Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 124.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.12.2013
Размер124.32 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Литература > Диплом
Отчёт по апробации

учебника «Литература, 5 класс»

автора Г.С. Меркина

издательства «Русское слово»

2012/ 2013 учебный год
1.Общие сведения учителя, проводившего апробацию:

ФИО Смирнова Зоя Михайловна

место жительства Ставропольский край,

город Буденновск, квартал 262, д.9,кВ.29

место работы МОУ СОШ №1 села Покойного Буденновского района

специальность по диплому филолог-преподаватель

стаж работы в школе 1 год

занимаемая должность директор

стаж работы учителем (предмет)29 лет, учитель русского языка и литературы

контактные тел., эл. почта р.т. 88655994492, д.т.886559 74990,

с.т. 89054939416

категория высшая

награды, звания, уч. степень: нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» 2000 г., Победитель нацпроекта «Образование» 2008 г.

Отметьте свой вариант ответа (ответов) знаком «+».
2. На какой ступени апробации Вы находитесь?

___ работаю первый год

___ работаю два года

___ другое (напишите) __________________________________________________________________
3. Укажите название полное название УМК, учебник из которого Вы апробируете (например «УМК «География. 5-9 класс»:

«УМК «Литература 5-9 класс»

4. Соответствует ли стиль и доступность изложения материала возрастным особенностям учащихся?

___ да

___ недостаточно

___ нет

Почему? (обоснуйте)

Учитывая возрастные особенности, автор использует разнообразные приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии. Вопросы и задания четко сформулированы и логически выстроены, позволяют изучать произведения на разных уровнях (восприятие, язык, образы), организовывать коллективную, групповую, индивидуальную работу. Есть задания повышенной трудности, отмеченные звёздочкой. Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, творческих способностей школьников.
Этому способствуют рубрики: «Для вас, любознательные!», «Живое слово», «Пофантазируем», «После уроков», «Поговорим о прочитанном».
5. Соответствует ли материал учебника Примерной программе (Фундаментальному предметному ядру)?

___ да

___ нет

___ незначительно превышает

___ значительно превышает

Почему? (обоснуйте)_

Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат учебника серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место в учебнике отведено развитию устной и письменной речи.

Учебник готовит ребят к осознанному и вдумчивому чтению классики. На это нацелен подбор  вопросов и заданий к каждому произведению или отрывку

6. Вызывает ли объем материала учебника перегрузку у учащихся?

___ да

___ нет

___ отдельные разделы (укажите, какие)

  1. Удовлетворяет ли Вас подбор дополнительных текстов в учебнике?

___ да

___ недостаточно

___ нет

Почему? (обоснуйте)______________________________________________________

__________________________________________________________________
8.Достаточно ли в учебнике иллюстративного материала (рисунков, карт, схем, фотографий и др.)?

___ да

___ нет

___ распределен неравномерно по темам

Почему? (обоснуйте)_

В качестве иллюстраций представлены портреты писателей, ученых, композиторов, художников, деятелей культуры, фотографии, репродукции картин, иллюстрации к произведениям.

Репродукции картин известных художников, иллюстрации к произведениям связаны с изучаемым литературным материалом, помогают погрузиться в соответствующую эпоху, мир того или иного автора, мир его произведения.

Обязательная связь иллюстративного материала с произведением, текстом учебника нацеливает ребенка на поиск подобных параллелей в окружающем мире, что формирует системность мировосприятия.


  1. Как Вы относитесь к качеству иллюстративного ряда?

  • носит информационную нагрузку __ да __ нет __ не все

  • нравится детям __ да __ нет __не все

  • достаточен по количеству __ да __ нет __ не все

Почему? (обоснуйте)_

Портреты деятелей культуры помогают представить не только внешний облик человека, но и поговорить о внутреннем мире, который старался передать художник или фотограф.

Фотографии отсылают к исторической эпохе, во время которой происходит действие произведения, или помогают сопоставить текст с тем, что ребенок может увидеть в окружающем нас мире, учат пристальней смотреть вокруг себя, выражать чувства словами. Репродукции картин, фотографии памятников приобщают к культурному наследию, развивают культуроведческую и коммуникативную компетенции.

  1. Способствует ли, на Ваш взгляд, работа по данному учебнику:

  • повышению качества подготовки учащихся по предмету

___ да __ нет ___ недостаточно

  • формированию у учащихся личностных УУД

___ да ___ нет ___ недостаточно

  • формированию у учащихся регулятивных УУД

___ да ___ нет ___ недостаточно

  • формированию у учащихся познавательных УУД

___ да ___ нет ___ недостаточно

  • формированию у учащихся коммуникативных УУД

___ да ___ нет ___ недостаточно

  • формированию интереса к изучению предмета

___ да ___ нет ___ недостаточно
Почему? (обоснуйте)
Личностные УУД отражены, например, в вопросах дискуссионного характера, требующих формулировки и отстаивания своей нравственно-эстетической позиции по одной из проблем, поставленных в произведении; познавательные – в заданиях по созданию собственного развернутого высказывания на определенную тему, в разных видах работы с текстом (анализ, составление плана, разные виды пересказа, заучивание наизусть, поиск ключевых слов, выделение главной мысли, определение художественных средств и т.п.).

Коммуникативные УУД нашли отражение в организации индивидуальной проектной работы и коллективной исследовательской деятельности..

Например, рубрика «Для вас, любознательные» призвана формировать интерес к углубленному изучению предмета, способствовать выбору литературы для профильного изучения в старшей школе.

Большое внимание уделяется проблеме самоконтроля, то есть выработке регулятивных УУД: в конце учебника даны обобщающие итоговые вопросы и задания, помогающие самостоятельно осмыслить пройденный материал, сделать необходимые выводы, проверить и оценить свои знания, разобраться в собственных читательских предпочтениях, обобщить свои впечатления от знакомства с произведениями, не входящими в программу. Особенностью учебника является также то, что его автор требует и от учителя той же мыслительной, коммуникативной активности: ведь он такой же читатель, как и ученик. Так, например, рубрика «После уроков» предлагает организацию внеклассной работы по предмету, помогая учителю в выборе ее формы (фестивали, праздники, концерты, экскурсии, викторины и т.п.), но не навязывая жестко ее содержания. _



  1. Укажите, какие темы (разделы) учебного курса раскрыты увлекательно, наглядно:

__________________________________________________________________

Почему? (обоснуйте) Вопросы и задания четко сформулированы и логически выстроены, ориентированы на возраст учащихся и их читательские интересы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении литературе.

Нужно отметить большую насыщенность познавательного материала. В учебнике содержится богатый и доступный детям 5 класса дополнительный информационный материал, помещенный в рубриках: «Советуем прочитать», «Для вас, любознательные», «В мире художественного слова».

Изучение творчества любого автора начинается со вступительного слова «Мир автора в детские годы», что очень нравится детям, вызывает у них особый интерес, т.к. они могут проводить некие сравнительные параллели со своими детскими годами.

Большое внимание уделено работе с литературоведческими терминами, и ведётся она регулярно, на протяжении всего учебного года. Очень ценным является введение понятий по теории литературы с доступными для пятиклассников примерами и заданиями по определению художественных средств. Все это позволяет вести планомерную подготовку к единому государственному экзамену по литературе.

  1. Укажите, какие темы (разделы) учебного курса раскрыты логично, последовательно:

__________________________________________________________________

Почему? (обоснуйте)_ Реализации межпредметных связей в учебнике способствуют цветные вклейки с репродукциями полотен известных художников. Не являясь прямыми иллюстрациями изучаемых литературных произведений, эти картины развивают общекультурную компетенцию учащихся, позволяя проводить параллели между разными видами искусства, видеть общее и различное в мировоззрении и эстетике художников и писателей одной исторической эпохи и т.д. Уделено внимание портретам известных писателей как способу художественного осмысления личности. Материал цветных вклеек имеет методическую поддержку – к ним даны вопросы и задания, содержатся отсылки в основном тексте учебников.

  1. Укажите, какие темы (разделы) учебного курса раскрыты чересчур упрощенно:

нет

  1. Укажите, какие темы (разделы) учебного курса раскрыты чересчур сложно и академично:

_нет

  1. Укажите, какие темы (разделы) учебного курса раскрыты многословно, скучно:

_нет


  1. Напишите каким образом заложен в учебнике деятельностный компонент (умение добывать и применять приобретенные знания)?

Учебник строится на основополагающем принципе доверия к читателю, к его возможности самостоятельно открыть для себя своеобразие авторского миропонимания и мастерства писателя. Поэтому при работе с учебником речь идет не только об усвоении учащимся определенной суммы знаний, но и о развитии его личности, коммуникативных и творческих способностей, что обусловливает опору на деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно–ориентированный подходы к изучению литературы. Учебник уходит от готовых шаблонов, а предлагает активизировать самостоятельную мыслительную деятельность в интерпретации художественных произведений. Читатель должен знать текст, чувствовать авторское настроение, раскрывать загадки авторского замысла, но все это должен делать самостоятельно. 

В учебнике прописаны темы сочинений, докладов и рефератов, что даёт возможность учащимся заранее подготовиться к самостоятельной творческой работе. Ведется постоянная работа с основными литературоведческими понятиями.


  1. Удовлетворяет ли Вас порядок расположения учебных тем в учебнике?

__ да

__ недостаточно

__ нет

Почему? (обоснуйте)_

В учебниках отсутствуют спорные и недостоверные сведения, избыточный фактический материал.

Содержание учебников имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, воспитывает патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, народу, родной культуре и языку. Учебники отличает поликультурность, учет многообразия других народов России, что необходимо для воспитания толерантности, развития способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу


  1. Заложена ли в содержании учебника связь нового материала с имеющимся опытом ученика?

___ да

__ недостаточно

__ нет

Почему? (обоснуйте)

Пятиклассники выполняют тесты, данные после многих произведений. Тех из них, кто много и с удовольствием читает, привлекают литературные игры, например, после статьи «Славянский миф» или отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила.


  1. Обеспечивает ли учебник возможность систематизации и обобщения знаний по завершению каждой темы (раздела)?

___да

__ недостаточно

__ нет

Почему? (обоснуйте)

Серьезное внимание уделено формированию умений сопоставительного анализа (например, в 5 классе предложено сравнить стихотворный перевод фрагмента поэмы Гомера «Одиссея» В.В. Вересаева с прозаическим пересказом того же фрагмента Н.А. Куна, дано задание провести сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» и «Весенние воды» по намеченному плану, предложено сопоставить главных героев рассказов А.П.Платонова «Никита» и «Цветок на земле».

Поэтапно вводится информация о важнейших особенностях разных видов и жанров изобразительного искусства: в 5 классе, например, общая информация (пейзаж, портрет, батальная сцена, жанровая и т.д.),


  1. Содержит ли учебник справочный материал?

__ да

__ недостаточно

__ нет

Почему? (обоснуйте)

Практически в каждой теме есть такие рубрики, как "Живое слово", "Для вас, любознательные","Пофантазируем", "Поговорим о прочитанном", "В мире художественного слова писателя",вызывающие интерес у учащихся. Задания, предложенные в учебнике, дают возможность педагогу учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. Предполагается работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Учебник обеспечивает возможность для формирования различных умений.


  1. Направлен ли методический аппарат учебника на реализацию дифференцированного подхода к учащимся?

__ да

__ недостаточно

__ нет

Почему? (обоснуйте)_

В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации.

Этому способствуют условные обозначения, помогающие структурировать материал. Каждому изучаемому произведению предшествует теоретическая статья, позволяющая познакомиться с жизнью автора, его творчеством, дающая подсказки, как читать и понимать произведение, заставляющая задуматься над некоторыми общечеловеческими проблемами.

После каждого раздела ученикам предлагаются контрольные вопросы, творческие задания, даются подсказки для успешного выполнения творческого задания. Такая четкая структура и логика изложения материала, о которой говорилось выше, свидетельствуют о том, что в учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации обучения и организации разнообразной деятельности учащихся.

Автор создал интересную структуру учебника, включив в него, помимо текстов произведений, статьи «Для вас, любознательные», «После уроков», «Живое слово», «Пофантазируем». Здесь даны задания, позволяющие  учителю организовать внеклассную работу по предмету.


  1. Содержится ли в учебнике фактическая информация, с которой Вы как специалист, не согласны?

__ да

__ нет

__ в некоторых разделах (укажите, каких) ________________________________________________________________

  1. Хотите ли Вы и дальше работать с этим учебником, линией учебников?

___ да

___ нет

___ пока не знаю

Почему? (обоснуйте)

Учебник интересен и для учеников, и для учителя.

Учебник для 5 класса открывает курс литературы в основной школе; основной темой курса является тема книги и чтения. В учебнике представлены также произведения, в которых нашла отражение тема детства, образы детей и подростков, а при знакомстве с биографией писателей акцент сделан на событиях и впечатлениях их детских лет. В конце учебника дается рубрика «Детские годы писателей» с кратким биографическим и краеведческим материалом. В конце крупных монографических глав и разделов содержится список рекомендуемой литературы (рубрика «Советуем прочитать»).


  1. С какими трудностями использования учебников и учебных пособий Вы столкнулись в своей практике?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Использовали ли Вы пособия по внеурочной деятельности, работая по данному УМК?

Да.


  1. Пришлите, пожалуйста, конспект и презентацию наиболее удачного и результативного урока поданному учебнику.




  1. Пришлите, пожалуйста, по возможности, видео-уроки по данному учебнику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск