Уразаева Марина Николаевна
«Уроки литературы в подростковой школе»
Номинация «Литература и искусство»
учитель русского языка и литературы,
МБОУ "СОШ №1"
г. Гукинский, мкр.2, д.31, 8(34936)5-30-69
г.Губкинский, мкр.5,д.1,к.19, 89044551024
Урок
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - романтическое произведение
8 класс
Цель: познакомить учащихся с особенностями литературного направления—романтизм и научить находить черты романтизма в художественном произведении.
Результат работы: создание и презентация аргументированного выступления.
Задачи
| время
| Содержание деятельности
| Примечания
| Проверить домашнее задание
| 7 мин
| Дифференцированный опрос.
Дома вы самостоятельно углубляли знания о творчестве М.Ю.Лермонтова.
Вопрос к учащимся, имеющим низкий уровень развития речи:
Перескажите статью учебника о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Впервые поэт был сослан на Кавказ в 1838 году, за что?
Что из биографии М.Лермонтова на вас произвело особенное впечатление?
Вопрос к учащимся, имеющим достаточный уровень развития речи:
Почему ссылка поэта на Кавказ порадовала поэта?
|
| Развивать навыки поиска главной информации
| 5 мин
| Находясь на Кавказе, Лермонтов пишет «Мцыри» - романтическую поэму.
У вас на столах имеются определения термина «Романтизм». Выделите из него главные признаки, характерные для любого романтического произведения
| Приложение 1
- Герой-бунтарь, охваченный страстью, стремящийся к свободе;
-наличие вынужденных неординарных обстоятельств;
- уход от цивилизации, жизнь за ее пределами;
- противопоставление высоких чувств и низменных порывов;
- интерес к самобытности народа;
- стремление к единению с природой.
| Актуализировать имеющуюся информацию
| 3 мин
| Вспомним, как мы строим доказательную базу.
Докажите, что «Мцыри» - романтическая поэма, используя не менее 3 аргументов. (в сильном классе можно установить предел слов в выступлении - не менее 150 слов)
| Тезис (утверждение на поставленный вопрос).
Аргумент 1 (подтвержденный цитатой из текста).
Аргумент 2 (подтвержденный цитатой из текста).
Аргумент 3 (подтвержденный цитатой из текста).
Заключение.
| Развивать речь учащихся
| 5 мин
| Индивидуальная работа с текстом поэмы. Построение аргументированного ответа
|
| Развивать навыки рефлексии.
Подвести итоги работы
| 10 мин
| Презентация 2-3 текстов. Анализ представленных текстов.
|
Выставить оценки за работу
| Домашнее задание
| 3 мин
| Подготовить рассказ с опорой на текст поэмы о жизни главного героя – Мцыри.
|
|
Урок
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова
8 класс
Цель: обучить учащихся анализировать образ героя, используя жанр «Интервью».
Инструментарий: компьютер, проектор, запись видеоинтервью, Приложения 2А –2З
Результат работы: создание диалогового текста-интервью.
| Задачи
| время
| Содержание деятельности
| Примечания
|
| Ввести в тему урока
| 2 мин
| Фронтальный опрос с визуализацией на доске.
Сегодня мы познакомимся с новым жанром публицистики – интервью.
Где мы встречаемся с данным жанром?
Что это жанр?
| Ответы учащихся фиксируются на доске.
|
| Обобщить полученную информацию
| 2 мин
| Итак, подведем итоги, что же у нас получилось?
Дайте определение: Интервью – это…
| Слово состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями
Информация для учителя см Приложение 2
|
| Развивать навыки анализа текста
| 7 мин
9 мин
| работа в малых группах
Учащиеся объединяются по 4 чел.
Каждой четверке предлагается текст, из которого необходимо выделить главную информацию об изучаемом жанре.
Затем итоги работы зачитываются и визуализируются на доске в виде схемы.
| Приложение 2А-2З
Придумать схему
|
| Подготовить учащихся к самостоятельной работе по созданию интервью
| 5 мин
| Творческая индивидуальная работа.
Вы обратили внимание, что в интервью главное - продумать вопросы, которые наиболее полно могли бы раскрыть нам сущность, характер собеседника.
Мы с вами дома знакомились с содержанием поэмы М.Лермонтова «Мцыри»
Какие 3 вопроса вы бы хотели задать Мцыри?
Вопросы могут быть как по содержанию текста, так и на догадку, размышление.
В сильном классе можно воспроизвести через проектор интервью с киноактером, политиком.
| Вопросы позволяют создать ситуацию для того, чтобы почувствовать героя, его натуру.
Ввиду малого кол-ва времени. Интервью можно не анализировать, а просто сделать акцент на структуре, манере общения и способах передачи эмоциональной информации
| 10 мин
| Анализ текста из ролевых позиций
Представим себе, что
1-ый ряд корреспонденты
2-ой ряд Мцыри.
Корреспонденты задают свой вопрос, а наш «герой» отвечает, затем меняемся ролями. При ответе на вопросы по содержанию текста используются цитаты из поэмы. Вопросы не должны повторяться.
|
|
| Подвести итоги урока
| 4 мин
| Сложно ли было составлять вопросы и отвечать на них?
Что сегодня на уроке было для вас интересным
|
|
| Домашнее задание
| 1 мин
| Представьте себе, что вам заказали в одной из газет взять интервью у этого героя. Вам необходимо составить письменный текст -интервью с Мцыри, оформив его для публикации.
|
|
Урок
Природа в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
8 класс.
Цель: проанализировать картины природы в поэме «Мцыри», используя жанр «Экскурсии».
Инструментарий: Толковый словарь, компьютер, проектор, слайды с природой Кавказа
Результат работы: создание текста в жанре экскурсии по картинам природы в поэме
. Задачи
| время
| Содержание деятельности
| Примечания
| Проверить домашнее задание
| 5 мин
| Презентация фотографий, иллюстраций.
Дома вы еще раз перечитали поэму. Вам необходимо было подобрать к тексту поэмы иллюстрации картин, фотографии, отражающие описание природы в поэме. Какие картины природы Кавказа вам удалось найти?
Все иллюстрации представлены перед вами на доске.
| Желательно предварительно просмотреть найденные картины, фото. На уроке их можно представить через проектор
| Подготовить учащихся к составлению текста экскурсии: подбор текстов, содержащих описание природы
| 10 мин
| Групповая работа.
1 группа соотносит с текстом 2 иллюстраций
2 группа – со следующими 2
3 группа – со следующими 2
4 группа – со следующими 2
В сильном классе можно предложить найти, при помощи каких средств художественной выразительности поэт описывает природу Кавказа.
| Результаты работы представлены в Приложение 3
| Развивать речь учащихся, расширять словарь
| 5 мин
| Вы были неоднократно на экскурсиях в музее. Слышали, что экскурсоводы проводят экскурсию, используя профессиональную лексику. Давайте вспомним эти слова и дадим им толкование.
| Музей—учреждение, занимающееся собранием, хранением и экспонированием предметов
Экспонировать—выставлять
Экскурсовод –специалист дающий пояснение экскурсантам
Экспонат– выставляемый предмет
Экспозиция—размещение экспонатов
| Развивать навык составления речи в жанре «экскурсия», используя текст произведения и имеющиеся иллюстрации
| 15 мин
| Индивидуальная работа.
Мы провели с вами предварительную работу, которую обычно проделывают экскурсоводы перед проведением экскурсии. Следующий этап - Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, написание контрольного текста; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. Ваша задача составить текст экскурсии.
|
| Подвести итоги работы. Развивать навыки публичного выступления
| 5 мин
| Презентация текстов экскурсии из ролевых позиций экскурсовод – посетители выставки.
|
| Домашнее задание
|
| Читать и готовить устное выступление на тему: «Любовь в жизни И.С.Тургенева»
|
| |