труда и упражнений ничего не получится.

Образец записи в тетради:

Жну (что делаю?) – несов.вид

Сожну (что сделаю?) – сов. вид

Кошу (что делаю?) – несов.вид

Накошу (что сделаю?) – сов.вид

Сею (что делаю?) – несов.вид

Посею (что сделаю?) – сов.вид

Поливаю (что делаю?) – несов.вид

Полью (что сделаю?) – сов.вид

Пишу (что делаю?) – несов.вид

Напишу (что сделаю?) – сов.вид

Рисую (что делаю?) – несов вид

Нарисую (что сделаю?) – сов.вид

Черчу (что сделаю?) – несов.вид

Начерчу (что сделаю?) – сов.вид

Делаю (что делаю?) – несов.вид

Сделаю (что сделаю?) – сов.вид

Вид речевой деятельности: слушание детальное

Ответ ученика:

Разговориться, приставка раз-; разговориться с подругой, глагол разговориться совершенного вида, отвечает на вопрос что сделать? Разговориться с кем? с подругой; существительное подруга 1 скл., Т.п.

Вид речевой деятельности: слушание детальное, критическое и письмо

Образец записи на доске:

1 – глагол несовершенного вида

2 – глагол совершенного вида

0 ошибок – 5

1-3 ошибки – 4

4-6 ошибки – 3

Более 6 ошибок – 2

Образец записи в тетради:

1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1.



Слайд 11

Слайд 12


V.Дом.

задание

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр: педагогическое требование

Пришло время записать домашнее задание. Откроем свои дневники, разборчиво и аккуратно запишем: ещё раз прочитать дома материал параграфа номер 125, выучить правило. Страница 255, упражнение 648 выполнить письменно.

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр: комментирующее слово

Прочитайте задание к упр. 648. Вам нужно образовать от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. Вам необходимо определить вид данных глаголов и образовать от них глаголы другого вида. Например, если дан глагол несовершенного вида, то вам нужно образовать от него глагол совершенного вида. Кроме того, подумайте и ответьте на вопрос: с помощью чего вы образовывали глаголы другого вида? Обратите внимание на образец к выполнению! Всем понятно задание? Очень хорошо.

Вид речевой деятельности: слушание глобальное и письмо

Вид речевой деятельности: чтение


Слайд 13

VI.Итог

урока

Вид речевой деятельности: педагогический монолог

Жанр: обобщающее слово

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо поработали. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Вид речевой деятельности: опрос

Жанр: фронтальный опрос

Скажите, пожалуйста, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

С какими видами глагола мы познакомились?

Как определить вид глагола?

На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

Могут ли глаголы совершенного вида стоять в форме настоящего времени?

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр: прощальное слово учителя

Всем спасибо за работу! Урок окончен, до свидания, ребята!

Вид речевой деятельности: слушание детальное, критическое

Вид речевой деятельности: фронтальный ответ

Ответы учеников:

Глаголы имею вид

С несовершенным и совершенным.

Нужно задать вопрос к глаголу?

Что делать? что делал? что делаю? что буду делать?

Что сделать? что сделал? что сделаю?

Нет, не могут.

Слайд 14

Слайд 15

Хронометраж:

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Повторение изученного материала – 6 минут

  3. Изучение нового материала – 10 минут

  4. Закрепление нового материала – 20 минут

  5. Домашнее задание – 3 минуты

  6. Итог урока – 4 минуты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Особенности...
Вид урока: Урок с применением икт. На уроке применялся цифровой образовательный медиаресурс «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия....
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconТема урока: Изменение глагола по временам
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока «Тема, идея, проблема текста»
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconУрок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола»
Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы...
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по английскому языку в 10-м классе Разные виды писем и правила их написания
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconАннотация урока Цель урока: обобщить знания по теме «There is no place like home»
Отработать употребление глагола have got в грамматических структурах: I have got… / Have you got…?
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект открытого урока по английскому языку в 4-м классе по теме: "Одежда"
Учебная: активизация тематической лексики в устной речи учащихся в диалогической и монологической форме; повторение времен английского...
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по английскому языку в 4 классе умк «Английский язык»
Цель урока: Тренировать учащихся в употреблении глагола to have в отрицательных и вопросительных предложениях, в построении общих...
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по английскому языку в 5 классе 1 Учитель: Кушева...
Образовательная: повторение изученной лексики по теме «Продукты», обучение употреблению слов в речи
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока «Telling stories and writing letters to your friends»...
Цель урока: Тренировать учащихся в употреблении глагола to have в отрицательных и вопросительных предложениях, в построении общих...
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconУрок по теме «Глагол» Цель урока
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока: 16. 04. 12 Тема урока: Виды глагола iconУрока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация»
Виды деятельности учителя и учащихся речевая, коммуникативно-диалоговая, монолог учителя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск