Скачать 92.78 Kb.
|
Основные требования к ведению и хранению логопедической документации Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 63 с. (Библиотека журнала «Логопед») Документация учителя-логопеда Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации: — журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт; — речевые карты на каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия; — общий план работы на учебный год; — расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы; — список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; — перспективный план работы для каждой группы учащихся; — ежедневные планы работы на каждую группу учащихся; — отчет о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за______уч. г.; — «Паспорт логопедического кабинета» или картотека с перечислением оборудования, дидактических пособий, находящихся в логопедическом кабинете; — «Положение о работе учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте». В своей деятельности также рекомендуем вести документацию, которая не является обязательной, но поможет рационально использовать и учитывать рабочее время учителем-логопедом, наполненное разнообразным содержанием деятельности в учебное и каникулярное время. При подготовке к проведению аттестации учитель-логопед может воспользоваться данными, содержащимися в этих видах документации: — рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников); — «Тетрадь учета консультативной работы»; — «Тетрадь учета методической работы»; — анкета для родителей. Основание: Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991. С. 12; Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения / Письмо Минобразования России от 14.12.2000 г. № 2 (Вестник образования. 2001. № 2. С. 66). Представим каждый из видов логопедической документации. 1. Журнал учета посещаемости учащимися, зачисленными в логопедический пункт может быть оформлен следующим образом или приобретен в книжных магазинах («Журнал факультативных и логопедических занятий»). Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными в логопедический пункт при школе №___города__________ в 20___/___уч. г. На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, — по 3. На левой половине страницы вверху указываются номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1 с общим недоразвитием речи (1-й (IV) класс)». Страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой — темы проводимых занятий в соответствии с рабочим планом. Журнал заполняется в начале каждого занятия. Плюсом «+» или точкой «.» отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» — отсутствующие ученики. Отметки за работу учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся. В конце каждой четверти и года в графе «Итого» подсчитывается количество посещений занятий каждым учеником. На правой половине страницы записываются даты, темы занятий, распределенных по четвертям. Около каждой четверти указывается количество часов. Для «Журнала учета посещаемости учащихся с нарушениями речи» логопед может использовать «Журнал для факультативных и логопедических занятий» или классный журнал, а также любую толстую тетрадь или «Книгу учета», разграфленную соответствующим образом (см. приложение 3). Заполняется такой журнал во время беседы с учеником в ходе предварительного обследования в течение первых двух недель сентября и во время обследования письменной речи учащихся в конце мая. Во время повторных обследований письменной речи учеников в журнал вносятся изменения. При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («Зачислен в группу», «Даны рекомендации родителям и учителю»). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, это также фиксируется в данной графе. В нашей практике такой журнал позволяет вести учет посещаемости учащимися логопедических занятий и «движение» детей, принятых на логопедический пункт. 2. Речевые карты обследования устной и письменной речи учащихся оформляются на каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, заполняются во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая (в приложении 3 дан примерный вариант оформления и ведения речевой карты). Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним в конце учебного года из речевой карты заносится в «Журнал учета посещаемости». 3. Общий план работы на учебный год на основании материалов обследования учащихся составляется учителем-логопедом. В нем предусматриваются следующие разделы: — основные задачи работы; — обследование учащихся 1—4 классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество начальных классов); — комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий (сроки); — взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается еделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей начальных классов и т.п.); учителя-логопеда школы и логопедов дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного логопункта, педагога-психолога и врачей-специалистов; — мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений, встреч по обмену опытом и т.п.); — мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях); — мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическими и наглядными материалами (какие пособия предполагается приобрести (изготовить) и в какие сроки). Содержание перспективного плана работы учителя-логопеда на год можно найти в педагогической литературе. 4. Расписание занятий групп и подгрупп должно быть заверено директором школы. После комплектования групп в сентябре учитель-логопед составляет расписание занятий в двух экземплярах. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй — в логопедическом пункте. 5. Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся. При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение. В последней графе «Примечания» учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. 6. Перспективный план работы для каждой группы учащихся составляется учителем-логопедом на основании материалов обследования, в нем отмечаются: — состав учащихся и краткая характеристика проявлений речевого развития; — основная последовательность работы; — примерные сроки прохождения каждого этапа; — учебные наглядные пособия. Он может быть представлен либо схемой, либо описанием направлений работы и ее последовательности на каждом этапе. Например, перспективный план работы с группой учащихся 2—4 классов, имеющих отклонения фонетического и лек-сико-грамматического развития (нерезко выраженное общее недоразвитие речи), предусматривает следующие направления работы: — преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной деятельности); — восполнение пробелов в знаниях программного материала по русскому языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей (совместно с учителем); — коррекционно-воспитательная работа. Таким образом, перспективный план работы с данной группой детей должен учитывать все направления коррекционно-го воздействия. 7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся обязательны для учителя-логопеда. Составлять поурочные планы-конспекты занятий необходимо с указанием темы, цели, этапов занятий и того учебного материала, который будет использован на данном занятии. Поурочные планы составляются с учетом положений перспективного плана работы с каждой группой учащихся. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. 8. Отчет о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за________учебный год. 9. Паспорт логопедического кабинета или картотека с перечислением оборудования, дидактических пособий, находящихся в логопедическом кабинете, представляет собой небольшую тетрадь, в которую записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку методической литературы и журнальных статей, где помещаются их названия. Карточки располагаются по основным разделам, внутри разделов — по алфавиту и по годам. 10. Рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения или рабочие тетради по постановке звуков должны быть у тех учеников, с которыми проводится эта работа. Ученики хранят свои тетради дома и приносят их с собой на каждое занятие. 11. «Тетрадь учета консультативной работы» является документом, отражающим содержание работы учителя-логопеда в специально выделенные для консультаций часы. Эта тетрадь может заполняться по форме, предложенной в приложении 6, или быть заменена специально отведенными для этой информации страницами в конце «Журнала учета посещаемости занятий». 12. «Тетрадь учета методической работы» содержит данные о методической работе, которую проводит учитель-логопед, в том числе во время школьных каникул: открытые занятия, выступления на методическом объединении (МО) логопедов, учителей начальных классов, педсоветах, родительских собраниях; организации и проведении открытых массовых мероприятий, семинаров-практикумов, о прохождении учителем-логопедом курсов повышения квалификации, что может оказать существенную помощь при аттестации, подготовке самоанализа деятельности. Примерная форма ведения такой тетради предлагается в приложении 6, а структура самоанализа деятельности учителя-логопеда дана в приложении 7. 13. Анкеты для родителей заполняются на первом родительском собрании в сентябре. Учитель-логопед раздает их родителям, они заполняют их и ставят внизу свою подпись. Это позволяет учителю познакомиться со своеобразием развития ребенка и отнестись к нему с большим пониманием, а родители, ознакомившись с извлечением из документа, данным после анкеты, будут серьезнее относиться к контролю за посещением детьми логопедических занятий. Основные требования к хранению документации Хранению в логопедическом кабинете подлежат: «Журнал учета посещаемости учащимися логопедических занятий», «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся», речевые карты, перспективный план работы логопеда на год, рабочие тетради, копии отчетов работы логопеда за год, цифровые отчеты; паспорт кабинета и картотека методической литературы находятся в логопедическом кабинете постоянно. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» хранится в логопедическом кабинете до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2 лет. Рабочие тетради учащихся хранятся до перехода учеников в среднее звено школы. «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал является документом, в котором зафиксированы все ученики, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была ему оказана. Речевые карты хранятся в логопедическом кабинете до полного окончания данными учащимися школы, поскольку они содержат информацию о речевом и общем развитии ученика. Перспективный план работы логопеда на год и копии отчетов хранятся 5 лет. |