МО «Курумканский район»
Районное управление образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
_____/_____________/ _____/_____________________/ ______/________________/
ФИО ФИО ФИО
Протокол №____от «_____»____________2012 г. Приказ №____ от «______»___________2012 г. «_____»___________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный курс: русская литература
Ступень обучения, класс: основное общее,7 класс
ФИО разработчика: Цыдендоржиева Э.Ц.
Срок действия программы: 1 год
с.Улюнхан
2012
Пояснительная записка Рабочая программа по русской литературе для 7 класса составлена на основании
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ №1312 от 09 марта 2004г.;
-Приказа МО и Н РФ №241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования МО РФ от 09.03.2004 № 1312»;
- Приказа МО и Н РБ №1168 от 03.09.2008 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования»;
-Приказа МО и Н РФ от 27 декабря 2011 года №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013уч.г.»;
- «Санитарно-гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189);
- Образовательной программы МБОУ «Улюнханская СОШ» на 2012-2013 уч.г.;
-Устава МБОУ «Улюнханская СОШ»;
- Приказа № 1 по школе от 28 августа 2012 года «Об утверждении учебного плана школы на 2012-2013 уч.г.»
- Положения о рабочей программе МБОУ «УСОШ»;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2006 г.),
При изучении программы используется методический комплекс: учебник Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 7-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011 . Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс». – М.: ВАКО, 2009.
Учебный предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология». Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2012-2013 год. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на уроках в 7 классе важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знание, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку;, календарно-тематическое планирование, национально- региональный компонент, требования к уровню подготовки, перечень учебно-методического обеспечения, , нормы оценивания.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В рабочую учебную программу включен национально-региональный компонент, представленный произведениями бурятских и эвенкийских писателей и поэтов. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями бурятской и эвенкийской литературы.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Календарно – тематическое планирование
№
| Дата проведения
| Кол-во часов
| Тема урока
| Содержание учебного материала
| Система заданий
| Понятийный минимум
| Домашнее задание
| План.
| Факт.
| 1
| 3.09
| 3.09
| 1
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная Проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
| Знакомство с учебником, беседа, вопросы и задания
(с. 5-6)
| Знать: основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5-6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы.
| Ответить на вопросы на с.5, Сочинение-рассуждение по восточному высказыванию, при-веденному В. П. Астафьевым
(с. 5
| 2
| 5.09
| 5.09
|
| Предания как поэтическая автобиография народа
| Главные герои преданий, композиция, художественные особенности преданий
| Чтение преданий, вопросы к ним
(с.10), вопросы 1—2 (с. 10)
| Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии.
Уметь: отмечать общее и различное в легендах, быличках, преданиях
| Подготовить пересказ преданий
| 3
| 7.09
| 7.09
|
| Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович
| Главные герои былин, композиция, художественные особенности былин.
| Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины
| Пересказывать сюжеты прочитанных былин и характеризовать их героев
| Прочитать статью на с.11-12, составить план сообщения
| 4
| 10.09
| 10.09
|
| «Вольга и Микула Селянинович».
Образ главного героя
| Вольга и Микула - герои социально-бытовых былин. Сравнение двух образов. Прославление крестьянского труда, уважение к труженикам
| Анализ былины, творческая работа
| Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка).
Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти.
| Подготовить пересказ
| 5
| 12.09
| 12.09
|
| Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца
| Реальная историческая основа былин, героическая песня, сложность победы над самыми разными врагами.
| Литературная игра «Умники и умницы» по былинам
| Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
| Выписать из текста описание боя
| 6
| 14.09
| 14.09
|
| Пословицы и поговорки
| Народная мудрость и богатый жизненный опыт. Малые формы устного народного творчества. Жизненный опыт создателей.
| Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания
1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49),
1-6 (с. 49, рубрика «Обогащайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и поговорок
| Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок.
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи
| Выписать 5-6 пословиц выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений,
|
|
|
|
| Древнерусская литература
|
|
|
|
| 7-8
| 17.09
19.09
| 17.09
19.09
|
| Поучения Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.
| Понятие о древнерусской литературе, жанр «летописи». Жанр древнерусской литературы «поучение», самостоятельное составление поучения.
| Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта
| Знать: черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха.
Понимать: актуальность поучений Владимира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы.
Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов
| Выписать из текста названия городов. Задания
3-4
(с. 54),
| 9-10
| 21.09
24.09
| 21.09
24.09
|
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. Высокий моральный облик героини.
| Тема любви, верности слову, долгу, святость поступков и желаний. Внимание к личности, гимн любви, верности. Образы главных героев. Речевая характеристика Февронии. Реальное и фантастическое в «Повести...» Связь «Повести...» с фольклором
| Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы
| Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольклором.
| Подготовить рассказ
| 11
| 26.09
| 26.09
|
| Развитие речи. Подготовка к письменной работе
| Темы:
1.Народная мудрость в произведениях
русского фольклора.
2.Художественные особенности русских
былин.
3.Русские былины и карело-финский эпос - общее и различное.
4.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
5.В чем значение древнерусской литературы
для современного читателя?
| Сочинение - рассуждение
| Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произведений.
Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и определять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
| Подготовить сообщение о Ломоносове. Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.В. Ломоносове (с. 65-66
|
|
|
|
| Произведения русских писателей 18 века
|
|
|
|
| 12-13
| 28.091.10
| 28.091.10
|
| М. В. Ломоносов. Личность и судьба. Литературное творчество. Оды.
| М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды
| Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам
| Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль. Понимать: особенности языка XVIII века.
Уметь: выразительно читать оду, определять ее тему и идею
| Подготовить выразительное чтение оды, выучить наизусть отрывок из оды
| 14-15
| 3-5.10
| 3-5.10
|
| Г. Р. Державин. Поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Державина.
| Честность и прямота характера поэта, смелость в изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, живость и естественность стиха.
| Выразительное чтение, вопросы и задания
1-4
(с. 71),
1-2
(с. 71, рубрика «Развивайте дар слова»)
| Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
| Подготовить выразительное чтение, подготовить сообщение
|
|
|
|
| Произведения русских писателей 19 века
|
|
|
|
| 16
| 8.10
| 8.10
|
| А. С. Пушкин. Слово о поэте.
| Интерес поэта к историческому прошлому родины, к деятельности полководцев, авторское отношение к героям, к назначению поэта.
| Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения
| Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте.
Понимать: патриотический пафос произведения; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства
| Подготовить ответы на вопросы на с.75
| 17
| 10.10
| 10.10
|
| «Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»)
| Интерес поэта к историческому прошлому родины, к деятельности полководцев, авторское отношение к героям, к назначению поэта.
| Анализ текста, конкурс выразительного чтения, работа со словарём, определение жанра
| Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник».
Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства
| Подготовить выразительное чтение
| 18-19
| 12-15.10
| 12-15.10
|
| «Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра песни. Тема судьбы в балладе
| «Песнь о вещем Олеге» и её
летописный источник. Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет».
Тема судьбы и пророчества в «Песни…» Нравственная проблематика произведения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка
| Выразительное чтение, вопросы и задания
(с. 86-87)
| Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
| Объяснить значение слов, ответить на вопросы на с.84
| |