Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»





Скачать 63.63 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Дата публикации06.10.2013
Размер63.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: « Благородный разбойник»

( урок- размышление)

Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

      • обучать анализу художественного произведения;

      • формировать внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;

      • выявить авторскую оценку героя.

  1. Развивающие:

      • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

      • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

  1. Воспитательные:

      • развивать систему ценностных отношений к русской литературе;

      • совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя.

Введение в тему урока.

Лексическая работа.

Тема урока.

Проблематичные вопросы урока.

Лексическая работа.

(Толкование слова по словарю Ефремовой даёт учитель, а по словарю Ожегова- ученики).

Проблемные вопросы.

Сжатые пересказы, чтение отрывков.

Диалог смотрителя и его жены. Чтение по лицам.

Вывод.

Композиция произведения.

Коллективная творческая работа.

Оценки. Домашнее задание.


Эпиграф урока: «…он рождён был для иного назначения…»

- Мы продолжаем изучение романа А. С. Пушкина « Дубровский». Назовите, пожалуйста героев этого произведения.

-А почему Пушкин назвал свой роман «Дубровский» и кого из Дубровских он имел в виду?

- Какие чувства вы испытываете к Владимиру Дубровскому? Аргументируйте свои ответы.

(жалость, сочувствие, уважение, осуждение, восхищение…)

- Несмотря на наши симпатии, мы должны признать, что Владимир выбрал опасный путь- он стал разбойником.

-Разбойник. Каково значение данного слова?

Обратимся к словарям:

  1. « Словарь русского языка С. И. Ожегова»

Разбойник- человек, который занимается разбоем, грабитель с большой дороги, отъявленный негодяй.

  1. « Словарь синонимов» Н . Абрамова

Разбойник- грабитель, злодей ,преступник.

Обратим внимание на ключевые слова: грабитель, негодяй, злодей, преступник.

- Как вы думаете, соответствует ли Вл. Дубровский такому определению? Какие из этих слов вы бы вычеркнули, а какие оставили?

-Назовём его «благородным разбойником». Именно так звучит тема нашего урока: « Благородный разбойник».

- А вот основные вопросы, на которые мы должны ответить в течение этого урока:

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

2.В чём проявилось благородство Дубровского?

- Со значением слова «разбойник» мы разобрались. А понятно ли вам слово «благородный»? И опять нам поможет словарь.

По Ефремовой:

Благородный-1.Тот, кто принадлежал к знатному, старинному роду, дворянству( в Российском государстве до 1917г.)

2.подобное

3.перен. Тот, кто отличается высокими моральными качествами.

По Ожегову:

Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

- Какое же понятие мы примем за основу?

- Итак, начинаем.

1-ый вопрос: -Какие же обстоятельства заставили В. Дубровского стать разбойником? (разбойник поневоле).

(смерть отца, причиной которой стал Троекуров, потеря крова и всего состояния, крушение карьеры, одиночество и т. д.)

- Почему же он не искал защиты у правосудия, власти?

(Для таких людей, как Троекуров, закон не существует. Все подкупны: и судьи, и заседатели, и исправники, и другие помещики, которые дали ложные показания о владении Троекуровым имением Кистенёвка. Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам- правилам силы и жестокости. Он не стал, подобно многим помещикам, преклоняться перед властным Кирилой Петровичем. Воспитанный в духе офицерской чести, Владимир стал искать мщения.

2-ой вопрос: В каких поступках главного героя проявляется его благородство?

Рассказ Анны Савишны Глобовой.

(стр. 104. « Это странно, -сказал он,- я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого…

Стр. 105. « Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером,, он не захочет обидеть товарища».)

А теперь рассмотрим эпизод с ограблением Спицына.

- Какие обстоятельства, по вашему мнению, могли бы смягчить вину Дубровского в этом случае?

(стр. 102. « Не я ли в удовольствие ваше…

Стр. 116. Стечение обстоятельств. « Ночуя в одной комнате с человеком, коего он мог почесть личным своим врагом…

- Интересна также история перевоплощения Дубровского в Дефоржа.

Коротко расскажите её.

- А как в этом эпизоде проявилось великодушие и добропорядочность Дубровского?

(Дал деньги, пожелал здоровья его матушке, заботится о его судьбе).(стр. 115).

- Испугалась ли смотрительша, узнав от мужа, что здесь только что был Дубровский? Какое чувство он у неё вызывает? ( чисто женское любопытство)

- Важную смысловую нагрузку в разрешении нашего вопроса играет сцена откровенного разговора Владимира и Маши.

( стр. 119). Выборочное чтение. «… Я отказался от мщения, как от безумства.»

Итак, сделаем вывод.

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

- Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

- А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

- Каким бы он стал?

- Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

- Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод. (Рисунок 7)

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

- Что такое композиция?

( стр. 149- читаем)

-Пушкин в этом произведении нарушил хронологическую( временную) последовательность событий,

Попробуйте восстановить хронологическую последовательность. Используя иллюстрации и подписав их кратко, распределите их по порядку происходящих событий.

Домашнее задание: Стр. 122-132. Главы13-16, читать, знать содержание.


Приложение















«дубровский». глава 19. прощание дубровского. художник б. кустодиев. 1919



иллюстрация е.лансере к повести а.с.пушкина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока доблестный гвардейский офицер, необычный учитель,...
Место работы: мбоу «Борисовская средняя общеобразовательная школа» Бабаевского муниципального района
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока (9 класс) Тип урока
Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь...
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока 5 класс Учитель: Пономарева И. В. Тема урока: Гимнастика...
Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по английскому языку (4 класс). Тема урока: Scotland an English-speaking country
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск