Скачать 148.36 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОСЕКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АНТРОПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: 157248, Костромская обл., Антроповский р-н, д. Просек, ул. Центральная, д. 3А. e-mail: shool_prosek@mail.ru Телефон: (849430) 33159 УРОК ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС АВТОР СЕРОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРОСЕК 2008-2009 УЧ.Г. Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным» предполагает продолжение знакомства учащихся с разделом «Синтаксис сложного предложения», углубляет представление о видах сложноподчинённых предложений. Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений. Задачи урока: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Тип урока: урок объяснения нового материала. Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале критических статей о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер. Наглядные пособия: таблица «Виды сложноподчинённых предложений», портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин». Педагогическая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. План урока:
Задачи каждой фазы урока:
Ход урока:
1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что на нём присутствуют уважаемые гости. И посвящён он будет бессмертному роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Мы ещё раз окунёмся в атмосферу пушкинской поэзии, прочитаем, что о романе писали современники А.С.Пушкина и, конечно же, выразим своё отношение к этому произведению. 2. Активизация знаний. Хотелось бы начать урок с высказывания Н.В.Гоголя из книги «Несколько слов о Пушкине», которое перед вами на карточках: «При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единстве(н,нн)ое явление ру(с,сс)кого духа… В нём ру(с,сс)кая природа, ру(с,сс)кая душа, ру(с,сс)кий язык отразились в такой же чистоте, в такой очище(н,нн)ой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно ру(с,сс)кая. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится ру(с,сс)кий…». (1834 год). Задания:
Учитель: Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Учащиеся: Тема урока - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. (Запись в тетрадь числа и темы урока.) 3. «Верные/неверные утверждения». Учитель: А теперь попробуйте вспомнить, что вы знаете о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Перед вами утверждения. Установите, верны ли эти утверждения, обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках).
4. Целеполагание. У каких из этих утверждений вы затрудняетесь определить достоверность? (Возможно, учащиеся не определят достоверность с 7 по 11). Ничего страшного в этом нет. Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока. Учащиеся: Цели урока:
Учитель: Чтобы узнать всё это, обратимся к материалу § 11 на странице 70 учебника. Во время чтения сделайте пометки на полях и заполните таблицу, в которой ваши значки будут заголовками (Индивидуальная работа). Инсерт
Учитель: Объединитесь в 2 группы, обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. (Групповая работа, помощь учителя). Что вам непонятно из нового материала? 2. Обращение к «верным/неверным утверждениям». А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. (Учащиеся доделывают «верные/неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Ответы представителей групп). 3. Первичное закрепление материала. Учитель: Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярких примерах, рассказывающих нам о великом творении А.С.Пушкина – романе «Евгений Онегин». 1. Перед вами текст. Прочитайте его выразительно. (Работа в группах). А.С.Пушкин создал в романе «Евгений Онегин», (который наделал много шума после выхода в свет), тип современного молодого человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Современники поэта оценивали роман неоднозначно, но ждали выхода каждой главы с нетерпением. Критик В.Г.Белинский, высоко оценив творение А.С.Пушкина, назвал его «энциклопедией русской жизни». И это не случайно, поскольку поэт создал роман, (в котором отразилась целая историческая эпоха России, «развитая на вымышленном повествовании»). Такое масштабное повествование потребовало от автора кропотливой работы над стихом, (результатом которой явилась специально созданная «онегинская строфа», придавшая сюжету исключительную гибкость и ёмкость). В основу сюжета положены любовные чувства Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги, (которые несходны между собой). Поэт изображает своих героев то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с лёгкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкин правдиво изображает среду, (в которой они живут). Восхищение и восторг вызывает дворянский быт и светский круг, (что взрастили Онегина). Это мир, (где царит свобода, независимость, страсти, удовольствия), (где собирается цвет общества). Однако автор и его герой знали и другой мир, (в котором царят нелепые предрассудки, вздорные слухи, зависть, клевета и прочие пороки). Пушкин в романе не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек. Это обеспечило жизненную правдивость романа, его близость реализму и позволило Ф.М.Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», (в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческой силой и с такой законченностью), (какой и не бывало до Пушкина, да и после него, пожалуй»). Учитель: Задания для всех:
Задание для 1 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными разными союзными словами. Найдите определяемое слово в главном предложении и от него поставьте вопрос к придаточному. Найдите пример указательного слова, употребленного в одном из сложноподчинённых предложений с придаточным определительным. Задание для 2 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными союзным словом который. Определите его род и число. Какой у него падеж? Найдите предложение, где союзное слово который находится в середине. Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось. Учитель: Задание для всех: На основании выписанных вами примеров сложноподчиненных предложений с придаточными определительными сделайте вывод о месте придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения. Учащиеся делают совместный вывод: Придаточное определительное может стоять в середине главной части или после неё, но всегда оно находится после определяемого слова. 4. Закрепление материала. Учитель: 1) А теперь я предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Групповая работа).
который «Евгений Онегин» - роман в котором у которого Учитель:
Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, прочитайте созданные предложения со знаками. (Выступления учащихся). 2) Исправление речевых ошибок. Прочитайте предложения. Какие речевые недочёты в них вы нашли. Запишите исправленное предложение.
Учитель: Сделайте вывод о речевых ошибках, связанных со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.
Учитель: Итак, на ярких примерах, рассказывающих нам о романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными. Ещё раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному по очереди к доске). Отвечает на вопрос КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? Соединяется с главным союзными словами: какой, чей, который, кто, что, где. Вопрос к придаточной части задаётся от слова, а не от всей главной части. Такое предложение состоит не менее чем из 2-х частей. Придаточное стоит строго после определяемого слова. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным Между главной и придаточной частью ставится запятая. Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом В главной части могут быть указательные слова. Союзное слово который может стоять в середине придаточной части. Учитель: В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в ходе которого мы ещё раз погрузились в атмосферу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», хотелось бы произнести высказывание М.Горького об этом произведении: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».
Список использованной литературы:
|
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство... Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор учитель русского языка и литературы моу «Поросинская сош» Томского района Каиль Ия Николаевна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | План урока русского языка с использованием икт форма Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Беляева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы маоу «Фокинская средняя общеобразовательная школа», Пермский... | Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка... Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | ||
Сухотина Надежда Аркадьевна Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический... | Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Урока Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» Соловова Екатерина Николаевна, учитель высшей категории русского языка и литературы |