Рассмотрено
на заседании МО учителей естественных науку
Руководитель МО
учитель истории
________ /Т.А.Кетова /
Протокол №____от «__» __________2011г
| «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
_______/ З.Ф.Садыкова/
«___»_________2011г.
| «Утверждаю»
Директор школы
_______/Н.А. Рябцова/
Приказ № ______
от «___» ______2011г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по русскому языку для 8Б класса
Учитель: Кузьмина Елена Васильевна,
учитель 1 квалификационной категории
(ФИО, категория)
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа 2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района РТ
(наименования ОУ)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________от
«___» ____________20__г.
2011- 2012 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 8 класса К учебнику «Русский язык» 8 класс авторы С.Г. Бархударов, С.С. Крючков, Л.Ю. Максимов ,М, «Просвещение»,2010г.( базовый уровень)
Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку и литературе, авторской программы: Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева «Русский язык», утвержденной МО РФ (М., 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; тематическое распределение учебных часов; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются:
- познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке (его устройстве и функционировании), развитее языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);
- практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Курс включает систему понятий, относящихся к синтаксису (словосочетание и предложение):
- словосочетание, структура и грамматическое значение. Главная и зависимая части словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание;
предложение, структура и грамматическое значение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по цели высказывания и эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по структуре;
главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
предложения с однородными членами, обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общий объем часов, отводимых на русский язык в основной школе согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации составляет 630 часов. Программа рассчитана на 570 часов, в том числе: в V – VII классах – по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю; в VIII – IX – классах по 105 часа, из расчёта 3 учебных час в неделю.
Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. В 8 Б классе к базисному плану -105ч.(3часа в неделю) добавили 35 ч. (1 час в неделю) из школьного компонента. Эти часы предусмотрены на закрепление знаний раздела « Синтаксис и пунктуация словосочетания и простого предложения», на углубление знаний и отработку умений по всем остальным разделам, работу с текстом, решение тестовых заданий, на повторение в начале и в конце учебного года. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
по фонетике: производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию; производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого
предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;
пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;
писать заявление, автобиографию;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;
обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами;
классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;
пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
Методическое обеспечение
Бархударов, С.Г., Крючков, С.Е., Русский язык: учебник для 8 класса – М.: Просвещение, 2007
Коровина, В.Я., Тестовые задания по русскому языку, 8 класс. Пособие для учащихся.
Егорова, Н.В. Русский язык: поурочные разработки 8 класс – М: Вако, 2007
Требования к ЗУН учащихся
по русскому языку за курс 8 класса. Знание основных изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:
дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
адекватно понимать содержание текста на слух;
определять тип речи;
составлять тезисный план текста;
рецензировать устный ответ товарища;
формулировать вопросы по тексту;
слушать информацию теле-радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли;
обнаруживать ошибки в речи одноклассника;
ЧТЕНИЕ:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста из анализа названия и иллюстраций;
выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
находить ключевые слова, ориентироваться в содержании текста по ним;
при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать тексты об отечественных лингвистах.
ГОВОРЕНИЕ:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые средства;
создавать собственные высказывания;
строить небольшое по объёму устное выступление по плану;
отражать проблематику и позицию автора по отношению к ней;
вести репортаж о школьной жизни;
формулировать выводы;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного;
знать этикет;
составлять тексты об отечественных лингвистах.
ПИСЬМО:
сохранять при письменном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые средства;
писать тексты-размышления, сочинения разных жанров;
составлять деловые бумаги.
ТЕКСТ:
пользоваться статьями зи журналов и газет;
распознавать характерные для стилей языковые и речевые средства
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
проводить фонетический и орфоэпический анализ;
правильно произносить служебные части речи;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
по типичным морфемам определять часть речи;
определять способы образования;
работать с разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
толковать значения слов общественно-политической тематики;
пользоваться лексическими словарями.
МОРФОЛОГИЯ:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи;
правильно, уместно употреблять части речи;
использовать ЗУН по морфологии в практике;
ОРФОГРАФИЯ:
применять изученные орфограммы;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
составлять схемы словосочетаний;
определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи;
различать простые предложения разных видов;
правильно строить и употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
разграничивать простые и сложные предложения;
различать предложения с сочинительной и подчинительной связью;
поводить полный синтаксический анализ предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности;
соблюдать правильную интонацию в речи;
объяснять пунктуацию предложения;
подбирать пример самостоятельно.
Количество учебных часов по базисному плану - 105 часа.
Из них на развитие речи - 13 часов
В неделю - 3 часа
Русский язык как развивающееся явление (1ч).
Повторение изученного в 5-7 классах (4ч).
Фонетика и графика. Орфография. Две функции Ь. Буква Ь после шипящих. Правописание О и Ё после шипящих.
Лексика и фразеология. Многозначность слова. Переносное значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизм.
Состав слова и словообразование. Способы образования слов. Правописание приставок на -З, -С, приставок ПРЕ- и ПРОИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Морфология. Разграничение частей речи. Правописание частей речи. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание (СС) (7ч+1ч).
Строение и грамматическое значение СС. Связь слов в СС: согласование, управление, примыкание.
Умения:
определять главное и зависимое слово, способ связи между ними;
устанавливать, чем выражены слова в СС;
Синтаксический разбор СС.
Умение производить устный и письменный разбор СС.
Предложение (3ч+1ч).
Строение и грамматическое значение предложения. Простые и сложные предложения. Предложения по цели высказывания. Восклицательные предложения.
Умения:
различать предложения по строению и грамматическому значению;
интонировать предложения;
выбирать знак препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания.
Порядок слов в предложении. Инверсия. Логическое ударение. Порядок как средство межфразовой связи в тексте.
Умения:
использовать инверсию для логического ударения;
выделять связующую функцию порядка слов в тексте.
Двусоставные предложения (1ч).
Нераспространённые и распространённые предложения.
Умение распознавать их в тексте.
Главные члены предложения (9ч).
Подлежащее. Место подлежащего в предложении. Способы выражения подлежащего.
Умения:
распознавать в предложении подлежащее и определять способ его выражения;
употреблять в речи предложения с подлежащими, выраженными различными частями речи.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Место сказуемого в предложении, способы его морфологического выражения. Согласование подлежащего и сказуемого.
Умения:
распознавать в предложении простое глагольное сказуемое и определять способ его выражения;
согласовывать простое глагольное сказуемое с подлежащим;
употреблять видо-временные формы глаголов-сказуемых в качестве межфразовой связи в тексте.
Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. Согласование составного глагольного сказуемого с подлежащим в лице, числе в прошедшем времени - в роде.
Умения:
распознавать в предложении составное глагольное сказуемое и определять способ его выражения;
употреблять в речи предложения с составным глагольным сказуемым.
Составное именное сказуемое. Понятие о связке. Способы выражения именной части. Согласование именной части сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.
Умения:
распознавать составное именное сказуемое и определять способы его выражения;
использовать в речи предложения с составным именным сказуемым;
правильно интонировать и ставить знаки препинания в предложения с пропущенной связкой;
пользоваться в речи синонимичными вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (21ч+1ч).
Дополнение. Виды дополнений. Прямое дополнение. Место прямого дополнения в предложении.
Умения:
употреблять в речи дополнения, выраженные существительным в винительном и родительном падежах;
разграничивать подлежащее и дополнение, совпадающее по форме.
Косвенное дополнение. Выражение их существительными(местоимениями) в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах. Место косвенного дополнения в предложении.
Умения:
устанавливать связь между дополнением и глаголом-сказуемым (управление);
правильно писать падежные формы имён существительных и местоимений в роли дополнения;
разграничивать прямое и косвенное дополнение.
Дополнение, выраженное НФГ.
Умение разграничивать составное глагольное сказуемое с дополнением, выраженным инфинитивом(хотел читать - велел читать).
Определение. Виды определений. Согласованные определения, способы их выражения. Место согласованного определения по отношению к определяемому слову. Согласование определений и определяемых слов.
Умения:
согласовывать определения с определяемым словом;
правильно интонировать предложения с определениями, выраженными причастным оборотом;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.
Несогласованные определения. Способы выражения несогласованных определений. Многозначность несогласованных определений, выраженных именами существительными.
Умения:
употреблять в связной речи несогласованные определения, выраженные существительными, личными местоимениями, наречиями, НФГ, прилагательными в сравнительной степени;
правильно ставить вопрос к несогласованным определениям, выраженным именами существительными;
употреблять в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы с учётом стиля речи.
Приложения как разновидность определения. Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при приложениях. Дефис при приложениях.
Умения:
употреблять приложения-определения в устной и письменной речи;
ставить дефис при приложении.
Обстоятельства. Разряды обстоятельств по значению. Место обстоятельства в предложении. Способы выражения обстоятельств. Обстоятельства выраженные НФГ.
Умения:
разграничивать обстоятельства в зависимости от их значений, определять способы выражения;
употреблять в речи обстоятельства различного способа выражения;
разграничивать обстоятельства, выраженные НФГ с простым глагольным и составным глагольным сказуемыми, выраженными НФГ ;
использовать обстоятельства места и времени как средство межфразовой связи.
Синтаксический разбор простого двусоставного предложения.
Умение производить устный и письменный разбор простого двусоставного предложения.
Односоставные предложения (7ч+2ч)
Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Обобщённо-личные), с главным членом подлежащим (назывные).
Умения:
распознавать в тексте различные типы односоставных предложений и употреблять их в связной речи;
разграничивать определённо-личные, неопределённо-личные с обобщённым значением в пословицах и поговорках;
употреблять личные и безличные предложения как синтаксические синонимы;
употреблять в связной речи назывные предложения при описании, правильно их интонировать; переводить односоставные предложения с русского языка на родной и обратно.
Предложения с однородными членами (7ч+3ч).
Однородные члены предложения. Интонация перечисления. Однородные члены, не соединённые союзами. Однородные члены, связанные неповторяющимися, повторяющимися двойными союзами (соединительными, разделительными, противительными). Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Согласование глагола-сказуемого с однородными членами.
Умения:
интонировать предложения с однородными членами;
ставить запятую при однородных членах;
употреблять в связной речи предложения с однородными членами; переводить с родного языка на русский предложения с однородными подлежащими и устанавливать форму числа сказуемого с целью выявления сходства и различия форм в русском и родном языках.
Однородные и неоднородные определения.
Умение разграничивать однородные и неоднородные определения; ставить или не ставить запятую; употреблять их в связной речи.
Обобщающие слова при однородных чл. предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Умения:
разграничивать видовые и родовые понятия в предложениях с обобщающими словами;
употреблять в речи предложения с распространёнными однородными членами и подбирать к ряду однородных членов обобщающие слова;
правильно интонировать предложения с обобщающими словами.
Предложения с обращениями,
вводными словами и словосочетаниями.
Вводные предложения (8ч).
Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Умения:
разграничивать в предложении обращение и подлежащее;
правильно интонировать предложения с обращением и ставить в них знаки препинания;
употреблять обращения в диалогической, монологической речи, в письмах, объявлениях, лозунгах, призывах.
Вводные слова и вводные словосочетания. Водные предложения. Их роль в речи и место в предложении. Группы вводных конструкций по значению. Знаки препинания при употреблении вводных конструкций.
Умения:
разграничивать вводные слова и члены предложения;
употреблять вводные конструкции;
правильно интонировать предложения с вводными конструкциями и ставить знаки препинания при них,
употреблять вводные конструкции как средство межфразовой связи частей предложения и частей текста;
производить синонимическую замену вводных слов и предложений.
Предложения с обособленными членами (11ч+2ч).
Понятие об обособлении. Основные случаи обособления определений.
Умения:
правильно интонировать предложения с обособленными определениями, употреблять их в речи;
производить синонимическую замену предложений с обособленными определениями простыми предложениями без обособленных членов и сложными предложениями.
Основные случаи обособления приложений. Приложения с союзом КАК.
Умения:
употреблять в речи обособленные приложения, правильно интонировать их и выделять на письме;
правильно ставить запятую перед союзом КАК.
Основные случаи обособления обстоятельств. Предлоги НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА, БЛАГОДАРЯ в обособлении обстоятельств. Сравнительные обороты с союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО. знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.
Умения:
правильно интонировать предложения с обособленными обстоятельствами и ставить в них знаки препинания;
употреблять в речи обособленные обстоятельства для характеристики действия;
производить синонимическую замену предложений с обособленными обстоятельствами простыми предложениями без обособления и сложными предложениями;
правильно ставить знаки препинания при сравнительных оборотах.
Основные случаи обособления уточняющих членов предложения.
Умение правильно интонировать предложения с уточняющими членами предложения и ставить при них знаки препинания.
Синтаксический разбор простого предложения.
Умение производить синтаксический разбор простого предложения.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь (3ч+1ч).
Прямая речь. Место прямой речи а предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Глаголы-синонимы, употребляющиеся в составе слов автора в предложениях с прямой речью.
Умения:
правильно интонировать предложения с прямой речью и ставить знаки препинания в них;
преобразовывать СПП с придаточными изъяснительными в предложения с прямой речью.
Косвенная речь. Грамматические признаки косвенной речи.
Умение заменять прямую речь косвенной и наоборот.
Диалог. Знаки препинания в диалоге.
Умения:
вести диалог и правильно его интонировать;
ставить знаки препинания в диалоге.
Цитата. Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах. Замена цитаты прямой речью и наоборот.
Умения:
использовать цитаты в устных высказываниях, а также в сочинениях, изложениях;
заменять цитаты прямой речью и наоборот;
оформлять цитаты знаками препинания.
Повторение изученного за год (4ч+2ч). Литература для учащихся
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.
3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.
4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.
Литература для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд./ Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
3. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.
4. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
5. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
6. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
7. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
8. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.
9. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
10. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.
|