Скачать 0.68 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Дормидонтовка Вяземского муниципального района Хабаровского края УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол № 1 от 31 августа 2012 года. Председатель педсовета ____________Удалых Е.Ю. Руководитель ОУ _________________Удалых Е РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 6 Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 6 класс. Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника литература 6 класс под редакцией Г.С.Меркина; М.:Дрофа,2011 2012 Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана для 6 класса МБОУ ООШ с.Дормидонтовка Рабочая программа по литературе составлена на основе:
Рабочая программа ориентирована на УМК:
При выборе системы обучения и УМК учитывалось соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям школьников, соответствие федеральному перечню, обеспеченность школы учебниками данного учебно-методического комплекта. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения. Программа рассчитана на 102 часов. Объем часов определен с учетом индивидуальных особенностей класса и соответствует базисному учебному плану данного образовательного учреждения. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе. Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современной литературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 6 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника. В настоящее время современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются главными источниками познания мира и человека. Поэтому особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Цель изучения литературы: помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы. Основа литературного образования: чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте. При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения: урок-размышление, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи (подготовка к написанию сочинений) Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий. В связи с тем, что авторская программа по литературе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева полностью соответствует требованиям Государственного стандарта 2004 года и особенностям данного класса, никаких изменений в рабочую программу не внесено. Раздел II. Содержание программы учебного предмета 6 класс Введение Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — Необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, Допросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.). Из греческой мифологии Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы: мифологический сюжет. Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве. Из устного народного творчества Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть », «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино. Краеведение: сказки о богатырях в регионе. Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности. Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. Развитие речи: различные виды пересказа, простой план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы. Из литературы XVIII века '" М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. Развитие речи: выразительное чтение. Из литературы XIX века В.А. ЖУКОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада. Развитие речи: выразительное чтение. А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве. Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина». Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей. Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ. Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов. Н.В.ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя». Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны». И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет). Развитие речи: сложный план, цитатный план. Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование. Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники». Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза. Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана. В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер. Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...». А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма). Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма. Из литературы XX века И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа. Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна. С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я. иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору. М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование. Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Из поэзии о Великой Отечественной войне Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру. В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну. Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению. Из зарубе ж ной литературы Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению. БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина. О. ГЕНРИ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица. ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения. Для заучивания наизусть М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». А.С. Пушкин. «Зимнее утро ». М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...» И.А. Бунин. «Не видно птиц...» С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор. Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор. Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор. Для домашнего чтения Из устного народного творчества Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора». Из древнерусской литературы «Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе». Из литературы XIX века И.А.Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Листы и Корни», «Демьянова уха». В.А. Жуковский. «Кубок». А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...» М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Па севере диком...», «Утес», «Пленный рыцарь». Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Н.С. Лесков. «Человек на часах». А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». Из литературы XX века И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «Па высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...». В.К. Ж е л е з н и к о в. «Чучело». Р.П. Погодин. «Время говорит — пора », «Зеленый попугай». А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе». А. Ш к л я р с к и й. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.) Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся; В результате изучения курса литературы ученик 6 класса должен знать/понимать
уметь
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
Раздел IV. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
В соответствии с этим: Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью. Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Отметка «1» ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». Раздел V. Перечень учебно-методических средств обучения. Основная литература 1.Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009; 2.Г.С. Меркин. Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: Русское слово, 2011. 3.Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс». – М., 2008. 4.Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2008 Для учителя
Для учащихся 1.Акимов В.М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы XX века. Санкт-Петербург, 1994. 2.Библиотека русского фольклора: частушки. М., 1990. 3.Большая школьная энциклопедия. Т. 1. М.: «Олма-Пресс», 2000. 4. В поисках золотого руна: мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах: Книга для учащихся. - М: Просвещение, 1994. 5.Демиденко Е. Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы // Литература. 1999. № 43. 6.Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. -М.: Просвещение, 1997. 7.Рогачевская Е. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5-9 классы. М.: «Школа-ПРЕСС», 1993. 5.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература, ч. 2. XX век. /Гл. редактор М.Д. Аксенова. М.: Аванта плюс, 2000. 6.Энциклопедия литературных героев. - М.: АГРЛФ, 199') 7.Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература ХУШ-Х1Х веков. - М.: АСТ Олимп, 1997. 8.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988. Интернет - ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://moshkow.tomsk.ru/win/ - библиотека Максима Мошкова http://profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе http://edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета http://www.auditorium.ru/aud/index.php -социально-гуманитарное и политологическое образование Иван Сергеевич Тургенев http://www.turgenev.org.ru/ Искусство метафоры http://metaphor.narod.ru/ К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала ХХ вв на уроках литературы http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/3/ Кафедра русской литературы Тартуского университета http://www.ruthenia.ru/ Мир слова русского http://www.rusword.com.ua/rus/index.php Платоновская энциклопедия http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html Словарь литературоведческих терминов http://slovar.by.ru/dict.htm Стихи.ру http://www.stihi.ru/ Вавилон (Современная русская литература) http://www.vavilon.ru/ Владимир Маяковский http://mayakovsky.narod.ru/ История литературы Древней Руси http://ppf.asf.ru/drl/ Электронная библиотека Александра Белоусенко http://belousenkolib.narod.ru Марина Цветаева. Жизнь в искусстве http://www.mtu-net.ru/rayner/ Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/ Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/ Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/ Словесность http://www.litera.ru/slova/ Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/ Жемчужины английской поэзии http://members.tripod.com/~poetry_pearls/ Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm Иосиф Бродский. Полное собрание сочинений http://www.geocities.com/Athens/8926/Brodsky/ Каталог. Историко-литературное издание http://litcatalog.al.ru/ Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркеса http://macondo.h1.ru/index.php Заветный список http://zs.phil.pfu.edu.ru/ Русский переплет http://www.pereplet.ru/ Классика.Ru http://www.klassika.ru/ М.А. Булгаков http://www.bulgakov.km.ru/ Литература в 10-м классе http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html Русская поэзия 60-х годов http://www.ruthenia.ru/60s/ Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/ Русский фольклор http://rusfolk.chat.ru/ С пятиклассниками о понятии композиции http://www.sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm Приют спокойствия, трудов и вдохновения http://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm Рисунок акварелью http://risunok.da.ru/ Роль портрета в художественном произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm
|