Скачать 372.92 Kb.
|
I. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089), с учетом требований Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 9 класс. В трех частях.» под ред. Г.И.Беленького. Программа рассчитана на использование учебника Беленького Г.И. Литература. 9 класс. В 2-х частях. Программа отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Министерством образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений. Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут: • осмысление литературы как особой формы культурной традиции; • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Данные цели обуславливают решение следующих задач: • развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся; • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания. Программа для 9 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 9 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний. Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах. Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. Ко времени обучения в 9 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 9 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в юнце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год. Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного изучения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса. В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Количество часов в 9 классе В год – 102 часа, из них на развитие речи - 10 часов Внеклассных чтений – 7 часов В неделю – 3 часа II. Содержание тем учебного курса. Введение (1ч.) Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении. I. Литература Древней Руси (3+1) Общая характеристика древнерусской литературы. Для чтения и изучения «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? II. Литература XVIII века (11+1) Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. Для чтения и бесед «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения. Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. Для чтения и бесед «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий. Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Литература XIX века (47+10+4) Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик Для чтения и бесед В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти связь земного с небесным». «Море». Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало…». А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина. «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе. Для чтения и бесед «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике. Для самостоятельного чтения «Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска». А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»). Для самостоятельного чтения «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка». Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века. Для чтения и изучения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. Для чтения и бесед Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое. Для самостоятельного чтения «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения. Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. Для чтения и бесед «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах. Для самостоятельного чтения «Бедные люди». Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. Для чтения и бесед «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица. IV.Литература XX века (22+2+1) Литература великих и трагических лет. А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения. В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве Для чтения и изучения «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения «Разговор на одесском рейде..» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения. Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!». С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка. Для самостоятельного чтения «Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…», и другие стихотворения. М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик. Для самостоятельного чтения «Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача». М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажа в портретных зарисовках. А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность). Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу) Зарубежная литература (5 ч.) Данте «Божественная комедия» (фрагменты). В. Шекспир. «Гамлет». И. Шиллер. «Вильгельм Телль». Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник». И. Гете. «Фауст» (фрагменты). III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
Дополнительная учебная литература
Календарно-тематическое планирование по литературе за курс 9 класса
|