Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации28.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
Конспекты

уроков русского языка

и литературы

Обобщение опыта работы

Смирновой З. М.

1. Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Слово есть поступок.» (А.Н. Толстой) Особенности художественного стиля речи в рамках Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», посвященного 175 – летию со дня рождения Д.И.Менделеева

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма проведения: урок- размышление с элементами исследования

Обучающие цели:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Художественный стиль речи»;

  • создать условия для усвоения духовно-нравственных категорий, таких как счастье, радость, любовь, страдание; обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать эстетический вкус старшеклассников.

Оформление доски:

Язык –душа нации. Язык – это есть плоть идеи, чувства, мысли. ( А.Н.Толстой )

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке:

Радость. Счастье. Страдание

Сила. Слабость

Данный урок проводился в классе с гуманитарной профилизацией и являлся итоговым в системе уроков русского языка по теме «Стили речи». По форме – размышление с элементами исследовательской деятельности с опорой на личностный опыт учеников. Урок начинается с вступительного слова учителя, который говорит о влиянии художественной литературы на человека, об ответственности каждого за свои слова, о великом предназначении искусства облагораживать человеческие души. Учитель читает стихотворение И.А. Бунина «Вечер», которое должно задать тон уроку, настроить учащихся на размышления о силе, проникновенности художественного слова.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад весенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Вот тает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад весенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Вот тает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Учитель говорит о том, что в ходе урока учащиеся будут иметь возможность приобщиться к художественному миру произведений Бунина, попытаться увидеть и услышать то, что видел и слышал он, обратиться внутренним взором к себе, подняться еще на одну ступень в своем духовно- нравственном самосовершенствовании.

На этапе актуализации знаний ставится проблемный вопрос: « Что должен знать человек, чтобы быть счастливым?»

Далее проводится проверка домашнего задания. В тетрадях учащиеся написали развернутые планы ответов на вопросы по теме «Стили речи». В ходе проверки ученики вспоминают, что стилистика- раздел науки о языке, изучающий стилевые разновидности речи, помогающий установить закономерности употребления слова. Суть стилистики - умение выразить мысль по- разному, различными языковыми средствами. Учитель обращает внимание класса на цитаты, записанные на доске, в частности на высказывание В. Г. Короленко: « Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает,- другим людям ». Просит их прокомментировать данную мысль.

Ученик Слово слишком большая ценность, чтобы пользоваться им кое – как, неточно и небрежно. Наш язык- это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни, и по тому, как человек говорит, можно сразу понять, что он из себя представляет.

Несколько учащихся подготовили небольшое исследование. Они среди огромного количества высказываний великих художников слова нашли те, которые касаются авторского стиля, систематизировали их, дали комментарий этим высказываниям:

Вот только несколько примеров данных высказываний :

Достоинство стиля заключается в ясности.

Аристотель

Стиль книжный без промаха поражает прямо в сердце.

Р. Гамзатов

Стиль – как хрусталь: от чистоты его зависит его блеск.

В. Гюго

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

М. Горький

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

А.С. Пушкин

Совершенно простым и понятным языком ничего дурного нельзя будет написать.

Л.Н. Толстой
Делается вывод: со словом нужно обращаться бережно. Хотим быть понятыми – должны следить за качеством своей речи. Слово – это чудесная оболочка для мысли и чувства. Об этом нам напоминают поэты и писатели, которые знали цену слову. Поэзия призвана возвышать человека и подвигать к размышлениям о назначении высокого Слова, о назначении человека на земле. Произведения русских поэтов Серебряного века - пример такого отношения к слову.

Учитель А Блок в свое время выступил с публичной речью по случаю84 годовщины смерти А.С. Пушкина. Он утверждал, что «поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы, но сущность его дела не устареет. Поэт – сын гармонии; ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него:

  • освободить звуки из безначальной стихии,

  • привести эти звуки в гармонию,

  • внести эту гармонию во внешний мир…»

«Слова поэта – суть его дела». Они проявляют неожиданное могущество. Они испытывают человеческие сердца и производят какой-то обзор в грудах человеческого шлака; может быть, они собирают какие-то части старой породы, носящей название человек; части, годные для создания новых пород.» Учитель просит учащихся продолжить мысль поэта о способности художественного слова воздействовать на мысли и чувства человека думающего, привести свои аргументы, подтверждающие правоту этого тезиса.

Ученик делится своими впечатлениями от прочитанных произведений И. А. Бунина. Во многом положительные эмоции, полученные при чтении, - результат влияния поэта на мысли и чувства молодого человека. Приводит высказывание критика Г. Адамовича: «У Бунина в самом языке его, в складе его фразы чувствуется духовная гармония, будто само собою отражающая некий высший порядок и строй: все еще держится на своих местах, солнце есть солнце, любовь есть любовь, добро есть добро…»

Другая группа учащихся подготовила к уроку небольшую композицию из стихотворений поэтов Серебряного века, которые им запомнились и полюбились. Их задача - обратить внимание одноклассников на то, как поэты владеют словом, какие художественные средства выразительности они используют, чтобы воздействовать на читателя. Обращается также внимание на особенности стилистики литературного произведения.

Ученик В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова находит единственно нужные слова, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором.

Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и красота – в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.

Учащиеся называют средства художественной выразительности, характерные для литературного произведения. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, аллегория, олицетворение, перифраза, синекдоха, литота. Эти обороты речи используются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. К изобразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, умолчание, эллипс и другие.

Учитель говорит о том, что сила художественного слова велика, особенно если человек готов принять мысли и чувства поэта, отраженные в произведении. Просит учащихся вновь обратиться к тексту стихотворения И.А. Бунина «Вечер» и высказать свое понимание прочитанного. Ученики говорят, что истинное счастье возможно лишь тогда, когда человек находится в гармонии с окружающим миром, приемлет жизнь как драгоценный дар Вселенной, живет богатой духовной жизнью. Человек сам творит свое счастье.

- Какие еще стихотворения Бунина привлекли ваше внимание?

Ученик цитирует отрывки из стихотворения «Ночь» и комментирует прочитанное.
Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звездный свет над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имен…

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон.

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен.
Ученик Особенно часто повторяется в произведениях Бунина мотив звездного ночного неба, связанный с сопоставлением вечного и преходящего, конкретного и безграничного… Поэт видит красоту окружающего мира, слышит запахи. При этом лирический герой его стихотворений понимает, что жизнь Вселенной вечна, а человеческая жизнь кратковременна и конечна. И это рождает в его душе одновременно чувство восторга и трагическую обреченность. И все же он счастлив, что ему удалось пережить состояние полного единения с миром природы.

Учитель В своем единственном романе «Жизнь Арсеньева» Бунин писал: «Во все времена с детства до могилы томит каждого из нас неотступное желание говорить о себе - вот хотя бы в Слове и хотя бы в малой доле запечатлеть свою жизнь - и вот первое, что я должен засвидетельствовать о своей жизни: это нерасторжимо связанную с нею и полную глубокого значения потребность выразить и продлить себя на земле…». Писатель продлевает свою жизнь на земле в слове, и в этом истинный смысл словесного искусства. Далее учитель предлагает учащимся обратиться к отрывку из романа. В тексте пропущены слова, нужно предложить свои варианты, а затем посмотреть, какие слова использовал автор. Задача учащихся – учиться у Бунина словесному рисованию, чтобы как можно ярче и образнее выразить свою мысль. «… За раскрытыми окнами сиял и звал в свое светлое безмолвное царство лунный сад. Необыкновенно высокий треугольник ели, освещенный луной только с одной стороны, по- прежнему возносился своим зубчатым острием в прозрачное ночное небо, где теплилось несколько редких звезд, мелких, мирных и настолько бесконечно далеких и дивных, истинно господних, что хотелось стать на колени и перекреститься на них.»
В ходе подготовки к уроку ученики ставили проблемы, интересующие их, и находили ответы на них в произведениях русских поэтов.
- Творчество – это всегда Счастье, Радость и Страдание?

- Почему человек, как Бог, обречен «Познать тоску всех стран и всех времен?» (И. Бунин)

- Почему только Любовь истинна?

- Когда слово обладает невероятной силой и почему бывает слабым?

Как научиться владеть Словом, чтобы быть понятым?

Работа в группах требовала от учащихся умения сотрудничать друг с другом, рассуждать, строить так свое высказывание, чтобы слушателям было понятно. Ими широко были использованы литературная критика, дополнительная литература, словари, в том числе философские. Творчество – это всегда полная самоотдача художника. Поэтому оно всегда и счастье, и радость, и страдание. Творчество- это всегда есть проявление Любви в самом широком смысле .
Далее учащиеся под руководством учителя работают с текстом стихотворения поэта Серебряного века, основателя символистского течения, В. Брюсова «Родной язык»,
Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил…

Ты Мститель мой, ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос небо надо мной.


В ходе анализа стихотворения учащиеся говорят о том, что данное произведение– это попытка автора оценить суть бесценного для поэта дара – нашей речи. Брюсов использовал в стихотворении изобразительно-выразительные средства речи, характерные для художественного стиля, прежде всего антитезу (противопоставление).

Учащиеся находят и записывают в тетрадях слова-антонимы:
верный – коварный

царь – раб

крылья – путы

спасал – сокрушал

радостью – тоскою

Мститель – Спаситель
Использование этой стилистической фигуры объясняется двоякой ролью слова. В умелых устах и руках оно покоряет, одухотворяет, вселяет надежду. Но слово – это и грозное оружие, ибо им можно больно ранить.

В ходе размышлений учащиеся приходят к мысли, что чтение не должно быть случайным, оно призвано развивать нас духовно, помогать «видеть» в художественном тексте то, что делает его художественным, обнаруживать тропы и стилистические фигуры, которые автор использовал с целью воздействия на мысли и чувства читателя. Величие мудрого слова в том, что оно – на века, для всех людей – источник знаний.

В конце урока учитель предлагает учащимся написать небольшое сочинение – эссе на тему «Слово есть поступок. » (А.Н. Толстой)

Домашнее задание: привести примеры художественных изобразительно-выразительных средств речи, которые использовали в своих произведениях поэты Серебряного века и объяснить их назначение в тексте.
2. Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Каждому - по его вере…»

Подготовка аналитического рассказа в идейно-художественном своеобразии изученного произведения (романа М. А.. Булгакова «Мастер и Маргарита») в рамках городского конкурса «Учитель года - 2007».

Цели урока:

совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения, умения различать тропы и стилистические фигуры; способствовать формированию гуманистического мировоззрения учащихся, развивать художественный вкус.

Эпиграф:

Слово дано человеку не для самоудовлетворения,

а для воплощения и передачи той мысли, того чувства,

той доли истины и вдохновения, которым он обладает,

другим людям.

В. Г. Короленко.

Духовно-нравственная Круг понятий

проблематика: Тема произведения.

Чем выше знания, тем Идея произведения.

значительнее ответственность Проблематика произведения.

каждого человека. Страдания и Аналитический рассказ.

Радость. Падение. Возвращение Художественное своеобразие.

к Истоку.

Ход урока.

I. 1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим урок русского языка. Он имеет практическую направленность: способствовать успешной сдаче вами выпускных экзаменов по литературе и по русскому языку, напомнить о духовно-нравственных категориях, с которыми каждый сталкивается в своей жизни, таких, как любовь и ненависть, сила и беспомощность, вера и безверие.

На уроках литературы вы много говорили о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», о личности его автора, определяли, какой круг тем поднял писатель в произведении. Позвольте напомнить вам… (Учащиеся смотрят на экран, там слайды, посвященные роману.)

3. Проверка домашнего задания.

- У булгаковского романа есть своя особая магия, и мы, читатели, вовлечены в этот удивительный мир. (Учитель достает из «черного ящика» предметы, которые представлены в романе: платок Фриды, бутылочка с подсолнечным маслом, обгоревшие листы бумаги…)

II. Работа по теме урока.

- Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - уникальное явление в русской и мировой литературе. Он многоплановый, в нем подняты важнейшие для писателя темы:

1. тема творчества и судьбы художника в тоталитарном государстве;

2. тема возмездия, или ответственности человека за свои мысли и поступки.

3. тема спасительной, всепобеждающей любви;

4. тема совести.

(Учащиеся работают в группах в соответствии с одной из тем, представленных в романе. Их задача - провести лингвостилистический анализ эпизода из романа.)

- Ребята, ваша задача – научиться составлять аналитический рассказ об идейно-художественном своеобразии изучаемого произведения. Посмотрите на экран:

-
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск