Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер75.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок-исследование
"Басни: Эзоп «Ворон и Лисица»,
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнение"

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: «Развитие основных учебных умений: анализировать, сравнивать, классифицировать»
Форма: мастер - класс
Цели: распространение опыта работы учителя с применением современных образовательных технологий и методик в обучении учащихся начальных классов приемам сравнения различных предметов:
- выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определенным свойством, выявление сходства и различия предметов;
-показать приемы установления причинных связей и зависимости между объектами;
-выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения, объединение объектов в группы по существенному признаку, выявление доказательств, проведенной классификации.
Урок: литературное чтение в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»)
Оборудование: карандаши, ручки, карточки для самостоятельной работы; заготовленные листочки; «домики» с портретами баснописцев; электронная презентация, ПК, проектор; экран; таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1.
План проведения мастер-класса:
1) Краткая характеристика деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.
2) Презентация урока с использованием ИКТ.
3) Рефлексия
Технологии обучения: личносто-ориентированные; здоровьесберегающие, развивающее обучение; игровая технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология, компетентностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии,
Методы и приемы: создание игровой ситуации, совместная деятельность, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах, парах, создание ситуации успеха, исследовательская работа в парах, знакомство с новым материалом на ПК, задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения, игровые ситуации,

Тема урока: «Басни: Эзоп «Ворон и Лисица» и И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
Цели урока:
Образовательные:
-продолжить знакомство с художественным жанром - басней;
-добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни: находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли детей;
-обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И.А. Крылова на основе прочитанных басен.
Развивающие:
-развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, -выразительную речь;
-умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ
Цель использования ИКТ:
-предоставление наглядности;
-самопроверки;
-сообщения информации.
Оборудование: выставка книг баснописцев; карточки для самостоятельной работы; заготовленные листочки; «домики» с портретами баснописцев; ПК; электронная презентация, проектор; экран; таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1.
Основные учебные умения:
-умения принимать и решать учебную задачу;
-умения анализировать, сравнивать, классифицировать;
- контроль и самоконтроль, оценка и самооценка;
-работа в парах, самостоятельная работа
Круг чтения: стихотворные и прозаические произведения.
Тематика: произведения о нравственно - этических понятиях;
Жанровое своеобразие: басни стихотворные и прозаические.
Литературоведческие понятия: былина, мораль.
Восприятие литературного произведения: изучение произведений одного и того же жанра, особенности произведения (композиция, язык произведения, изображение героев), сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики, выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность: развитие интереса к художественному слову, «дописывание», «досказывание».
Навык чтения: чтение вслух, про себя, выразительное чтение.
Работа с текстом: осознание последовательности событий, вычленение главной мысли, определение поступков героев и их мотивов, сопоставление поступков персонажей и их оценка, выявление авторской позиции, своего отношения к событиям; работа со структурой текста, самостоятельная работа с текстом.
Читательские умения: самостоятельное определение темы, жанра, сравнение произведений.
Межпредметные связи:
-с русским языком: запись жанра, героев, морали;
-с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, использование красок для передачи своего отношения к героям;
-с уроками музыки: изображение животных под музыку
Ход урока

1. Организация начала занятия.

2. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному)
(Приложение. Презентация: Слайд №2).
Учитель: Выделите фамилии авторов с произведениями, которых мы будем работать? Их можно выделить из данного списка: И.А. Крылов, Э. Ю. Шим , В.В. Бианки, Эзоп.
(Дети оставляют И.А.Крылова и Эзопа, т.к. это баснописцы, а Шим и Бианки – известные детские писатели-природоведы).

3.Формулирование проблемы: определение цели и задач исследования.
-Перед нами два великих баснописца. Когда мы читаем их басни, то попадем в удивительный мир. Давайте вспомним, что же такое басня? (Слайд 3) (Короткий нравоучительный рассказ). Мы читали много разных рассказов о природе, о животных, о детях, о родине, о подвигах, давайте вспомним, о чем же рассказы Эзопа? Крылова?
(В их рассказах действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки и поведение. Рассказы поучительные, высмеивают недостатки людей: злобу, зависть, невежество, жадность, лень. Рассказы поучают, осуждают, высмеивают).
-Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.
(Презентация. Слайд 4).
-Крылов и Эзоп написали много басен. Отгадайте загадки и узнаете название басен, с которыми будем работать сегодня на уроке.
1) Учитель:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?... (Появляется изображение вороны).
2) Учитель:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... (Появляется изображение лисы)
(Учащиеся определяют названия басен Эзоп «Ворон и Лисица», Крылов «Ворона и Лисица»).
-Перед вами учебник и хрестоматия. Прочитайте название рассказа Эзопа («Ворон и Лисица») Крылова («Ворона и Лисица») Что заметили? О чем же пойдет речь на уроке? Чем мы будем заниматься?
Мы должны сравнить… найти… . А что мы должны сделать, чтобы сравнить басни?
(Прочитать, проанализировать, исследовать каждое произведение, сравнить героев, их поступки, мораль: найти сходство и различие.)
Вывод: (Слайд 6) цель исследования: сравнить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и басню Эзопа «Ворон и Лисица».
Задачи исследования: найти сходства и различия в содержании и построении басен: форма (запись) басен, заглавия, поведение героев, описание и их речь, мораль.
Тема исследования «Басни: Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
4. Составление плана исследования
-Мы с вами еще не знакомы с текстами басен. Можно ли догадаться, о чем эти нравоучительные рассказы, прочитав только заглавия? Выскажите свои предположения, о чем речь в этих баснях, кого подразумевают баснописцы под образами животных, какие недостатки людей высмеиваются по вашему мнению? Составим план нашего исследования:
План исследования: (Слайд 7)
1.Выдвижение гипотезы, предположения.
2.Выбираем методы исследования:
- подумать;
-спросить у людей;
-посмотреть в книгах.
3.Намечаем последовательность исследования.
-анализ домашнего задания;
-работа с учебником;
-словарная работа;
-анализируем басни поочередно;
-сравниваем басни;
-работа с рабочей тетрадью;
-самостоятельное обдумывание и принятие решения;
-работа в группах;

5. Проведение исследования. (Слайд 9)

1) Сбор, обработка информации.
а)Проверка дом задания:
Групповая работа, работа в парах.
1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
Что такое басня? Какие басни написал И.Крылов, Эзоп? Что знаете о Крылове, Эзопе?
-1 ряду раздаются карточки, в которые надо вставить слова из определения басни (Приложение 1)
-2 ряд на листочках заполняет названия басен и вставляет в карточки с портретами писателей – баснописцев.
-3 ряд готовит информацию о Крылове и Эзопе. (Крылов написал 205 басен).
Проверка проводится по рядам.
-1 ряд - Слайд 10
-3 ряд - Слайд 11

б) Самостоятельное чтение басни Эзопа. Слайд 12
Анализ басни: (у каждого ребенка заготовка таблицы «Сравниваем басни», которая заполняется по ходу работы)
-Какой показана лиса?
-А ворон?
-Почему?
-Как лисица заполучила тот кусок мяса, который нужен был ей?
-А Ворон как поступил?
-Чем эта басня похожа на рассказ?
-Что роднит басню со сказкой?
-Почему последнее предложение написано с новой строки?
-Какой рисунок вы бы нарисовали к басне Эзопа?
- Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?
- Сформулируйте её своими словами.
-Подберите пословицу, близкую к морали басни
(с опорой на учебник, раздел «Устное народное творчество» «Пословицы»)
Голова что чан, а ума ни на капустный кочан.
Ума - палата, а глупости - саратовская степь.
Пустой колос выше голову держит.
Один якал, якал да и заплакал.
Не все - то золото, что блестит.
-В каких случаях уместны такие пословицы? А мораль? (Басня уместна против неразумного человека)

в) Чтение басни Крылова (учитель).
а) Проверка первичного восприятия.
Вопросы:
-Понравилась ли басня? Чем именно?
-Что запомнилось?
-Все ли герои понравились?
б) Выводы: Слушая и читая басню, можем мы увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод - мораль (в начале или в конце), где дана главная мысль басни. Как вы думаете почему?

Физминутка:
Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.

г) Словарная работа.
Учитель: Перечитайте молча басню и найти непонятные слова.
( Презентация. Слайд №13).
-«лесть» - похвала, не соответствующее истине.
-«гнусна» - отвратительна;
-«пленил» – очаровал.
-«вещунья» - приносящая вести, прозвище вороны.
-«бог послал» - случайно нашла.
в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов.
Учитель: Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале, зачитайте).
-Как вы его понимаете? (Не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется, нужно быть честными и умными).

д) Сравнение басен.
(Сначала находим сходства).
-Сравните басни Эзопа и Крылова.
Выполнение задания в рабочей тетради с. 39, задание 1 «Выбор»
- Почему у Эзопа — Ворон, а у Крылова — Ворона?
(Ворон — птица мудрая и вещая; Ворона — глупа, но автор в шутку назвал её вещуньей, то есть предсказательницей.)
-Отчего же она не сумела “предсказать” судьбу сыра?
- Чем похож Ворон и Ворона?
-Образ Лисы у Эзопа не является ярким характером, она хитра — и всё. Крылов обогащает этот образ. Найдите обороты, которыми автор характеризует Лису.
Работа с учебником с. 57.
-Как начинается басня Крылова? Прочитайте. Как называется эта часть басни? Объясните. (Мораль - поучительная часть)
-Есть ли мораль у басни Эзопа? Прочитайте. Почему вы считаете, что это мораль?
-Сравните поучительные части у Эзопа и Крылова. Одинаков ли смысл басен Эзопа и Крылова? Какое человеческое качество осмеяно в басне Крылова?
-Почему басня Крылова длиннее, чем басня Эзопа?
-Какими вы представляете героев басни Крылова? Эзопа?
- Какую лисицу легче представить?
(Крылов был драматургом).
-Как в этой басне удалось заполучить сыр
-Что в басне сказочное, а что настоящее?
(Настоящее: животные: Лиса и Ворона, а сказочное: герои говорят, поют, танцуют)
- Над чем же смеются Эзоп и Крылов в своих баснях? (Над глупостью вороны).

Для определения различий дети заполняют таблицы (работа в парах). Первая строка: сравнивают по жанру, вторая – нахождение морали, третья – главные герои. (Приложение 4)
6. Подготовка отчета исследования:
-работа в парах, сравнение полученных таблиц;
Проверяют по таблице. (Презентация. Слайд 7)
-подготовка кратких сообщений по выполнению задач, поставленных в начале урока;
-работа в тетрадях на печатной основе (задания №1-4, с.39)

7. Подведение итогов исследования.
а) Защита перед сверстниками сообщения по проблеме (индивидуальная или групповая защита) - презентация исследования.
б) Обсуждение итогов завершенной работы:
-дать возможность желающим задать вопросы по сообщениям, а «исследователю» ответить на них:
- Понравилось, как читали басню?
- Хорошо мыслили, сравнивали?
- Какое сейчас настроение?
(рефлексия «Светофор»: «красный» - дело не понравилось (почему?), «желтый» понравилось, но не все (что не понравилось?), «Зеленый» - побольше таких дел)
Домашнее задание: Выучить басню Крылова наизусть.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск