Скачать 148.2 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 4» «ВОЛШЕБНИЦА – ЗИМА» Конспект урока по русскому языку к педсовету « Гендерный подход к обучению как способ управление учебно – воспитательным процессом в школе» Составил: Климова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 г.Златоуста, Челябинской области E-mail: Svetlana-Lizik@mail.ru г.Златоуст 31.01.2012 г. ВОЛШЕБНИЦА – ЗИМА Зимняя зарисовка Составил: Климова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОСОШ № 4 г.Златоуста, Челябинской области, E-mail: Svetlana-Lizik@mail.ru Цель: развития речи учащихся через создания творческой деятельности на уроках русского языка с учётом психических и поведенческих различий между мальчиками и девочками. Основные задачи:
Возраст детей: дети младшего школьного возраст, 3 класс. Форма занятия: изучение нового материала Метод обучения: словесный, наглядный, практический. Педагогическая инновация: гендерный подход при развитии речи у детей младшего школьного возраста. Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение, изо. Ведущая технология: игровая. Материально – техническое оснащение:
ХОД ЗАНЯТИЯ 1.Формальная часть занятия – 3 минуты
Подготовка учащихся внешне и внутренне (психологически) к занятию. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Вступительная беседа призвана создать атмосферу общения на занятии и подготовить переход к основной (содержательной) части. Учитель: -Ребята. Какие знаете праздники, которые празднуют в России ?(Ответы детей) -А какой праздник Вам нравиться больше всего? ( Ответы детей) - Как вы встречаете Новый год? (Ответы детей) 2.Содержательная часть занятия – 32 минуты 2.1. Знакомство с зимней историей Учитель: Я вам хочу рассказать историю, которая произошла в канун Нового года. Зимняя история Эта удивительная история произошла в зимнем новогоднем лесу. — Сегодня идем за елкой, - бодро сказал папа, войдя на кухню. — Ура! - Вовка вскочил и запрыгал вокруг папы. Ему давно обещали поход в лес за зеленой красавицей, самой лучшей, какая только найдется — Кашу сначала доешь, - вмешалась с улыбкой мама. Она была рада этому походу. - Пусть прогуляются, а я пока пирожки испеку. Вовка двумя огромными глотками доел кашу и побежал доставать из шкафа любимую теплую куртку с капюшоном. Собрались быстро и уже через десять минут шагали по утоптанной тропинке к лесу. День только начинался, солнце весело светило с неба, настроение было отличное. Вовка вприпрыжку бежал впереди папы и совсем не замечал мороза - наверное, от счастья. Эту елочку они заметили еще издалека. Она стояла на опушке у самого края леса и казалась местной принцессой - так была хороша. Папа, подойдя поближе, присвистнул: — Вот это красотка! Он обошел ее со всех сторон, как будто примерялся, где лучше начинать рубить. Потом остановился, достал из-за пояса блестящий топорик, подмигнул Вовке, отошел на полшага, любуясь елочкой, снова подошел, взял ее за верхушку и занес для удара топор. В это время подул ветер, и зеленые пушистые ветки мелко задрожали. Казалось, лесная принцесса затряслась от страха. Снежинки сорвались с иголок и закружились в воздухе, опускаясь на землю. — Папа, а давай не будем ее рубить, - вдруг сказал Вовка. Он задумчиво смотрел на дрожащее деревце, и ему казалось, что елочка смотрит на него и просит о чем-то. — Почему? - удивленно обернулся папа. — Тебе она не нравится? Посмотри, какая красавица. Ни на одном елочном базаре такой нет. — Она живая. Ей страшно. Давай не будем рубить, - повторил Вовка. Он умоляюще смотрел на папу, и тот отпустил елочку, озадаченно глядя на сына. — А чего же мы принесем домой? - папа почесал затылок. — Что, опять искусственную ставить будем? Ведь договорились вроде? Да ты и сам хотел. — Давай искусственную, она тоже красивая, а эта пускай живет. Ну, па, чего тебе, жалко, что ли? - у Вовки на глазах появились слезы. То ли от снега, то ли еще от чего. — Да ладно, давай не будем рубить. Хотя жалко. Зря только сходили. — И не зря! А давай мы ее здесь нарядим, - было видно, что эта идея пришла в Вовкину голову только что и очень его обрадовала. — Как это здесь? Для зайцев что ли? — Нет, па, не для зайцев. Для себя. Принесем игрушки, повесим на ветки и здесь встретим Новый год. Будет здорово! И ужасно весело, - Вовка прыгал от восторга: так ему понравилась эта мысль. — А что, - папа опять почесал голову. — Пойдем подумаем. Мама может не согласиться, а куда мы без мамы. — Согласится, вот увидишь! Я ее уговорю! И давай еще дядю Витю и Костика с Катькой позовем. Дядя Витя был соседом и папиным другом, а его дети Костик и Катя дружили с Вовкой. Летом обе семьи ходили в поход на речку, разжигали костер, играли в мяч, купались. И зимой частенько выбирались все вместе на лыжную прогулку, но чтобы Новый год, в лесу - такого еще не было. Похоже, папе Вовкина идея тоже понравилась, и он сказал: — Давай, давай уговаривай, а я с Виктором поговорю. Как ни странно, мама согласилась сразу и очень обрадовалась: — Какие вы молодцы! А то все дома и дома. Давайте, собирайте самые теплые вещи, надо еще Насте сказать.Тетя Настя - жена дяди Вити - давно дружила с мамой. «Это моя лучшая подруга», - говорила мама. Соседей тоже не пришлось долго уговаривать, потому что при разговоре присутствовали дети: Костик и Катька. Это решило все дело. Ребята так завопили от восторга, что родителям пришлось поспешно капитулировать. Из дома вышли часов в десять. До Нового года оставалось совсем немного, и дружная компания быстро зашагала к лесу. Дети, конечно, бежали впереди, бросались снежками, визжали от восторга и постоянно путались под ногами. Взрослые шли, нагруженные сумками и рюкзаками, но не отставали. Всем было очень весело. Так Новый год они встречали впервые. Елочку нашли быстро. Она стояла в центре полянки, как будто все деревья расступились перед такой красотой. Дети сначала запрыгали вокруг елочки, но папа строго прикрикнул: — А ну быстро в лес за валежником, а то не успеем Новый год встретить! Дружная троица побежала собирать сухие ветки для костра, а взрослые стали раскладывать на принесенную клеенку разные вещи. Тут были съестные припасы, игрушки для елочки, гирлянда и многое другое. Когда костер весело затрещал, папа скомандовал: — А теперь наряжать нашу красавицу! И через десять минут игрушки сверкали на елочке, усыпав ее сверху донизу. Дядя Витя достал из рюкзака маленький ящик — генератор, дернул за веревочку, торчащую сбоку, и ящик затарахтел, выпуская небольшие клубы синего дыма. — Гирлянду повесили? - спросил дядя Витя. — Повесили, повесили! - закричали ребята. Дядя Витя прикрутил провода к генератору. Все ахнули: елочка вспыхнула яркими, разноцветными огнями. — Ура! - восторгам детей не было предела. Они прыгали вокруг сверкающей лесной принцессы и, казалось, елочка вот-вот присоединится к ним и тоже запрыгает от радости. — Ребята, - позвала мама. - До Нового года осталось пять минут. Папа с часами в руке отсчитывал последние секунды года, потом махнул рукой и тут уже все закричали: — Ура! С Новым годом! Лес вздрогнул, но, похоже, не испугался, а только удивился таким крикам в полночь зимой. Где-то заворочался медведь в своей берлоге, белочка в своем дупле подняла голову, прислушалась к крикам и снова улеглась, заяц вздрогнул, захотел убежать подальше, но потом передумал. Лес спал. Лес спал, а наша компания веселилась. Сначала все, взявшись за руки, ходили вокруг елочки и пели: — В лесу родилась елочка, в лесу она росла! Потом, словно по волшебству, под елочкой нашлись подарки, и лес снова огласили детские крики: «Ура!». Веселились долго, играли в прятки, ели мамины пирожки. А когда все устали, папа сказал: — Пора и честь знать. Лес от нас отдохнуть должен. Да и нам пора спать. Уходили усталые, но очень довольные. Это был самый лучший праздник в их жизни. Перед уходом все договорились, что следующий Новый год будут встречать здесь же и обязательно с этой елочкой. Уходя, Вовка оглянулся на зеленую хозяйку торжества. Дунул ветер и елочка закачала пушистыми ветками. Она будто бы прощалась с новыми друзьями. Вовка остановился, помахал ей рукой и побежал догонять компанию. 2.2.Обсуждение текста Вопросы составлены с учетом психических различий между мальчиками и девочками. 1.Вопрос для девочек - Как вы думаете, какой должна быть ёлочка, чтобы назвать её красавицей? (Ответы девочек) 2.Вопросы для мальчиков -Что делал папа, когда они с Вовой увидели красавицу ёлку?(Ответы мальчиков) 3.Вопрос для девочек - В какой момент рассказа вы переживали больше? (Ответы девочек) 4.Вопросы для мальчиков - Как Вовка попрощался с елочкой? (Ответы мальчиков) 2.3.Определение темы занятия Учитель: Эта история подсказало нам тему занятия - «Волшебница-зима». Но у нашего занятия есть еще и журналистская тема. Ее вы узнаете, дописав в клеточки недостающие буквы ( плакат на доске)
2.4.Повторение. Особенности написания зарисовки. Учитель: Давайте вспомним, что такое зарисовка? ( Зарисовка – это словесная картина, описание кого-либо, чего –либо.) Учитель: Сегодня мы будем писать зимнюю зарисовку. Учитель: Кто скажет, как писать зарисовку, вспомним, прочитав памятку ( слайд……) Пишем зарисовку 1.Смотрю. 2.Наблюдаю. 3.Чувствую. 4.Записываю. 5.Придумываю заголовок. 2.5. Чтение зимней зарисовки Учитель: Для примера прочитаем зарисовку Леры Егоровой «Волшебница-зима». Волшебница – зима Наступила – волшебница зима! Хрустально –чистый морозный воздух бодрит и освежает. На ясном небе,как по синему морю, плывёт золотое солнце. Снежинки, словно звёздочки, тихо падают с далёких небес. В белоснежные искрящиеся шубки нарядила зима деревья. На токих ветвях берёз лежит снежный пух. Вся земля усыпана белым снегом. Чудесна,сказочна и волшебна русская зима! Лера Егорова( 10 лет) Учитель: Вопросы для девочек: Какая картина возникла в вашем воображении? (Ответы девочек) Вопрос для мальчиков: Вы заметили, сколько красивых сравнений нашла Лера? Назовите их.(Ответы мальчиков) 2.6.Практическая работа ( слайд «Зимняя картина) Учитель: Ребята, сейчас мы полюбуемся красотой зимней природы и подберем слова для ее описания, то есть сделаем «словесные заготовки для нашей зарисовки». Начинаем наблюдение сверху вниз, описывая сначала небо, солнце, облака, воздух, деревья, землю. По желанию можно сразу записывать предложениями. Постарайтесь почувствовать настроение природы, свои ощущения от увиденного. И все это записать. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – 1 минута (презентация « Новогодняя физкультминутка) 2.7. Работа с таблицей - Прочитаем слова в таблице, дополним ее своими эпитетами и сравнениями.
2.8.Практическая работа Проба пера - запись зарисовки Выдаются карточки с текстом. ЗИМНЯЯ ЗАРИСОВКА ______________________________________ Заголовок _____________________ зимний день. Я стою на улице _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Природа сегодня будто________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я чувствую__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________ Имя, фамилия 2.9.Чтение написанных зарисовок Творческое задание Для учеников, которые сделали работу первыми, дать карточку с творческим заданием. Снеговик Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик. Сегодня новоселье справляет ………………………. Ведёрко на головке, Отличный нос ………………….. Всю зиму за порядком я во дворе …………………... Глазами-угольками по сторонам ……………………. Чтоб было больше толку, Мне дворник дал ………………! Пусть лето не …………….. в мой дворик никогда. Мне лучше для ……………… снега и холода. (………………………………..) 3.Аналитическая часть занятия –5 минут 3.1. Рефлексия – 4 минут Учитель: Чьи зарисовки вам понравились больше и почему? (Ответы детей) 3.2.Итог - 1 минута Учитель: Наше занятие подходит к концу. Ваши зарисовки показали, что вы умеете видеть и описывать красоту зимы. Мне очень понравилось, как вы работали, ваши зарисовки. Большое спасибо. Вывод: Проведенный урок показал: 1.Девочки охотней отвечали в самом начале уроке, так как они после начала урока быстрее, чем мальчики набирают оптимальный уровень работоспособности. 2.При работе с текстом, я задала вопросы мальчикам и девочкам, учитывая их психические различия. (Мальчики больше любят анализировать, конкретное действие. Девочки воспринимают информацию на эмоциональном уровне) 3.При анализе работ, мы увидели, что в основном сочинения девочек отличаются от сочинений мальчиков своей эмоциональностью, содержательностью .У мальчиков более лаконичны. Библиография Литература: 1.Методическое пособие к рабочей тетради» радужный мир» - г.Томск, 2011 г. 2.Рабочая тетрадь « Радужный мир» -г.Томск, 2012 г. Сайты: 1.http://revolution.allbest.ru/pedagogics 2.http://festival.1september.ru/ |
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Рабочая программа по русскому языку 7 класс Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям... | ||
Рабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям... | Конспект урока по русскому языку Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к языку, уважение к своим товарищам; осуществлять патриотическое и нравственное... | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект открытого урока по русскому языку Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | ||
Конспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,... Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности | Конспект урока по русскому языку. Тема урока : Родственные слова Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области | ||
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс | Конспект урока-конкурса по русскому языку Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Рабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на... Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы... | Конспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | ||
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока:... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Что значит писать и говорить на тему? Цель урока: возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы |