Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38





Скачать 92.31 Kb.
НазваниеДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38
Дата публикации17.10.2013
Размер92.31 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка № 38

ХVI МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

V Всероссийская конференция

«Развитие духовно-нравственной основы образования

в контексте программы «Истоки»:

«Православные ценности и современное образование»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»
ТЕМА: «ЧЕСТЬ ДОРОЖЕ ЖИЗНИ»

Педагоги:

Васильева Елена Всеволодовна

Баева Елена Михайловна


Москва

31 января 2008 года
Материал к занятию:

    1. Листок с текстом эпиграфа.

    2. Напечатанные на бумажных полосах названия добродетелей – слагаемых чести и благородства.

    3. Портрет адмирала Фёдора Ушакова.

2. Видео-эпиграф «Парад Победы» и видео-концовка «Мальчишки».

3. Листы с тренинговыми заданиями для подгрупп.

4. Фото-слайды «Дети военной поры».

5. Распечатки (на каждого ребенка) с заданиями к оформлению очередной страницы «Первой книги».


Ход занятия
Педагоги приветствуют детей и родителей.
1-й педагог

У нашего сегодняшнего занятия серьёзная и даже героическая тема «Честь дороже жизни»!

Вы, наверное, знаете о том, что иногда перед текстом в книге бывают слова, которые пишутся особым шрифтом в начале первой страницы, выражают эти слова смысл всей книги и называются «эпиграф».

У нашего занятия тоже есть эпиграф. Он написан на листе, прикреплённом на доске – это строки из «Толкового словаря русского языка», составленного много лет назад русским ученым и писателем Владимиром Ивановичем Далем:

«Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
А видеоэпиграфом к занятию мы выбрали документальные кинокадры с Парада Победы в июне 1945 года в Москве. Вглядитесь в эти кадры, всмотритесь в лица русских солдат – победителей в Великой Отечественной войне, в лица тех, кто продолжил традиции русских героев прежних веков.
Демонстрируется видео-эпиграф к занятию.
2-й педагог

Славным русским героям, мужественным, честным и совестливым людям посвящается наше занятие.
1-й педагог

А что означает слово «честь»?
2-й педагог

Слово «ЧЕСТЬ» – это сокращенная форма выражения «ЧТО ЕСТЬ».

Значит, ЧЕСТЬ – это способность человека хранить то, что есть у него изначально: природное достоинство и благородство.
Педагог размещает на доске таблички с названиями составляющих «ЧЕСТИ», соединяя их нарисованными мелом стрелками в схему.
ЧЕСТЬ


ПРИРОДНОЕ ДОСТОИНСТВО БЛАГОРОДСТВО –

А «благородство» в свою очередь складывается из таких качеств:

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

● СПОСОБНОСТЬ ЖЕРТВОВАТЬ ЛИЧНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ В ПОЛЬЗУ ДРУГИХ

ВЕЛИКОДУШИЕ (способность переносить кротко все жизненные испытания, прощать все обиды, всегда быть доброжелательным и творить добро)

НЕСПОСОБНОСТЬ УНИЖАТЬСЯ И УНИЖАТЬ ДРУГИХ

СТРЕМЛЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ В СОГЛАСИИ С ИСТИНОЙ, ОТКРЫТО, СМЕЛО.

2-й педагог

А знаете ли Вы, что благородные качества проявляются в характере человека не вдруг, а формируются с детства?

Вот вам пример – рассказ об одном не очень значительном для истории, но важном для нашего разговора событии.
1-й педагог

Одним тёплым весенним вечером 1763 года случился в Петербурге небольшой пожар. На одной из улиц горел обывательский домик. Как это бывает, поглядеть на зрелище, собралась огромная толпа народу, в которой были и гардемарины – ученики Военно-морского корпуса, который располагался неподалёку.

Пламя уже вырывалось наружу, а пожарных всё не было. Никто не причитал, не голосил, плакала только одна маленькая девочка: в доме осталась клетка со снегирём. В панике о ней совсем забыли, и теперь никто не пытался спасти несчастную птицу.

Вдруг, сквозь толпу протиснулся гардемарин, узнал, где находится клетка, и бросился в горящий дом. Женщины заголосили: «Сгорит! Рехнулся, парень».

Однако же через минуту в толпе раздался облегчённый вздох:

− Жив! И клетку принёс!

Парня окатили холодной водой и хотели осмотреть: не обгорел ли он. Но он, оставив клетку, скрылся в толпе.

Сокурсники бросились за своим героем, а он от смущения, закрывшись в кубрике, в этот день больше и не выходил, и не разговаривал.

Спасение снегиря было первым решительным поступком в чреде славных и громких подвигов этого удивительного человека… Но не знал ещё тогда юный гардемарин Федя Ушаков, что ему предстоит прославить своими подвигами Россию, сделать её великой морской державой и самому быть прославленному в лике святых. Он тогда думал лишь о том, как ему удачнее сдать экзамены в Морском корпусе…
2-й педагог

− Догадались ли вы, о ком этот рассказ?
Дети высказывают свои предположения, которые педагог подтверждает или уточняет.
2-й педагог

Об адмирале Фёдоре Фёдоровиче Ушакове.
На доске помещается портрет адмирала Ушакова.
1-й педагог

– Сможете ли вы ответить на вопрос, в чём проявилось благородство гардемарина Фёдора Ушакова?

….

– Думал ли мальчик об опасности?

Нет, не думал. Это важно…

– Ждал ли мальчик, когда его попросят о помощи?

Мальчик не думал об опасности, не ждал, когда его попросят о помощи, он проявил храбрость и милосердие по велению сердца.

2-й педагог

В характере будущего адмирала уже в детстве проявились те черты, из которых складывается благородство и честь человека:

– способность жить по нравственному закону,

– умение вести себя в соответствии со своим положением (от мужчины, а тем более от будущего военного можно ожидать мужественного поступка),

– вести себя так, чтобы можно было самому себя уважать.
Проводится тренинг «Слово «честь» для русского человека».
1-й педагог

Настало время для вашей самостоятельной работы. Сейчас вы разобьётесь на четвёрки.

Каждой из четвёрок будет предложена таблица с заданием.

В левой колонке таблицы напечатаны обороты русского языка, в которых есть слово «честь». Вам надо постараться объяснить смысл этих выражений.

В правой колонке у каждой из четвёрок напечатан небольшой рассказ. Рассказ надо прочитать тихонечко вслух для своей четвёрки. А потом определить: смысл какого из выражений со словом «честь» иллюстрирует ваш рассказ.

После выполнения задания четвёркам надо будет объяснить всему классу смысл того выражения, к которому подходит ваш рассказ и ответить, что в рассказе подтвердило смысл выражения.
Дети рассаживаются по четвёркам. Родители присоединяются к ним.

Подгруппы получают задание.

В течение 10 минут осуществляется общение в микрогруппах (учащиеся + родители). Роди­тели помогают детям выполнить задание, разъясняя непонятное.

В результате обсуждения принимается групповое решение.

Затем представители от каждой группы поочередно отчитываются в выполнении задания.

Педагоги кратко проводят рефлексию и подводят итоги тренинга.
2-й педагог

− Что же значит слово «честь» для русского человека?

● Проявление тех благородных качеств души, о которых мы говорили в начале занятия.
Проводится ресурсный круг «Благородные поступки».
1-й педагог

− Благородство может проявиться только в воинских подвигах, или благородно можно вести себя и в обычной жизни?

− Какие поступки могут подтвердить достоинство и благородство человека?
Ответ – с опорой на содержание прочитанных рассказов – делегируется детям

(родители, по желанию, дополняют детские ответы)
В заключительной части занятия проводится

тренинг «Традиции слова чести».

1-й педагог

А сейчас мы с вами поговорим о традициях Слова Чести.

В честном слове раскрывается внутреннее благородство человека. Слово чести всегда правдиво, искренне, без лукавства. Идёт честное слово от чистого сердца и добрых мыслей.

− Как вы считаете, почему для каждого из нас важно уметь держать честное слово?
Дети размышляют, отвечая на вопрос.
2-й педагог

Следующие вопросы каждому из вас такие:

− Умеешь ли ты делом подтверждать данное слово?

− Чему тебе необходимо научиться, чтобы всегда держать данное слово?
В парах идёт диалог учащихся и родителей.

После краткого диалога дети отвечают на вопросы.

Педагоги связывают завершающую часть занятия с содержанием начала беседы.
1-й педагог

Давайте вернёмся с вами к мысли о том, что благородные качества формируются в характере человека с детства.

И юный человек – мальчик или девочка – может явить образ мужества, самоотверженности, честности и смелости.

Как ярко эти образы были явлены вашими ровесниками в годы Великой Отечественной войны!

Давайте посмотрим фотографии военного времени: на фотографиях дети – в тылу помогавшие фронту и приближению Победы, а фотографии маленьких бойцов – сынов полка – мы посмотрим чуть позже.
На экран проецируются фотографии детей, приближавших Победу в тылу.

Педагоги комментируют фотографии, на которых дети по-разному трудятся в тылу. Последняя фотография: девочки-блокадницы с медалями «За оборону Ленинграда».
2-й педагог

А вот фотографии и строки стихов о мальчишках, воевавших с врагами на фронте – о сыновьях полка.
На экран проецируются фотографии юных фронтовиков.

Под презентацию один из педагогов читает стихотворение.
Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

1-й педагог

«Честь дороже жизни», – издавна считали русские люди!

Будем стараться, чтобы и в наших душах прорастали семена самоотверженности, смелости, честности, великодушия.

Это важно для всех, но особенно для мальчиков – наследников славы героев русской истории.

Нашим мальчикам – мальчишкам посвящается тот небольшой слайд-фильм, которым мы завершим занятие.
Перед окончанием занятия детям раздаются листочки с заданиями по оформлению очередной страницы «Первой книги»

Страница книги:

1. Слово Чести для русского человека значит …

2. Русский народ всегда высоко ценит Слово Чести…

3. Мои дела, подтверждающие данное слово...

4. Сдержать данное Слово мне помогают (качества) …

5. Мой рассказ о человеке, достойном уважения и почёта...


Участники занятия благодарят друг друга за общение и за радость совместной работы.

Диск. О.М. Потаповская. – Научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, старший преподаватель кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-фз от 29. 12. 2012г
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования
Для четкой организации труда учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников и школьников
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Характеристика образовательной среды школы и анализ выполнения Программы развития предшествующей редакции
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление образования
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 icon«Семья» (обществознание 5 класс)
Место работы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconДепартамент образования восточное окружное управление
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим...
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением английского языка №38 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск