Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 175.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.12.2013
Размер175.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Чувашский республиканский институт образования

Кафедра дошкольного и начального образования


Проект

по теме:

Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе


Научный руководитель – старший преподаватель

Панскова Галина Васильевна

Выполнен – Жарковой Наталией Леонидовной

учителем МОУ «НОШ № 1» г. Чебоксары

Чебоксары

2010

Проблема : отсутствие критического мышления у младших школьников.
Цель проекта: выявить эффективные способы развития критического мышления и оформить в виде рекомендаций.
Задачи проекта: 1. Изучить технологию «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

2. Описать личный опыт применения приемов и стратегий технологии РКМЧП.

3. Разработать и представить план-конспект урока литературного чтения с использованием приемов технологии РКМЧП.
Ожидаемый результат: повышение познавательного интереса учащихся через применении приемов и стратегий РКМЧП.

Конечный результат: мастерская по применению приемов и стратегий РКМЧП для учителей ОО «Ассоциации педагогических работников города Чебоксары « XXI век».

Содержание


  1. Введение. ……………………………………………………………4

  2. Технология «Развитие критического мышления

через чтение и письмо»(РКМЧП). ………………………………6

3. Описание личного опыта применения РКМЧП …..………….10

  1. Урок литературного чтения в 3 классе по теме:

«Во что верят и играют мальчишки?»

(М.Твен «Приключения Тома Сойера»)………………………18

5. Список использованных источников и литературы …………

Введение
Кто владеет информацией,

тот владеет Миром…

У. Черчилль
Мы живем в мире, насыщенном информацией. С каждым днем наблюдается увеличение объема получаемой нами информации в связи с ее доступностью. В таких условиях особую значимость приобретает владение человеком культурой выбора.

Данные Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» г. Чебоксары показывают, что:

  • у 60% первоклассников встречается несформированность речи;

  • преобладающее число младших школьников, неуспевающих по русскому языку, испытывают специфические трудности в овладении письмом вследствие речевых нарушений;

  • 30% учащихся образовательных учреждений имеют семантическую дислексию (у них сформирована техника чтения, но они не понимают смысла чтения)

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», пожалуй, единственная в своем роде. Ее создатели опирались на идеи философов, психологов и педагогов всего мира.

Создавая технологию РКМЧП Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер выбрали теории, по их мнению совместимые с их общим идеалом: будущие граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и в то же время главенствовать и руководить; им следует уважать людей самого разного происхождения; уметь проявлять личную инициативу, им необходимо отстаивать свои принципы и в тоже время умело увязывать основополагающие, «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями.

Не этого ли требуют от нас новые федеральные государственные образовательные стандарты?!

«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, социокультурной, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Российское образование сегодня рассматривается как условие, необходимое для самоопределения и самореализации личности. Это дает возможность поиска и освоения инновационных методов и педагогических технологий, помогающих перейти от внешней мотивации учения к внутренней, более устойчивой. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX в. в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной т.д.) и для учащихся разных возрастных групп. Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированная на решение актуальных образовательных задач.
Критическое мышление — это один из видов интеллек­туальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цели применения данной технологии в начальной школе:

  • формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма;

  • развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня – критического.

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» решает следующие задачи (по Л.Б. Прокофьевой):

  • образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активному восприятию учебного материала;

  • культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.


В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий).

Стадия (Фаза)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Возможные приемы и методы


I. Вызов (evocation)


Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их дея­тельности, мотивацию к дальнейшей работе


Ученик «вспоминает», что ему известно по изу­чаемому вопросу (дела­ет предположения), сис­тематизирует информа­цию до изучения нового материала, задает во­просы, на которые хочет получить ответы


Составление списка «известной ин­формации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графиче­ская): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; пе­репутанные логические цепочки и т.д.


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмыс­ление со­держания (realization of meaning)

Направлена на сохра­нение интереса к теме при непосредственной работе с новой ин­формацией, постепен­ное продвижение от знания «старого» к новому»


Ученик читает (слушает) текст, используя пред­ложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации


Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «—», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двой­ных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы


На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой инфор­мацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах.

III. Рефлек­сия (reflec­tion)

Учителю следует: вер­нуть учащихся к пер­воначальным запи­сям-предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, ис­следовательские или практические задания на основе изученной информации


Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления со­держания


Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискус­сий.

Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.



Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Описание личного опыта применения РКМЧП.
При выборе технологии я руководствовалась «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в основу обновленного содержания, которой положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Я считаю, что выбранная мною технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», позволяет формировать компетенции, как ключевые, так и предметные.

Меня привлекает данная технология тем, что формы урока в РКМЧП отличают­ся от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, де­лятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуж­дают прочитанное. Организация учебного процесса напоми­нает коллективный способ обучения, так как основой её является работа учащихся в дина­мических парах и группах. Всё это позволяют развивать такие базовые качества личности, как крити­ческое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толе­рантность, которые необходимы человеку в современном обществе.

Технологию «Развития критического мышления через чтение и письмо» в целом или отдельные приёмы я использую на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, русского языка, художественного труда.

Стадию вызова на уроке можно осуществить при помощи стратегии, которая называется: « Знаю. Хочу знать. Узнал.» Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

Учащимся до начала чтения фронтально предлагается вопрос: « Что вы знаете или думаете, что знаете, о теме нашего урока?» Все предлагаемые формулировки записываются в столбик «Знаю» для общего внимания – без корректировки, без оценивания(!).

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?». В столбик «Хочу узнать» записываются (без оценок) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик «Узнал» отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Я провожу такую работу на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы". Этот прием может быть началом урока повторения и обобщения темы, например, «Имени прилагательного». Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему. Затем учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывают свой ответ. После повторения информации возвращаюсь к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность.

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластеров (см. приложение)). Грозди - графический прием в систематизации материала. При работе с художественным текстом рисуется модель солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда - это тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. По ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

«Чтение с пометками и таблица INSERT»(см. приложение) работает на стадии осмысления.  При работе с текстом на уроке окружающего мира и технологии, читая текст, я прошу учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы.
   " V " - поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

   " + " - поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

   " - " - поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

   " ? " - поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Для заполнения таблицы надо вернуться опять к тексту. Таким образом, текст прочитывается внимательно, вдумчиво и не один раз. После заполнения таблицы проводится дискуссия. В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его «сворачиванию» в конспект. Эту стадию каждый обычно проходит индивидуально. Особо надо отметить, что тексты готовятся для развития критического мышления, поэтому не все в них бесспорно!!! Когда текст прочитан и таблицы заполнены, целесообразно объединиться в мини-группы(4-8 человек) и обсудить результаты. Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.

Стадия рефлексии (reflection) необходима не толь­ко для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые предлагаю после выполнения задания.

  1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения задания? Что мне показалось наиболее интересным? мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

  2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Рефлексией может быть творческая работа по теме.

После комплексного анализа текста, на уроках литературного чтения, начиная с 2 класса, я предлагаю творческое задание.

Например, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объяснить, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт. Ответ записывается в тетрадях для творческих работ.

Из жизненного опыта мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. см. приложение).

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала -"тонкие", а потом "толстые".

3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

  1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

  2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

  3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

  4. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи.

  5. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума.(см. приложение) Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками"

  1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

  2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

  3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

  4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

  5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Прием "Ассоциации" позволит развивать творческое мышление детей.
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена мимики и жестов. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагают своим ученикам стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

Примеры синквейнов

Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых!
Мастер.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании, как вы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. -УЧИТЕЛЬ

  2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. -ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ

  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.-УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ.

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.- СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ

  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.- МАСТЕР

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.


Лесник
Одинокий, старый,
Помогает, защищает, спасает,
Помогаешь ты - помогают тебе!
Хранитель.

Президент
Умный, честный,
Управляет, планирует, решает.
Великий государь есть государь премудрый!
Власть.

Земля
Плодородная, теплая
Взращивает, кормит, дарует.
Недаром с любовью о ней говорим
Матушка.



Конфликт

Грозный, непримиримый.
Разрушает, оскорбляют, убивают.
Часто неизбежен для меня.
Столкновение.


Урок литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: Во что верят и играют мальчишки? (М. Твен «Приключения Тома Сойера)

(технология развития критического мышления)

  • Цели:

  • Отрабатывать навыки создания собственного высказывания.

  • Отрабатывать навыки орфографической и пунктуационной грамотности.




  • Компетенции:

  • Коммуникативная:(сформировать навыки работы в группе, умение вести дискуссию)

  • Общекультурные компетенции: (формирование духовно-нравственных основ личности)

  • Учебно-познавательные компетенции: (формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности: поставить цель, спланировать, проанализировать, написать рефлексию).

  • Языковая компетенция: (формирование навыков употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в со­ответствии с нормами литературного языка).

Ход урока





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск