Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Елабужского муниципального района
“Согласовано” “Согласовано” «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
МБОУ «СОШ № 11» руководителя по УР «СОШ № 11»
__________/Т.М.Ворошилова МБОУ «СОШ № 11» _______/А.В. Рыбаков
________/А.М.Семёнова
Протокол № _____от «___»_______2011г. Приказ №______от
«___»_________2012 г.
«____»______2012 г.
Рабочая программа
учителя
Ивановой Евгении Николаевны
по литературе для 6 класса
на 70 часов (2ч. х 35)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от
«____»_________2012г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная образовательная программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,«Программы по литературе для 5 – 11 классов». Авторы программы А.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.Я. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина (М., Просвещение, 2008). Настоящая программа соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения – МБОУ «СОШ №11» ЕМР на 2012 – 2013 учебный год. По учебному плану на изучение литературы в 6 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. обеспечивается выполнение программы в полном объеме. Содержание образовательной программы
Содержание уроков
| Количество часов
| Введение
| 1
| Устное народное творчество
| 4
| Из древнерусской литературы
| 2
| Из литературы XVIII века
| 4
| Из литературы XIX века
| 26
| Из литературы XX века
| 24
| Из литературы народов России (Обзор)
| 1
| Из зарубежной литературы
| 8
|
Предмет «Литература», входящий в состав образовательной области «Филология», формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования, и программой 5 класса. В 6 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности общения с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Литература как предмет тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слов как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Этнокультурный компонент.
При изучении раздела русский фольклор и древнерусской литературы – характеристика эпохи через быт и нравы, традиции русского народа.
При изучение биографии писателей – заочные экскурсии по местам составляющие национальное достояние России.
Любовь к родному краю через картины русской природы при изучении С.А. Есенина, А.А Фета и Н.А.Некрасова.
Особенности русского характера при изучении повести И.С. Тургенева «Муму»,поэмы Н.А. Некрасова «Железная дорога», рассказов и произведении А.П. Чехова, поэта С.А. Есенина.
№
|
Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Кол-во часов
| Планируемые результаты
| Контрольно-
измерительные материалы
| Домашнее задание
|
Кален-
дарные сроки
|
Знания
| Умения
| Общие учебные
умения, навыки
и способы дея-
тельности
|
план
|
факт
| 1
| Литература как искусство слова. «В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книги
| 1
| Особенности литературы как формы познания действительности, понятие об авторе и герое в литературном произведении
| Пересказ содержания
| Участвовать в беседе, работать со справочной литературой
| рассказ
| Знать вступительную статью
| .09
| .09
| 2
| Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор Авгия», «Яблоки Гесперид».
Теория. Миф. Отличие мифа от сказки
| 1
| Понятие мифа, понятие «герой» в древнегреческой мифологии, содержание указанных мифов
| Выполнять художественный пересказ, иллюстрировать эпизоды, отличать жанр мифа от сказки
| Отвечать на вопросы
| Чтение, пересказ
| Пересказ, ответ на вопросы
| .09
| .09
| 3
| Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
| 1
| Понятие обрядового фольклора, основные его жанры
| Анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен
| Составлять словарь новой терминологии
| Выразительно читать запись в тетрадях
| Выразительно читать
| .09
| .09
| 4
| Пословицы и поговорки. Загадки.
Теория. Малые жанры фольклора.
| 1
| Понятие пословицы, поговорки, загадки
| Отличать поговорку от загадки, пояснять афористичность пословиц
| Отвечать на вопросы
| Собрать пословицы
| Записать в тетрадь
| .09
| .09
| 5
| Русский фольклор.
Развитие речи. Развернутый ответ на вопрос «В чем красота и мудрость русских обрядов?».
| 1
| Особенности русского фольклора
| Инсценировать небольшие случаи из жизни с привлечением материала фольклора
|
| Развитие речи
|
| .09
| .09
| 6
| Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописи
Теория. Летопись.
| 1
| Жанры древнерусской литературы. понятие о летописи, сказании и их стилевых особенностях
| Характеризовать содержание и проблематику русских летописей, выполнять художественный пересказ текста
| Отвечать на вопросы
| Тест по произведению
| Ответ на вопросы
| .09
| .09
| 7
| «Основание Киева». Повесть как исторический и литературной памятник Древней Руси.
| 1
| Особенности жанра
| Читать. пересказывать
| Ответ на вопросы
| Выразительно читать
| Знать содержание
| .09
| .09
| 8
| И.А. Крылов «Свинья под дубом». Самообразование поэта.
Теория. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
| 1
| Факты из биографии автора, особенности жанра басни, его композицию, основные приемы изображения героев
| Давать басне исторический комментарий басню по ролям, характеризовать проблематику, сочинять басню
| Приводить примеры
| Выразительно читать
| Выразительно читать
| .09
| .09
| 9
| И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»- выражение народного духа и народной мудрости
| 1
| Особенности жанра басни, его композицию, основные приемы изображения героев
| Анализировать басню по плану, выразительно читать, работать с иллюстрациями
| Составлять собственный текст по плану
| Тест по творчеству И.А.Крылова
| Учить наизусть
| .09
| .09
| 10
| Развитие речи. Обучение выразительному чтению басен И.А. Крылова. Инсценирование басен.
| 1
| Анализ текста
| Художественные средства
| инсценировать
| Выразительное чтение
| Читать по ролям
| .10
| .10
| 11
| Внеклассное чтение. Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.
Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»
| 1
| Факты из биографии автора, особенности жанра басни, его композиция, основные приемы изображения героев.
| Читать басню по ролям, анализировать ее проблематику, находить в тексте языковые особенности жанра
| Работать со словарем устаревшей лексики
| Анализ басни
| Выразительно читать
| .10
| .10
| 12
| «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы.
| 1
| Особенности пейзажной лирики поэта, сплетение темы красоты природы и красоты человека
| Определять тему и идею стихотворения, выразительно читать, находить известные стилистические средства
| Соотносить стихотворение с близкой по тематике живописью
| Анализ стихотворения
| Выразительно читать
| .10
| .10
| 13
| А.С.Пушкин. цикл «Повести Белкина». «Выстрел». Своеобразие главного героя из повести. Мысль названия произведения пародирование романтических тем и мотивов.
| 1
| Историю создания всего цикла, содержание идейное и наполнение изучаемой повести
| Выполнить художественный пересказ отдельных эпизодов, проводить сопоставительный анализ образов
| Соотносить произведение с кинеграфической версией
| Пересказ фрагмента
| Ответ на вопросы
| .10
| .10
| 14
| А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова
| 1
| Историческую и культурную основу произведения, особенности жанра произведения
| Составлять план событий, анализировать композиции. Романа, сравнивать героев
| Делать сопоставительный анализ образов
| Анализ эпизода
| Ответ на вопросы
| .10
| .10
| 15
| Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости. Развитие речи. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».
Теория. Роль эпизода в повести.
| 1
| Истоки образа Владимира Дубровского
| Анализировать эпизоды, сопоставлять произведение с его киноверсией
| Работать с планом
| Анализ эпизода
| Ответ на вопросы
| .10
| .10
| 16
| Романтическая история любви Владимира и Маши.
| 1
| Понятие о теме и проблеме произведения
| Анализировать авторскую позицию в тексте, работать с цитатами
| Поддерживать беседу
| пересказ
| Характеристика героев
| .10
| .10
| 17
| | |