Методические рекомендации





Скачать 56.09 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации
Дата публикации12.10.2013
Размер56.09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации

Автор: Шушкова Татьяна Петровна

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска Томской области

Предметная область: филология (русский язык)

Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация: «Здравствуй, дядюшка Глагол!» (урок – практикум «Орфография глагола»).

Возрастная группа (класс): 5 класс

Название презентации: «Здравствуй, дядюшка Глагол!»

Количество слайдов: 23

Среда (редактор), в которой выполнена презентация Microsoft Power Point (пакет MS Office)

Рекомендации:

Эпиграф презентации:

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

Г. Песталоцци.

Цель презентации: представить материалы для работы на уроке русского языка, способствующие актуализации знаний по теме «Орфография глагола», активизации учебного процесса.

Задачи презентации:

Представление путей

  1. активизации эмоционального и осознанного усвоения пятиклассниками учебного материала;

  2. творческого применения знаний по теме «Орфография глагола» в новых ситуациях и повышения мотивации к учению;

  3. развития навыков самостоятельной работы.

Данная презентация может быть использована на разных этапах урока – при объяснении нового материала, во время закрепления, в процессе осуществления контроля за уровнем усвоения знаний и уровнем сформированности соответствующих умений и навыков.

Форма «Урок - практикум» даёт возможность создать рабочую обстановку на уроке, повысить активность и формирует у обучающихся устойчивый интерес к изучению родного языка.

  • Урок разработан на базе программы по русскому языку для 5 класса Т.А. Ладыженской.

  • Урок носит деятельностный характер, рассчитан на достижение конкретного результата – повторение орфограмм по теме «Орфография глагол», изученных в 5 классе.

  • Материал урока поможет учителю в достижении обязательных результатов обучения («базовый уровень») по теме «Повторение изученного о глаголе в начальных и 5 классах». Вместе с тем некоторые задания рассчитаны на уровень повышенной подготовки («продвинутый уровень»).

  • Урок проводится с учётом особенностей и возможностей учащихся данного возраста.

  • Урок проводится в после изучения орфографии по темы «Глагол»

Урок позволяет ученикам не только актуализировать изученный материал по правописанию глаголов, но и применять имеющиеся знания в новых ситуациях.

Тема урока: «Здравствуй, дядюшка Глагол!» (урок – практикум «Орфография глагола»).

Цели урока: формировать навык правильного написания орфограмм по теме «Глагол».

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить орфографию глагола; формировать умение находить глаголы в тексте, пересказывать текст по выписанным глаголам; выявлять роль глаголов в речи.

  • Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом. Формировать умение работать индивидуально, самостоятельно. Развивать воображение, память, внимание обучающихся, их интеллектуальные способности.

  • Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, родной речи. Формировать умение преодолевать трудности через создание ситуаций успеха.

Методические рекомендации к презентации

Слайд № 4 – повторение и закрепление ранее пройденного в режиме самопроверки с привлечением опорного конспекта (см. слайд № 13 – создать гиперссылку). Можно анимировать – на экране постепенно будут появляться вопросы, помещённые на слайде. Ученик отвечает на них по мере появления вопросов.

Слайд № 5. Выполняя задание, ученик учится распознавать глаголы, выделяя их среди слов других частей речи. Ключ к решению помещён на слайде № 14.

2 вариант. Анимировать, чтобы ученик с помощью курсора находил глаголы. Если глагол найден неверно, следует комментарий: «Ошибка, выполни задание ещё раз». В случае повторной ошибки: «Опять ошибка. Смотри, каким должен быть правильный ответ». Ученику предъявляется правильный ответ.

По этому же принципу созданы слайды № 6 – 12. Ключи для их проверки:

№ 6 - № 15, № 7 - № 16, № 8 - № 17, № 9 - №18, № 10 - № 19, № 11 - № 20, № 12 - № 21.

2 вариант (с анимацией). Ученик отрабатывает умение правильного написания различных орфограмм по теме «Глагол». Выполняя задание, постоянно получает информацию о пра­вильности или неправильности своих действий, например: «Молодец, пра­вильно»,— после чего ученик перехо­дит к следующему «шагу» задания. Если допущена ошибка, то следует комментарий: «Ошибка! Выполни за­дание еще раз». В случае повторной ошибки предъявляется правильный ответ и ученик должен вновь обра­титься к опорному конспекту «Глагол».

Слайд № 14. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Глагол

ВЕРХНИЙ БЛОК. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отве­чает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делал? что делаю? что буду делать? Глаголы со­вершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделал? что сделаю? Два глагола разного вида с общим лексическим значением образуют видовую пару.

Начальной формой глагола является неопределенная форма. Она не показывает ни времени, ни числа, ни ли­ца, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ(-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ. В этих глаголах после буквы Ч пишется Ь.

У глагола три времени: настоящее, прошедшее и бу­дущее. В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по числам и лицам, а в прошедшем времени по числам и в единственном числе - по родам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение со­ставляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.

СРЕДНИЙ ПРАВЫЙ БЛОК. В корнях глаголов с чередо­ванием Е/И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-. Для пяти первых корней орфографической подсказкой может служить сочетание букв ИРА.

СРЕДНИЙ ЛЕВЫЙ БЛОК. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спряжение определяется по окончанию неопределённой формы глагола. Ко 2-му спряжению относятся все глаголы на — ИТЬ (кроме: брить, стелить), 7 глаголов на -ЕТЬ и 4 глагола на -АТЬ. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению. Большие буквы Е и И подсказывают написание этих букв в безударных личных окончаниях глаголов.

НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ БЛОК. В глаголах 3 лица пишется -ТСЯ, в неопределенной форме -ТЬСЯ. Правильное написа­ние этих форм можно определить по наличию или отсутст­вию Ь в вопросе к глаголу.

НИЖНИЙ ПРАВЫЙ БЛОК. В глаголах 2 лица единствен­ного числа после Ш пишется Ь.

Слайд № 22. словарь терминов поможет ученику, если он забыл термины, которые используются в данной презентации.

Слайд № 23.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся. М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика». Малое предприятие «Новая школа». 1992. – с. 28-29, 94.

  2. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар». 1995.

  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Издание 3. – М.: Просвещение. 1985.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск