№
урока
| Тема
урока
| Тип
урока
| Элементы
содержания
| Основные требования к знаниям,
умениям, навыкам учащихся
| Вид контроля/
самостоятельной
деятельности
| Домашнее
задание
| Дата
|
По
плану
| По
факту
|
1 четверть – 18 часов
|
1.
| Литература как искусство слова
| беседа
| Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
|
| Ответы на вопросы
|
| 04.09
|
|
Фольклор – 5 часов + 1 час р/р
|
2.
| Малые жанры фольклора
| Изучение нового материала
| Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
| Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества. Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора. Познакомиться с тематикой и художественными особенностями загадок.
Иметь представление о сказке как фольклорном жанре, художественных особенностях народной сказки. Вспомнить о делении сказок на три вида. События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки.
| Текущий контроль
|
| 06.09
|
|
3.
| Русские народные сказки.
«Хрустальная гора…». Волшебная сказка.
| Изучение нового материала и закрепление изученного
| Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
| Ответы на вопросы. Выразительное чтение.
Пересказ.
|
| 11.09
|
|
4.
| «Как старик домовничал». Бытовая сказка.
| закрепление изученного
| Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
| Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Видеть соответствия в сказках о животных у разных народов.
| Ответы на вопросы.
Пересказ.
|
| 13.09
|
|
5.
| «Лиса и тетерев». Сказка о животных.
| закрепление изученного
| Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
| Ответы на вопросы.
Пересказ.
|
| 18.09
|
|
6.
| «Пойди туда, не знаю куда…»
| внеклассное
чтение
| События и персонажи волшебной сказки. Поэтичность народной сказки.
|
| пересказ
|
| 20.09
|
|
7.
| Сочиняем сказку.
| Развития речи
|
|
|
|
| 25.09
|
|
Авторская и литературная сказка – 13 часов + 1 час р/р
|
8 – 9.
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.
Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина.
| Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина.
| Ответы на вопросы.
Выразительное чтение наизусть.
|
| 27.09
02.10
|
|
10 – 11.
| Е. Шварц. Сказка «Два клена»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Образы героев. Торжество добра и справедливости.
| Дать представление о личности и творчестве Е. Шварца. Познакомить с особенностями сказки-пьесы.
| Ответы на вопросы.
Чтение по ролям
|
| 04-09.10
|
|
12.
| Гофман. Сказка «Щелкунчик»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
| Дать представление о личности и творчестве Гофмана.
| Текущий контроль
|
| 11.10
|
|
13 – 15.
| Н.В. Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.
| Дать представление о личности и творчестве Н.В. Гоголя. Дать представление о фантастической повести. Иметь представление о художественных средствах. Знать, что такое юмор.
| Ответы на вопросы. Выразительное чтение фрагмента. Пересказ. Тест.
|
| 16,18,
23.10
|
|
16.
| Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством»
| Развитие речи
| Написание сочинения
|
| Сочинение
|
| 25.10
|
|
17 – 18.
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
| Дать представление о личности и творчестве М.М. Пришвина. Иметь представление о сказке-были.
| Ответы на вопросы.
Пересказ.
|
| 30.10
01.11
|
|
2 четверть – 14 часов
|
19.
| В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
| Дать представление о личности и творчестве В.М. Гаршине. Иметь представление о сказке-притче. Уметь отличать все изученные виды сказок друг от друга.
| Текущий контроль
|
| 13.11
|
|
20.
| В. Гауф. «Холодное сердце»
| Внеклассное
чтение
| Сказка «Холодное сердце»
| Дать представление о личности и творчестве В. Гауфа. Познакомить с его сказкой.
| Пересказ
|
| 15.11
|
|
21.
| Итоговый урок по теме «Сказки»
| Обобщения и проверки знаний по теме
| Тестирование по пройденному материалу за 1 полугодие
|
| Тест
|
| 20.11
|
|
Легенда – 7 часов
|
22.
| А.С. Пушкин. «Анчар»
| Изучение нового материала
| Специфика легенды. Её отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
| Иметь представление о легенде. Уметь отличать ее от сказки.
| Выразительное чтение
|
| 22.11
|
|
23.
| М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
| Вспомнить сведения о писателе. Иметь представление о поэтической легенде.
| Выразительное чтение
|
| 27.11
|
|
24 – 25.
| «Повесть временных лет»
| Изучение и закрепление нового материала
| Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предания. Проблемы авторства. Фольклорные элементы.
| Иметь представление о летописи как истоке древнерусской литературы. Видеть разницу между историческими фактами и преданиями.
| Ответы на вопросы
|
| 29.11
04.12
|
|
26 – 27.
| А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
| Изучение и закрепление нового материала
| Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
| Уметь находить в произведении легендарное и художественное. Определять летописную основу.
| Выразительное чтение фрагмента наизусть
|
| 06,11.12
|
|
28.
| Письменный ответ на вопрос
| Развития речи
| Письменный развернутый ответ на вопрос
| Уметь правильно и связно отвечать на поставленный вопрос.
| Ответ на заданный вопрос
|
| 13.12
|
|
29.
| «Легенда о Томасе Лермонте»
| Внеклассное чтение
| Легенда
| Иметь представление о легендах других народов
| Текущий контроль
|
| 18.12
|
|
Этот необычный мир…
|
Басни – 3 часа
|
30 – 31.
| И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська».
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
| Знать понятие басня. Отличать басню от сказок о животных. Уметь находить в басне аллегорические элементы и мораль.
| Текущий контроль
Выразительное чтение басни
|
| 20,25.12
|
|
32.
| Эзоп. Басни.
| Внеклассное чтение
| Басни
| Знать: кто такой Эзоп.
| Ответы на вопросы
|
| 27.12
|
|
3 четверть – 22 часа
|
Лирические стихотворения
|
Мир чувств – 3 часа
|
33.
| А.С. Пушкин. «Няне», «И.И. Пущину»
| Изучение и закрепление нового материала
| Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир переживаний.
| Уметь определять жизненные основы стихотворения. Уметь передавать поэтический мир поэта при чтении
| выразительное чтение
|
| 15.01.
|
|
34 – 35.
| М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Молитва»
| Изучение и закрепление нового материала
| Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь передавать поэтический мир поэта при чтении
| Ответы на вопросы
Выразительное чтение наизусть
|
| 17,22.01
|
|
Мир природы – 9 часов + 1 час р/р
|
36 -
37.
| А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику».
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
| Знать понятие лирическое отступление. Уметь находить его в стихотворении.
| Ответы на вопросы
Выразительное чтение наизусть
|
| 24.29.01
|
|
38 – 39.
| Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
| Знать понятие образ. Уметь определять его в стихотворении.
| Ответы на вопросы
Выразительное чтение наизусть
|
| 31.01
05.02
|
|
40 – 41.
| Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
| Знать понятие сюжет. Уметь определять его в стихотворении.
| Ответы на вопросы
Выразительное чтение фрагмента.
|
| 07,12.02
|
|
42.
| И.А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
| Знать понятие образ, композиция. Уметь определять их в стихотворении.
| Ответы на вопросы
|
| 14.02
|
|
43.
| С.А. Есенин. «Береза»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
| Знать понятие образ, композиция. Уметь определять их в стихотворении.
| Выразительное чтение фрагмента.
|
| 19.02
|
|
44.
| Г. Гейне. Стихи.
| Внеклассное чтение.
| Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений.
|
| Выразительное чтение фрагмента.
|
| 21.02
|
|
45.
| Сочиняем стихи.
| Развитие речи
| Рифма. Строфа.
| Познакомиться со строением стихотворной строки
| Текущий контроль
|
| 26.02
|
|
Роман, повесть, рассказ – 14 часов + 3 р/р
|
46 – 47.
| Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
| Знать понятие образ. Уметь отвечать на поставленные вопросы
| Текущий контроль
|
| 28.02
05.03
|
|
48 – 49.
| А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Человек в необычайной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
| Уметь отвечать на поставленные вопросы
| Ответы на вопросы
|
| 07,12.03
|
|
50 – 51.
| А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа.
Образ главного героя.
| Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя
| Ответы на вопросы
|
| 14,19.03
|
|
52
| И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
| Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя
| Текущий контроль
пересказ
|
| 21.03
|
|
4 четверть – 16 часов
|
53.
| И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
| Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя
| Текущий контроль
пересказ
|
| 02.04
|
|
54.
| Сочинение по рассказу «Бежин луг»
| Развитие речи
| Написание сочинения
|
| Сочинение
|
| 04.04
|
|
55.
| Ю.П. Казаков. Рассказ «Олень рога»
|
| Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
| Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя
| Ответы на вопросы
|
| 09.04
|
|
56.
| Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише»
|
| Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
| Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять основные темы произведения
| Пересказ
|
| 11.04
|
|
57 – 60.
| В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
|
| Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
| Знать понятие образ. Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя
| Текущий контроль
Пересказ
|
| 16,18,
23,25.04
|
|
61.
| Сочинение по рассказу «Васюткино озеро»
| Развитие речи.
| Написание сочинения
|
| Сочинение
|
| 30.04
|
|
62.
| О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих»
|
| Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.
| Знать понятие комическое. Уметь определять его в произведении.
| Текущий контроль
|
| 07.05
|
|
63 – 64.
| М.М. Зощенко. Рассказы.
|
| Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
| Знать понятие комическое. Уметь определять его в произведении.
| Ответы на вопросы
Пересказ
|
| 14,16.05
|
|
65.
| «Мы помним» Рассказы о ВОВ.
| Внеклассное чтение
| Рассказы о ВОВ.
|
| пересказ
|
| 21.05
|
|
66.
| Контрольная работа по итогам года
| Развитие речи
| Тестирование по пройденному материалу за 2 полугодие
| Проверить знания по пройденному материалу
| Тест
|
| 23.05
|
|
67.
| Итоговый урок
|
| Подведение итогов за год. Литература на лето.
|
|
|
| 28.05
|
|
68-70.
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
|
|