Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.12.2013
Размер84.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Конспекта урока русского языка

Автор: Худотеплая Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ярская СОШ Новооскольского района Белгородской области»

Тема: Рр Подготовка к написанию сочинения на основе художественного текста о проблемах современной молодежи

Цель: создать условия для определения социальных и нравственных проблем, с целью написания сочинения на основе анализа рассказа Александра Викторовича Костюнина «Младший брат»;

Задачи:

образовательная: формирование коммуникативных умений, умений анализировать художественное произведение, как многогранную призму проблем человека;

развивающая: содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, подбирать аргументы из художественного произведения;

воспитательная:  способствовать духовному воспитанию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока: подготовка к написанию сочинения (урок развития речи)

Форма урока: урок-анализ произведения;

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: анализ эпизодов, дискуссия, рефлексия.

  1. Термины и понятия: социальные, нравственные проблемы

Оборудование: тексты произведения А.В.Костюнина «Младший брат», электронные версии текстов для распространения учащимся, выставка книг из библиотеки на социально-нравственную тематику, подборка Лихановских сборников и другие, толковый словарь, словарь лингвистических терминов, компьютер с выходом в сеть Интернет.


Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний


Организационный момент. ( На доске только высказывания А.Костюнина)

Мотивация к началу урока.

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать словами А.Костюнина (приглашает посмотреть на слайд):

В беду падают, как в

П

Р

о

п

а

с

т

ь.

Вдруг!

Но в преступление

сходят

шаг

за

шагом…

- Как вы понимаете смыл высказывания? Как вы оцениваете прием графического построения текста?

Самостоятельная формулировка темы урока

- Ребята, сегодняшний урок посвящен подготовке к сочинению публицистического характера на основе художественного произведения. Предыдущая беседа поможет нам сформулировать тему сочинения…

- Ребята, бывает, что в жизни человека ВДРУГ случается беда, а случается, что человек каждым своим поступком делает шаг, приближающий его к преступлению и тогда что последует за этим? – продолжите обобщающим словом? (ПРОБЛЕМЫ). Чему посвящена тематика книг, подобранных к сегодняшнему уроку?

(Возникают варианты: проблемы человечества, социальные проблемы, проблемы человека и т.д.) (учитель корректирует) Современные проблемы молодежи.


Познавательные УУД:

Научатся – расрывать смысл произвдения; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Отточат умение – формулировать собственное мнение и позицию;  развивать ассоциативное, образное мышление,  умение анализировать, обобщать, делать выводы3)формируем умение работать с художественным произведением

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать нравственные проблемы, затронутые в рассказе

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Постановка задач урока: (учащиеся делают самостоятельно с помощью фраз-клише на доске: подготовиться, анализировать, обобщать, развивать и т.д.)

  2. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать текст рассказа А.В.Костюнина, делая пометки на полях. (Учитель заранее распечатал тексты рассказа, оставив на полях границу для пометок: ! – испытываю эмоциональный взрыв; + за; - против).

Учащиеся отражают восприятие произведения, анализируя пометки.

  1. Работа с понятием « характерные особенности публицистического стиля».

1). По желанию учащиеся работают с толковым словарем, словарем лингвистических терминов или в сети Интернет (Википедии).

2). Выборочный диктант. Задание: выписать слова, словосочетания, которые используются при написании сочинения публицистического стиля или относятся к нему. Один учащийся работает на обороте доски: Низкая эмоциональность, высокая эмоциональность, научные слова, термины, средства выразительности, риторические вопросы, просторечия, риторические восклицания, предназначен для публичной речи, взаимосвязь слова и образа, общественно-политическая лексика, нравственно-этическая лексика, синтаксические средства, приемы построения устного высказывания; лексика, умелое использование деталей при описании настроения, внутреннего состояния человека, отражающая мировоззрение личности, характеристика персонажей, отражение нравственных, эстетических, социальных ценностей; отражение идейного замысла произведения, убеждать в тексте не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью в том, о чем говоришь (синтаксический разбор предложения), использование фразеологизмов, взаимосвязь слова и образа,

  1. Совместная проверка диктанта.



ΙΙΙ. Применение знаний

  1. Заполнение кластера «Проблемы, затронутые в произведении». Учащиеся самостоятельно составляют кластеры. Кластеры могут быть от простых вариантов до сложных, в зависимости от уровня подготовки учащихся в классе.

Примеры кластеров по различным схемам:

Кластеры составляются на доске схематично, можно использовать цветные стикеры, на которых учащиеся записывают проблемы и прикрепляют на доску, дочерчивая схему маркерами или мелом.

  1. Работа с художественно-изобразительными средствами в тексте рассказа.

-Ребята, какой эпизод в тексте, по-вашему, является кульминационным? Дайте ему заголовок. (Большая часть учащихся назовет эпизод «Свежерастерзанная чайка»).

Задание: распределившись на группы, учащиеся должны заполнить таблицу примерами из текста. Учитель свои примеры записывает маркером на доске и закрывает их, открыв только для проверки. Учащиеся работают в парах.

Средства выразительности

Пример из текста

Функции

Грубая лексика

«Уроды»

Отражает авторскую негативную позицию

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Маленькое пуховое перышко,

сморщенная птичья лапка,

расправляли плечики маленькие

ярко-зеленые листочки, уютные

семейные гнездышки


Беззащитность, невинность природы

Ряды однородных членов

Деловитый пернатый гомон, пересуды, задорный щебет и амурный клекот праздничным

гулом висели над округой

Движение жизни в природе

Метафоры

Камнем падали в воду

Красота полета приц

Эпитеты

Белоснежные чайки,

вездесущая ворона

Красота птиц

Птицам присущи качества человека


Метонимия

В неброских сереньких пальтишках

Красота, беззащитность птиц (они как дети)

Олицетворение

Чайка в воздухе тревожно заплакала,

Чайка пронзительно кричала

Автор подчеркивает своё чувство сопереживания природе

  1. -Ребята, таблица заполнена. Сделайте выводы о роли средств выразительности в художественном тексте. (Дети должны прийти к выводу о том, что использование автором средств выразительности делает эпизод эмоционально-напряженным).

 




ΙV. Домашнее задание

Информацию о домашнем задании: темы сочинений, которые рекомендуются для написания учащимися, даются в распечатанном виде и комментируются учителем.

Задание:

Написать на черновики сочинения публицистического характера на основе аргументов из художественной литературы по темам:

1). Кто ты будешь такой? (А.В.Костюнин «Младший брат»)

2). Совесть (Эссе А.В.Костюнина «Земное притяжение»)

3). Насилие, жестокость, агрессия (Эссе А.В.Костюнина «Земное притяжение»)

4). Любовь (Эссе А.В.Костюнина «Земное притяжение»)

5). Вера (Эссе А.В.Костюнина «Земное притяжение»)

6).Преступление (Эссе А.В.Костюнина «Земное притяжение»)

7). Взаимоотношения с родителями ((А.В.Костюнин «Младший брат»)

8). Вредные привычки (Ч.Айтматов «Плаха»)

К домашним темам в электронной форме прилагаются: сборник произведений А.В.Костюнина, Ч.Айтматов «Плаха»). Также рекомендую для написания сочинения выставку книг Альберта Лиханова.


V. Итоги урока.

Рефлексия

1). Личные рассуждения по вопросу на выбор учащихся.

  1. В чем сложность и многозначность отношений между героями пьесы?

  2. Чему нас учит это произведение?

  3. Какие проблемы вы отразите в своем сочинении?

  4. Как вы понимаете слова из детской считалки, взятые автором для предисловия?

На… златом… крыльце… сидели… царь…

царевич… король… королевич…

сапожник… портной…

Кто… Ты… будешь… такой?

  1. Что подчеркивает дата написания рассказа – 2009 г.?

2).Рефлексия

Устно нарисуйте иллюстрацию к рассказу.



Регулятивные УУД:

Познавательная и личностная рефлексия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск