Галкина Татьяна Викторовна
Урок русского языка для учащихся 4 класса по теме «Родительный падеж имен существительных» Предмет: Русский язык Учитель: Галкина Т.В. Класс 4 «А». Тема урока: «Родительный падеж имен существительных».
Место урока в теме – четвертый урок в разделе «Имя существительное». Единица содержания: применение способа определения падежей имен существительных на примере родительного падежа в словосочетаниях и предложениях. Цели урока: обучающий аспект: освоить способ определения падежей на примере родительного падежа имен существительных в словосочетаниях и предложениях, и применять его в практических упражнениях.
развивающий аспект: развивать мышление учащихся (умение анализировать, выделять главное, аргументировать при доказательстве своей точки зрения), развивать речь учащихся, требуя от них полных ответов, формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
воспитывающий аспект: воспитывать культуру общения и взаимодействия при работе в группе, согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательной (целеполагание, решение учебной задачи, анализ работы);
коммуникативной (работа в группе).
Тип урока: урок комплексного применения знаний. Этапы урока:
подготовительный;
комплексное применение;
итог на рефлексивной основе;
домашнее задание.
Граница знания и незнания
Учащиеся знают
| Учащиеся испытывают затруднения
| Падежи и падежные вопросы
Вопросы, предлоги, слово-помощник родительного падежа имен существительных, знают алгоритм определения падежа имен существительных.
| В определении падежей
Не знают трех основных значений, которые имеют имена существительные в родительном падеже.
|
Учебный материал: тема, таблички - «помощницы» у детей, таблица всех падежей, таблица родительного падежа, карточка способа определения падежей, задания для учащихся на карточках.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Подготовительный этап
| Задачи этапа:
организационный момент.
Обучающий аспект:
Постановка целей урока учащимися, повторение падежей с вопросами, способа определения падежей, орфограмм корня. Постановка учебной задачи.
Развивающий аспект:
Развивать память и речь учащихся.
Воспитательный аспект: соблюдение норм поведения, определение сферы своих возможностей.
Содержание учебного материала:
карточка с заданием (предложения об осени), таблица падежей с вопросами, карточка с алгоритмом определения падежей.
Межэтапные связи:
Выполнение первого задания было направлено на развитие речи учащихся, на выяснение знания падежей и падежных вопросов, умения определять падежи, умения объяснить орфограммы корня.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный
Формирование ключевых компетенций:
Учебно-познавательная: элементы обще-ученической деятельности (подготовка к уроку, выполнение заданий, умение объяснить свои действия).
Коммуникативная: навыки работы в коллективе, способы взаимодействия с окружающими.
| Вспомните и скажите, что делали на прошлом уроке?
Всегда ли и все уверенно определяют падежи?
Как вы думаете, зачем нам надо определять падежи имен существительных?
Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
Правильно, сегодня мы продолжим отрабатывать способ определения падежей и навыки грамотного письма.
А еще мы сегодня узнаем что-то новое об одном из падежей имен существительных.
| Предполагаемые ответы детей
| Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами, на которые они отвечают.
| В русском языке шесть падежей. Именительный падеж, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
| Сейчас вы выполните первое задание. Я продиктую вам предложения. Затем вы объясните написание некоторых слов и определите падежи имен существительных. Что будете делать?
После написания выходят к доске дают объяснения.
| Запишем предложения, определим орфограммы, определим падежи имен существительных.
| Как будете определять падеж имени существительного?
Осень пос.лилась в роще у р.ки. Ре.кий ветер сорвал последний лист с берё.ки. М.лчит роща.
Объясните орфограммы.
Как определяли падеж?
Сделайте вывод: помог наш способ определить вам падежи? Испытывали затруднения и в чем?
| Найти грамматическую основу
Найти слово, от которого к существительному поставим два падежных вопроса
По вопросам и предлогу определим падеж.
| 2.Этап комплексного применения знаний.
| Задачи этапа:
Обучающий аспект:
применять в стандартной ситуации способ определения падежей, в том числе родительного падежа имен существительных, получить углубленное понятие о трех основных значениях родительного падежа.
Развивающий аспект:
развивать способность анализировать, выделять главное, делать выводы, развивать речь учащихся.
Воспитывающий аспект:
Воспитывать умение соблюдать нормы поведения при работе в группе: согласовывать и координировать деятельность с другими участниками группы, решать общие задачи группы.
Содержание учебного материала:
словосочетания, предложения, карточки с падежами и вопросами, алгоритм определения падежей.
Межэтапные связи:
Внешняя логика: связь с учебным материалом, задания подобраны с учетом возможностей и интереса учащихся.
Внутренняя логика: задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся смогли определить три основных значения родительного падежа.
Формы работы: групповая
Методы: репродуктивный, продуктивный (частично-поисковый)
Формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательная: выполнение заданий, умение делать выводы на основе анализа, целеполагание;
коммуникативная: навыки работы в группе, способы взаимодействия в группе.
| Раздаются карточки для каждой группы.
На карточках написаны словосочетания. Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
|
| 1) книга девочки, гнездо орла, бежит к реке, письмо для брата.
| В первой группе «лишнее» словосочетание «бежит к реке». Здесь существительное в дательном падеже, а в остальных случаях – в родительном падеже.
| 2) конверт из бумаги, ходил с другом, привез из деревни, отошел от дома
| Во второй группе «лишнее» - «ходил с другом», существительное в творительном падеже, а остальные - в родительном.
| 3) поговорили о фильме, ваза из стекла, рисунок художника, посадили около школы.
| В третьей группе «лишнее» - «поговорили о фильме», существительное в предложном падеже, а остальные - в родительном падеже
| На что обратили внимание?
Каким способом пользовались при определении падежа? (Спросить у каждой группы)
| Во все группах остались словосочетания, в которых имена существительные стоят в родительном падеже.
| Кто догадался, о каком падеже нам предстоит узнать что-то новое?
| О родительном падеже.
| Что уже знаете о падеже?
В ходе ответов, на доске появляется схема:
Р.п.
нет кого? чего? (откуда?, где?, куда?)
От, до, из, без, для, у, с, около.
У родительного падежа есть еще и смысловые вопросы, но только по ним определить падеж нельзя, надо ставить два падежных вопроса.
Сегодня мы узнаем, какие три основных значения имеют имена существительные в родительном падеже.
1) Значение принадлежности кому-либо или чему-либо. (Конфета Маши)
2) Значение материала, т.е. из чего сделано. (Конфета из шоколада)
3) Значение места. (Конфета из коробки)
| Вопросы: кого? чего?, слово-помощник – нет, предлоги: от, до, у, с, для, около, без, из
| Каждая группа получает задание:
1-ая группа.
Замените словосочетания по образцу. Определите падеж существительного.
Берёзовый лист – лист берёзы, школьная тетрадь – тетрадь …, сосновая шишка – шишка …, директорский кабинет -….
|
| Определите, какое значение имеют имена существительные?
| Все имена существительные стоят в родительном падеже.
Имеют значение принадлежности кому-либо или чему-либо.
| 2-ая группа.
Замените словосочетания с предлогом по образцу. Определите падеж имени существительного.
Шерстяное платье – платье из шерсти, деревянный дом – дом из …, брусничный кисель – кисель из …, гороховый суп - …
|
| Определите, какое значение имеют имена существительные?
| Имена существительные стоят в родительном падеже.
Имеют значение материала.
| 3-я группа.
Составьте словосочетания, употребляя предлоги ОТ, ДО, У, С. Определите падеж.
Долетел …..(город), съехал ….(гора), отплыл ….(берег), стоял …..(калитка).
|
| Определите, какое значение имеют имена существительные?
| Имена существительные стоят в родительном падеже. Имеют значение места.
| Догадались, какое значение имеют имена существительные в первой группе, во второй, в третьей группе?
Подведите итог проделанной работы: о каких трех основных значениях узнали?
| Значение принадлежности кому-либо или чему-либо, значение материала и значение места
| Мы узнали только три значения падежа, а в русском языке их более десяти.
Как вы думаете, для чего нам это понадобится? Может это помочь при определении падежа?
|
| Запишите предложения под диктовку, определите падежи имен существительных.
У дороги росла большая береза. Цветы яблони пахучие и красивые. Вчера сестра привезла варенье из вишни. Домик лесника стоял на краю деревни.
Что еще может помочь при определении падежа?
|
Есть предлоги только родительного падежа. (ОТ, ДО, У, БЕЗ, ИЗ, ДЛЯ, ОКОЛО)
| 3. Итог на рефлексивной основе
| Задачи этапа.
Обучающий аспект:
Применение способа определения падежей, в т.ч.родительного падежа, умение анализировать свою деятельность.
Развивающий аспект:
Развивать речь учащихся и способность делать выводы.
Воспитательный аспект:
Осознанное определение своих знаний и умений.
Содержание учебного материала:
Предложения, которые носят незаконченный характер.
Межэтапные связи
Внешняя логика связана с учебным материалом. Внутренняя логика связана с единицей содержания.
Формы работы: фронтальная
Методы: продуктивный
| Итак, расскажите, что знали о родительном падеже в начале урока. Что узнали в ходе урока?
На доске появляются предложения, которые не закончены. Детям предлагается их закончить (устно).
Сегодня на уроке я…..
Сегодня на уроке мне было легко…..
Сегодня на уроке я испытывал трудности….
То, что я узнал на уроке, мне пригодится…
|
| 4. Домашнее задание.
| Учебник стр.68, упр.123
Прочитайте задание в домашнем упражнении.
Кто считает, что после сегодняшнего урока он самостоятельно справится с домашней работой.
| РРУ на уроке - 10
РРУ домашнего задания – 0,92
|
Карточки с заданиями №1
Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
| Задание №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, определите падежи имен существительных.
М.лчат леса. Не вскрикнет птица.
В тр.ве, у края б.р.зды,
Таится рыжая л.сица.
Т.мнеют заячьи сл.ды.
(Т.Белозёров)
|
Карточки с заданиями №2
Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
1) книга девочки( ),
гнездо орла( ),
бежит к реке( ),
письмо для брата( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
1) книга девочки( ),
гнездо орла( ),
бежит к реке( ),
письмо для брата( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
1) книга девочки( ),
гнездо орла( ),
бежит к реке( ),
письмо для брата( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
1) книга девочки( ),
гнездо орла( ),
бежит к реке( ),
письмо для брата( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
2) конверт из бумаги( ),
ходил с другом( ),
привез из деревни( ),
отошел от дома( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
2) конверт из бумаги( ),
ходил с другом( ),
привез из деревни( ),
отошел от дома( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
2) конверт из бумаги( ),
ходил с другом( ),
привез из деревни( ),
отошел от дома( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
2) конверт из бумаги( ),
ходил с другом( ),
привез из деревни( ),
отошел от дома( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
3) поговорили о фильме( ),
ваза из стекла( ),
рисунок художника( ),
посадили около школы( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
3) поговорили о фильме( ),
ваза из стекла( ),
рисунок художника( ),
посадили около школы( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
3) поговорили о фильме( ),
ваза из стекла( ),
рисунок художника(…),
посадили около школы( ).
| Выберите «лишнее» словосочетание, предварительно указав падеж. Обоснуйте свой ответ.
3) поговорили о фильме( ),
ваза из стекла( ),
рисунок художника( ),
посадили около школы( ).
| .
Карточки с заданиями №3
1-ая группа.
Замените словосочетания по образцу. Определите падеж существительного.
Берёзовый лист – лист берёзы, школьная тетрадь – тетрадь …, сосновая шишка – шишка …, директорский кабинет -….
| 1-ая группа.
Замените словосочетания по образцу. Определите падеж существительного.
Берёзовый лист – лист берёзы, школьная тетрадь – тетрадь …, сосновая шишка – шишка …, директорский кабинет -….
| 1-ая группа.
Замените словосочетания по образцу. Определите падеж существительного.
Берёзовый лист – лист берёзы, школьная тетрадь – тетрадь …, сосновая шишка – шишка …, директорский кабинет -….
| 1-ая группа.
Замените словосочетания по образцу. Определите падеж существительного.
Берёзовый лист – лист берёзы, школьная тетрадь – тетрадь …, сосновая шишка – шишка …, директорский кабинет -….
| 2-ая группа.
Замените словосочетания с предлогом по образцу. Определите падеж имени существительного.
Шерстяное платье – платье из шерсти, деревянный дом – дом из …, брусничный кисель – кисель из …, гороховый суп - …
| 2-ая группа.
Замените словосочетания с предлогом по образцу. Определите падеж имени существительного.
Шерстяное платье – платье из шерсти, деревянный дом – дом из …, брусничный кисель – кисель из …, гороховый суп - …
| 2-ая группа.
Замените словосочетания с предлогом по образцу. Определите падеж имени существительного.
Шерстяное платье – платье из шерсти, деревянный дом – дом из …, брусничный кисель – кисель из …, гороховый суп - …
| 2-ая группа.
Замените словосочетания с предлогом по образцу. Определите падеж имени существительного.
Шерстяное платье – платье из шерсти, деревянный дом – дом из …, брусничный кисель – кисель из …, гороховый суп - …
| 3-я группа.
Составьте словосочетания, употребляя предлоги ОТ, ДО, У, С. Определите падеж.
Долетел …..(город), съехал ….(гора), отплыл ….( берег), стоял …..(калитка).
| 3-я группа.
Составьте словосочетания, употребляя предлоги ОТ, ДО, У, С. Определите падеж.
Долетел …..(город), съехал ….(гора), отплыл ….( берег), стоял …..(калитка).
| 3-я группа.
Составьте словосочетания, употребляя предлоги ОТ, ДО, У, С. Определите падеж.
Долетел …..(город), съехал ….(гора), отплыл ….( берег), стоял …..(калитка).
| 3-я группа.
Составьте словосочетания, употребляя предлоги ОТ, ДО, У, С. Определите падеж.
Долетел …..(город), съехал ….(гора), отплыл ….( берег), стоял …..(калитка).
|
|