План – конспект урока
Образ Ивана Грозного в I части поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1. Царьковой Ларисы Григорьевны
2. Место работы: МБОУ СОШ № 5 города Новочеркасска
3. Должность: Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: Литература
5. Класс:7
6. Тема и номер урока в теме: Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова, 2 урок
7. Базовый учебник: «Литература.7класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, автор-составитель Г.С.Меркин, 8-е издание, Москва «Русское слово», 2010г.
8. Цель урока: помочь учащимся выявить отличия между реальным историческим лицом и художественным образом Ивана Грозного в «Песне…» М.Ю.Лермонтова.
9. Задачи:
- обучающие: формирование навыков выразительного чтения, обучение через выразительное чтение передавать чувства персонажей и их отношение к событиям и людям; совершенствовать навыки анализа текста;
- развивающие: развитие связной монологической речи, образного мышления, памяти, воображения;
- воспитательные: воспитание таких нравственных качеств, как: доброта, внимание к ближнему, неприязнь ко злу.
10. Тип урока: изучение нового материала
11. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная
12. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук с выходом в Интернет, экран.
Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название использование ЭОР ( с указанием номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Сообщение цели и задач урока.
|
| Приветствие, проверка присутствующих, сообщение и комментирование целей урока.
| Подготовка к уроку, приветствие учителя, вопросы учителю.
| 3
| 2.
| Предкоммуникативный этап
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6745a14-1c7b-4495-8a2a-8aa366e94b13/Alekseev.KrasnajaPloshad.jpg
| - Как вы думаете почему так важно знать историю своей страны?
- Вспомните и назовите имена авторов, чьи произведения написаны на основе какого-либо исторического события?
- Как вы думаете, а какова роль личности в истории?
- Сегодня мы будем с вами говорить об эпохе Ивана Грозного в
« Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Тема нашего урока: Образ Ивана Грозного в первой части «Песни…» М.Ю. Лермонтова.
- Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного?
| Фронтальный опрос учащихся ( изучили
« Полтаву»
А.С.Пушкина, с эпохой Ивана Грозного знакомились на уроках истории.)
.
| 5
| 3.
| Коммуникативный этап.
- выявление восприятия
|
| - Вы самостоятельно прочли
« Песню…» М.Ю.Лермонтова
- Понравилось вам это произведение?
- Кто из героев вам запомнился больше всего?
- Какие мысли и чувства вызвала у вас поэма?
- О чём заставила задуматься?
| Ответы учащихся
| 3
| .
|
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77/45165/?interface=pupil&class=49&subject=10
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e321c87b-71a5-4bc0-b0c7-1cf416c8c71d/%5BLI7RK_2-01%5D_%5BIL_03%5D.htm
| Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения отрывка со слов: « Не сияет на небе солнце красное…» до слов: « И семьёю ты вскормлен Малютиной…»
- Какие средства выразительности речи использует автор для раскрытия образа царя?
- Назовите элементы пейзажа в этом отрывке? С какой целью автор использует описание природы?
Какие ещё средства выразительности речи использует автор?
- приведите примеры из текста?
- Какой ещё приём использует писатель для создания образа царя?
- Как построена речь царя?
- Нарисуйте устно картину пира в царских палатах.
- Рассмотрим иллюстрацию Васнецова к «Песне..»
- совпало ли ваше представление с представлением художника?
- А как автор рассказывает о том, кто где сидит за столом?
- С какой целью он об этом говорит?
- Итак, каким же мы увидели Ивана Грозного в первой части поэмы?
- Сравним ваши представления с представлениями художников. Рассмотрим слайд и иллюстрацию учебника на стр. 180.
- Какова роль Ивана Грозного в первой части поэмы?
- Какая деталь позволяет установить связь
между героем произведения и реальным историческим лицом?
| Учащиеся во время выразительного чтения работают с карандашом в тексте, выделяют ключевые слова, создают партитуру текста.
пейзаж
Ответы детей: нет на небе солнца – это царь пирует, царь уподоблён злой силе, где нет ни света, ни тепла.
сравнение, эпитеты, инверсия.
Речь
Дети: речь царя представлена в форме вопросительных предложений, рассчитанных на произнесение с грозной интонацией, предполагает оправдательную интонацию ответа опричника.
Устное рисование
Работа с текстом
Царь любит своих опричников.
Устное рисование
Дети: царский посох с железным наконечником(Василию Шибанову царь посохом пробил ногу, в гневе посохом убил сына);
Золотой ковш – вино в нём подавалось только опричникам.
| 20
| 4.
| Рефлексия
|
| - Составьте характеристику царя по первой главе в форме синквейна.
- Чем, по вашему мнению, отличается лермонтовский Иван Грозный от реального Ивана Грозного?
- Об эпохе Ивана Грозного говорили и спорили много. С какой целью М.Ю.Лермонтов обратился к образу Грозного?
| Составление синквейна
Грозный у Лермонтова суров, подозрителен, радостен, великодушен, готов прийти на помощь тем, кого любит.
Поэт хотел показать, что в поступках Ивана Грозного отражается прежде всего столкновение между условиями исторического развития страны и возможностями исторического деятеля.
| 10
| 5.
| Подведение итогов
|
| - Что нового вы узнали на уроке?
- Кто считает, что работал на уроке в полную силу? А кто по какой-либо причине не смог сегодня показать свои знания и умения на уроке?
- Выставление оценок.
| Ответы учащихся
| 3
| 6.
| Домашнее задание ( по выбору учащихся)
|
| 1.Составьте цитатную характеристику образа Ивана Грозного по всей «Песне…» М.Ю.Лермонтова
2.Рабочая тетрадь, урок 32, стр.57
|
| 1
| |