Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме





Скачать 141.81 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Дата публикации22.10.2013
Размер141.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок с использованием мультимедиа проектора

Трибельгорн Тамара Алексеевна



МОУ Шубенская СОШ

Зональный район

Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением ИКТ по теме:

«Времена года в пейзажной лирике поэта –
земляка М.М.Мокшина».


Методические рекомендации.

Одна из немаловажных целей уроков литературы в школе – приобщение детей к духовной культуре родного края, формирования чувства гордости за свою Родину. Достичь этой цели можно посредством ознакомления учащихся с достопримечательностями родного села, города, района, края, а также с достойными людьми своей земли. Представленный мною урок литературы в 7 классе позволил не только закрепить умение анализировать и выразительно читать лирические произведения, но и познакомить ребят с творчеством современника, замечательного поэта – земляка М.М.Мокшина. Живая, красочная поэзия М. Мокшина – хороший материал для закрепления таких понятий, как «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора»

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Урок литературы с презентационной поддержкой помогает воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально. С помощью этой программы оказалось легче организовать усвоение нового материала, проверку и контроль знаний, самостоятельную и творческую работу. Решается проблема наглядности, эстетичности, аккуратности. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранить интерес к предмету, открывает ребёнку мир культуры, повышает работоспособность обучающихся, позволяет значительно сэкономить время на уроке.

На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно – информационный материал. Причём материал находят сами учащиеся в библиотеке, Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, позволяет развивать творческое мышление, память, внимание.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой поэта – земляка М.М.Мокшина, способствовать приобщению к духовной культуре родного края.

2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения, творческие способности учащихся.

3. Формировать чувство уважения к родному селу, краю, к родной речи, бережное отношение к природе и традициям своего народа. Формировать чувство ответственности и гордости за родную землю.

Оборудование:

1. Выставка поэтических сборников М.М.Мокшина

2.Рисунки учащихся на тему: «Люблю тебя, мой край Алтай».

3. Слайдовая презентация, музыка Вивальди «Времена года».

4. Тексты стихотворений

5. Цветные карандаши или фломастеры для работы с текстами.

6.Опережающее домашнее задание - работа в группах:

- Сообщение о поэте

- Стихи наизусть (лето, осень, зима, весна)

- Выразительное чтение

План – конспект урока

Этап урока

(название, время)

Сценарий этапа урока

(деятельность учителя, учеников)

Примечание

Слайды

(изображе- ние или

текстовое описание)

1.Организацион-

ный момент.

1 минута
2. Сообщение темы. Мотивация. Постановка цели урока.

3 минуты

3. Информация об авторе.

3 минуты

4. Знакомство с творчеством поэта. Художественное чтение.

Анализ стихотворений Мокшина по временам года
ЛЕТО!!!

5 минут

5. Аналитическая работа с текстом. Работа в группах.

4 минуты

6.Взаимопровер- ка выполненного задания (одного на выбор вместе)

2 минуты

ОСЕНЬ!!!

2 минуты

7.Создание миниатюры. Синквейн. Работа в группах.

2 минуты
8.Презентация творческих работ.

2 минуты
9. Сравнительная характеристика стихотворений Мокшина, Рубцова, Есенина.

(домашняя подготовка)

3 минуты

ЗИМА!!!3 минуты

10. Динамическая пауза 2 мин.
ВЕСНА!!!

3 минуты

11. Рефлексия

3 минуты

11. Домашнее

задание

1минута

12. Оценка знаний учащихся

1 минута


Приветствие.


Учитель читает наизусть стихотворение М.Мокшина «Иные дни полны тоски щемящей»

Иные дни полны тоски щемящей,

Какой не пожелаешь и врагам.

В такие дни ты выходи почаще

К знакомым рощам, нивам и лугам.

Послушай птиц, напев реки и поля,

Вдохни в себя земную благодать.

Природа, словно доктор, снимет боли

И воскресит все радости, как мать.
- Ребята, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

- Любите ли вы читать стихи о природе?

-Как выдумаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения?

Мнение детей
Учитель: Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями.

Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся в этом разобраться на нашем уроке.

Сегодня на материале стихов поэта - земляка М.М.Мокшина, я приглашаю вас в путешествие по временам года. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.
Но сначала давайте заочно познакомимся с самим поэтом.
Сообщение учащихся о жизни и творчестве поэта. Выступление групп, фиксирование основных моментов.


Итак, начнём наше путешествие по временам года и перенесёмся в Лето, которое мы все с таким нетерпением ждём.

Скажите, в чём, по вашему мнению, красота этого времени года?
Ответы учащихся
В своих стихотворениях М.Мокшин с большой любовью описывает неповторимость и своеобразие природы Алтайского края. Так, во многих своих стихах он упоминает о небольших, но всем нам знакомых и родных цветах, прозванных из-за своей яркой оранжевой окраски……

Знаком ли вам этот цветок? Как его называют? ( жарками)
Стихотворение М.Мокшина «ЖАРКИ» читают дети.
Какую легенду придумал поэт, чтобы объяснить появление этих цветов на земле? «Звёздочка рассыпала в бору при полёте свет свой угольками…» Что хотел сказать нам автор? ( Автор подчёркивает значимость их красоты в масштабах всей планеты и называет «редким чудом») О чём это говорит?
Мнения учащихся
Вывод – учитель: очень важно уметь видеть за малым - большое, ведь картина целого создаётся из деталей. Маленький цветок оживляет картину родного летнего пейзажа, а его хрупкость и скромная красота заставляют нас задуматься о бездумном отношении к природе и неумении ценить прекрасное.
Именно природа, создавшая человека, даёт нам силы и ощущение гармонии с миром. Об этом проникновенно пишет М.Мокшин в своём стихотворении:

«Я день провёл в берёзовом лесу».
Выразительное чтение
Ребята, а какие вы знаете зерновые культуры, которые выращиваются в Алтайском крае?
Ответ учащихся
Те, кто видел хоть однажды, как цветёт гречиха, знают, какое это красивое зрелище: бело – розовое поле цветов со сладким запахом мёда. В такие моменты невольно гордишься тем, что эту красоту рождает родная земля. Гордится этим и М.Мокшин.
«Гречиха в поле зацвела» Выразительное чтение наизусть.
У каждого поэта есть свой секрет творчества, и заключается он в умении видеть в обычном необычное, в умении показать привычные нам явления и предметы в новом свете, с новой стороны.

С помощью чего это делают поэты и писатели?
Ответы учащихся
Большое значение в данном случае имеют образные средства речи (тропы).

Какие из них нам хорошо знакомы?
Ответы учащихся
Ребята, перед вами листы с распечатанными текстами (тексты стихов М.Мокшина «Музыка летнего дня» 1 группа, «Вечернее поле» 2 группа, «Солнечный восход» 3 группа)

1. Подчеркните в стихотворениях тропы в соответствии с указанным цветом: метафора – зелёный, сравнение – красный, олицетворение – синий, эпитет - жёлтый

2. Определите стихотворный размер данного стихотворения.

Звучит музыка Вивальди «Времена года» Лето.
Согласны ли вы с тем, что у М.Мокшина каждое сравнение, каждая метафора или олицетворение – это оригинальная находка?

Мнение учащихся

Иногда они очень неожиданны, но всегда точны и красивы, что доказывает его наблюдательность, глубокое понимание природы, умение чувствовать её.

А теперь перенесёмся в Осень. Пора красивая и грустная, вызывающая задумчивость, состояние печали и восхищения.

Учитель читает отрывки из стихотворений «Золотая осень», «Пора листопада».

Как вы думаете, почему осень способствует такому двойственному настроению?
Мнение учащихся
Сейчас я попрошу вас составить синквейн на тему «Осень». Попытайтесь как можно точнее выразить в нём своё восприятие этого времени года.

Музыка Вивальди «Времена года». Осень.

Защита.


Ребята, как вы думаете, можно считать М.Мокшина продолжателем традиций русской поэзии 19 – 20 веков? Есть ли сходство стихов М.Мокшина по мыслям и настроению с такими поэтами, как С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий.

Мнение детей
Давайте попробуем в этом убедиться, сравнив стихотворения об осени М.Мокшина «Пора листопада», Н.Рубцова «Берёзы» и С.Есенина «Закружилась листва золотая». Тексты стихотворений перед вами.
В ходе устного анализа учащиеся вместе с учителем определяют основные моменты в сходстве настроений и чувств.
Заканчиваем наше путешествие по Осени стихотворением «Рябина красная» Читают дети
Каждый образ, взятый из природы, М.Мокшин отождествляет с представлениями о Родине, родном крае и подчёркивает своё духовное родство с ним, неизменную верность ему.
Это время года для поэта – особый мир света и покоя,

бодрящего мороза и сверкающей белизны, но обязательно мир своего села, родных улиц.
Выразительное чтение «Зимний этюд»
- О чём это стихотворение?

- Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

Ответ учащихся
М.Мокшин сравнивает зиму со сказочным царством, восхищаясь неповторимой красотой, созданной природой. И снова встречаем в его стихах неожиданные, но очень верно подмеченные сравнения.

Попробуйте на слух уловить эти сравнения.
Учитель по строфам читает стихотворение М.Мокшина «Снежное царство».

Ответ учащихся
На выбор учителя

Наконец – Весна!

Какие изменения происходят в природе?

Ответы детей

Время новых надежд, пробуждение от зимнего сна в природе. В стихотворениях М.Мокшина всё те же родные просторы с простыми и до боли знакомыми берёзами.
«Все деревья в новеньких листьях»

Читают наизусть дети.
- Много ли красок использует Мокшин, рисуя эту весеннюю картину?
А вот как интересно описывает Мокшин прилёт журавлей.

Читает учитель стихотворение « Весна»
Демонстрация слайдов «Весна» стихи М.Мокшина
В любое время года дорог поэту его край, его село. Всё ценит Мокшин: каждое деревце, травинку, цветок, речку. И не просто ценит, а преклоняется перед величием природы, её неповторимостью.
Читается отрывок из стихотворения М.Мокшина «Катунь»

Вот и закончилось наше удивительное путешествие.
Скажите, каким представляется вам теперь, после прочтения стихов, М.Мокшин? Что это за человек?
Ответы учащихся
Жизнь этого человека оставила полновесный след на земле, творчество М.Мокшина вдохновлено любовью к людям, к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.
Ребята, как вы думаете, почему очень часто, уехав в другие места или страны, человек вновь стремится на родину, туда, где он родился и рос?

Ответы учащихся
Природа родного края это память о детстве, это места, где мы по праву считаем себя дома, а значит нам всё знакомо, и потому в нас живёт ощущение покоя, гармони и светлой радости. Эту простую истину несёт через всю свою жизнь М.М.Мокшин. Эта мысль проходит через всё его творчество как гимн Родине.
« Солнечная земля» по строфе читают учащиеся
В марте 2009 года М.М.Мокшин стал лауреатом премии Степана Павловича Титова. Пожелаем ему здоровья и творческих успехов.
Напишите письменный отзыв о том, чем вас затронули стихи М.Мокшина, что в них вам оказалось близким, чем они вам понравились.


ВСЕМ СПАСИБО!


2 слайд

3 слайд

4 слайд

5,6,7, 8 слайд

9 слайд

10 слайд


11 слайд


12 слайд

13 слайд


14 слайд
15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 – 19

слайд


20 слайд

21 слайд


22 слайд


23 слайд


24 слайд

25 - 26 слайд


27слайд

29 слайд


30 -31 слайд
32 слайд

З3 – 34 слайд

Список используемой литературы

1. Ашмарина Т.А. Хрестоматия по литературе Алтайского края «Алтайские жарки»

Бийск, Издательский Дом «Бия», 2008 г.

2. Лучкина Е.Н. «Методические рекомендации для учителей литературы» Барнаул,

АКИПКРО,2000 г.

3. Мокшин М.М. Сборники стихотворений.

4. Прокушева Ю.Л. «Есенин С.А. Избранное. Москва, Просвещение, 1989 г.

5. Спасская Ю.Н. «Страницы современной лирики» Н Рубцов, Москва,1983 г.

6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006 - 2007г.г. 2007 – 2008г.г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок в 8 классе, (рассчитан на 2 урока)по теме: «Относительная влажность воздуха»
Урок с использованием технологий модульного обучения с применением икт + задания в тестовой форме
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок в 7 классе с применением икт по теме «Спорт»
Оснащение урока: компьютер, мультимедиа проектор, обычная доска, наглядность, текст для чтения, бланк теста, кроссворд
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок практикум по русскому языку в 7 классе в форме ролевой деловой...
Оборудование: пк, интерактивная доска, проектор, блок «Правописание предлогов», карточки
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт
Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать...
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconКонспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Особенности...
Вид урока: Урок с применением икт. На уроке применялся цифровой образовательный медиаресурс «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия....
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок по теме из трех уроков. Цели
Конспект урока русского языка в системе развивающего обучения Имя числительное, 3 класс. ( с применением икт)
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок (с применением икт) для 3 класса по теме: «Органы чувств»
...
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме "My Flat" с применением икт
Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок Класс – 8 (общеобразовательный) Тип урока
Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск