Скачать 92.31 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка № 38 ХVI МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ V Всероссийская конференция«Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Истоки»: «Православные ценности и современное образование» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» ТЕМА: «ЧЕСТЬ ДОРОЖЕ ЖИЗНИ» Педагоги: Васильева Елена Всеволодовна Баева Елена Михайловна Москва 31 января 2008 года Материал к занятию:
2. Видео-эпиграф «Парад Победы» и видео-концовка «Мальчишки». 3. Листы с тренинговыми заданиями для подгрупп. 4. Фото-слайды «Дети военной поры». 5. Распечатки (на каждого ребенка) с заданиями к оформлению очередной страницы «Первой книги». Ход занятия Педагоги приветствуют детей и родителей. 1-й педагог У нашего сегодняшнего занятия серьёзная и даже героическая тема «Честь дороже жизни»! Вы, наверное, знаете о том, что иногда перед текстом в книге бывают слова, которые пишутся особым шрифтом в начале первой страницы, выражают эти слова смысл всей книги и называются «эпиграф». У нашего занятия тоже есть эпиграф. Он написан на листе, прикреплённом на доске – это строки из «Толкового словаря русского языка», составленного много лет назад русским ученым и писателем Владимиром Ивановичем Далем: «Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». А видеоэпиграфом к занятию мы выбрали документальные кинокадры с Парада Победы в июне 1945 года в Москве. Вглядитесь в эти кадры, всмотритесь в лица русских солдат – победителей в Великой Отечественной войне, в лица тех, кто продолжил традиции русских героев прежних веков. Демонстрируется видео-эпиграф к занятию. 2-й педагог Славным русским героям, мужественным, честным и совестливым людям посвящается наше занятие. 1-й педагог А что означает слово «честь»? 2-й педагог Слово «ЧЕСТЬ» – это сокращенная форма выражения «ЧТО ЕСТЬ». Значит, ЧЕСТЬ – это способность человека хранить то, что есть у него изначально: природное достоинство и благородство. Педагог размещает на доске таблички с названиями составляющих «ЧЕСТИ», соединяя их нарисованными мелом стрелками в схему. ЧЕСТЬ ПРИРОДНОЕ ДОСТОИНСТВО БЛАГОРОДСТВО – А «благородство» в свою очередь складывается из таких качеств: ● САМООТВЕРЖЕННОСТЬ ● ЧЕСТНОСТЬ ● СПОСОБНОСТЬ ЖЕРТВОВАТЬ ЛИЧНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ В ПОЛЬЗУ ДРУГИХ ● ВЕЛИКОДУШИЕ (способность переносить кротко все жизненные испытания, прощать все обиды, всегда быть доброжелательным и творить добро) ● НЕСПОСОБНОСТЬ УНИЖАТЬСЯ И УНИЖАТЬ ДРУГИХ ● СТРЕМЛЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ В СОГЛАСИИ С ИСТИНОЙ, ОТКРЫТО, СМЕЛО. 2-й педагог А знаете ли Вы, что благородные качества проявляются в характере человека не вдруг, а формируются с детства? Вот вам пример – рассказ об одном не очень значительном для истории, но важном для нашего разговора событии. 1-й педагог Одним тёплым весенним вечером 1763 года случился в Петербурге небольшой пожар. На одной из улиц горел обывательский домик. Как это бывает, поглядеть на зрелище, собралась огромная толпа народу, в которой были и гардемарины – ученики Военно-морского корпуса, который располагался неподалёку. Пламя уже вырывалось наружу, а пожарных всё не было. Никто не причитал, не голосил, плакала только одна маленькая девочка: в доме осталась клетка со снегирём. В панике о ней совсем забыли, и теперь никто не пытался спасти несчастную птицу. Вдруг, сквозь толпу протиснулся гардемарин, узнал, где находится клетка, и бросился в горящий дом. Женщины заголосили: «Сгорит! Рехнулся, парень». Однако же через минуту в толпе раздался облегчённый вздох: − Жив! И клетку принёс! Парня окатили холодной водой и хотели осмотреть: не обгорел ли он. Но он, оставив клетку, скрылся в толпе. Сокурсники бросились за своим героем, а он от смущения, закрывшись в кубрике, в этот день больше и не выходил, и не разговаривал. Спасение снегиря было первым решительным поступком в чреде славных и громких подвигов этого удивительного человека… Но не знал ещё тогда юный гардемарин Федя Ушаков, что ему предстоит прославить своими подвигами Россию, сделать её великой морской державой и самому быть прославленному в лике святых. Он тогда думал лишь о том, как ему удачнее сдать экзамены в Морском корпусе… 2-й педагог − Догадались ли вы, о ком этот рассказ? Дети высказывают свои предположения, которые педагог подтверждает или уточняет. 2-й педагог Об адмирале Фёдоре Фёдоровиче Ушакове. На доске помещается портрет адмирала Ушакова. 1-й педагог – Сможете ли вы ответить на вопрос, в чём проявилось благородство гардемарина Фёдора Ушакова? …. – Думал ли мальчик об опасности? Нет, не думал. Это важно… – Ждал ли мальчик, когда его попросят о помощи? Мальчик не думал об опасности, не ждал, когда его попросят о помощи, он проявил храбрость и милосердие по велению сердца. 2-й педагог В характере будущего адмирала уже в детстве проявились те черты, из которых складывается благородство и честь человека: – способность жить по нравственному закону, – умение вести себя в соответствии со своим положением (от мужчины, а тем более от будущего военного можно ожидать мужественного поступка), – вести себя так, чтобы можно было самому себя уважать. Проводится тренинг «Слово «честь» для русского человека». 1-й педагог Настало время для вашей самостоятельной работы. Сейчас вы разобьётесь на четвёрки. Каждой из четвёрок будет предложена таблица с заданием. В левой колонке таблицы напечатаны обороты русского языка, в которых есть слово «честь». Вам надо постараться объяснить смысл этих выражений. В правой колонке у каждой из четвёрок напечатан небольшой рассказ. Рассказ надо прочитать тихонечко вслух для своей четвёрки. А потом определить: смысл какого из выражений со словом «честь» иллюстрирует ваш рассказ. После выполнения задания четвёркам надо будет объяснить всему классу смысл того выражения, к которому подходит ваш рассказ и ответить, что в рассказе подтвердило смысл выражения. Дети рассаживаются по четвёркам. Родители присоединяются к ним. Подгруппы получают задание. В течение 10 минут осуществляется общение в микрогруппах (учащиеся + родители). Родители помогают детям выполнить задание, разъясняя непонятное. В результате обсуждения принимается групповое решение. Затем представители от каждой группы поочередно отчитываются в выполнении задания. Педагоги кратко проводят рефлексию и подводят итоги тренинга. 2-й педагог − Что же значит слово «честь» для русского человека? ● Проявление тех благородных качеств души, о которых мы говорили в начале занятия. Проводится ресурсный круг «Благородные поступки». 1-й педагог − Благородство может проявиться только в воинских подвигах, или благородно можно вести себя и в обычной жизни? − Какие поступки могут подтвердить достоинство и благородство человека? Ответ – с опорой на содержание прочитанных рассказов – делегируется детям (родители, по желанию, дополняют детские ответы) В заключительной части занятия проводится тренинг «Традиции слова чести». 1-й педагог А сейчас мы с вами поговорим о традициях Слова Чести. В честном слове раскрывается внутреннее благородство человека. Слово чести всегда правдиво, искренне, без лукавства. Идёт честное слово от чистого сердца и добрых мыслей. − Как вы считаете, почему для каждого из нас важно уметь держать честное слово? Дети размышляют, отвечая на вопрос. 2-й педагог Следующие вопросы каждому из вас такие: − Умеешь ли ты делом подтверждать данное слово? − Чему тебе необходимо научиться, чтобы всегда держать данное слово? В парах идёт диалог учащихся и родителей. После краткого диалога дети отвечают на вопросы. Педагоги связывают завершающую часть занятия с содержанием начала беседы. 1-й педагог Давайте вернёмся с вами к мысли о том, что благородные качества формируются в характере человека с детства. И юный человек – мальчик или девочка – может явить образ мужества, самоотверженности, честности и смелости. Как ярко эти образы были явлены вашими ровесниками в годы Великой Отечественной войны! Давайте посмотрим фотографии военного времени: на фотографиях дети – в тылу помогавшие фронту и приближению Победы, а фотографии маленьких бойцов – сынов полка – мы посмотрим чуть позже. На экран проецируются фотографии детей, приближавших Победу в тылу. Педагоги комментируют фотографии, на которых дети по-разному трудятся в тылу. Последняя фотография: девочки-блокадницы с медалями «За оборону Ленинграда». 2-й педагог А вот фотографии и строки стихов о мальчишках, воевавших с врагами на фронте – о сыновьях полка. На экран проецируются фотографии юных фронтовиков. Под презентацию один из педагогов читает стихотворение. Горнили к бою трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать, Но всё равно в бою они умели Не отступать, а побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков своей страны. 1-й педагог «Честь дороже жизни», – издавна считали русские люди! Будем стараться, чтобы и в наших душах прорастали семена самоотверженности, смелости, честности, великодушия. Это важно для всех, но особенно для мальчиков – наследников славы героев русской истории. Нашим мальчикам – мальчишкам посвящается тот небольшой слайд-фильм, которым мы завершим занятие. Перед окончанием занятия детям раздаются листочки с заданиями по оформлению очередной страницы «Первой книги» Страница книги: 1. Слово Чести для русского человека значит … 2. Русский народ всегда высоко ценит Слово Чести… 3. Мои дела, подтверждающие данное слово... 4. Сдержать данное Слово мне помогают (качества) … 5. Мой рассказ о человеке, достойном уважения и почёта... Участники занятия благодарят друг друга за общение и за радость совместной работы. Диск. О.М. Потаповская. – Научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, старший преподаватель кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. |
Департамент образования города москвы западное окружное управление... Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного... | Западное окружное управление образования департамента образования... Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко | ||
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-фз от 29. 12. 2012г | Департамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования Для четкой организации труда учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников и школьников | ||
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования Характеристика образовательной среды школы и анализ выполнения Программы развития предшествующей редакции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление образования | ||
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | «Семья» (обществознание 5 класс) Место работы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования... | ||
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | Российская федерация департамент образования города Москвы Юго –... Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
План работы школы на 2012 2013 учебный год Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение... | Российская федерация департамент образования города Москвы Юго –... Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности | ||
Департамент образования восточное окружное управление Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную... |