Урок-исследование "Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнение"
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: «Развитие основных учебных умений: анализировать, сравнивать, классифицировать» Форма: мастер - класс Цели: распространение опыта работы учителя с применением современных образовательных технологий и методик в обучении учащихся начальных классов приемам сравнения различных предметов: - выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определенным свойством, выявление сходства и различия предметов; -показать приемы установления причинных связей и зависимости между объектами; -выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения, объединение объектов в группы по существенному признаку, выявление доказательств, проведенной классификации. Урок: литературное чтение в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века») Оборудование: карандаши, ручки, карточки для самостоятельной работы; заготовленные листочки; «домики» с портретами баснописцев; электронная презентация, ПК, проектор; экран; таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1. План проведения мастер-класса: 1) Краткая характеристика деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. 2) Презентация урока с использованием ИКТ. 3) Рефлексия Технологии обучения: личносто-ориентированные; здоровьесберегающие, развивающее обучение; игровая технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология, компетентностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии, Методы и приемы: создание игровой ситуации, совместная деятельность, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах, парах, создание ситуации успеха, исследовательская работа в парах, знакомство с новым материалом на ПК, задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения, игровые ситуации,
Тема урока: «Басни: Эзоп «Ворон и Лисица» и И. А. Крылов «Ворона и Лисица» Цели урока: Образовательные: -продолжить знакомство с художественным жанром - басней; -добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни: находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли детей; -обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И.А. Крылова на основе прочитанных басен. Развивающие: -развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, -выразительную речь; -умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитательные возможности текста. Тип урока: урок «открытия» нового знания Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ Цель использования ИКТ: -предоставление наглядности; -самопроверки; -сообщения информации. Оборудование: выставка книг баснописцев; карточки для самостоятельной работы; заготовленные листочки; «домики» с портретами баснописцев; ПК; электронная презентация, проектор; экран; таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1. Основные учебные умения: -умения принимать и решать учебную задачу; -умения анализировать, сравнивать, классифицировать; - контроль и самоконтроль, оценка и самооценка; -работа в парах, самостоятельная работа Круг чтения: стихотворные и прозаические произведения. Тематика: произведения о нравственно - этических понятиях; Жанровое своеобразие: басни стихотворные и прозаические. Литературоведческие понятия: былина, мораль. Восприятие литературного произведения: изучение произведений одного и того же жанра, особенности произведения (композиция, язык произведения, изображение героев), сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики, выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Творческая деятельность: развитие интереса к художественному слову, «дописывание», «досказывание». Навык чтения: чтение вслух, про себя, выразительное чтение. Работа с текстом: осознание последовательности событий, вычленение главной мысли, определение поступков героев и их мотивов, сопоставление поступков персонажей и их оценка, выявление авторской позиции, своего отношения к событиям; работа со структурой текста, самостоятельная работа с текстом. Читательские умения: самостоятельное определение темы, жанра, сравнение произведений. Межпредметные связи: -с русским языком: запись жанра, героев, морали; -с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, использование красок для передачи своего отношения к героям; -с уроками музыки: изображение животных под музыку Ход урока
1. Организация начала занятия.
2. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному) (Приложение. Презентация: Слайд №2). Учитель: Выделите фамилии авторов с произведениями, которых мы будем работать? Их можно выделить из данного списка: И.А. Крылов, Э. Ю. Шим , В.В. Бианки, Эзоп. (Дети оставляют И.А.Крылова и Эзопа, т.к. это баснописцы, а Шим и Бианки – известные детские писатели-природоведы).
3.Формулирование проблемы: определение цели и задач исследования. -Перед нами два великих баснописца. Когда мы читаем их басни, то попадем в удивительный мир. Давайте вспомним, что же такое басня? (Слайд 3) (Короткий нравоучительный рассказ). Мы читали много разных рассказов о природе, о животных, о детях, о родине, о подвигах, давайте вспомним, о чем же рассказы Эзопа? Крылова? (В их рассказах действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки и поведение. Рассказы поучительные, высмеивают недостатки людей: злобу, зависть, невежество, жадность, лень. Рассказы поучают, осуждают, высмеивают). -Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. (Презентация. Слайд 4). -Крылов и Эзоп написали много басен. Отгадайте загадки и узнаете название басен, с которыми будем работать сегодня на уроке. 1) Учитель: Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?... (Появляется изображение вороны). 2) Учитель: Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Появляется изображение лисы) (Учащиеся определяют названия басен Эзоп «Ворон и Лисица», Крылов «Ворона и Лисица»). -Перед вами учебник и хрестоматия. Прочитайте название рассказа Эзопа («Ворон и Лисица») Крылова («Ворона и Лисица») Что заметили? О чем же пойдет речь на уроке? Чем мы будем заниматься? Мы должны сравнить… найти… . А что мы должны сделать, чтобы сравнить басни? (Прочитать, проанализировать, исследовать каждое произведение, сравнить героев, их поступки, мораль: найти сходство и различие.) Вывод: (Слайд 6) цель исследования: сравнить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и басню Эзопа «Ворон и Лисица». Задачи исследования: найти сходства и различия в содержании и построении басен: форма (запись) басен, заглавия, поведение героев, описание и их речь, мораль. Тема исследования «Басни: Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и Лисица» 4. Составление плана исследования -Мы с вами еще не знакомы с текстами басен. Можно ли догадаться, о чем эти нравоучительные рассказы, прочитав только заглавия? Выскажите свои предположения, о чем речь в этих баснях, кого подразумевают баснописцы под образами животных, какие недостатки людей высмеиваются по вашему мнению? Составим план нашего исследования: План исследования: (Слайд 7) 1.Выдвижение гипотезы, предположения. 2.Выбираем методы исследования: - подумать; -спросить у людей; -посмотреть в книгах. 3.Намечаем последовательность исследования. -анализ домашнего задания; -работа с учебником; -словарная работа; -анализируем басни поочередно; -сравниваем басни; -работа с рабочей тетрадью; -самостоятельное обдумывание и принятие решения; -работа в группах;
5. Проведение исследования. (Слайд 9)
1) Сбор, обработка информации. а)Проверка дом задания: Групповая работа, работа в парах. 1 ряд: 2 ряд: 3 ряд: Что такое басня? Какие басни написал И.Крылов, Эзоп? Что знаете о Крылове, Эзопе? -1 ряду раздаются карточки, в которые надо вставить слова из определения басни (Приложение 1) -2 ряд на листочках заполняет названия басен и вставляет в карточки с портретами писателей – баснописцев. -3 ряд готовит информацию о Крылове и Эзопе. (Крылов написал 205 басен). Проверка проводится по рядам. -1 ряд - Слайд 10 -3 ряд - Слайд 11
б) Самостоятельное чтение басни Эзопа. Слайд 12 Анализ басни: (у каждого ребенка заготовка таблицы «Сравниваем басни», которая заполняется по ходу работы) -Какой показана лиса? -А ворон? -Почему? -Как лисица заполучила тот кусок мяса, который нужен был ей? -А Ворон как поступил? -Чем эта басня похожа на рассказ? -Что роднит басню со сказкой? -Почему последнее предложение написано с новой строки? -Какой рисунок вы бы нарисовали к басне Эзопа? - Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете? - Сформулируйте её своими словами. -Подберите пословицу, близкую к морали басни (с опорой на учебник, раздел «Устное народное творчество» «Пословицы») Голова что чан, а ума ни на капустный кочан. Ума - палата, а глупости - саратовская степь. Пустой колос выше голову держит. Один якал, якал да и заплакал. Не все - то золото, что блестит. -В каких случаях уместны такие пословицы? А мораль? (Басня уместна против неразумного человека)
в) Чтение басни Крылова (учитель). а) Проверка первичного восприятия. Вопросы: -Понравилась ли басня? Чем именно? -Что запомнилось? -Все ли герои понравились? б) Выводы: Слушая и читая басню, можем мы увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод - мораль (в начале или в конце), где дана главная мысль басни. Как вы думаете почему?
Физминутка: Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.
г) Словарная работа. Учитель: Перечитайте молча басню и найти непонятные слова. ( Презентация. Слайд №13). -«лесть» - похвала, не соответствующее истине. -«гнусна» - отвратительна; -«пленил» – очаровал. -«вещунья» - приносящая вести, прозвище вороны. -«бог послал» - случайно нашла. в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов. Учитель: Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале, зачитайте). -Как вы его понимаете? (Не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется, нужно быть честными и умными).
д) Сравнение басен. (Сначала находим сходства). -Сравните басни Эзопа и Крылова. Выполнение задания в рабочей тетради с. 39, задание 1 «Выбор» - Почему у Эзопа — Ворон, а у Крылова — Ворона? (Ворон — птица мудрая и вещая; Ворона — глупа, но автор в шутку назвал её вещуньей, то есть предсказательницей.) -Отчего же она не сумела “предсказать” судьбу сыра? - Чем похож Ворон и Ворона? -Образ Лисы у Эзопа не является ярким характером, она хитра — и всё. Крылов обогащает этот образ. Найдите обороты, которыми автор характеризует Лису. Работа с учебником с. 57. -Как начинается басня Крылова? Прочитайте. Как называется эта часть басни? Объясните. (Мораль - поучительная часть) -Есть ли мораль у басни Эзопа? Прочитайте. Почему вы считаете, что это мораль? -Сравните поучительные части у Эзопа и Крылова. Одинаков ли смысл басен Эзопа и Крылова? Какое человеческое качество осмеяно в басне Крылова? -Почему басня Крылова длиннее, чем басня Эзопа? -Какими вы представляете героев басни Крылова? Эзопа? - Какую лисицу легче представить? (Крылов был драматургом). -Как в этой басне удалось заполучить сыр -Что в басне сказочное, а что настоящее? (Настоящее: животные: Лиса и Ворона, а сказочное: герои говорят, поют, танцуют) - Над чем же смеются Эзоп и Крылов в своих баснях? (Над глупостью вороны).
Для определения различий дети заполняют таблицы (работа в парах). Первая строка: сравнивают по жанру, вторая – нахождение морали, третья – главные герои. (Приложение 4) 6. Подготовка отчета исследования: -работа в парах, сравнение полученных таблиц; Проверяют по таблице. (Презентация. Слайд 7) -подготовка кратких сообщений по выполнению задач, поставленных в начале урока; -работа в тетрадях на печатной основе (задания №1-4, с.39)
7. Подведение итогов исследования. а) Защита перед сверстниками сообщения по проблеме (индивидуальная или групповая защита) - презентация исследования. б) Обсуждение итогов завершенной работы: -дать возможность желающим задать вопросы по сообщениям, а «исследователю» ответить на них: - Понравилось, как читали басню? - Хорошо мыслили, сравнивали? - Какое сейчас настроение? (рефлексия «Светофор»: «красный» - дело не понравилось (почему?), «желтый» понравилось, но не все (что не понравилось?), «Зеленый» - побольше таких дел) Домашнее задание: Выучить басню Крылова наизусть. |